Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль юридических служб в ведении правовой работы




· Структура и штаты

· основные задачи

· правовой статус

 

Понятие правовой работы является ключевым. Деятельность любой организации регламентируется, пронизывается правовыми установлениями с разных сторон. Нормативные акты устанавливают правила, касающиеся почти всех аспектов деятельности корпораций. Предпринимательство, базируясь на ЧП началах, инициативе, вместе с тем регулируется огромным массивом публичных норм. Очевидно, что исполнение нормативных предписаний и запретов требует участия в этом руководящих подразделений и всего административного персонала фирмы. Ведет правовую работу не только юрист, а, прежде всего, старший и средний персонал фирмы. А остальные, неадминистративные работники? Участвуют ли они в правовой работе? Следует признать, что задачи таких работников далеки от правовой работы. Обязанности данной категории лиц состоят в соблюдении трудового договора и внутреннего распорядка.

· Руководство

· административный персонал

· все подразделения фирмы

 

Кто несет ответственность за ведение правовой работы, за ее состояние? Общую ответственность за соблюдение законов должен нести руководитель организации. Это вытекает, хотя и косвенно, из разделов УК и КоАП об ответственности за экономические преступления и правонарушения. Лишь когда исполнение какого-либо требования возложено руководителем на конкретное должностное лицо, то отвечать за нарушение будет это лицо. Упрекнуть за плохое состояние правовой работы только юриста не следует. Серьезным просчетом законодательства о предпринимательстве является отсутствие общего правила об ответственности руководителя за нарушения законности в рамках возглавляемой им организации.

 

Таким образом, задача обеспечения исполнения законов в деятельности корпораций сегодня не возложена непосредственно на руководителя, не предписана им. Такая практика порочна. В результате, издаваемые законы обычно игнорируются. Следовало бы установить, что лица, создающие организацию, руководящие ее работой, обязаны отвечать за соблюдение правовых установлений в деятельности возглавляемых ими структур.

 

Особую роль в организации правовой работы призваны играть юридические службы, однако их задачи и функции определяются в основном законодательством советского периода. Главный акт, который необходимо знать — это общие положения о юридическом положении и юрисконсульте. Оно утверждено постановлением Совмина СССР от 22.06.1972 №467. Лектор просит им обзавестись, оно помещено в приложении учебника. Оно не признано отмененным и может применяться с поправками на современное законодательство. Лекции основываются в основном на прошлом законодательстве, но нацеливают нас в будущее. В пункте 1 Положения указано, что для проведения правовой работы создается юридическая служба (очень неточная запись). Правовая работа проводится независимо от наличия юридической службы на фирме. Юрист выступает лишь организатором и исполнителем ряда задач. Понимание обязанностей юристов за 20 столетие претерпело существенные изменения: задачи юристов в разное время понимались по-разному. В пролом столетии было принято 3 положения о юридической службе (1925, 1964 и 1972). Первые 2 положения закрепляли консультативно-контрольные задачи юриста, исходя из идей 19 века. Юрист должен был давать устные и письменные консультации, представительствовать в суде и проверять законность подготовленных локальных правовых актов. Примерно на это нацеливало также положение 1964 года, а вот положение 1972 года коренным образом изменило обязанности и содержание деятельности юридических работников. Исходя из этого документа, юридическая служба должна пониматься и в настоящее время. Каждая предпринимательская организация может и обязана использовать общее положение, пока не издан современный закон о правой работе. Содержащиеся в общем положении требования могут предъявляться не только к штатным юристам, но и к любым юридическим работникам, в том числе привлекаемым по договору. Общие положения в пункте 2 устанавливает основные задачи юридических служб:

· соблюдение законности в деятельности организации

· активное применение правовых средств для модернизации деятельности и улучшения экономических показателей

· обеспечение правовыми средствами выполнения договорных обязательств, улучшения качества продукции, сохранности собственности

· защита прав и законных интересов организации

· разъяснение правовых положений руководству и сотрудникам, пропаганда законодательства

 

Обратить внимание на то, что в определении основных задач четко прослеживается 2 аспекта, 2 направления деятельности юридических служб:

· содействие исполнению и соблюдению законодательства

· использование, причем активное, правовых средств для решения хозяйственных задач.

Поэтому, если не понимать сущности правовых средств, не знать способов работы с ними, невозможно выполнять задачи, стоящие перед юридической службой, то есть профессиональную непригодность юриста, работающего на фирме.

