Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы педагогического творчества




 

Творчество разнообразно. Для ориентации, изучения и применения разнообразных творческих проявлений необходимо их классифицировать по тем или иным основаниям. В литературе представлены различные подходы к типологизации творчества. Рассмотрим некоторые примеры.

П.В. Алексеев в качестве основания, принципа классификации берет принцип соответствия видов творчества видам деятельности. В результате он выделяет производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и другие виды творчества.[31]

В качестве основания типологии творчества можно взять его механизм. Г.А. Альтшулльлер указывает, что «По Гордону существует два вида механизма творчества: неоперационные процессы (в смысле «неуправляемые» - интуиция, вдохновение и т.д. и операционные процессы – использование разного вида аналогий. Нужно учить применению операционных механизмов. Это обеспечит повышение эффективности творчества и, кроме того, создаст благоприятные условия для проявления неоперационных механизмов».[32] Это дает возможность говорить о неоперациональном (интуитивном) и операциональном (рациональном) видах творчества.

Творчество, по мнению В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева, подразделяется «…на два вида: а) новаторство в сфере практики, основанное на глубоком понимании сути дела и на способности применять результаты учебной деятельности в поиске оригинальных и эффективных путей решения разного рода социально значимых проблем; б) новаторство в сфере научной деятельности и художественной культуры, основанное на развитом умении оперировать абстрактными категориями, результатом которого является обогащение имеющихся и создание новых духовных ценностей».[33] В данном случае в качестве основания взят уровень теоретической (практической) насыщенности творчества.

К видам творчества педагогов В.С. Безрукова относит «… моральное, дидактическое, технологическое и организационное».[34] Выделение видов творчества осуществляется в данном случае по нескольким основаниям.

По мнению Ю.С. Столярова, «Виды творчества... отличаются... уровнем новизны... решения».[35] По этому основанию можно говорить о репродуктивном, комбинаторном, продуктивном творчестве.

При типологизации творчества необходимо руководствоваться, с одной стороны, критерием полезности типологии, а с другой – возможностями компенсации типологического представления в описаниях принципов, уровней, механизмов, форм творчества и т.п.

Учитывая, что творчество это форма, а не сама деятельность, может быть поставлен вопрос о влиянии предмета деятельности на специфику творчества. Если предмет деятельности определяет особенности творчества, то целесообразно рассматривать базовые предметные типы творчества: социальное, интеллектуальное, художественное, биофизическое. Творчество в конкретной профессиональной деятельности будет представлять суперпозицию базовых типов творчества. Если же творчество инвариантно по отношению к конкретной предметной деятельности, то выделение базовых предметных типов творчества является бесполезным.

 

Связь творчества с понятиями «компетентность», «квалификация», «мастерство»

 

Творчество связано с понятиями «компетентность», «квалификация», «мастерство», «продуктивность» и другими. «Выдвижение на передний план проблемы человека как нравственной исторической личности, субъекта истории и социального творчества…, - указывает В.С. Шубинский, - предполагает переосмысление предмета педагогики: сейчас важно посмотреть на педагогику не столько как науку о воспитании и образовании, сколько как науку о мастерстве и даже искусстве воспитания».[36] Такая позиция, на наш взгляд, связана с недостаточно точным определением, с одной стороны, связи педагогического творчества (искусства) с педагогической деятельностью (воспитанием, обучением), с другой – с преувеличением роли мастерства в структуре педагогического профессионализма.

По мнению П.В. Алексеева, «…рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей».[37] В данном случае профессионализм рассматривается как структурный элемент творчества, а так же, как его внешнее условие. Следует согласится с тем, что творчество в значительной мере определяется интуицией и зависит от уровня нравственности профессионала.

М. М. Поташник считает, что «Полезно разобраться в соотношении понятий «педагогическое творчество» и педагогическое мастерство». Они близки, но не тождественны. Мастером принято считать работника, в совершенстве владеющего своей профессией, и мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и начинающий учитель, пока еще не ставший мастером».[38] В данном случае подчеркивается независимость творческой самореализации педагога от его возраста. Это говорит о том, что механизмы развития и формирования творчества и мастерства – различны и их следует учитывать в системах профессионального развития.

В работе «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» А.Г. Ковалев пишет: «… нельзя сказать, что самый образованный и знающий руководитель вместе с тем и самый лучший управляющий. Безусловно нет. Требуются еще способности, которые в сочетании с другими благоприятными качествами личности (моральные, характерологические, свойства темперамента и обеспечивают то, что называют искусством, т.е. «неповторимым», «оригинальным», «талантливым» ведением дел с высокой результативностью».[39] Образование, подготовка дает компетентность как один из важных элементов квалификации. Интеграция квалификации и способностей дает «ведение дел с высокой результативностью», т.е. профессионализм.

