Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая система. Государственное устройство




Государственное устройство

 

Бахрейн - унитарное государство.

Первая Конституция вступила в силу в мае 1973 г., однако уже в 1975 г. ее действие было приостановлено Эмиром. 14-15 февраля 2001 г. население Бахрейна одобрило на референдуме Национальную хартию, касающуюся важных конституционных вопросов. Она предусматривает преобразование эмирата в конституционное королевство, создание двухпалатного парламента с выборной нижней палатой и назначаемой верхней, а также независимую судебную систему. Кроме того, женщины впервые в истории стран Персидского залива получили одинаковые с мужчинами политические права, включая право избирать и быть избранными в парламент.

По форме правления Бахрейн - наследственная конституционная монархия (единственная страна в Персидском заливе, где строго действует право первородства при наследовании власти). Политический режим находится в состоянии трансформации. Деятельность политических партий к началу 2002 г. была запрещена. 18 февраля 2001 г. Эмир отменил чрезвычайное положение, действовавшее с 1975 г., и распустил суд государственной безопасности.

Глава государства - Эмир, он же - верховный главнокомандующий вооруженными силами. Через правящее семейство Эмир контролирует практически все сферы жизни государства.

Законодательная власть, согласно прежней Конституции 1973 г., принадлежала Эмиру и Национальному собранию (30 депутатов должны были избираться населением и 14 назначаться монархом). Избранный в 1973 г. парламент был распущен в 1975 г. и больше не собирался. В 1992 г. объявлено о создании Консультативного совета (Маджлис аш-Шура)совещательного органа в составе 30 назначаемых Эмиром членов для выработки рекомендаций по проектам законов и различным аспектам социально-экономической политики страны. Позже число членов Совета было увеличено с 30 до 40, а его полномочия несколько расширены. В соответствии с результатами референдума 14-15 февраля 2001 г. планируется провести выборы в нижнюю палату нового парламента не позднее 2004 г.

Исполнительная власть осуществляется Советом министров во главе с Премьер-министром.

 

 

Правовая система Бахрейна носит смешанный характер. Согласно Конституции 1973 г. (ст.2) шариат является "главным", "фундаментальным" источником законодательства. На практике мусульманское право регулирует прежде всего отношения личного статуса.

После получения страной независимости был создан специальный Законодательный комитет для модернизации правовой системы страны. В результате Бахрейн принял значительное количество современных законодательных актов в разных областях, основанных преимущественно на европейских правовых образцах.

Право личного статуса (правоспособность, брак, развод, наследование) остается некодифицированным. Согласно Закону о судоустройстве 1971 г. в случае молчания закона суды применяют общие принципы и конкретные нормы мусульманского права, а при их отсутствии - обычай.

В области торгового права действуют Закон о торговых компаниях 1975 г.; Закон об авторском праве 1993 г.; Закон о торговом представительстве (Bahrain Commercial Agencies Law) 1992 г.; Основной статут о товарных знаках 1991 г.

Производство по гражданским и торговым делам регулируется Законом о гражданском и торговом процессе (Civil and Commercial Procedures Act) 1971 г. Законом 1993 г. учрежден Бахрейнский центр международного коммерческого арбитража. Действует Закон 1994 г. о международном коммерческом арбитраже.

В 1976 г. принят Кодекс о труде для национального сектора экономики. Трудовое законодательство Бахрейна в ряде отношений не соответствует международным стандартам. Деятельность профсоюзов запрещена. Право на коллективные переговоры и забастовки не предусматривается законом. В то же время высокие доходы от нефтедобычи позволяют правительству обеспечить хорошие условия труда и высокий уровень социальных гарантий.

Уголовное право Бахрейна носит в целом светский характер. Влияние мусульманского деликтного права ограничивается включением лишь отдельных его норм в уголовное законодательство. Так, УК Бахрейна 1976 г. (ст.306-308) предусматривает ответственность за изготовление, хранение, продажу и употребление спиртных напитков, а также за азартные игры, хотя установленные санкции (лишение свободы и штраф) не соответствуют мусульманскому праву.

В числе видов наказания сохраняется смертная казнь, предусмотренная УК за целый ряд преступлений, в том числе против внешней безопасности, например подрыв суверенитета государства, использование оружия против государства и шпионаж; за преступления против внутренней безопасности, например покушение на главу государства (Эмира) или принца крови с угрозой для их жизней, а также за наиболее серьезные преступления против личности. В 1984 г. введена смертная казнь за перевозку наркотиков. Приговор может быть смягчен или аннулирован Эмиром. Последние известные случаи исполнения смертных приговоров имели место в 1977 г.

УПК 1966 г. допускает возможность применения судьями телесного наказания в виде тазира по мусульманскому праву, однако оно почти не применяется.

Условия уголовного процесса по некоторым делам не соответствуют международным канонам справедливого судебного разбирательства. Согласно Закону о безопасности 1974 г. любое лицо может содержаться под стражей вплоть до 3 лет без суда за участие в деятельности или за выступления, которые рассматриваются властями как угроза национальной гармонии и безопасности. Такая мера может быть обжалована не ранее чем через 3 месяца с момента задержания. При рассмотрении дел судом государственной безопасности подсудимый не имеет права на апелляцию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.