Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол №9 от 9 марта 2003 2 страница




1 Первые два знака в обозначении означают номер серии и асинхронный тип двигателя. Последние два знака УЗ означают, что двигатели предназначены для районов с умеренным климатом и работы в закрытых помещениях с естественной вентиляцией (3-я категория размещения).

2 Буква А после первых двух знаков означает, что станина и щиты из алюминия; отсутствие буквы – станина и щиты чугунные или стальные. Далее располагается двух- или трехзначное число, обозначающее высоту от оси вращения в миллиметрах. После высоты оси вращения идут буквы L,M и S, характеризующие установочные размеры по длине станины, или буквы А и В, определяющие длину сердечника статора. Цифры 2,4,6,8 означают число полюсов.

Электродвигатели 4АР с повышенным пусковым моментом по ГОСТ 20818-75 применяют для привода машин, имеющих значительную пусковую нагрузку (например, в приводах конвейеров, глиномялок, компрессоров, плунжерных насосов и других машин с повышенным трением или значительными инерционными нагрузками).

Расшифровка полного обозначения типоразмеров двигателей серии 4А приведена в табл. 2. В табл. 3…, 4, 5 даны основные размеры и масса электродвигателей (рис. 1).


 

   
  Исполнение 1М 1081  
   
  Исполнение 1М 2081  
   
  Исполнение 1М 3081 Рисунок 1 – Электродвигатели серии 4А  
Таблица 3– Основные размеры и масса электродвигателей серии 4А (исполнение 1М 1081)
       

 

 

Продолжение таблицы 3 Таблица 4– Основные размеры и масса электродвигателя серии 4А (исполнение 1М2081)

 

Продолжение таблицы 4

 

Таблица 5– Основные размеры и масса электродвигателя 4А (исполнение 1М 3081)
Продолжение таблицы 5

1.4 Выбор электродвигателя

 

При выборе электродвигателя кроме синхронной частоты вращения и потребной мощности необходимо определиться с его исполнением, выбор которого зависит от типа и конструкции редуктора или коробки скоростей и условий компоновки привода.

Исходными данными на этом этапе проектирования привода служат: принципиальная схема привода (с указанием типов всех передач, входящих в его состав); вращающий момент на выходном валу редуктора (коробки скоростей) ; частота вращения выходного вала ; синхронная частота электродвигателя . Расчет потребной мощности привода , выполняется по заданной нагрузке на выходном валу и частоте вращения выходного вала с учетом потерь мощности в приводе от вала электродвигателя до выходного вала редуктора:

, (1)

где - общий КПД привода, учитывающий потери мощности на отдельных звеньях кинематической цепи привода,

, (2)

где – КПД звеньев кинематической цепи привода, ориентировочные значения которых приведены в табл.6.

Таблица 6 – Коэффициенты полезного действия различных механических передач

  Вид передачи КПД передач
  закрытых открытых
  Зубчатая цилиндрическая 0,96…0,98 0,93...0,95
  Зубчатая коническая 0,95…0,97 0,92...0,94
  Червячная при числе заходов червяка:    
    0,65...0,70 0,50...0,60
    0,70...0,70 0,60...0,70
    0,85...0,90 ____
  Цепная 0,95...0,97 0,90.. 0,93
  Фрикционная 0,90...0,96 0,70... 0,88
Ременная 0,94…0,97  
Пара подшипников качения 0,99…0,995  
Пара подшипников скольжения 0,98…0,99  
           

Для проектного расчета КПД червячной передачи можно принять приближенно:

.

По результатам расчетов - потребной мощности и синхронной частоте из табл. 2 подбирается электродвигатель со стандартной ближайшей мощностью. Перегрузка асинхронных двигателей допускается до 8%. При невыполнении этого условия следует брать двигатель большей ближайшей мощности. Для выбранного электродвигателя необходимо выписать из табл. 2…,3,4,5 следующие основные характеристики, которые представлены в табл. 7.


Таблица 7 – Параметры электродвигателя

Типоразмер двигателя Мощность Синхронная частота nc, мин-1 Рабочая частота nэд, мин-1 Отношение максимального момента к номинальному Тmax/Tном Диаметр вала электродвигателя dв, мм

Расчет потребной мощности электродвигателя в приводах с коробками скоростей производится по той же схеме.

 

1.5 Кинематический расчет привода

 

Исходными данными при выполнении кинематического расчета кроме заданной кинематической схемы привода являются синхронная частота вращения вала электродвигателя и частота вращения выходного вала редуктора или коробки скоростей.

Кинематический расчет привода состоит из следующих основных частей: определения общего передаточного числа; разбивки общего передаточного числа по ступеням; расчета кинематической погрешности.

