Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Социально-культурные исследования




Социально-культурные исследования

Постановка проблемы

План исследований

Вторичная информация Первичная информация

Анализ и отбор

Накопление информации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Этапы диагностирования в социокультурных технологиях

/\

(предложение, прогнозы)

Выводы, интерпретации, осмысление

Построение таблиц, графиков

Среди них можно выделить такие критерии, как: -самодеятельность и инициативность проживающего в регионе населения;

-демократичность и гласность, развитость общественного мне­ния;

-многообразие и разнообразие коллективистских отношений; -развитость духовных потребностей и интересов; -деловой стиль и мажорный тон отношений; *

-наличие региональных традиций, традиций различных групп населения;

-новизна форм;

-эстетика интерьера и внешнего вида посетителей; идр

1. Что служит объектом в социально-культурных исследовани­ях?

2. Охарактеризуйте методы, используемые при проведении со­циально-культурных исследований.

3. В чем преимущества и недостатки вторичной и первичной

информации?

4. Что такое комплексное диагностическое исследование? Оха­рактеризуйте его составляющие и этапы проведения.

5. Что необходимо изучать, чтобы сделать результативной дея­тельность социально-культурного учреждения в работе с населением?

Литература ^

1. Акимова Л.А Социология досуга: Учеб. пособие. М.:МГУКИ, 2003.

2. Мосалев Б.Г. Методика и методология социологических исследований.

М.: МГУК, 1995.

3. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. М.:

Юрист, 2000.

4. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа,

методы. Самара: Самарский гос. ун-т, 1995.

5.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяс­нение, понимание социальной реальности: Учеб. пособие для вузов: М.: Добро-свет, 2000.

2.2. Технологии социально-культурной экспертизы1

Понятие «экспертиза» имеет латинские корни и означает иссле­дование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с предоставлением мотивированного заключения, и применяется в раз­личных отраслях знаний. Примерами могут служить врачебная экс-

Раскрывая тему параграфа, мы опирались на материалы докт. социол. наук, проф. В.В.Лукова («Технология социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА, 2002. С.76-93).

пертиза, судебная, бухгалтерская и другие виды экспертиз. В подоб ных экспертизах решаются задачи уточнения какого-либо явления подтверждения окончательного вывода.

Врачебная экспертиза решает задачи уточнения диагноза боль­ного, судебно-психиатрическая определяет вменяемость подсудимо­го, бухгалтерская - состояние финансовой отчетности и т. п. В по­добных случаях экспертиза, основываясь на мнениях специалистов конкретной отрасли, применяя методы, характерные для той или иной отрасли знаний, решает наиболее сложные, трудно формали­зуемые задачи.

Характерными чертами социально-культурной экспертизы, ак­тивно используемой в последние десятилетия, являются следующие:

-социально-культурные экспертизы представляют собой особый вид исследования;

-предполагается особый порядок их проведения, который за­крепляется специальными актами или законами;

-социально-культурные экспертизы применяются при проведе­нии диагностики, проектировании и составлении прогноза.

Однако главной чертой социально-культурной экспертизы явля­ется исследование такой задачи, которая плохо поддается количест­венному анализу, трудно формализуется. В этом случае требуется со­ставление заключения специалиста или специалистов, которые, опи­раясь на свои знания, опыт, интуицию, а иногда и просто «здравый смысл», способны восполнить существующий недостаток информа­ции.

В социально-культурных технологиях при решении многообраз­ных задач, трудно поддающихся точному расчету, широко применя­ются экспертные оценки, которые могут быть оформлены в двух ви­дах:

-заключения, которое делается при анализе какого-либо норма­тивного документа, проекта, программы;

-протокола итогового совещания специалистов.

-В основе этих документов должны быть следующие разделы:

-диагностика состояния объекта экспертизы;

-достоверная информация об объекте и социально-культурной среде, в которой он находится;

-варианты перспектив развития объекта, его измерений и влия­ния этих изменений на другие социально-культурные объекты;

^рекомендации для принятия управленческих решений и соци-Н0_культурного проектирования.

Эти разделы соответствуют основным функциям социально-культурной экспертизы:

1) Диагностическая функция решает задачи освидетельствова­ния объекта на момент исследования.

