Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беспозвоночные 2 страница




1 – ______ 3 – ______ 5 – ______ 7 – ______

2 – _____ 4 – ______ 6 – ______

 

34. Дайте определения терминам:

 

Гетеротрофные организмы – _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автотрофные организмы – _________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миксотрофные организмы – ________________________________________________

______________________________________________________________________________

Органоиды – _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Таксисы – _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Инцистирование – _________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Трансмиссивное заболевание – ______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шизогония – _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бесполое размножение – ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

Промежуточный хозяин – __________________________________________________

______________________________________________________________________________

Окончательный хозяин – ____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Инвазионные заболевания – _________________________________________________

______________________________________________________________________________

Амёбоцит – ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Спора – _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

 

Занятие 4

Тема: Подцарство Многоклеточные (Metazoa)

Надраздел Паразои (Parazoa)

Тип Губки (Porifera, или Spongia)

 

 

Задание 1. Перечислите гипотезы происхождения многоклеточных

 

Колониальные: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Другие теории: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Изучите строение губок и заполните таблицу

 

Характеристика типов морфологического строения губок

 

аксон сикон лейкон
1 – поры 2 – жгутиковые камеры 3 – устье (стрелками показано ________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________

 

Задание 3. Запишите процессы жизнеобеспечения губок

Питание: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Размножение: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема: Строение пресноводной гидры. Систематика кишечнополостных

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство многоклеточные ______________________________________________

Надраздел эуметазои ____________________________________________________

Раздел лучистые _______________________________________________________

Тип кишечнополостные __________________________________________________

Класс гидроидные ______________________________________________________

Подкласс гидроиды _____________________________________________________

Отряд гидры __________________________________________________________

Представитель пресноводная гидра ______________________________________ _

Задание 2. Запишите характеристику классов кишечнополостных и перечислите подклассы и отряды

Класс Сцифоидные _ _______________________   Класс Коралловые полипы _______________________   Класс Гидроидные ________________________  
Отряды:     Подкласс:   Отряды: Подкласс: 6-лучевые кораллы Отряды: Подкласс: Гидроиды (гидра, обелия) Отряды: Подкласс: сифонофоры    

 

Задание 3. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение гидры

 


 

 

1 – щупальца с батареями

стрекательных клеток

2 – рот

3 – подошва

4 – гастральная полость

5 – стебелёк

6 – почка

 


 

 

Рис.6. Продольный разрез гидры

 


1 – эктодерма

2 – энтодерма

3 – опорная

пластинка (мезогдея)

4 – стрекательная

капсула

5 – группа

интерстициальных клеток

6 – железистая клетка

7 – гастральная полость

8 – эпителиально-мускульные клетки (пищеварительная функция)

9 – нервные клетки

 

 


 

Рис. 7. Поперечный срез гидры

 

1 – стрекательная

нить

2 – шейка

3 – стилеты

4 – капсула

5 – ядро

стрекательной

клетки

 

 

Рис. 8. Стрекательная клетка

 

Занятие 5

Тема: Контрольная работа

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте подцарство многоклеточных. _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем колониальные формы отличаются от многоклеточных? __________________

__________________________________________________________________________

3. Для чего необходима дифференциация клеток?

____________________________________________________________________________

4. Какие клетки в организме губок считаются резервными?

____________________________________________________________________________

5. Где происходит переваривание пищи у губок? ______________________________

____________________________________________________________________________

6. Какой тип симметрии характерен для кишечнополостных? ___________________

7. Что такое лучевая симметрия? ____________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Какие отделы различают в теле гидры? _____________________________________

____________________________________________________________________________

9. Что такое кожно-мускульные клетки? _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как передвигается гидра? __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие группы клеток различают в эктодерме гидры? Какие функции они выполняют? ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Как работают стрекательные клетки? ________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какие типы пищеварения характерны для гидры? _____________________

____________________________________________________________________________

14. Как у гидры осуществляется дыхание и выделение? ___________________

____________________________________________________________________________

15. Что такое диффузная нервная система? ______________________________

____________________________________________________________________________

16. Как размножается гидра? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Каково строение и размножение колониальных гидроидных полипов? ____

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Каково строение сцифоидных медуз? ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. В классах гидроидных и сцифоидных наблюдается правильная смена донного, сидячего, часто колониального полиплоидного поколения, размножающегося вегетативно, с поколением свободноплавающим, одиночным, медузоидным, размножающимся половым путём. Каково значение чередования поколений в жизни гидроидных и сцифоидных? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Изучите рисунок и сделайте к нему подписи.

Жизненный цикл аурелии

 


1 – _________________

2 – _________________

3 – ________________

4, 5 – _____________

6 – _________________

7 – __________________


 

21. Как происходит бесполое и половое размножение губок? _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Дайте определения терминам:

 

Колония – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Геммула – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Гермафродит – ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эктодерма – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Энтодерма – ____________________________________________________________

Стрекательные клетки – __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гастральная полость – ____________________________________________________

Планула – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Регенерация – ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Внутриклеточное пищеварение – __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жизненный цикл – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Медуза – _______________________________________________________________

Тема: Гребневики

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство многоклеточные ______________________________________________

Надраздел эуметазои ____________________________________________________

Раздел лучистые _______________________________________________________

Тип гребневики ________________________________________________________

Класс гребневики ____________________________________________________ ___

Задание 2. Заполните таблицы

 

