Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памятка практиканту по подготовке к уроку




1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2. Изучите методическую литературу по теме урока.

3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим.

4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы

5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.

7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадь, а также записей учителя на доске.

13. Оформите развернутый план-конспект урока.

ПОМНИТЕ!

1. Каждый урок должен учить думать, чувствовать, действовать.

2. Главное на уроке – работа учеников.

3. Истинный интерес к учению возникает у учеников не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

Задание 3. Проведите пробный урок, осуществите его самоанализ по схеме

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные. В) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных группу школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материла? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует выполнение нереализованного?

Задание 4. Подготовьте схему анализа пробного урока. Используйте его при обсуждении в своем выступлении. В выступлении охарактеризуйте:

а) свою подготовку к уроку, подбор и использование литературы, изготовление оборудования к уроку. Особо отмечает трудности, возникшие при подготовке, и их устранение;

б) последовательный ход урока (обязательно фиксирует отступления от плана, удачи и недостатки, их причины, вносит предложения по улучшению урока);

в) рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, освободился, какие знания и умения приобрел; нет ли повторения ошибок.

В процессе анализа отметьте замечания учителя начальной школы, обратите внимание на соответствие урока и недоработки, которые ему придется исправлять и доделывать. Также обратите внимание на замечания руководителя практики: на методическую выдержанность урока, на умение успешно применять основы соответствующей методики, на общепедагогические требования и качество урока с этой точки зрения.

Задание 5. Проведите по выбору: занятие в группе продленного дня, этическую беседу. Внеклассное дело.

Раздел V. Рефлексия деятельности

Задание 1. Выполните рефлексию собственной деятельности в ходе практики «Пробные уроки и занятия». Для этого сформулируйте ответы на следующие вопросы:

а) Чем интересна и чем сложна была для Вас эта практика?

б) Какие моменты практик вызвали наиболее яркие чувства?

Задание.2. Сопоставьте свою деятельность во время практики с полученными знаниями.

Задание 3. Оцените свою деятельность во время прохождения практики. Сформулируйте требования по ее организации

Примерный календарно-тематический план практики «Пробные уроки и занятия»

Дата Основные направления и содержание деятельности Формы и методы организации практики
  Ознакомление с задачами, содержанием, организацией педагогической практики Установочная конференция
1 неделя
1 день Знакомство со школой, деятельностью классного руководителя. Знакомство с младшими школьниками. Раздел І. Раздел ІІ.
2 день Знакомство с учащимися класса. Проведение фрагментарных наблюдений Раздел ІІ. Раздел ІІІ. Задания 3.1., 3.2, 3.3
3 день Знакомство с младшими школьниками. Проведение педагогических наблюдений Раздел ІІ. Раздел ІІІ. Задания 3.4., 3.5
4 день Знакомство с младшими школьниками. Проведение педагогических наблюдений Раздел ІІ. Раздел ІІІ. Задания 3.6., 3.7, 3.8
5 день Знакомство с младшими школьниками. Оформление психолого-педагогической характеристики. Проведение педагогических наблюдений Раздел ІІ. Раздел ІІІ. Задания 3.10
2 неделя
1 день Проведение педагогических наблюдений. Проведение фрагментов уроков по предметам. Анализ и самоанализ фрагментов уроков. Раздел ІІІ. Задания 3.9, 3.11 Раздел ІV Задания 4.1, 4.2
2 день Осуществление анализа работы учителя на уроке. Проведение фрагмента урока. Раздел ІV Задания 4.1, 4.2
3 день Проведите пробный урок. Оформите самоанализ урока Раздел ІV Задания 4.1, 4.2, 4.3, 4.4
4 день Посетите пробный урок сокурсницы. Проанализируйте урок по схеме. Раздел ІV Задания 4.1, 4.2 4.3, 4.4
5 день Проведите внеклассное дело, этическую беседу, самоподготовку в группе продленного дня (на выбор) Раздел ІV Задания 4.5
  Оформите документацию по практике, подготовьтесь к студенческой конференции Раздел V  

Оформление документации по итогам практики:

1. Выполнение заданий:

ü протоколы записи уроков;

ü конспекты пробных уроков и занятий;

ü анализ уроков;

ü самоанализ пробных уроков.

2. Проведение наблюдений и их фиксация в соответствии с предложенными схемами.

3. Отчет-самоанализ практика.

4. Заключение и оценка учителя и руководителя результатов прохождения практики (итоговый контроль – зачет; текущий контроль – наблюдение, анализ).

Примерные критерии оценки пробных уроков студентов:

Отличная отметка ставится при условии, если:

ü урок имеет определенную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;

ü на уроке сочетаются коллективная и индивидуальная работа учащихся, осуществляется дифференцированный подход;

ü на уроке применяется поисковая или частично-поисковая ситуация, которая моделируется с учетом возраста и уровня развития учащихся, применяются разнообразные методы и приемы обучения;

ü практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью, умеет использовать ТСО;

ü практикант умеет правильно распределять время урока.

Хорошая отметка ставится, если:

ü урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки, например:

1) студент не проявил необходимого умения в управлении классом;

2) в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов;

3) недостаточно стимулировалась и использовалась активность учащихся;

4) построение урока не соответствовало его теме и типу.

Удовлетворительная отметка ставится, если:

ü студент затрудняется самостоятельно провести урок, но основная дидактическая цель и план урока реализуются без существенных изменений;

ü на уроке применяются технические средства обучения, но студент не владеет ими достаточно свободно, нарушает требования к применению технических и наглядных средств обучения, не умеет работать с доской;

ü практикант испытывает затруднения при демонстрации опытов, не проявляет методической инициативы в процессе ведения урока и не может выйти за рамки конспекта урока;

ü имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет учащихся, допускающих ошибки.

Неудовлетворительная отметка ставится, если:

ü практикант допускает ошибки в изложении учебного материла, не достигается намеченная дидактическая цель;

ü на уроке не решаются воспитательные задачи;

ü студент не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;

ü практикант не готов к проведению урока.


ГЛАВА 6

ПРАКТИКА «ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.