2) Информационно-контрольная функция представляет собой исследование информации о социокультурном объекте и его окруже­нии, чтобы установить достоверность этой информации, внести кор­рективы, если информация содержит искажения.

3) Прогностическая функция выявляет перспективы развития и возможные состояния объекта в предполагаемые сроки: ближайшие, средней удаленности или в отдаленной перспективе. Здесь же опре­деляются возможные сценарии достижения объектом выявленных

перспектив.

4) Проектировочная функция направлена на выработку реко­мендаций по результатам проведенной экспертизы и может служить основой для социально-культурного проектирования и выработки не­обходимых управленческих решений.

В качестве объектов социально-культурной экспертизы могут служить: социально-культурные явления и процессы, идеи, концеп­ции, социально-культурные ценности, социально-культурные инсти­туты, общности, организации, люди, документы, нормативные акты и

т.п.

Потребность в проведении социально-культурной экспертизы, когда то или иное явление или нормативный акт может оказать или оказывает отрицательное или положительное влияние на жизнедея­тельность людей, а у управленческого или принимающего решения

органа:

1) Нет ясности в понимании:

-возможных масштабов.влияния принимаемого решения или проводимой акции на жизнедеятельность людей;

-насколько различными будут последствия такого решения (ак-Ции, рекламной или какой-либо иной кампании) для разных социаль­ных групп, территорий, в различных социально-культурных услови­ях;

-какое ресурсное обеспечение, необходимо для получения пози­тивного результата планируемого решения.

2) Есть намерение:

-осуществить прогноз последствий проводимых решений в пр0| ектах социально-культурной деятельности;

-аргументированно противостоять внешнему давлению органц,| заций более высокого уровня или руководства социокультурного утЛ реждения, добиваясь выдвинутой аргументации и признания необхо,! димости внесения предложенных изменений;

-прибегнуть к оценке своих действий ведущими специалистами отрасли.

3) При наличии нескольких противоречащих друг другу реше­ний или многообразия представленных проектов возникает необхоя димость привлечь внешнего арбитра, чтобы отобрать наилучший ва-Ц риант.

Конечной целью проводимой социально-культурной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государст-1 венной власти и социально-культурных институтов задачам социаль­но-культурной политики, проводимой государством, интересам граж­дан, а также формирование предложений (рекомендаций) достижения этого соответствия.

Проблемы, которые нуждаются в проведении социально-культурной экспертизы, многообразны, и рассмотрение различных си­туаций экспертами должно быть ограничено четко сформулированны­ми конкретными задачами и точной целью предполагаемой деятельно­сти. Это позволит экспертам сузить рамки исследования и:

-дать аргументированное заключение о соответствии норматив­ных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решениям и деятельности органов местного самоуправления; дея­тельности социально-культурных институтов положениям проводи­мой государственной политики;

-выявить положения документов или факты деятельности, ко­торые могут иметь или имеют негативные последствия, и оценить ре­альные или возможные масштабы таких последствий;

-оценить нормативные акты, социально-культурные проекты на предмет их соответствия интересам граждан и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

-внести рекомендации по разрешению исследуемой проблемы. Субъектами экспертных оценок или экспертами могут быть ор­ганы государственной власти, негосударственные и коммерческие структуры, общественные объединения. Причем орган государствен­ной власти, формирующий заказ на экспертизу, выступает & качестве

«ного заказчика, а негосударственные структуры (органы мест-°° самоуправления, общественные объединения и т.п.) - в качестве Й° ернативных. Эксперты, проводящие альтернативные экспертные яки, входят в группу органов, принимающих решения.

другую группу экспертов составляют непосредственные испол-ители экспертного исследования:

-исследователи или исследовательский коллектив, куда входят высококвалифицированные, компетентные в данной отрасли знаний специалисты. К ним можно отнести ученых в области социокультур­ной деятельности, социологов, психологов, экономистов, юристов, деятелей культуры и искусства;

-практические работники социально-культурной сферы, долж­ностные лица, курирующие данную отрасль и обладающие значи­тельной информацией и опытом деятельности;

-авторитетная референтная группа, которая сама становиться объектом экспертного исследования, а ее мнения и поведенческие ре­акции исследуются как возможные варианты массовых реакций на

предполагаемое решение.

