Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Справочные издания по дет. лит-ре. 2 страница




Д. Н. Ляликов.

Б. представляет собой форму психич. отражения, в к-рой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчленённое целое: в отличие от сознания в Б. отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Характеристики Б. находят своё выражение в формах познания ребёнком действительности, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, аутизме, сновидениях, непроизвольном восприятии, запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины к-рых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные надсознат. явления (обозначались как «архетипы коллективного Б.» — у Юнга, «коллективные представления» — у Э. Дюркгейма и т. п.) — усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние к-рых на его деятельность актуально не осознаётся субъектом и не контролируется им. Эти образцы (напр., этнич. стереотипы) усваиваются через такие механизмы, как подражание и идентификация.

2) Неосознаваемые побудители деятельности — мотивы и смысловые установки личности. Они были обозначены П. Жане как «подсознательное», Фрейдом — как «динамическое вытесненное Б.», охватывающее нереализованные влечения, к-рые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются (вытесняются) из сознания, но продолжают оказывать влияние на мироощущение и поведение человека и проявляются в непрямых символич. формах (юморе, сновидениях, обмолвках и т. п.). Важное значение имеют такие феномены Б. в межличностных отношениях, как эмпатия (не-посредств. вчувствование), эмоциональное заражение (см. Влияние), первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, напр. младенца с матерью), проекция (неосознанное наделение др. человека собств. свойствами). Характерному для мн. направлений глубинной психологии преувеличению роли Б. в жизни индивида и общества в отеч. психологии противопоставляется теория установки Д. Н. Узнадзе и деятельностный подход к психике.

3) Неосознаваемые операциональные установки и стереотипы автоматизиров. поведения. Они возникают в процессе решения разл. задач (перцептивных, мне-мических, моторных, мыслительных) и определяются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт, — «бессознат. умозаключения» (Г. Гельмгольц), «проперцепция» (У. Джемс), «предсознательное» (Фрейд), «гипотеза» (Дж. С. Брунер), «схема» (Ф. Ч. Бартлетт), «динамич. стереотип» (И. П. Павлов) и т. п. Воздействия, актуализирующие операциональные установки и стереотипы, могут осознаваться, если на пути привычного автоматизиров. поведения встречается неожиданное препятствие (см. Автоматизм).

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения, диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на поведение таких раздражителей, о к-рых он не мог дать отчёта (И. М. Сеченов, Г. Т. Фехнер); для их обозначения были предложены понятия «лредвнима-ния» (У. Найсер), процессы к-рого связаны с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, и «субсенсорной области» (Г. В. Гершуни) — зоны раздражителей, вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения.

В отеч. психологии изучались такие проблемы Б., как неосознаваемое восприятие речи при функциональной глухоте и световых сигналов при функциональной слепоте; зависимость сновидений от состояния организма и внеш. стимуляции; возможность восприятия речи спящим в связи с проблемами гипнопедии; воздействия, оказываемые на поведение нереализованными и переставшими осознаваться намерениями и т. д.

Учёт явлений Б. способствует оптимизации пед. процесса. Изучение механизмов образования навыков и привычек показало сложное динамич. соотношение сознательного и Б. в процессе деятельности. Освобождение отд. компонентов деятельности, в частности умственной, от пооперационного контроля сознания повышает её эффективность. Однако неосознанность нек-рых внутр. приёмов работы нередко становится препятствием на пути дальнейшего совершенствования в этом виде деятельности. Превращение с помощью спец. приёмов неосознаваемых ощущений в осознанные служит средством творч. роста личности.

Учёт неосознаваемых мотивов поведения в повседневном общении и пед. процессе позволяет оптимизировать межличностные отношения, способствует разрешению возникающих конфликтов. Возможна мотивация поведения на основе неосознанных потребностей и притязаний, к-рые скрыты даже от самого суб-

екта и замаскированы социально приемлемыми объяснениями. Раскрытие истинных мотивов поведения способствует росту самосознания, социальной ответственности, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Лит.: Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в сов. психологии, То., 1966; Б а с с и а Ф. В.. Проблема «бессознательного», М., 1968; Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозии, Ф. В. Бассина, т. 1—4, Тб., 1978—85; Ше-розия А. Е., Психика. Сознание. Бессознательное, Тб., 1979; А с мо л он А. Г., Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности, ВП, 1980, № 3; Klein D. В., The_uncpnscious — invention or discovery? A historico-critical inquiry. Santa Jvlonica (Cal.), 1977. А. Г. Асмолов.

