Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология личности преступника. 1 страница




Социологические теории преступности.

Девиация и право. Социология правонарушения.

Понятие, виды и механизм правового поведения.

ЛИЧНОСТИ

 

 

Вопрос 1: Понятие, виды и механизм правового поведения

 

 

1.1. Понятие и виды правового повеления

 

В социологическом понимании правовое поведение обладает следующими призна-ками:

1) социальной значимостью;

2) подконтрольностью воле и сознанию индивида;

3) четкой регламентацией права;

4) подконтрольностью государству в лице его госорганов;

5) способностью повлечь юридические последствия (Кудрявцев В.Н. Современная социология права / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М., 1995. С. 164-165.).

 

Признак социальной значимости поведения указывает на то, что оно способно сказаться на развитии экономических, политических, социальных и иных отношений. Он выделяет правовое поведение среди массы других видов поведения, важных для личности, но не для общества. Способность повлечь правовые последствия, с точки зрения социологии права, выступает вторичным признаком, поскольку иногда юридические последствия наступают и в результате явлений, событий, которые не являются правовым поведением, например, в силу казуса (несчастного случая).

Очевидно, что не всякое поведение обладает сразу всеми указанными признаками. По-этому в социологии права есть и другая категория – «юридически значимое поведение» – использующаяся для обозначения неудовлетворяющего одному или нескольким призна-кам правового поведения. Например, действия невменяемого могут быть юридическими фактами, но, не будучи правовым поведением, юридической ответственности не влекут.

 

Правонарушение, зачастую в социологии права уравненное с преступлением, – это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Такое недопустимое, с точки зрения юристов, уравнение понятий правонарушения и преступле-ния происходит в силу того, что часть социологов и правоведов утверждает, что факт нарушения уголовного кодекса представляет собой искусственный, относительный показатель, и, следовательно, не соответствует требованиям науки, так как имеет место «случайный» характер и «не возникает органически». Криминологи также отмечают путаницу и многозначность понятия «преступление». Однако на сегодняшний день даже криминологи отмечают двусмысленность и неточность понятия преступления. Причинами этого выступают следующие моменты:

1) имеющееся понятие преступления не объясняет, почему одно и то же действие в разных странах квалифицируется по-разному: в одних как преступление, а в других нет;

2) содержание преступления прячется за тип и форму конкретно-исторической систе-мы законодательства;

3) наблюдается исторически, географически различная интерпретация вины, общест-венной опасности, противоправности, иногда морали;

4) имеющееся понятие преступления не объясняет, почему квалификация деяния от-дана на усмотрение законодателя, а потому очень субъективна – отражает инте-ресы экономической и политической элиты;

5) понятие преступления не объясняет такое массовое нарушение прав человека, как, например, репрессии.

 

Традиционно различают следующие виды правового поведения:

- по отношению к соблюдению правовых предписаний – правомерное и неправо-мерное (иногда говорят об объективно правомерном или объективно неправомерном поведении);

- по социальной значимости – желаемое, допускаемое и необходимое;

- по форме осуществления — в правоотношениях и вне правоотношений.

 

По отношению к правовой установке различают:

- объективно правомерно поведение, когда есть желания личности, а цели и средства их достижения соответствуют зафиксированным в праве нормам в силу внутреннего убеждении личности;

- ситуативно правомерное, когда желания, цели и средства их достижения формально совпадают в конкретной ситуации с требованием нормы лишь в силу обстоятельств, а не убеждения;

- законопослушное, когда желания, интересы и цели расходятся с требованиями права, и личность сознательно подчиняет свое поведение интересам нормы;

 

Также выделяют:

- ситуативно-случайное, когда отдельные правонарушения допускаются в силу незна-ния закона или ошибки в отношении к требованиям правовой нормы, в силу ситуации;

- внутренне обусловленное, когда проявляются внутренние убеждения, интересы.

 

Различают такие виды правового поведения, как конформизм, легализм и принуждение.

Конформизм наблюдается при способности достижения одобряемой правом цели правомерным способом. В результате имеем правомерное поведение индивида, характери-зующееся подчинением своего поведения требованию нормы в силу уважения к ней.

Легализм – это тоже поведение, оцениваемое как положительное, но только по мотивам выгоды одобрения нормы, без внутреннего уважения к норме вообще.