При оформлении заказа на экспертизу заказчик должен: -выявить и уточнить социокультурную проблему, подлежащую

экспертизе;

-определить цели экспертного исследования;

-выбрать формы представления итогов экспертизы.

Процедура заказа социокультурной экспертизы включает в себя ряд шагов, которые осуществляются в следующей последовательно­сти:

1) определение контуров проблемы проводимой экспертизы, ее

масштабов и сущности;

2) установление необходимости проведения экспертизы;

3) формирование частей заказа, формулирование целей, форм экспертного исследования, организационных деталей. Разработку ор­ганизационных действий, которые необходимо проводить в случае принятия окончательного решения о проведении экспертизы, в даль­нейшем заказчик передает организатору исследования:

4) Выбор модели экспертного исследования, который осуществ­ляется в зависимости от характера поставленных задач. В этом случае организатор исследования предлагает на утверждение заказчика со­став экспертной группы или одного эксперта для составления бизнес-плана по осуществлению исследования. Причем организатор не толь-

ко представляет заказчику комплекс планируемых мероприятий, но обосновывает свои расчеты и подбор конкретных экспертов.

5) В случаях неудовлетворения заказчиком предложений орга низатора возможны консультации по поиску согласия, а при невоз можности достижения его (согласия), заказчик меняет организатора или отказывается от проведения исследования.

6) При согласовании основных организационных вопросов за­казчик оформляет официальное решение о проведении соответст­вующей экспертизы, четко устанавливает параметры ответственности организатора и заключает с ним трудовые договоры. С конкретной группой экспертов, занятых в проводимом исследовании, организатор заключает контракты под свою ответственность.

Отбор экспертов проводится на основе самооценок и взаимных оценок экспертов. Отбор референтных групп ведется по принятым в социологии моделям выборки.

Однако даже самый тщательный отбор экспертов не всегда га- | рантирует исключение субъективного фактора, сказывающегося на результатах исследования. И чтобы снизить его воздействие, органи­затор может принять ряд необходимых для этого мер:

-может формировать не одну, а две и более группы экспертов;

-включает в исследование разные типы экспертов;

-использует в экспертном исследовании данные других иссле­дований;

-включает в число изучаемых материалов мнения оппонентов или независимых экспертов.

Рассмотрим организационные модели проведения социокуль­турной экспертизы, на которых может остановиться организатор ис­следования.

Модель «Рецензия»

Данная модель является наиболее распространенной и менее за­тратной, чем любые другие формы экспертного исследования. Форма модели «Рецензия» относится к традиционным формам экспертной оценки и включает в себя следующие этапы действий:

-заказ на рецензию лицу, выступающему в качестве эксперта;

-предоставление эксперту материалов, которые необходимо ре­цензировать; 9

-принятие рецензии в качестве итогового документами в случае его одобрения (утверждения) предоставить эксперту право выступить

обсуждении документа, решить вопросы оплаты за проведенную йоту, оформить при необходимости авторско-правовые документы; Р __в случае необходимости рецензия может быть отправлена экс-пту на доработку или переработку, а также перезаказана другому

Цбрн.;

эксперту.

Модель «Рецензия» не является гарантом объективности, и при

выборе заказчик может обезопасить себя компенсирующими вари­антами:

-во-первых, заказ на рецензию должен содержать перечень тре­бований, которые рецензент должен обязательно и однозначно вы­полнить, во-вторых, рецензия заказывается нескольким, обычно не связанным между собой экспертам;

-рецензии принимаются при обязательном условии выполнения

оговоренных требований;

-тексты рецензий обрабатываются привлеченными для этой це­ли специалистами, которые исследуют их социологическими метода­ми, принятыми в работе над документальными источниками;

-по итогам анализа экспертных оценок составляется акт экспер­тизы с предоставлением его заказчику.

К модели «Рецензия» могут быть привлечены и консультанты, когда рецензирование осуществляется в форме устной экспертизы.

Модель «Мониторинг»

Эта модель применяется в тех случаях, когда социокультурная экспертиза носит регулярный характер и исследование нуждается во

времени.

