Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное воспитание. Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности




Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.

Мышление выступает по отношению к ощущениям, восприятиям и представлениям как качественно иная форма познания, его высшая ступень.

Так или иначе соединяя полученные ощущения, комбинируя их, человеческое мышление выходит за пределы чувственного познания, проникая в такие свойства и отношения, которые не даны непосредственным ощущениям и восприятиям. «Что не видит око, видит разум» — гласит народная мудрость.

Мышление появляется в связи с развитием потребностей в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, с появлением тех или иных трудностей, неожиданностей и т.п. Разрешение подобных противоречий и представляет собой цель мышления.

Таким образом, источник мышления — та или иная проблемная ситуация. Мышление начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи. Мышление осуществляется по законам, общим для всех людей, которые формулируются логикой — наукой о правильном мышлении. Но вместе с тем в мышлении проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности. Они выражаются в его последовательности, быстроте, глубине, в различном соотношении операций анализа и синтеза. Одни люди склонны к художественному, образному мышлению, другие — к понятийному, абстрактному, научному. Различия в мышлении являются важнейшими компонентами общих различий в способностях людей. Воспитывая мышление, следует учитывать эти индивидуальные различия.

Необходимой общей предпосылкой умственного развития людей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью. Содержание каждого наблюдения дает возможность ставить перед обучаемым вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления.

Такая работа играет решающую роль в формировании способности думать, т.е. ставить вопросы, находить пути их решения. Умение осуществлять мыслительные операции успешнее вырабатывается там, где обучаемые постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий к их самостоятельному выявлению и обобщению.

Большие возможности для умственного развития несут в себе проблемные методы обучения. При этом обучаемые ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, конечно, открывая для себя вновь те истины, которые уже открыты наукой. Самостоятельное решение обучаемыми познавательных задач — лучшая школа мышления. Согласно выводам выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского (1896- 1934), обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития». Умственное развитие обеспечивается подбором заданий исследовательского характера в целях установления причинно-следственных связей, сравнения и т.п.

Выявляя те или иные трудности, с которыми при этом приходится сталкиваться обучаемым, следует помогать им преодолевать эти трудности собственными усилиями.

Одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть резервы творческого мышления обучаемых.

Современный американский исследователь проблем умственного воспитания Г. Драйден разработал рекомендации в виде двенадцати шагов по реализации творческих возможностей мышления. В сокращенном виде их можно свести к следующему:

§ Определите, в чем заключается задача.

§ Как возможно более четко представьте себе идеальное решение.

§ Соберите факты: если вы не владеете достаточным количеством фактов для решения данной проблемы, то вряд ли найдете правильное решение. Вы станете великим творцом идей, если будете неустанным искателем информации.

§ Разрушьте шаблоны, откажитесь от стереотипов: чтобы решать проблемы творчески, нужно открыть новые пути, найти новые пересечения, обнаружить новые связи.

§ Выходите за рамки своей специализации. Без этого вы получите лишь старые решения. Ответы на вопросы сельского хозяйства могут обнаружиться в области космических исследований. Помните, что один из членов американского правительства, занимавший должность директора Федерального патентного бюро сша в 1899 г., авторитетно заявил: «Все, что может быть изобретено, уже изобретено».

§ Пробуйте новые комбинации уже известного: читайте как можно больше; постоянно спрашивайте себя: «А что если?..»

§ Используйте все органы чувств: Альберт Эйнштейн придумал свою теорию относительности, мечтая, что он путешествует на луче лунного света.

§ Отключитесь от проблемы, пусть все уляжется в голове: после сытного обеда к работе подключается желудочный сок, позвольте поработать «желудочному соку» своего подсознания. Это приведет ваш мозг в наиболее эффективное творческое состояние.

§ Расслабьтесь, послушайте музыку, отдохните на природе: это откроет мозг для новых впечатлений.

§ Ложитесь спать: утро вечера мудренее. Перед тем как отправиться спать, напомните себе о задаче и ее идеальном решении; затем к действию приступит подсознание; оно никогда не спит.

§ Эврика! Идея появилась. Причем она может прийти к вам и во сне, как это не раз случалось в жизни творчески мыслящих людей.

§ Перепроверьте: узнайте, полным ли является решение, нельзя ли его улучшить, исправить?

Развитие интеллекта во всех его проявлениях тесно связано с мотивационной сферой личности, ее потребностями, мотивами, интересами. Средствами стимулирования мотивационной сферы является прежде всего содержание учебного материала, методы его подачи, создание в процессе мыслительной деятельности положительных эмоций и настроения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.