Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет и его особенности




Культура общения, от которой во многом зависит, как отно­сятся к нам окружающие - коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти­кетсовокупность правил поведения, регламентирующих, что до­пустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» обще­ния и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным че­ловеком. Поведение в обществе должно опираться на общие прин­ципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна ре­шаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на­ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведе­ния, находят отражение в простых нормах этикета.

Учиться хорошим манерам и свободно владеть ими необхо­димо каждому. Но для педагога знание и соблюдение правил этикета является одним из обязательных элементов его профес­сионализма. Помимо того, что это — «ярлык», показатель уров­ня его собственной культуры, это, к тому же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим поведе­нием, или целенаправленно, в процессе воспитательной рабо­ты, должен передавать своим подопечным; причем не только ученикам-«малолеткам», но иногда и учащимся колледжей, и вполне взрослым студентам вузов. Поэтому данная глава содер­жит материал, который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в воспитательной работе с учащимися.

Существует много определений этикета, но все они выра­жают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:

• правила поведения (от «веды» — знание);

• правила вежливости (от «ведать», знать);

• правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);

культура поступков и манер («культурный» в отличие от природный, дикий» означает «созданный человеком, органи­зованный, упорядоченный»).

Этикету присущ ряд особенностей.

• Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры чело­века, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, ува­жение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная куль­тура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

• Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма про­явления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — че­ловек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «кра­сивые жесты».

• Этикет носит всеобщий характер, так как он распространя­ется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нель­зя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.

• Нормы этикета носят условно-согласительный характер, ха­рактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы — стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

• Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохра­нявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэто­му они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителя­ми не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

• Этикет отражает также специфические национальные особен­ности, поскольку различные народы вносили в этикет свои по­правки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответст­вуют историческим условиям жизни разных народов. Так, про­ведение праздников — Нового года или Рождества, свадебные обряды и дни рождения отмечаются у разных народов по-разно­му, отвечая их нравственно-эстетическим потребностям.

• Требования этикета не являются абсолютными, они отно­сительны и носят исторический характер; их соблюдение зави­сит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения усло­вий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше счи­талось неприличным, становится общепринятым и наоборот. По­ведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельст­вах, может быть уместным в другом месте и при других обстоя­тельствах.

Итак, этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков совокуп­ными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке. Исто­рия становления и зарождения европейского и отечественного этикета представляет для педагога интерес в двух аспектах — с точки зрения познавательного культурологического подхода и с точки зрения дидактического подхода — как материал для воспи­тательной работы с учащимися, дающий основание для сравни­тельного анализа этикетной культуры прошлого и настоящего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.