Принуждение как вид поведения соответствует общепризнанной норме, но исклюю-чительно в силу внешнего давления на индивида. Если принуждение ограниченно или отсутствует, то вероятнее всего, мотивы и потребности, пройдя через оценку сознания, установок и ценностей, приведут индивида к правонарушению как средству достижения правомерной цели (правонарушение). Другими вариациями принуждения могут быть ситуации, когда индивид отказывается от цели (ритуалист), меняет цель (мятежник, инноватор) или меняет свои потребности в угоду норме (ретритист). Схематично это можно представить так:

 

      Соответствие поведения норме   Одобрение нормы (правовое чувство)   Принципиальная позиция (уважение закона)   Внутренние и внешние факторы поведения
Конформизм + + + +
Легализм + + – + +
Оппортунизм + +
Девиация + – + –
Принуждение + + + –

 

 

1.2. Механизм правового поведения

 

Механизм правового поведения включает в себя следующие элементы:

1) потребности и интересы личности;

2) мотивы;

3) выбор цели и средств ее достижения;

4) оценку ситуации;

5) принятие решения;

6) поступок.

 

Исследователи установили, что нормы права как таковые непосредственно на пове-дение человека не влияют. Люди в значительной степени ориентируют свое поведение на определенные стереотипы, на групповое мнение (мнение эталонной группы). Эффект от правовой нормы раскрывается, если она пройдет следующие стадии развития:

- актуализацию в нормативном варианте скрытых жизненных целей индивида;

- осознание того, что новая норма более приемлема для достижения целей;

- фиксацию нормативного образца в обыденных стереотипах;

- отказ от прежней формы поведения.

 

Следовательно, норма должна изначально отражать интересы субъекта права. Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться такими внешними факторами, как содержание и форма предписаний, способность правоприменительных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций и их применением к правонарушителям. В мотивации правомерного поведения членов тоталитарного общества превалирует привычка пассивного выполнения правовых норм, дополняемая боязнью наказания.

 

В механизме правового поведения различают две стороны правового поведения:

- внешнюю, отражающую сам факт деяния (действия или бездействия);

- внутреннюю, отражающую мотивы, потребности, ценности, установки, которые определяют вид поведения.

Необходимо помнить, что сходные внешне типы поведения отличаются разным внут-ренним содержанием Только с учетом мотива можно понять подлинный характер право-сознания и поведения. Интересом называют осмысление человеком потребности и условий, а также средств к их удовлетворению. Суть интереса заключается в удовлетво-рении потребности.

 

Потребность – это устойчивое влечение человека, социальной группы или общества к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования (Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 160.). Потребности как первичная побудительная сила деятельности людей также являются важным слагаемым в определении типа поведения.

 

Выделяют потребности рационального и эмоционального уровня. Уровнями потреб-ностей выступают:

1) жизненно необходимый минимум для человеческого организма;

2) нормальные стандарты потребностей, присущие данному социальному статусу;

3) высший стандарт, уровень, который еще не стал нормой, но в перспективе ею будет;

4) извращенные потребности, удовлетворение которых противоречит развитию личности и интересам общества.

 

Природа человеческого бытия – это непрерывная цепочка удовлетворения широчай-шего круга потребностей. Неумолимы потребности, не только обусловленные биологи-ческой природой человека, но и высшие, сформированные в результате развития чело-веческой цивилизации (духовные). У каждого человека круг потребностей разный, но так называемый «закон потребностей» неумолим для всех. В силу этого А. Маслоу, автор данного «закона», считает, что неудовлетворенные потребности являются первоосновой девиации. Потребности стабильны, особенно низшего порядка. Проявление высших потребностей зависит от степени удовлетворения базовых потребностей первого круга.

 

Иерархия потребностей, определенная А. Маслоу (Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб., 1999.) и позже дополненная коллективом ученых во главе с В.А. Глазыриным (Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000. С. 298-313.), в обобщенном виде выглядит так:

1) потребности физического существования;

2) материальные;

3) социальные;

4) духовные потребности;

5) потребность во взбадривании, стимуляции.

 

К потребностям физического существования относятся потребности: в самосохра-нении; сексуальные; в свободе, независимости. Свобода в системе прав человека, будучи юридически обеспеченной равно правам, указывает на «негативные права человека», т.е. права, которые не зависят от позитивной обязанности государства, а указывают на правомочия индивида, обеспечивающие его свободу от государства, и, более того, осуществляются иногда даже против него. Физически обусловлены, по мнению А. Маслоу, потребность в движении, в трате физической энергии; в необычном, в адреналине; гедонические потребности.