1.5.1 Определение общего передаточного числа

Общее передаточное число определяется как отношение частоты вращения вала электродвигателя к частоте вращения вала редуктора (коробки скоростей):

. (3)

1.5.2 Разбивка общего передаточного числа по ступеням

Разбивка общего передаточного числа привода по ступеням при наличии ременной передачи между электродвигателем и редуктором (коробкой скоростей) заключается в назначении передаточных чисел ременной передачи и каждой ступени редуктора (коробки скоростей). Если же вращающий момент от вала электродвигателя передается посредством соединительной муфты, то выполняется разбивка общего передаточного числа по ступеням закрытой передачи. В каждом из перечисленных случаев общее передаточное число определяется соответствующей зависимостью:

(4)

(5)

где – передаточное число ременной передачи;

– передаточные числа соответствующих ступеней закрытой передачи ( – передаточное число быстроходной ступени , – в двухступенчатых передачах передаточное число тихоходной ступени, в трехступенчатых передачах передаточное число промежуточной ступени , – в трехступенчатых передачах передаточное число тихоходной ступени ).

Передаточное число ременной передачи следует назначить из стандартного ряда передаточных чисел (табл. 8), ограничиваясь значениями от 1 до 2 с целью уменьшения габаритов привода.

Номинальное значение передаточного числа редуктора (коробки скоростей) определяется по формуле

. (6)

Таблица 8 – Стандартные значения передаточных чисел (из ГОСТ 2185-87 и ГОСТ 12289-76)

1-й ряд 1,0   1,25   1,6   2,0   2,5   3,15
2-й ряд   1,12   1,4   1,8   2,24   2,8  
1-й ряд   4,0   5,0   6,3   8,0   10,0  
2-й ряд 3,55   4,5   5,6   7,1   9,0   11,2

После назначения стандартного значения передаточного числа ременной передачи уточняется частота вращения входного вала редуктора:

. (7)

В приводах без ременной передачи на входе в редуктор частота вращения входного (быстроходного) вала закрытой передачи равна частоте вращения вала электродвигателя:

. (8)

В этом случае номинальное значение передаточного числа редуктора совпадает с общим передаточным числом привода, рассчитанным по формуле (3):

. (9)

Передаточные числа зубчатых одноступенчатых передач приведены в табл. 8. Передаточные числа червячных передач также выбираются из стандартного ряда, значения которого приведены в табл. 9.

Таблица 9 – Стандартные значения передаточных чисел червячных передач (из ДСТУ2458-98 (ГОСТ2144-93)

      11,2 12,5         22,4  
  31,5 35,5               __

От разбивки общего передаточного числа в двух- и трехступенчатых редукторах (а также в коробках передач) в значительной степени зависят удобство смазывания колес и компоновки деталей, а также конструкция корпуса и его габариты. Универсальной рекомендации по разбивке общего передаточного числа по ступеням, удовлетворяющей всем указанным условиям, не существует. Выбор способа разбивки зависит от конкретных требований, которым должна отвечать конструкция: обеспечения минимальных габаритов редуктора, минимальной массы зубчатых колес, получения одинакового погружения зубчатых колес всех ступеней в масляную ванну, создания устойчивой наименьшей площади корпуса редуктора и другого.

При разбивке общего передаточного числа в двухступенчатых редукторах можно пользоваться рекомендациями, приведенными в табл. 10. Рассчитанные по предложенным зависимостям передаточные числа ступеней округляют до стандартного ближайшего значения (см. табл. 8,9), после чего по формулам (4), (5) определяется фактическое значение общего передаточного числа привода. Для двух- и трехступенчатых редукторов фактические общие передаточные числа соответственно равны:

, (10)

. (11)

Поскольку частоты вращения выходных валов коробок представляют геометрическую прогрессию со знаменателем , то по заданной минимальной частоте , соответствующей максимальному моменту , рассчитываются остальные частоты: , и так далее.

Таблица 10 – Рекомендации по разбивке общего передаточного числа двухступенчатых редукторов по ступеням

Редуктор Схема Передаточное отношение
       
Двухступенчатый по развернутой схеме

Продолжение таблицы 10

       
Двухступенчатый соосный
Двухступенчатый соосный с внутренним зацеплением
Коническо-цилиндри-ческий
Зубчато-червячный 1,4…1,8
Червячно-зубчатый 3,15...5

 


Наиболее употребительные значения Разбивка по ступеням выполняется для всех возможных скоростей вращения выходного вала. Обычно расстояние между опорами в коробках скоростей больше, чем в редукторах. Поэтому для них рекомендуется в начале кинематической цепи принимать меньшие передаточные числа, а в конце – большие. Это положение обеспечивает не резкое, а постепенное увеличение габаритов передач, валов, опор. Для блочных пар рекомендуется принимать .