При осуществлении заказа на модель «Мониторинг» возможна

следующая последовательность действий:

-заказчик заключает договор о проведении экспертизы в форме мониторинга, оговаривая сроки проведения заказа, завязывая в орга­низационную цепочку: заказчик - организатор - исполнитель;

-эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, кото­рая автоматически применяется в тот или иной период, в том или ином регионе (например, после принятия того или иного правового акта или социокультурного проекта или в зависимости от повода -ежемесячно, ежеквартально и т.п.);

-по завершении работы заказчику по стандартной форме пред­ставляются результаты мониторинга, основанные на сравнении полу-ченных результатов с более ранними, полученными в таком

рядке.

По-

Сферы применения экспертной оценки модели «Мониторинг многообразны и эффективны в том случае, когда при сопоставлении тех или иных процессов или явлений используется достаточный, от­ражающий сущность проблемы накопленный материал.

Вал криминальных сюжетов, захлестнувший каналы ТВ, стал занимать столь много места в сетке передач, что создается впечатле­ние, будто все каналы разом переключились на «полицейскую вол­ну». Подобная ситуация особого восторга у зрителей не вызывает. Зритель устал от показа жизни и деяний криминальных авторитетов, мошенников, разного рода «отморозков», убийств, ограблений, бан­дитского беспредела. Эту тенденцию подтвердил опрос, проведенный «Группой мониторинг РУ». Социологи поинтересовались у сограж­дан, какие чувства вызывают у них телевизионные программы на криминальные темы. Выяснилось, что у пятой части респондентов результатом просмотра подобных программ становится появление «неуверенности в завтрашнем дне», у 19% - возникает «страх перед преступниками», 17% - испытывают «желание защитить себя», у 13% - ощущается чувство «беспомощности». И только 5% опрошенных показали себя отчаянными оптимистами, их не пронять никакими «страшилками», а просмотр подобного рода передач способствует появлению у них чувства «гордости за нашу милицию».

Полученные материалы могут служить поводом для серьезного размышления как органов внутренних дел, так и средств массовой информации. Это еще раз подтвердилось в ответах, полученных в ре­зультате того же исследования. На вопрос «Доверяете ли вы СМИ?» ответы россиян распределились следующим образом: -«да» - ответили 35%; -«нет» -40%; -«затрудняюсь ответить» - 25%.

Модель «Проект»

Эта модель применяется в том случае, когда необходимо решить группу смежных задач и экспертная оценка становится здесь как бы основой для проектирования желаемых результатов.

Реализация модели «Проект» предполагаем* выполнение сле­дующих организационных этапов:

- осознание заказчиком проблемы, ее формулировка и желание

ее разрешить;

-постановка заказчиком задач проведения экспертизы перед ор­ганизатором;

-осмысление организатором задачи и выбор адекватной органи-ационной схемы решений, составление для заказчика предложений по пеализации исследования, включая развернутый бизнес-план;

-обсуждение предложений организатора с заказчиком, принятие последним окончательного решения относительно поведения экспер­тизы по данной модели, включая утверждение порядка и гарантий финансового, материально-технического, информационного обеспе­чения, а также условий, при которых экспертное заключение будет одобрено, т.е. оговаривается уровень минимальных требований, предъявляемых к результатам исследования;

-привлечение организатором экспертов (эксперта), постановка задач перед ними, оформление договора относительно условий труда экспертов, форм вознаграждения за проведенную работу, включая вопросы охраны авторских прав, подписание договора между органи­затором и экспертной группой (или одним экспертом);

-работа организатора по ориентированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения креативных задач в творческом режиме. На этом этапе широко применяется система разработки «стратегии успеха» или коучинг (от английского слова «соасп» - тре­нировать, обучать). Задача данного этапа - помочь эксперту четко сформулировать свои цели, детально продумать каждый шаг к их Достижению, активизировать в нем (эксперте) необходимые для этого способности. Методы коуча заставляют самостоятельно думать, на­ходить причины успехов и неудач, осознавать цели, потребности и необходимые пути для их достижения;

-оформление результатов творческой работы с конкретными рекомендациями и ориентацией на требования к интерфейсу. Под ин­терфейсом следует понимать средства, обеспечивающие передачу информации в доступной для пользователя форме. Другими словами, интерфейс предполагает обеспечение информации в адекватной для понимания пользователя форме;

-переработка итогов экспертизы, ее уплотнение и систематиза­ция выводов;

-обработка организатором результатов, полученных от экспер­та;

-представление итогов экспертизы заказчику, составление акт приема полученной продукции, завершение отношений заказчика организатором и организатора с экспертами.