Что касается материальных потребностей, то статистика свидетельствует, что основ-ным мотивом преступления является корысть. Именно неудовлетворенные материальные потребности, а не социальные и духовные, являются основой девиантного и делинквент-ного поведения.

К важнейшим потребностям принадлежат социальные потребности. Жизнь отдельного индивида – своеобразная фабрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне. Поэтому к группе социальных потребностей относятся потребности: в идентификации – потребность в чувстве единения с себе подобными; в принадлежности к определенной труппе; в социальной поддержке (например, даже со стороны дворовой компании); в самореализации – потребность проявить себя; в более высоком социальном статусе (в престиже, уважении, успехе, авторитете, чувстве превосходства); в лидерстве.

Недостижение самореализации крайне разрушительно влияет на личность. Считается, что самое большое несчастье в жизни – это неспособность состояться как личность, поскольку оно влечет отчуждение от социальных ценностей, нравственных норм. В западном обществе, которое действует как модель «Человек-Успех!», самым большим оскорблением считается сказать «Неудачник!». К символам успеха относятся: престижная работа, престижные машины и прочие атрибуты успеха. Стремление быть первым заложено в генетической памяти человека. Оно развивается и закрепляется всю жизнь. Ученые сходятся во мнении, что лидерами по природным качествам рождается не более 10-15 % всей популяции. Статистика свидетельствует, что в основе 75 % всех заказных убийств лежит желание быть первым, хотя любое преступление полимотивированно.

 

Механизм индивидуального правонарушения включает в себя потребности и инте-ресы личности (как правило, не противоречащие праву), мотивы, выбор цели и средств ее достижения, оценку ситуации, принятие решения и сам поступок. В механизме правового поведения деформации в поведенческой цепочке возникают, когда:

1) искажены потребности и интересы;

2) нормальные потребности входят в конфликт с имеющимися возможностями их легального удовлетворения;

3) есть деформация ценностных ориентаций (например, рецидивист может достичь социальной цели правомерным путем, но избирает противоправный);

4) имеется деформация на этапе принятия решения (аффект, ошибка в оценке ситуации, стресс).

 

Условия, сопутствующие правонарушению, – условия жизни и воспитания, конкретная ситуация и ситуативные условия, сопутствующие правонарушению.

 

Можно установить этапы становления противоправного поведения:

1) формирование личности с антиобщественной ориентацией;

2) формирование решения о совершении правонарушения;

3) реализация намерения.

 

Противоправное поведение может быть направлено на:

1) удовлетворение потребностей;

2) реализацию отдаленных планов;

3) разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных потенциальных потребностей;

4) уход от исполнения обязанностей (уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии).

 

Таким образом, механизм индивидуального правонарушения аналогичен механизму правового поведения, за исключением некоторых деформаций.

 

 

Вопрос 2: Девиация и право. Социология правонарушения

 

2.2. Девиация и право

Проблемы девиации исследовали Т. Парсонс, А. Коэн. Ныне эти проблемы являются предметом научных интересом Президента Международной социологической ассоциации М. Вевьерки. В Беларуси причины и формы проявления девиантного поведения иссле-дуют Н.А. Барановский и И.А. Лапина (Лапина С.В. Социология права: ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. Минск, 2008. С. 80.).

 

Девиация означает любое поведение, отклоняющееся от доминирующей в социальной среде нормы. Этот термин ввёл Р. Мертон. По мнению П.С. Самыгина и О.В. Степанова, девиация есть отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. Ростов н/Д, 2006. С. 165.).

 

Обращаем внимание, что понятие «девиации» является оценочным. Факт отклонения от нормы оценивается определенной группой, соблюдающей эту норму. Определить, является ли определенный поступок девиацией, нелегко. Это связано с тем, что стандарты, шаблоны поведения (социальные нормы) часто разнятся. Например, является ли нормой тот факт, что в обществе 60 % населения курит регулярно? Из оставшихся 40 % часть не курит вообще, а часть курит изредка. И хотя в данном обществе регулярно курит большинство, но все-таки курение вредно и ненормально для человека, поэтому оно не является нормой, а только нормой статистики.

