Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система. Органы контроля. Источниками уголовного права Австралии служат законодательство Союза и отдельных штатов, а также нормы общего права




Уголовное право

 

Источниками уголовного права Австралии служат законодательство Союза и отдельных штатов, а также нормы общего права. В рамках Союза действует, по существу, только Закон о государственных преступлениях, принятый в 1914 г. и неоднократно издававшийся в новых редакциях. Им предусмотрена ответственность за преступления против государственной безопасности Австралийского Союза. На уровне штатов уголовное законодательство кодифицировано только в Квинсленде, Западной Австралии и Тасмании. В остальных штатах и территориях были изданы не уголовные кодексы, а, по английскому образцу, консолидированные акты, устанавливающие ответственность по определенным группам преступлений (убийства, посягательства на личность, кражи и др.).

Ведущее место в истории уголовного законодательства Австралии принадлежит Уголовному кодексу (УК) штата Квинсленд 1899 г. Он был подготовлен на основе проекта, разработанного для Англии известным юристом Стифеном в 1877 г., но так и не ставшего законом. УК Квинсленда был в 1913 г. переиздан в новой редакции для штата Западная Австралия, а в 1924 г., еще в одной редакции, - для штата Тасмания. Наряду с УК Индии 1860 г. он сыграл важную роль образца при составлении уголовных кодексов для английских колоний в Африке и других районах земного шара (английские власти нередко распространяли действие кодекса, подготовленного для какой-либо из своих колоний, на территорию, расположенную в другой части света, не считаясь ни с условиями страны, ни с уровнем ее развития, ни с обычаями и нравами ее населения).

Основные виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов, - лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь в Австралии отменена ныне на всей территории страны после того, как к 1985 г. ее последовательно отменили штаты. Как способ отбытия лишения свободы применяется периодическое заключение, практикуется временное освобождение для работы, когда срок лишения свободы подходит к концу. В Австралии, как и в других развитых странах, ведутся усиленные поиски мер наказания, не связанных с лишением свободы, а также различных вариантов условного осуждения, отсрочки судебного разбирательства, вынесения приговора и его исполнения и т.п.

 

 

Судебная система Австралии включает федеральные суды, суды отдельных штатов, а также несколько специальных судебных учреждений с четко определенными, весьма ограниченными функциями. И федеральные суды, и суды отдельных штатов могут рассматривать дела в соответствии с законодательством как Союза, так и штатов. Поэтому федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов, а также для выполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях.

Федеральная система судов подверглась существенным преобразованиям в конце 1970-х гг., когда наряду с ранее действовавшим Высоким судом Австралии были созданы Семейный суд Австралии (Закон о семейном праве 1975 г.), а затем Федеральный суд Австралии (Закон о нем принят в 1976 г.).

Высокий суд Австралии состоит из председателя и 6 членов. Он рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции, дела, в которых Австралийский Союз выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, а также дела об уголовных преступлениях, предусмотренных законодательством Союза (их может рассматривать и один из судей единолично). Помимо этого Высокий суд разбирает жалобы на любые решения, приговоры или приказы судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов или других судов штатов, если при образовании Австралийского Союза (1900 г.) они подлежали обжалованию в Судебный комитет Тайного совета. Высокий суд Австралии, согласно Закону о нем, принятому в 1979 г., по-прежнему может разрешать обжаловать свои решения в Судебный комитет, но на практике такой вопрос давно не ставился.

Федеральный суд Австралии состоит из двух отделений - общего и промышленного, в котором рассматриваются трудовые конфликты. При необходимости Федеральный суд заседает в любом из штатов или территорий. В его составе - председатель и 26 членов. В качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, единолично, дела о некоторых категориях трудовых конфликтов, о банкротстве, а также жалобы на действия административных органов, подлежащие судебному разбирательству, и ряд споров, возникающих в торговой практике. Основная же функция Федерального суда - рассматривать (в коллегиях из 3 судей) жалобы на постановления, вынесенные его судьями единолично, на постановления верховных судов территорий и на некоторые акты верховных судов штатов, осуществляющих федеральную юрисдикцию. По Закону о трудовых отношениях 1988 г. Промышленное отделение Федерального суда преобразовано в самостоятельный Суд по трудовым делам.

Семейный суд Австралии состоит из председателя и 43 членов, рассматривающих дела единолично или в небольших коллегиях. Согласно Закону о семейном праве 1975 г. только этот суд может дать разрешение на развод на всей территории страны, кроме штата Западная Австралия и Северной территории, где эту функцию выполняют соответствующие верховные суды. Помимо разводов Семейный суд рассматривает любые другие споры между супругами (бывшими супругами) как имущественного, так и неимущественного характера. Заседания проходят при закрытых дверях. Суд располагает штатом консультантов, принимающих меры к примирению супругов, контролирующих выполнение условий развода, особенно относительно детей, и т.п.