Характеристика гребневиков

 

Форма тела    
Местообитания    
Размеры  
Жизненные формы  
Строение    
Размножение      
Жизненный цикл    

 

Сравнительная характеристика кишечнополостных и гребневиков

 

Типы, классы Гастральная полость Гонады Жизненные формы Развитие, жизненный цикл
Тип Кишечнополостные   _______________ __ Класс Гидроидные ________________ _            
Тип Кишечнополостные   ________________ __   Класс Сцифоидные   _______________ __          
Тип Кишечнополостные   _________________ _   Класс Коралловые полипы   ________________ _          
Тип Гребневики __________________   Класс Гребневики __________________          

 

 

Тема: Морфология и жизненный цикл сосальщиков

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство многоклеточные ______________________________________________

Надраздел эуметазои ____________________________________________________

Раздел билатеральные, или двустороннесимметричные _____________________

Подраздел бесполостные ________________________________________________

Тип плоские черви ______________________________________________________

Класс сосальщики (дигенетические сосальщики)

_________________________________________________ _______________________

Представитель печёночный сосальщик, или фасциола

________________________________________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте схемы строения печёночного сосальщика и его жизненный цикл

 


       
   
 
 

 

 

Рис. 9. Схема строения печёночного сосальщика


Пищеварительная система:

1 – ротовая присоска

2 – глотка

3 – пищевод

4 – ветви кишечника

5 – брюшная присоска

Половая система:

6 – желточник

7 – желточный проток

8 – семенник

9 – семяпровод


 

 

Рис. 10. Жизненный цикл печёночного сосальщика

 

1 – марита в печени крупного рогатого скота (окончательном хозяине)

2 – яйцо (вода)

3 – мирацидий (вода) – личинка, покрытая ресничками

4 – развитие спороцист

5 - развитие редий в промежуточном хозяине – малом прудовике

6 - развитие церкариев

7 – свободноплавающий церкарий (вода)

8 – адолескарий на водной растительности

Задание 3. Заполните таблицу

Характеристика печёночного сосальщика

 

Основной хозяин  
Заболевание, симптомы и распространение  
Поражаемые органы  
Промежуточный хозяин  
Пути заражения основного хозяина  

 

 

Занятие 6

Тема: Морфология и жизненный цикл ленточных червей

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство многоклеточные _____________________________________________ _

Надраздел эуметазои ___________________________________________________

Раздел билатеральные, или двустороннесимметричные _____________________

Подраздел бесполостные ________________________________________________

Тип плоские черви _____________________________________________________

Класс ленточные черви ________________________________________________

Отряд цепни ___________________________________________________________

Представители бычий солитёр, или невооружённый цепень

___________________________________________________________

свиной солитёр, или вооружённый цепень ____________________

эхинококк ________________________________________________

Отряд лентецы _________________________________________________________

Представители Широкий лентец _________________________________________

Ремнец ___________________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте схемы строения ленточных червей и их жизненные циклы

 

Рис.11. Внешний вид свиного солитёра __________________________________


1 – венчик крючков на хоботке

2 – присоска

3 – шейка

4 - стробилла

5 – проглоттиды незрелые

6 - проглоттиды гермафродитные

7 – проглоттиды зрелые


 

Рис. 12. Гермафродитный членик бычьего солитёра


1 – матка

2 – яичник

3 – желточник

4 – тельце Мелиса

5 – семяприёмник

6 – влагалище

7 – половая клоака

8 – семенники

9 – семявыносящий канал

10 – совокупительный орган

11 – канал выделительной системы

12 – поперечный анастамоз выделительной системы

13 – нервный ствол


 


 

 

1 - разветвлённая

заполненная

яйцами

матка

 

 


Рис. 13. Зрелый членик бычьего солитёра


                   
   
   
 
 
 
   
 
 
   

 


 

 


Рис. 14. Различные формы финн ленточных червей


1 – цистицерк

2 – ценур

3 – эхинококк

4 – цистицеркоид

5 – плероцеркоид


               
   
 
   
 
   
 

 


Рис. 15. Схема жизненного цикла свиного солитёра

1 – окончательный хозяин, в котором паразитирует половозрелая стадия

2 – яйца с онкосферой внутри (внешняя среда)

3 – онкосфера в промежуточном хозяине

4 – промежуточный хозяин с финнами – цистицерками (личиночными стадиями) и личинками, снабжёнными крючьями

 

 

Рис. 16. Схема жизненного цикла лентеца широкого

1 – окончательные хозяева (хищные – медведи, лисы, собаки и др.) и человек, в которых паразитирует половозрелая стадия (тонкий кишечник)

2 – яйцо (вода)

3 - яйцо с открытой крышечкой в водоёме (вылупление корацидия)

4 – корацидий (вода)

5 – онкосфера и процеркоид в первом промежуточном хозяине – циклопе

6 – плероцеркоид во втором промежуточном хозяине – рыбе


 


Рис. 17. Схема жизненного цикла эхинококка

1 – половозрелая особь в окончательном хозяине (тонкий кишечник собаки)

2 – зрелый членик

3 – яйцо (внешняя среда)

4 – онкосфера в промежуточном хозяине (человеке, корове, овце, свинье)

5 – финна – эхинококк в промежуточном хозяине

 

Задание 3. Заполните таблицы

Биология цестод




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.