М.А. Вислогузова, раскрывая роль педагогических творческих зданий в системе подготовки учителя по теме «Педагогическое общение», указывает, что преподаватель должен раскрыть вопросы «… связанные с педагогической деятельностью и педагогическим общением, изучением стилей общения ученика и учителя…, изучением педагогического общения как творческого процесса».[40] Данное суждение указывает на творческий характер педагогического общения. Однако, в педагогическом общении столь же важно исполнительство - применение эффективных средств и методов, форм организации общения, реализация репродуктивных умения и навыков.

Проблема повышения «…качества научно-технических разработок напрямую связана с качеством труда исследователей, конструкторов, технологов, которое, - считают Г.С. Пирогов, Ю.П. Таран, - во многом определяется их квалификацией и уровнем творчества».[41] В данном случае авторы рассматривают квалификацию и творчество как рядоположенные понятия. В любой профессиональной деятельности в определенной мере реализуется исследовательский подход, в котором соотношение эмпирических и теоретических компонентов, уровень дискурсивности определяется спецификой профессии.

При рассмотрении вопроса о содержании начальной подготовки консультантов в книге «Управленческое консультирование» указывается, что мастерство консультирования включает умение анализировать и решать проблемы (в том числе методы творческого мышления), правильное поведение и общение, маркетинг информационных услуг и управление».[42] Важно обратить внимание на то, что мастерство включает как репродуктивные умения, так и продуктивные в зависимости от содержания решаемых проблем, от характера консультативной деятельности.

Творчество не есть нечто данное и неизменное. Оно возникает, развивается, функционирует, претерпевает кризисы и спады. «Всегда, на всем протяжении развития науки, - пишет П. В. Алексеев в работе «Творчество и познание», - шел поиск средств направленного и эффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством можно в известных пределах управлять».[43] Для теории и практики развития профессионализма важно учитывать возможности и ограничения, связанные с природой творчества как формы реализации профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

Педагогическое творчество выступает специфической формой профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся появлением «нового» как в объективном, так и субъективном планах.

Уровень педагогического творчества – это творчество, характеризующееся определенной, зафиксированной мерой появления «нового» в профессиональной педагогической деятельности, ее процессе и продуктах как в объективном, так и субъективном плане.

В структуре педагогического творчества можно выделить следующие элементы: 1. Иновативность. 2. Знания. 3. Мышление. 4. Интуиция. 5. Воображение. 6. Вдохновение. 7. Импровизация. 8. Умения.

Творческий процесс имеет циклический характер и представляет собой последовательность повторяющихся творческих актов, завершающихся либо успешно (инсайт), либо неуспешно (фрустрация).

В соответствии с доминирующей предметностью деятельности целесообразно рассматривать базовые предметные типы творчества: социальное творчество, интеллектуальное творчество, художественное творчество и биофизическое творчество. Творчество в конкретной профессиональной деятельности будет представлять суперпозицию базовых типов творчества.

Педагогическое творчество не является структурным элементом педагогического профессионализма. Оно выступает его особенностью, специфической чертой. Мера творчества детерминирована используемой педагогом методикой или технологией обучения, воспитания, профессиональной подготовки.

 

Литература

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.

Альтшулльлер Г.А. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ление, 1986.

Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Изд-во политической литературы, 1977.

Батышев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности//Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.

Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов/ Представлено В.В. Краевским//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67.

Брушлинский А.В. Мышление/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976. - C.315-341.

Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.,1970.

Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.

Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореферат. Дис. докт. Филос. Наук. – Минск, 1989.

Вислогузова М.М. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя/ Представлено М.А. Скаткиным//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.

Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Журнал Praxis. Belgrad,1967. №6-6.

Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М., 1986.

Кан Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

Клименко Л.И. О природе и типах интуиции // Вопросы методологич. науки. – Томск, 1971. – Вып. 1.

Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Изд-во политической литературы, 1978. С.197-198.

Краткий словарь по философии. – М.: Изд-во политической литературы, 1970.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992.

Маккиннон Д. Проблемы научного творчества ИНИОН АП СССР.М., 1980.

Мышление: процесс, деятельность, общение/ Отв. ред. А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 1982.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.

Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Спб, Воронеж: ИОВ РАО, 1995.

Петровский А.В. Способности/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.441-466.

Петровский. А.В. Воображение/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.342-360.

Пирогов Г.С., Таран Ю.П. Потребность в повышении качества творческого поиска/ Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989.