Модель «Проект» наиболее трудоемка в проведении экспертизы но она оправдывается тем, что итоги подобной экспертизы приобре­тают мультипликационный эффект, а экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управления со­циокультурной деятельностью.

При реализации этой экспертной модели решается и еще одна немаловажная задача - формирования творчески активного эксперта или экспертной группы, которые часто превращаются в инициаторов выдвижения социально значимых культурных идей и решений. Соз­данные подобным образом группы могут функционировать в течение нескольких лет, работая над одним или разными проектами.

Рассмотренные нами модели организационных форм социокуль­турной экспертизы не являются единственно возможными. На выбор организационно-деятельностных схем проведения экспертизы влия­ют: постановка и выбор заказчиком задач исследования, наличие и разнообразие ресурсной базы (кадровый состав, финансирование, ма­териально-техническая база), виды и формы социокультурной дея­тельности.

Для работы над экспертными заключениями могут использо­ваться различные технологические приемы.

В модели «Рецензия» организатор в соответствии с требования­ми заказчика может дополнительно разработать специальную памят­ку для эксперта. В ней находят отражение главные разделы и пункты, которые должны быть освещены в тексте заключения, а также пере­чень вопросов, на которые эксперт должен ответить в обязательном порядке.

Более сложные модели проведения экспертного исследования, такие как «Мониторинг» и «Проект» требуют и более сложной рабо­ты с экспертами. В этих случаях особое значение придается активи­зации креативных способностей отобранных специалистов, примене­нию в исследовании уже апробированных в социологии методов. Среди наиболее распространенных социологических методов метод опроса занимает одну из ведущих позиций.

Широко используются методики очной и заочной подготовки материалов. В первом случае заключение на основе проведенного ис­следования формируется в процессе непосредственного контакта экс-

в между собой и организатором. Во втором -итоговый материал 1 уставляется в виде докладной записки с систематизацией ответов опросным листам и т. п., предполагает формы заочного участия.

Методы очного анализа экспертного исследования выстраива­ются по следующей схеме:

-еще раз проговаривается реальная жизненная ситуация - объ­ект исследования, которую представляют в устной форме, причем можно использовать и диалогические формы преподнесения инфор­мации;

-в ходе обсуждения выявляются наиболее «узкие» места, опре­деляется проблема, выявляются наиболее характерные для нее сим­птомы, устанавливается ее типичность путем сопоставления с други­ми аналогичными проблемами. Несущественные детали, оказываю­щие незначительное влияние на разрешение рассматриваемой про­блемы, отбрасываются с целью сосредоточения внимания на главных вопросах. В ходе дискуссии определяются возможные варианты вы­хода из проблемной ситуации, обсуждаются возможные последствия предложенных шагов и формулируется наиболее адекватное реше­ние;

-результаты, полученные в ходе проведения подобной экспер­тизы, проходят повторную экспертную оценку в соответствии с об­щими правилами работы эксперта над заключением.

Этот метод имеет как положительные, так и отрицательные сто­роны. Из положительных моментов следует отметить то, что в ходе обсуждения проблемы эксперт не ограничен определенными рамками предполагаемого исследования и может самостоятельно формулиро­вать исследовательские задачи. Такой подход позволяет, при привле­чении группы специалистов-экспертов, получить различные вариан­ты ответов на обсуждаемые вопросы, уточнить и разнообразить круг обсуждаемых вопросов. Чем компетентнее и квалифицированнее экс­перты, тем глубже проведенный анализ предложенной проблемы.

К недостаткам рассматриваемого метода можно отнести упроще­ние задачи, на основе которой он выстраивается, отброс (отсечение) множества причин, факторов и условий, сведение к минимуму отбора закладываемых в исследование параметров. В то же время ориентация экспертов на сиюминутные зависимости, игнорирование долговре­менных и порой скрытных (латентных) процессов может привести к искажению выводов, полученных в ходе экспертизы. Достаточно интересна технологическая схема заочного мето экспертизы Дельфи, в основе которого лежит цель - преодолен» конформизма экспертов, что в конечном итоге позволяет оптимизм ровать качество результатов экспертизы.