 

Лекция 20.09.2013

 

Если адвокат не подчинен закону, не обязуется его соблюдать, он превращается в опасного для общества субъекта. Наша модель адвокатуры копируется с американской модели, но там возможность произвола адвокатов уравновешивает сильный суд, а отношение бизнесменов к адвокатуре в основном негативное. Адвокатура должна быть жестко подчинена закону. Есть еще один документ, о котором необходимо сказать: Справочник должностей руководителей и специалистов, утвержденный Минтрудом 21.08.1998 года №37. Следует учитывать, что при разработке конкретных инструкций юридических работников возможно расширение круга обязанностей по сравнению с Квалификационным справочником.

 

Структура и статус юридической службы определяется самими предпринимательскими организациями, их собственниками и руководителями. Вместе с тем, при решении указанных вопросов следует учитывать рекомендации, содержащиеся в нормативах численности юридических служб, утвержденных госкомтрудом, минюстом СССР и еще одной службой (посмотреть какой)11.12.1981 года. Более поздние нормативы, утвержденные 10.07.1990 года не были официально опубликованы. Они есть в Консультанте, ими можно пользоваться, но на них нельзя ссылаться в официальной переписке. Нормативы разработаны НИИ Труда путем определения трудозатрат и расчетов времени на выполнение основных операций, там указываются выполняемые юристами операции и необходимое время. Эти нормативы времени являются подспорьем для установления численности юридических служб. Некоторые статутные положения закреплены в статье 1 Общего Положения, в соответствии с этой нормой, юридическая служба создается в качестве самостоятельного структурного подразделения, юридического отдела или бюро, либо вводится должность старшего юрисконсульта и юрисконсульта. По установленному порядку, введение должности «старший» возможно, если работник осуществляет руководство исполнителями или если на него возлагается самостоятельный участок работы. На главных и ведущих юристов возлагается ответственность за исполнение работ по одному из направлений деятельности фирмы либо обязанность по координации и руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах. При численности 2 и более человек, юрслужба является отдельным структурным подразделением. Надо знать названные важные положения и опираться на них. Эти требования весьма важны для налаживания правовой работы, однако проводить их надо умело уравновешено.

 

Собственно службы действуют не только в традиционном виде. Практика породила большое разнообразие форм юридических служб. В крупных фирмах и банках, страховых организациях, создаются юридические управления, департаменты, сектора. Иногда вводятся должности заместителя гендиректора по правовым вопросам и правовой работе. Внутри таких управлений создаются отделы, подотделы либо группы по направлениям работы. Выполняемые задачи и функции, то есть конкретные обязанности определяются положениями о них. Распределение обязанностей между работниками регулируется приказами и должностными инструкциями. Наряду с юридическими отделами приходится вводить отдельные должности юристов в составе других структурных подразделений организации. Так обычно требуется введение самостоятельных должностей юристов в кадровых службах, в договорных отделах, отделах сбыта или реализации, кредитных отделах банков и ряде других. Практика показала необходимость постоянного наличия в них юристов и этого следует добиваться. Работая в других подразделениях, такой юрист может числиться в составе юридического отдела. Это позволяет более авторитарно исполнять требования закона. Хотя нередко юрист, работающий в неюридическом подразделении, оформляется на должность старшего специалиста или менеджера. Это зависит от уровня зарплаты и системы премирования. Отдельные должности юрисконсультов должны вводиться в территориально обособленных подразделениях фирмы. Юристы должны иметься в отделениях и филиалах организации. В отношении всех юристов головная организация должна осуществлять методическое руководство. Для юридического обслуживания небольших фирм могут привлекаться сторонние организации, они могут наниматься для постоянной работы либо для исполнения разовых работ. Отношения сторон определяются договором, в котором при постоянном характере обслуживания следует предусматривать выполнение всех, обозначенных в положении и квалификационном справочнике обязанностей. Закон этому не препятствует. Возможно использование услуг сторонних адвокатских коллегий и юридических фирм даже при наличии собственных юридических служб. Такая система называется аутсорсингом. Такая практика используется для решения сложных задач, с которыми собственный юротдел не справляется.