Платонов К.К. О системе психологии. М, 1972.

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., Высш.шк., 1973.

Понамарев Я.А. К теории психологического механизма творчества/ Психология творчества// Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. С.13-37.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 1987.-№1. Сер. «Педагогика и психология».

Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989.

Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) / Под ред. С.Г. Вершловского, Л.Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982.

Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990.

Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. -М.: Педагогика, 1972.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999.

Селезнев А.М. Место творчества в системе «Наука-техника-производство»//Диалектика и теории творчества. М., 1987.

Скакун В.А. Преподавания курса «Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990.

Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Педагогика, 1984.

Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов педювузов. – Саратов, 1968.

Управленческое консультирование: в 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.

Философский словарь. – М, 1972.

Философский словарь. М, 1989.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992.

Шубинский В.С. Вопросы разработки новой педагогической теории. - В кн.: новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(53) / Сост. И.К Журавлев, В.С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1989. С.8-9.

Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. – М.: Изд-во МГУ, 1989.


 

 

ОГУ РЦРО. Подписано в печать 11.09.2003 г.

Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ОГУ «РЦРО».

634050. Томск, ул. Татарская, д. 16.

 


[1] Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992. - С.18-20.

[2] Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С.55.

[3] Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С.393.

[4] Краткий словарь по философии. – М.: Изд-во политической литературы, 1970. - С.185.

[5] Платонов К.К. О системе психологии. М, 1972. - С.51.

[6] Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.,1970. - С.157.

[7] Брушлинский А.В. Мышление/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред.проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.C.315-341. - С.340.

[8] Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С.149.

[9] Мышление: процесс, деятельность, общение/ Отв. ред. А.В. Брушлинский. – М.: Наука, 1982. - С.284.

[10] Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С.149.

[11] Философский словарь. М, 1989. - С. 221.

[12] Алексеев П.В. Познавательные способности человека / Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.С.132-185. - С.173.

[13] Алексеев П.В. Познавательные способности человека / Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.С.132-185. - С.173.

[14] Клименко Л.И. О природе и типах интуиции// Вопросы методологич. науки. – Томск, 1971. – Вып. 1. – C.52.

[15] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999 - С.296.

[16] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999 - С.301.

[17] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер Ком, 1999 - С.303.

[18] Петровский. А.В. Воображение/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.342-360. - С.345.

[19] Петровский А.В. Способности/Общая психология. Учебник для студентов пед.ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1976.- C.441-466. - С.456.

[20] Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов педювузов. – Саратов, 1968. - С.72-73.

[21] Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М., 1986. - С.34.

[22] Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов/ Представлено В.В. Краевским//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67. - С.68.

[23] Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992. - С.15.

[24] Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: NB Магистр, 1992. - С.14.

[25] Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей-новаторов/ Представлено В.В. Краевским//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67. - С.67.

[26] Понамарев Я.А. К теории психологического механизма творчества/ Психология творчества// Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. С.13-37. С.18.

[27] Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С.393.

[28] Маккиннон Д. Проблемы научного творчества ИНИОН АП СССР. М., 1980. - С.209.

[29] Селезнев А.М. Место творчества в системе «Наука-техника-производство»//Диалектика и теории творчества. М., 1987, - С.100.

[30] Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. - С.20-21.

[31] Алексеев П.В. Творчество и познание / Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.С.185-199. - С.191.

[32] Альтшулльлер Г.А. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ление, 1986. - С.25.

[33] Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Спб, Воронеж: ИОВ РАО, 1995. - С.174.

[34] Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - С.129.

[35] Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников.- М.: Педагогика, 1984. - С.4.

[36] Шубинский В.С. Вопросы разработки новой педагогической теории. - В кн.: новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(53) / Сост. И.К Журавлев, В.С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1989. - С.8-9.

[37] Алексеев П.В. Творчество и познание / Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.С.185-199. - С.198.

[38] Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 1987.-№1. Сер. «Педагогика и психология». С.5.

[39] Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М.: Изд-во политической литературы, 1978. - С.197-198.

[40] Вислогузова М.М. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя/ Представлено М.А. Скаткиным//Новые исследования в педагогических науках, №2. – М.: Педагогика, 1991. - C.65-67. – С.67.

[41] Пирогов Г.С., Таран Ю.П. Потребность в повышении качества творческого поиска/ Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации/ Г.С. Пирогов, Ю.Н. Таран, В.П. Бельгольский. – М.: Профиздат, 1989. - С.8.

[42] Управленческое консультирование: в 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992. - С.306-307.

[43] Алексеев П.В. Творчество и познание / Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Вычш. шк., 1991.С.185-199. - С.199.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.