 

1.5.3 Расчет кинематической погрешности

Оценка погрешности кинематического расчета редуктора заключается в расчете ошибки фактического передаточного числа относительно номинального:

. (12)

Кинематический расчет считается выполненным удовлетворительно, если выполняется неравенство

, (13)

где [Du] – допускаемое значение относительной погрешности. Для одноступенчатых редукторов [Du]=2,5%, для двухступенчатых редукторов [Du]=4%.


1.6 Расчеты частот, мощностей и вращающих моментов отдельных элементов привода

1.6.1 Расчет частот вращения

В схемах с ременной передачей на входе редуктора частота вращения ведущего шкива равна частоте вращения вала электродвигателя:

.

Частота вращения ведомого шкива равна частоте вращения входного вала редуктора и всех элементов (шестерен, червяков, муфт), жестко связанных с этим валом:

,

где – частота ведущего элемента быстроходной ступени, например шестерни или червяка.

При отсутствии ременной передачи между валом электродвигателя и входным валом редуктора (соединение названных валов при помощи муфты или использование в схеме электродвигателя фланцевого исполнения с жестким соединением тех же валов)

.

Частота вращения промежуточного вала многоступенчатой закрытой передачи и всех элементов, установленных на этом валу, (зубчатых и червячных колес, муфт) зависит от передаточного числа быстроходной ступени:

,

где – частота вращения ведомого элемента быстроходной ступени, например зубчатого или червячного колеса; – частота вращения ведущего элемента тихоходной ступени.

Частота вращения выходного (тихоходного) вала двухступенчатого редуктора и связанных с ним элементов, (ведомого колеса тихоходной ступени, муфты, ведущей звездочки цепной передачи) равна:

,

где – частота вращения ведомого элемента тихоходной ступени; – частота вращения ведущей звездочки цепной передачи, установленной на выходном валу редуктора.

1.6.2 Расчет мощностей

Мощности, передаваемые элементами привода, рассчитываются с учетом потерь, величина которых определяется соответствующими КПД (см. табл. 6):

,

,

,

,

,

,

.

В приведенных расчетных зависимостях приняты следующие обозначения:

– потребная мощность электродвигателя;

и – соответственно мощности на ведущем и ведомом шкиве ременной передачи;

и – мощности на входном и выходном валу редуктора;

– мощности на ведущих и ведомых элементах быстроходной и тихоходной ступени редуктора;

– КПД ременной передачи;

– КПД пары подшипников качения;

– КПД зацепления (зубчатой или червячной передачи).

 

1.6.3 Расчет вращающих моментов

После определения частот и соответствующих мощностей величины вращающих моментов для каждого элемента привода можно рассчитать по формуле

.

Для удобства представления результаты расчетов сведены в табл. 11.

Таблица 11 - Результаты расчетов частот, мощностей и крутящих моментов на отдельных элементах привода

Параметры Электродвигатель Ременная передача Редуктор Цепная передача
вщ вд
---

 


1.7 Примеры расчетов

Пример 1. Выполнить кинематический расчет привода по приведенной схеме и исходным данным (рис.2).

Рисунок 2 – Пример задания на курсовой проект


Общие замечания к расчету

а) Вращающий момент от электродвигателя передается входному валу редуктора через ременную передачу, ведущий шкив которой закреплен на валу электродвигателя, а ведомый – на входном валу редуктора. Чем меньшим будет назначено передаточное число ременной передачи, тем меньшим будет диаметр ведомого шкива и компактнее передача (рис. 3). С другой стороны, чем выше частота вращения вала электродвигателя при заданной (потребляемой) мощности, тем меньше его вес и стоимость. В зависимости от числа пар полюсов простые асинхронные электродвигатели имеют теоретические (синхронные, без учета скольжения) частоты вращения: 3000, 1500, 1000, 750 .

Рисунок 3 – Ременная передача

 

Рекомендуется назначить стандартное передаточное число ременной передачи: = 1,12; 1,25; 1,4; 1,6; 1,8.

б) Двухступенчатый цилиндрический редуктор имеет минимальную массу и оптимальную конструкцию, если диаметры колес (ведомых элементов ступеней) будут приблизительно равны друг другу. Это достигается подбором передаточных чисел ступеней: большее - у первой ступени (d /d ) и меньшее – у второй (d /d ) (рис.4).

Рисунок 4 – Схема двухступенчатого редуктора

в) Кинематическая цепь привода: ременная передача – первая ступень редуктора – вторая ступень редуктора.

,

где – общее передаточное число привода;

– передаточное число ременной передачи;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.