Одни формы поведения одобряются одной группой и одновременно не одобряются другой. Их оценка меняется как но времени (подобно оценочному понятию «враги народа»), так и в пространстве (одно и то же действие в разных странах оценивается по-разному). Однако есть поступки, почти всегда вызывающие осуждение – криминальное поведение, сексуальные отклонения, наркомания, самоубийства всегда и однозначно демонстрируют отклонение и разрушительный момент в любом обществе. Однако только на этом основании трудно дать определение отклонениям. Ведь даже убийство в определенных условиях – во время войны – оправданно. С другой стороны, положительная девиация (героизм, гениальность) всегда могут внести вклад в развитие общества. В то же время обоснованно выражение: «Если все станут Чацкими, то обществу придет конец». Кроме того, само требование нормы может толковаться противоречиво.

 

На самом деле социальные отклонения играют диалектическую и не всегда негативную роль в обществе. Нормальная жизнь в обществе всех социальных структур возможна, если обеспечен социальный порядок, и в большинстве случаев поведение членов общества является предсказуемым, т.е. соответствует социальной экспектации. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от других, и должен быть уверен, что социальные институты работают адекватно: например, если человек обратится в милицию, то она его защитит от преступных посягательств, а не усугубит ситуацию. Девиация нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Если нарушения принимают массовый характер, то ведут к аномии (социальному хаосу), и индивид теряет чувство безопасности, уверенности в своих действиях. Общество может нормально функционировать, только когда большинство его членов принимает нормы поведения и соблюдает их. Жизнь по правилам – это действительно залог благополучия общества и его членов.

Но есть и другая сторона дела. Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму. Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, сейчас могли устареть. Если норма адекватно отражает потребности общества, то она способствует его росту, иначе – тормозит или дезорганизует развитие. И тогда получается, что анормальной является норма, а нормальным – отклонение от нее. Под воздействием внешних и внутренних факторов полюса в понятии нормы меняются. Отклонение, являясь приспособленческой реакцией на изменившиеся условия, способствует формированию новых норм. Вначале девиация непривычна, а затем становится нормой. Р. Мертон указывает, что если девианты преуспевают и на них не налагается никаких санкций, то девиация становится объектом для подражания, а далее – самой нормой. К слову, общество, которое терпимо относится к девиации, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией и дезориентацией в обществе. Избежать дезориен-тации можно, если индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства невелики и у населения есть шанс жить полноценной жизнью, например, в обществе равных возможностей. Если свобода не уравновешена равенством, и многие лишены самовыражения и самореализации, то девиация примет социально деструктивные формы.

 

Таким образом, девиация в обществе играет двоякую роль: с одной стороны, угрожает стабильности общества, а с другой стороны, – способствует формированию новых норм и тем поддерживает эту стабильность, не давая ей застояться.

 

Существуют следующие виды подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации:

1) социальный;

2) психологический;

3) психиатрический;

4) этнокультуральный;

5) возрастной;

6) гендерный;

7) профессиональный.

 

Соответственно подходам выделяют виды девиации и факторы, ей способствующие. Наиболее значимыми для социологии права являются следующие виды отклоняющегося поведения. По критерию психологической культуры различают девиации межкультураль-ные (например, депрессия) и культурно-специфические девиации (присутствующие в рамках одной культуры) со свойственными им подвидами.

 

В основу правовой классификации положен критерий видов правонарушений: преступления, административные проступки, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгии. Ростов н/Д, 2006. С. 175-178.). По критерию вида нарушаемой нормы и последствия девиация, согласно Е.В. Змановской, бывает: делинквентным поведением, т.е. уголовно наказуемым; асоциальным поведением – уклоняющимся от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивным поведением, разрушающим личность девианта на психологическом или соматическом уровне, представляющим угрозу для его жизни (суицид, экстремальные виды спорта и другие зависимости) – (Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. М., 2003.).

 

Социальные отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне. На индивидуальном уровне рассматривается конкретный поступок конкретного человека, либо акт деятельности коллектива; на массовом – совокупность актов такого вида, система нарушений социальных норм. На массовом уровне социальные отклонения выступают уже как элемент общественной жизни, как одна из ее сторон.

Индивидуальные негативные отклонения от норм приобретают качество социальных при следующих условиях:

1) одинаковая направленность таких отклонений в похожих группах людей в одинаковых условиях;

2) близость или единство причин возникновения таких отклонений;

3) наличие определенной повторяемости и устойчивости данного явления.