БЕСТУЖЕВ Александр Федосеевич [24.11(5.12).1761—20.3(1.4).18Ю, Петербург], просветитель, публицист. Отец декабристов Бестужевых: Николая, Александра (лит. псевдоним Марлинский), Михаила, Петра. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инж. кадетском корпусе в Петербурге, был оставлен корпусным офицером. В 1789- 1790 на воен. службе. С 1800 правитель канцелярии Академии художеств и фак-тич. помощник през. графа А. С. Строганова. Совместно с И. П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798) по поручению и на средства либерально-просветительского кружка «молодых друзей» будущего имп. Александра I (П. А. Строганова, H. H. Новосильцева, А. Е. Чарторыйского и др.). В журнале опубликовал свой трактат «О воспитании военном относительно благородного юношества» (в нек-рых номерах журнала назывался «О воспитании»). Трактат написан на основе изучения соч. философов античности и нового времени (М. Монтеня, Дж. Лок-ка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), а также собств. опыта преподавания в кадетском корпусе. Вслед за Лок-ком Б. рассматривал воспитание как решающий фактор развития личности. Его цель и осн. методы определял, руководствуясь идеями И. И. Бецкого: необходимо воспитать трудолюбивых, полезных обществу граждан, умеющих подчинять личные интересы государственным. Обществ, воспитание предпочитал частному, подчёркивал особое значение примера добродетельных наставников, считал обязательным планомерное воспитание и обучение женщин; в отличие от Бецкого, большое значение придавал систематич. образованию. Признавая формирование будущих граждан делом гос-ва, отвергал идею естеств. воспитания Руссо. Проводил мысль о природном равенстве людей; кадетские корпуса предлагал сделать всесословными, обеспечив подготовку выпускников как к военной, так и к гражд. службе в зависимости от их естеств. склонностей. При этом предусматривал повышенные требования к детям дворянского сословия, т. к. они должны оправдать данные им привилегии образцовым поведением и ревностной службой отечеству. Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражд. и семейных обязанностях, нравств. воспитание. Курс состоял из теоретич. части (наставления, беседы) и практич. упражнений. Определил последовательность изучения общеобразоват. и спец. дисциплин в соответствии с возрастными особенностями учеников. При переиздании трактата в 1807 отказался от мн. прогрессивных пед. идей и уделил осн. внимание воен. воспитанию.

Соч.: Из трактата «О воспитании», в кн.: Антология пед. мысли России XVIII в., М., 1985 (лит.).

Лит.: Медынский E. H., Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева «О воспитании» (1798), СП, 1955, №. 11.

А. О. Толстихина.

 

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич (р 12 1 1927, с Лада, ныне на терр Мордовии), историк и социолог, акад РАО (1992), д-р ист наук (1963), проф (1979), заел деят науки РСФСР (1988) В 1950 окончил МГИМО В 1954—66 науч сотрудник Ин-та истории АН В 1967—92 зав сектором социального прогнозирования Ин-та конкретных социологич исследований АН (ныне Ин-т социологии АН) С 1993 акад -секретарь Отделения образования и культуры РАО Дир Моек центра исследований будущего (с 1989) Изучал проб-

лемы социального прогнозирования, продолжив традиции В А Базарова в проблемно-целевом исследовании будущего, а также соотношение культуры и контркультуры, глобальные проблемы современности, пути решения и перспективы развития образования в России С 1989 Пред президиума Рос пед об-ва, поч чл (1984) Всем федерации исследователей будущего

С о ч Если мир разоружится, M, 1961, Окно в будущее, M, 1970, Поисковое социальное прогнозирование, M, 1983, Нормативное социальное прогнозирование, M, 1987, К школе XXI века, M, 1988, Прогнозное обосно ваше социальных нововведений, M, 1993, Альтернативная цивилизация, M 1995.

 

БИМ-БАД Борис Михайлович (р 28 12 1941, Соль-Илецк Оренбургской обл.), педагог, акад РАО (1992), д-р пед наук (1994) Окончил МГПИ (1964) С 1965 на пед работе С 1968 в системе АПН Один из организаторов и ректор Рос. открытого ун-та (1989, ныне ун-т РАО) Разработал уч пособие по всеобщей истории педагогики Один из инициаторов развития совр исследований по педагогической антропологии и авт уч пособия по этому курсу для студентов пед уч заведений

С о ч Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917—1939), M, 1982 (соред и соавт) Теоретико-методол вопросы истории педагогики, M, 1986 (соред и соавт), Антро-пологич основание теории и практики совр образования, M., 1994, Пед антропология Программа курса, M, 1994, Пед течения в нач двадцатого века, M, 1994, Путь к спасению Пед антропология И Канта сегодня, M, 1994, Воспитание человека человеком начала совр пед антропологии, M., 1995.

