Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное устройство. Молдова - унитарное государство




 

Молдова - унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы. Конституция Молдовы устанавливает особый статус автономии, согласно которому населенным пунктам юга Республики Молдова могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами. 23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Однако в отношении левобережья Днестра это положение не может быть реализовано, поскольку существующая в этом районе Приднестровская Молдавская Республика является с 1991 г. таким же суверенным государством, как и сама Молдова.

Действующая Конституция Республики Молдова принята 29 июля 1994 г. и вступила в силу 27 августа 1994 г. Законом от 5 июля 2000 г. в нее были внесены существенные изменения, главные из которых связаны с изменением формы правления. В место республики смешанного типа (полупрезидентской) в Молдове была учреждена парламентская республика. Политический режим демократия в процессе становления.

Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий - 4 года.

Парламент принимает законы, постановления и резолюции; ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом.

Законодательная инициатива в соответствии с Конституцией принадлежит самим депутатам Парламента, главе государства и Правительству. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях. Ординарные (обычные) законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Принятые законы передаются для промульгации Президенту Республики. Последний, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок должен направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент промульгирует закон.

В целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов.

Парламент может быть распущен досрочно Президентом после консультаций с парламентскими фракциями в случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение 3 месяцев принятия законов. Парламент также может быть распущен в случае, если он в 45-дневный срок не выразил Правительству вотум доверия, отклонив предложение не менее 2 раз. В течение 1 года Парламент может быть распущен только 1 раз. Его нельзя распустить в последние 6месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики, а также в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения.

Глава государства - Президент Республики, который представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в июле 2000 г., он избирается Парламентом тайным голосованием (прежде - непосредственно гражданами). Срок полномочий Президента РМ - 4 года. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

В области внешней политики Президент ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. По предложению Правительства Президент аккредитует и отзывает дипломатических представителей Молдовы и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент также принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Молдове.

Президенту принадлежит определенная роль в формировании Правительства. После консультаций с парламентскими фракциями он выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра. На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент назначает Правительство. Вслучае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве по предложению Премьер-министра он освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства.

Президент является главнокомандующим вооруженными силами, вводит военное положение в случае агрессии, может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним.

В сфере отношений с Парламентом Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право требовать созыва Парламента на внеочередную или специальную сессию, а также право роспуска Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией (см. выше). Помимо этого Президент промульгирует законы и может требовать их повторного рассмотрения Парламентом.

При осуществлении своих полномочий издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. В ряде случаев, предусмотренных в Конституции, указы должны быть контрасигнованы Премьер-министром.

Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением, следуя программе деятельности, одобренной Парламентом. Правительство возглавляется Премьер-министром, кандидатура которого выдвигается Президентом. В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром и контрасигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение. Постановления принимаются для организации исполнения законов. Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы. Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Оно уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принимается Парламентом. В противном случае представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.