 

Таким образом социальные отклонения – это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе и отражают устойчивую тенденцию.

 

Среди многочисленных видов девиации целесообразно выделять девиации созида-тельной и разрушительной направленности (Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000. С. 180-187.).

Созидательная девиация (социальная инновация) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит, и адаптационном плане вектор эволюционного развития общества.

Девиация деструктивной направленности предполагает совершение человеком (соци-альной группой) социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (социальной страте, группе) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных полей, влекущих за собой сдерживание темпов развития обще-ства, разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.

 

Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, ее активной движущей силой является человек, точнее, внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения (Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло / О.С. Осипова // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 106-108.). Исследователи обращают внимание, что деструктивные формы девиации широко распространяются в обществах переходного типа.

 

Классификация социальных отклонений возможна и по элементам структуры. Неотъемлемыми слагаемыми девиации являются:

1) субъект отклоняющегося поведения;

2) норма, относительно которой происходит оценка поведения;

3) группа реагирования на отклонение.

 

Иногда структуру девиации рассматривают по юридической конструкции состава правонарушения (субъект, объект, субъективная и объективная стороны). В таком случае по субъекту поведения различают девиации граждан, должностных лиц, трудовых коллективов, неформальных и иных социальных групп.

По объекту девиаций выделяют отклонения в различных сферах общественной жизни, в отношении внешней среды или в отношении самим девиантам, в отношении к конкретным видам социальных ценностей и норм (жизнь, здоровье и т. д.)

По объективной стороне девиации рассматриваются как действие или бездействие с учетом всех сопутствующих им объективных условий.

По субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разными мотивами, целями, степенью предусмотрения и желанием наступления возможных последствий такого поведения.

 

К наиболее значимым факторам девиации относят:

1) на индивидуальном уровне – личностные мотивы;

2) на уровне социальных систем – социальное неравенство;

3) индустриализацию;

4) невыполнение социальных ожиданий.

 

Личностные мотивы, по мнению А. Коэна, являются определяющими для индивидов. Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что все люди в них в той или иной степени испытывают социальное напряжение. Однако большинство людей не нарушает общепринятые нормы. Другими словами, девиация есть личный выбор чело-века. Индивид решает, какую форму поведения избрать. И это решение во многом зависит от референтной (эталонной) группы, т.е. группы, которая в глазах человека является образцом.

Здесь есть варианты: во-первых, индивид может найти группу, где определенные по-ступки не осуждаются, и обратить ее в эталонную группу. Во-вторых, более решительный индивид может создать с единомышленниками новую группу, где он будет получать поддержку. Например, полицейский берет взятки в сговоре с сослуживцами. В-третьих, личность может действовать в одиночку, без поддержки окружающих, хотя это более тяжкий жизненный выбор для человека.

 

Индустриализация, по мнению А. Коэна, ведет к социальной неустроенности и разры-ву между возможностями и притязаниями индивида (Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним / А. Коэн // Американская социология. М., 1972. С. 290.). Э. Дюркгейм отмечал, что в результате индустри-ализации происходит дезорганизация территориальных общин, что крайне негативно влияет на человека (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. Одесса, 1990.).

 

Т. Парсонс, говоря о невыполнении ожиданий, отмечал, что поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и поведение окружения не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психо-логическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы может быть двоякой: приспособ-ленческой (активной, например, инновация) и отчужденной (пассивной, например, ритуализм) – (Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии / К.А. Феофанов // Социологические исследования. 190 № 5. С. 88.).

 

Р. Мертон различал следующие виды девиаций (нонконформизма):

1) инновационность (инновация);

2) ритуализм;

3) ретритизм;

4) бунт.

Под инновационностью понимается принятие общепринятых социальных целей, но не средств их достижения, – человек обходит или нарушает закон и моральные, институцио- нальные нормы (рэкет, грабеж, злоупотребления), после чего живет как добропорядочный гражданин.

Ритуализм – это ситуация, когда индивид не осмысливает социальные цели или отказывается от них, как недостижимых при имеющихся условиях. Требование нормы для него священно и непоколебимо. К данному типу поведения часто относят бюрократов или людей с неинтересной работой, с низкой зарплатой. Для правовой социологии это – недостойное поведение, даже при формальном соблюдении закона, поскольку оно неактивное и не раскрывает весь потенциал общественного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.