Суть этого метода заключается в анонимности экспертов и осо бой процедуре, которая проходит в следующем порядке:

-каждый член отобранной экспертной группы по предлагаемой шкале дает числовую оценку предполагаемого для экспертизы явле­ния, события, объекта;

-организатор подсчитывает средний балл, а также показатель разброса между крайними оценками и сообщает эти цифры всем экс­пертам;

-экспертов, давших крайние оценки, просят обосновать пись­менно свои суждения по этому поводу. С полученными обоснова­ниями анонимно знакомят всех экспертов;

-второй, третий и последующие туры опроса экспертов прово­дят по аналогии; процедура завершается в том случае, когда интервал между крайними точками зрения будет достаточно узким, т.е. когда эксперты вплотную приблизятся к общей точке зрения по рассматри­ваемой проблеме и вариантам ее разрешения.

Этот метод предполагает и другие варианты, когда экспертам предлагается не провести оценку явления в баллах, а определить по­казатель разброса (интервала) между крайними оценками. Возможно ознакомление экспертов с аргументацией членов исследовательской группы, предоставление каждому члену группы не суммированного группового мнения по исследуемой проблеме, а лишь отдельных оце­нок изучаемой проблемы и т.п.

Однако и этот метод содержит в себе достоинства и недостатки. К первым относится то, что анонимность работы и письменная оцен­ка проводимой экспертизы создает такую ситуацию общения, которая снижает влияние на ее участников доминирующего мнения некоего большинства или наиболее авторитетного коллеги. Метод Дельфи по­зволяет решить сложные социально-культурные задачи и достичь по­зитивных и интересных результатов в анализе сложных социально-культурных проблем, выявлении важнейших причин из целого ряда причин какого-либо явления или в выделении важнейшего результата из группы полученных результатов.

К недостаткам метода Дельфи можно отнести то, что он все же не устраняет полностью стремления экспертов следовать мнению

пшнства, однако эти недостатки с определенными поправками

болы^*

т быть устранены. В последнее время этот метод находит самое

покое применение в экспертных исследованиях и достаточно эф-, ктивно может проявить себя в модели «Мониторинг».

Среди других методов проведения социально-культурной экс-ертизы применяются и такие, как метод экспертных оценок, метод «мозговая атака», организационно-деятельностная игра, метод сцена­риев и др.

Итоги проведенной экспертизы оформляются в заключительном

документе, который может быть представлен в нескольких формах:

-экспертного заключения, применяемого при анализе норма­тивных актов, принятых или готовящихся к принятию на различных уровнях государственной власти (местном, региональном, федераль­ном);

-экспертного наблюдения, которое применяется при формиро­вании общего представления о состоянии рассматриваемой проблемы и выработке итоговых рекомендаций;

-проектной разработки, когда задачи социально-культурной экспертизы выходят за рамки представления только экспертной оцен­ки. Однако подобная форма оговаривается при заключении договора. Инициатива представления экспертизы в форме проектной разработ­ки может исходить и от экспертной группы, располагающей высоким профессиональным и творческим потенциалом

Особенность подготовки конечного результата экспертизы при выборе любой формы заключается в том, что предусматривается двойное оформление итогов работы.

Во-первых, результаты экспертизы оформляются в формах и терминах, привычных для эксперта. Это своеобразный набросок за­ключения.

Во-вторых, после детального анализа первичного итогового до­кумента оформляется отчетный итоговый документ, в соответствии со всеми требованиями, оговоренными договором, с учетом требова­ний интерфейса.

Такое требование обусловлено тем, что научный язык, принятый в исследовательских кругах, может значительно отличаться от тер­минологии, принятой в сфере деятельности заказчика; именно на язык заказчика должна быть «переведена» профессионально выпол­ненная работа специалистов.

Показатели проведенной социально-культурной экспертиз можно считать эффективными, если:

-выводы, сделанные в процессе экспертного анализа, существен но повлияли на выбор или пересмотр ранее принятого решения, те экспертиза справилась со своей основной функцией «арбитража» Возможны варианты использования выводов экспертизы и в дальней­шей работе в области социокультурного проектирования;

-выводы, сделанные в ходе проведенной экспертизы, повлияли на выбор или пересмотр избранной стратегии, а предложенные рекомен­дации находят воплощение в практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.