 

Развитие самостоятельных юридических организаций происходит в следующих формах. Закон об адвокатуре упорядочил и изменил формы адвокатских образований. Такими образованиями являются:

· адвокатский кабинет

· коллегия адвокатов

· адвокатское бюро

· юридическая консультация

Все адвокаты субъекта образуют адвокатскую палату. Собрание адвокатов избирает совет адвокатской палаты, который из своего состава выделяет Президента. Совет палаты занимается методической деятельностью, решает организационные вопросы. Члены президиума палаты получают зарплаты плюс гонорары за личное ведение дел. Закон закрепляет правило, согласно которому в каждом субъекте Федерации создается по одной палате. На Западе адвокатские фирмы строятся в качестве непредпринимательских организаций, обычно, некоммерческих партнерств. Учредители, старшие партнеры, являются владельцами фирмы и получают доход, нанимаемые сотрудники работают за зарплату. Вместе с тем, юрист, проработавший 10 или 15 лет получает право войти в дело, он становится старшим партнером и участвует в распределении прибыли организации. Наряду с адвокатурой, распространение имеют юридические фирмы, их деятельность пока специально не урегулирована. Они обслуживаю в основном предпринимательские организации. Их функции состоят в выполнении правовых работ и оказании правовых услуг для заказчика. В настоящее время они активно стали вести дела в арбитражных судах. Согласно АПК представителями в суде могут выступать штатные работники спорящих организаций и адвокаты, однако КСРФ признал то положение неконституционным. Деятельность юридических фирм будет меняться в сторону специализации выполнения определенных видов работы.

 

Согласно Указу Президента 1991 года «О министерстве юстиции», на минюст была возложена регистрация и выдача лицензий на оказание правовых услуг. Это правило утратило силу с изданием закона о лицензировании. Юридическая служба приобрела положение «безнадзорного скота». Лицензирование юридических услуг — это общепринятый в мире прием регулирования деятельности юридических фирм и адвокатов. С отменой лицензии контроль за ними был утрачен.

 

По данной теме найти:

· общее положение о юротделе и юрисконсульте

· нормативы численности

· квалификационный справочник должностей минтруда

 

 

Вопросы:

· основные задачи

· структура и штат

· организационное построение

 

 

Воздействие юридической службы на другие подразделения.

При организации работы юриста важно прежде всего выделять основные задачи юрслужбы. Они предусмотрены в пункте втором Общего Положения. Следует помнить, что на юридических работников не могут возлагаться обязанности не отнесенные к кругу задач. Данное правило закреплено в Общем положении. Наряду с основными задачами, Общее положение определяет функции, основные обязанности, юриста и конкретизирует порядок выполнения некоторых из них. Анализ должностных обязанностей юристов, как они закреплены в положении и справочнике, свидетельствует о том, что юридические службы непосредственно участвуют в правовой работе, однако правовая работа не тождественна работе юридических служб. Их смешивание недопустимо. Значительным достоинством общего положения служит то, что оно в пунктах 7 и 9 определяет виды работ, которые юридическая служба выполняет самостоятельно, собственными силами, неся ответственность за результат, в выполнении которых юридическая служба лишь участвует, но непосредственное исполнение и ответственность возложена на других лиц, выполнение которых организуется юристами, но непосредственное осуществление производится другими лицами. Это разграничение свидетельствует о необходимости участия в правовой работе всех должностных лиц и подразделений фирмы. Его значение также в том, что оно закрепляет реально сложившееся разделение труда, распределение обязанностей по проведению правовой работы между различными звеньями организации. Как конкретно выглядит это распределение обязанностей?

Первый блок составляют виды работ, которые юридическая служба обязана осуществлять сама. Так, юрслужба самостоятельно

· осуществляет правовую экспертизу (проверку соответствия закону проектов документов правового характера)

· принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушение законодательства

· обеспечивает методическое руководство правовой работой в организации

· подготавливает заключение по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации

· обеспечивает подготовку и передачу необходимых материалов в судебные органы

· представляет интересы организации в судах и других органах при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел

· ведет работу по анализу и обобщению судебных и арбитражных дел, обобщений практики заключения и исполнения договоров

· разрабатывает предложения по соблюдению договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшение хозяйственной деятельности

· принимает меры по возмещению ущерба организации

· подготавливает заключение о привлечении работников к ответственности

· осуществляет контроль за соблюдением порядка сертификации продукции, приемки товара по количеству и качеству

· обеспечивает информирование работников о действующем законодательстве, разъяснение законодательства и порядка его применения

 