Системы судов каждого из штатов и территорий организованы и действуют самостоятельно, а их структура и функции обнаруживают существенные расхождения. Высшей судебной инстанцией для соответствующего штата и территории везде является Верховный суд. По первой инстанции он слушает дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях (судья с 12 присяжными заседателями) и гражданские дела со значительной суммой иска (судья единолично либо, по требованию одного из тяжущихся, с участием 4 или 6 присяжных). Верховный суд рассматривает, обычно в коллегиях из 3 судей, жалобы на постановления нижестоящих и некоторых специальных судов.

В ряде штатов имеются также, в виде "промежуточных инстанций", суды графств или округов, рассматривающие в том же порядке, что и верховные суды, дела о серьезных уголовных преступлениях, кроме наиболее тяжких, и гражданские дела с суммой иска, превышающей компетенцию низших судов. Что касается этих последних, то в различных штатах и территориях они называются либо местными, либо магистратскими, либо судами малых сессий. Они рассматривают дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела с суммой иска до пределов, устанавливаемых в каждом штате или территории, а также споры между собственниками и арендаторами и др.

Дела в них обычно слушаются либо платным магистратом единолично, либо им с 2-3 мировыми судьями, либо двумя или более мировыми судьями. Эти суды нередко предварительно рассматривают обвинения по делам о серьезных уголовных преступлениях, которые затем подлежат передаче в суд присяжных.

На свои должности судьи любых судов назначаются (пожизненно либо до достижения определенного возраста) соответствующими органами исполнительной власти. Так, судей высших судов Австралии назначает Генерал-губернатор по согласованию с Исполнительным советом. К претендентам на судейские должности предъявляются самые высокие требования (образование, стаж юридической практической деятельности и т.п.). Лишь мировые судьи могут не иметь юридического образования, однако в некоторых штатах от них после назначения требуют пройти специальные курсы. Судьи могут быть смещены со своих постов, как правило, лишь после решения, принимаемого парламентом Союза или штата.

В стране сравнительно много специализированных судов, не входящих в систему общих судов. Так, в 1975 г. был создан Трибунал административных обжалований - независимый судебный орган, который рассматривает жалобы на решения, принимаемые министрами Австралийского Союза и некоторыми другими правительственными чиновниками. Разнообразные по названиям и функциям административные трибуналы действуют в отдельных штатах. Например, в штате Виктория имеется трибунал, разбирающий споры местных властей с архитекторами и строителями по поводу сооружения новых зданий, а также комиссия, которая выдает лицензии на продажу спиртных напитков. Во всех штатах есть так называемые промышленные трибуналы, которые разбирают конфликты между предпринимателями и работниками, а также суды по делам несовершеннолетних, которые рассматривают дела о малозначительных преступлениях, совершаемых подростками либо против детей и подростков, и вместе с тем обязаны следить за потерявшими родителей, безнадзорными детьми и т.п. К числу специализированных относятся и суды по расследованию происшествий на море - кораблекрушений, случаев смерти и пропажи людей, оказавшихся за бортом.

Преследование по малозначительным уголовным делам осуществляется полицией, которая находится под контролем властей штатов и территорий, кроме Австралийской федеральной полиции, созданной лишь в 1979 г.

Преследование по обвинению в серьезных уголовных преступлениях осуществляется от имени Короны ведомством генерального атторнея (такие самостоятельные ведомства имеются в каждом штате и территории, а также независимо от них - в системе федеральных правительственных органов). Представители генеральных атторнеев в судах называются королевскими обвинителями. Они располагают большими полномочиями, в том числе и при решении вопроса о целесообразности возбуждения или продолжения уголовного преследования по конкретному делу.

В Австралии, подобно Англии, первоначально существовало строгое подразделение адвокатов на барристеров и солиситоров. Ныне оно сохраняется в трех штатах, где барристеры выступают в судах, а солиситоры дают консультации, занимаются подготовкой дел к слушанию и т.п. В остальных штатах и территориях почти все лица, допущенные к занятию юридической практикой, составляют единую категорию адвокатов. От них требуется, как правило, окончание юридического факультета университета, определенный стаж работы в качестве судебного клерка (от года до 5 лет в различных штатах), а иногда и сдача дополнительных экзаменов.

В стране достаточно широко распространена система бесплатной юридической помощи, в том числе для аборигенов. Соответствующие программы (их насчитывается свыше 100) финансируются из бюджетных, местных и благотворительных средств.

Закон от 13 апреля 1977 г. учредил институт федерального Омбудсмана Австралии, назначаемого Генерал-губернатором страны по рекомендации Премьер-министра и Кабинета на 2-летний срок. Еще раньше, в 1975 г., был создан Омбудсман по делам сил обороны. На уровне штатов должности омбудсманов были учреждены с 1971 г. (Западная Австралия) по 1979 г. (Тасмания).

 

Литература

 

Вайль И.М. Австралия: федерализм и высшие органы власти. М., 1970.

Малаховский К.В. Австралия. Время перемен? М., 1988.

Малаховский К.В. История Австралийского Союза. М., 1976.

Altkin D., Jinks B. Australian Democracy in Theory and Practice. Melbourne, 1991.

Derham D.P. Introduction to Law. 6th ed. Sydney, 1991.

Gifford D.J. Our Legal System. 2nd ed. Sydney, 1983.

Sykes E.I. and Pryles M. C. Australian Private International Law. Sydney, 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.