Второй блок работ. Юридическая служба должна участвовать в выполнении другими подразделениями ряда обязанностей. Их выполнение одновременно возлагается на другие подразделения, однако юрист на равных началах, совместно, выполняет в соответствующей части данные обязанности:

· участвует в необходимых случаях в подготовке проектов приказов, инструкций, стандартов и других локальных правовых документов

· участвует в подготовке и заключении коллективных договоров и тарифных отношений

· участвует в мероприятиях по укреплению правовой дисциплины

· участвует в разработке и осуществлению мероприятий по укреплению договорной и отчетной дисциплины, обеспечению сохранности имущества

· в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов требующих принудительного взыскания

 

третий блок работы составляют те виды деятельности, которые юридическая служба организует, но непосредственное выполнение поручено другим подразделениям. Юридическая служба организует выполнение другими лицами:

· руководит подготовкой материалов по хищениям, недостачам, выпуска брака, нарушениях экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи материалов следственным и судебным органам

· организует учет и хранение законодательства и локальных актов, издаваемых руководством фирмы (нередко в организации никто не знает, где искать собрание законодательства РФ или бюллетень нормативных актов, где разбросаны собственные приказы и положения. Налаживание данное работы лежит на юристе, хотя непосредственно исполняют эту работу другие лица)

· организует изучение должностными лицам нормативных актов, занятия обычно проводятся другими лицами, специалистами по соответствующим вопросам

 

Важнейшие из перечисленных обязанностей должны включаться в положения о юридических отделах. Понимание существующего распределения дает еще одно преимущество: оно позволяет квалифицированно строить работу, грамотно составлять планы работы юротделов и юристов. У нас, с ликвидацией централизованного планирования, одновременно прекратилось и оперативное, текущее, планирование работы подразделений и специалистов. Между тем, план — это эффективный инструмент повышения организационного уровня работы, ее результативности. Потому оперативное планирование должно проводиться. За наличие и исполнение плана надо жестко спрашивать с подчиненных. Отсутствие планов — это показатель неумения или нежелания юриста надлежаще выполнять свои обязанности. Понимание разграничения различных обязанностей по правовой работе предполагает учет того плана работы юрслужбы. Так, в планах должны предусматриваться мероприятия:

· подлежащие выполнению собственными силами

· проводимые совместно с другими подразделениями, поэтому требующие предварительного согласования

· организуемые юрслужбой

Мероприятия в планах будут выглядеть как «выполнить» или «провести совместно», или «организовать». Соответственно, по-разному будет выглядеть круг исполнителей, порядок исполнения и необходимые результаты. Оценивая определение обязанностей юриста, нужно отметить, что сформулированы они во многом расплывчато и неопределенно. Скверно то, что в законодательстве не упоминаются новые должностные обязанности юриста, которые возникли с изменением методов хозяйствования. Речь идет о содействии внедрению рыночных методов хозяйствования на фирме, о модернизации производства, внедрении инновационных новшеств. Здесь, перед юрслужбой возникает целый комплекс обязанностей, вообще не упоминаемых в законодательстве и правовой литературе. Хуже того, из обязанностей юрслужб оказалось исключено применение правовых средств, потому что ученые-комментаторы и недоумки вообще не понимают, а что это такое. Исключены важнейшие обязанности организации работы по заключению хозяйственных договоров,без чего фирма не может существовать. Это снижает требовательность к юристам, создает предпринимателей иллюзорное впечатление, что они вообще могут обходиться без юристов. В результате ослабляется общий уровень законности и организованности хозяйственных отношений. Нынешние законы вообще не предусматривают необходимости участия юриста организации в соответствующих действиях, вообще не упоминают фигуру юриста. Не зря, в правительственных актах судебная система оценивается как неэффективная.

 

Для выполнения предусмотренных обязанностей, необходимо налаживание устойчивого постоянного взаимодействия юрслужбы с другими подразделениями и должностными лицами. Многолетняя практика выработала следующие основные способы такого взаимодействия: это те самые системные связи, которые обеспечивают осуществление деятельности, правовую работу:

· установление в положении о юрслужбе или должностной инструкции юриста их обязанностей, регулярно знакомиться в других подразделениях с состоянием хозяйственной деятельности, с балансом, с отчетностью, финансовыми показателями по банковским счетам, данными о дебиторской задолженности, понесенных убытках; для этого юрист обязан регулярно заходить в другие основные подразделения фирмы и интересоваться соответствующими документами; должна создаваться практика личных контактов, постоянных деловых отношений с руководителями и специалистами; для такой работы должно отводиться время;

· установление обязанностей других подразделений оперативно передавать юрслужбе сведения о возникших затруднениях или допущенных нарушениях для принятия правовых мер;

· участие юриста в совещаниях, созываемых руководителем организации по вопросам, имеющим отношение к правовой работе

· включение юриста в состав комиссий по хозяйственно-финансовым вопросам

◦ балансовой комиссии

◦ комиссии по непроизводительным расходам

◦ комиссии по оперативным вопросам

◦ другие

· установление обязанности визирования юристами документов, имеющих правовой характер

· регулярное проведение юристами ознакомлений или проверок по правовым вопросам в других подразделениях фирмы

 

Таковы основные, сложившиеся на практике способы взаимодействия юридической и дргуих служб фирмы. Они требуют закрепления их в положениях об отделах и в должностных инструкциях соответствующих работников. Они также могут устанавливаться отдельными приказами руководителя организации, причем устанавливаться как встречные, взаимные. В таких документах следует закреплять минимальную частоту, то есть сколько раз в квартал или месяц проводятся совещания или заседания комиссий, должны устанавливаться предельные сроки выполнения соответствующих действий, передач документов юристу, рассмотрение им материалов и дач своего заключения. Важно определять на фирме основные виды документов, требующих визы юриста. Чтобы сотрудники не лезли с каждой бумажкой для исправления грамматических ошибок и в то же время не проскочило что-то действительно важное. Надо устанавливать нормальное время для изучения и визирования документов, исходя из их сложности и объема. При неурегулированности этих вопросов начинаются конфликты и подсиживания. Сами способы взаимодействия следует применять в различных сочетаниях с учетом конкретных условий, нужно постоянное совершенствование приемов взаимодействования. Особой проблемой является организация юрслужбой исполнения другими звеньями обязанностей по правовой работе,она требует дополнительного освещения. Инициативой и усилиями одной юрслужбы, улучшения правовой работы не добьешься, поэтому в общем положении обязанности рассредоточены. С учетом этого, надо впрягать в правовую работу все связанные с нею подразделения и субъектов и действовать по принципу взаимодействия. Существенные сложности создаются ем, что юрслужба не наделена властно-распорядительными полномочиями по отношению к другим подразделениям и работникам. Такое нельзя признать правильным. Лектор полагает, что юрслужба должна быть наделена правом предъявлять обязательные требования к подразделениям или работникам за выполнение установленных законом обязанностей. В случае неисполнения такого требования, юрист должен иметь возможность обращаться к руководителю организации. Для главных бухгалтеров соответствующие полномочия предусмотрены законом, юрслужбы в данном отношении оказались в загоне, поэтому приходится искать другие решения. Хотя предложения о том, чтобы наделить юриста возможностями воздействия на другие службы, лектор предлагает вносить. Ведение юрслужбой организационной работы требует использования возможностей и полномочий руководителя фирмы. Надо оказывать воздействие, работая руками руководителя. Для этого практикуется

· принятие по инициативе юрслужбы приказов и распоряжений, предусматривающих обязанности других подразделений, связанных с правовой работой

· включение по инициативе юристов соответствующих обязанностей в положения других подразделений и должностные инструкции их работников

· включение по инициативе юристов в планы работы других подразделений проведения совместных мероприятий правового характера

 

Для проявления юристом инициативы по подготовке и изданию соответствующих документов, целесообразно использовать ситуации, когда в деятельности фирмы обнаружены недостатки контролирующими формами или в результате нарушений понесены убытки. В таких случаях руководитель активнее идет на принятие таких документов, тем более, что ему нужно отчитываться об устранении нарушений перед акционерами. Не овладев данной спецификой взаимодействия, нельзя успешно вести правовую работу и напротив: познание данных аспектов выводит юрслужбу на новый, более высокий уровень, повышает ее роль в хозяйственной и других сферах. Таким образом, работа юриста означает внесение правовой организованности предпринимательства, правовой упорядоченности, означает активное использование регулятивного потенциала и мощи правовых средств для повышения эффективности предпринимательства.

 

см. Пункты 2, 7 и 9 Общего положениях, квалификационный справочник минруда

 

Вопросы:

· виды работ, выполняемых юрслужбой самостоятельно, при участии, организуемых

· соотношение правовой работы и деятельности юрслужбы

· способы взаимодействия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.