 

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ, Петербургские высшие женские курсы, первый женский университет в России. Курсы осн. по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А. Н. Бекетовым; в числе организаторов Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, Л. П. Философова. Открыты в 1878 вместо Владимирских курсов (1870—75) как независимое уч. заведение (см. Женское образование). Состояли из 3 отделений: ист.-филол., физ.-мат. и спец. математического (естественного). Офиц. учредитель и первый директор (1878—82) — проф. истории К. Н. Бестужев-Рюмин (от его имени курсы получили свое неофиц. название). Пед. совет возглавил Бекетов. Срок обучения 3 года, с 1881 — 4 года. Принимались женщины со ср. образованием не моложе 21 года. Обучение было платным, но мн. педагоги читали лекции безвозмездно. На Б. к. в разное время преподавали И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. П. Бородин, С. А. Венгеров, О. А. Добиаш-Рождественская, Ф. Ф. Зелинский, Д. И. Менделеев, Д. Н. Овся-нико-Куликовский, В. П. Острогорский, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов, И. М. Сеченов, А. И. Сомов, А. Н. Страннолюбский, Е. В. Тарле и др. учёные. Особое внимание уделялось практич. занятиям: на физ.-мат. отделении они велись со времени открытия курсов, на ист.-филол. отделении введены в 1881. В 1886—89 по распоряжению министра нар. просвещения И. Д. Делянова приём на курсы был временно прекращён. При новом наборе (1889) было закрыто естеств. отделение, курсы лишены автономии, повышена плата за обучение, введены др. ограничения. В 1906 права Б. к. были восстановлены, вместо курсовой введена предметная система обучения, основанная на свободном выборе науч. дисциплин и порядка их изучения; открыт юрид. ф-т. Выпускницы (законы 1901 и 1906) получили право преподавать во всех классах жен. ср. уч. заведений и в четырёх мл. классах муж. ср. школы; с 1911 «бестужевки» могли сдавать гос. экзамены в ун-те, получая соотв. права. В 1915/16 уч. г. на Б. к. обучалось более 6 тыс. чел.

В 1918 реорганизованы в Третий петроградский ун-т, к-рый в 1919 вошёл в состав Петрогр. ун-та.

Лите анкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878—1918), Л1965; Федосова Э. П., Бестужевские курсы — первый жен. ун-т в России. М., 1980: Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиография, указатель, М., 1966.

 

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович [20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ., — 24.12.1927, Москва], невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Окончил в 1878 Медико-хирургич. академию. С 1885 зав. кафедрой психиатрии Казанского ун-та. С 1893 проф. Воен.-мед. академии в Петербурге, с 1897 — Жен. мед. ин-та. В 1908 возглавил созданный им Психоневрологии, ин-т, где объединил значит, коллектив передовых учёных и педагогов. С 1918 директор Ин-та по изучению мозга и психич. деятельности в Петрограде.

Науч. исследования Б. охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов. Б. — крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. В трудах Б. — «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893), «Основы учения о функциях мозга» (в. 1—7, 1903—07) обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Клинич. работы Б., посвящённые вопросам невропатологии и психиатрии, имеют важное значение для диагностики нервных и психич. болезней и методов их лечения. Психол. исследования Б. тесно связаны с его психиатрич. и па-топсихол. работами. В лаборатории Б. при психиатрич. клинике Воен.-мед. академии были выполнены мн. эксперим.-психол. исследования, сыгравшие большую роль в развитии эксперим. психологии в России, в становлении её как самостоят, науки. Б. выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естеств.-науч. психол. учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психол. воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), а затем — психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).

Теория Б. представляет собой попытку реализовать рефлекторный принцип в понимании психич. явлений. Б. трактовал психологию как науку о поведении — совокупности врождённых и индивидуально приобретённых «сочетательных рефлексов» (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Эти его воззрения близки теории бихевиоризма. По мнению Б., рефлексология — особая наука, отличная как от физиологии, так и от психологии, и призвана заменить последнюю.

Отвергая психол. понятия, Б. игнорировал те реальные психич. явления, к-рые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов Б. распространил на общество в целом. Рефлексология Б. подвергалась серьёзной науч. критике за отождествление законов физ.-механич., биол. и социальных явлений (в особенности в связи с выходом книги «Коллективная рефлексология», 1921).

Б. — один из гл. организаторов всерос. съездов по пед. психологии и эксперим. педагогике, создатель ряда науч.-пед. учреждений в Петербурге. Пед. взгляды Б. связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и др. отеч. педагогов и основываются на эксперим. изучении рефлекторной деятельности ребёнка, пре-

им. раннего возраста (до 3—4 лет). Б. подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». По Б., только гармонич. сочетание физич. и психич. развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, Б. осн. задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания Б. относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая роль гипноза («Внушение и воспитание», 1923).

Соч.: Психика и жизнь, СПБ, 1903; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ, 19052; Объективная психология, в. 1—3, СПБ, 1907 —10; Вопросы воспитания в возрасте первого детства, СПБ, 1909; Вопросы обществ, воспитания, М., 1910; Значение музыки в эстетич. воспитании ребенка с первых дней его детства, М., 1916; О социально-трудовом воспитании. П., 1917; Культура социального героизма в воспитании детей. «Вестник знания», 1926, Jsfe 24; Общие основы рефлексологии человека, М. — Л19284; Мозг и его деятельность, М. — Л., 1928; Избр. произв., М., 1954; Объективная психология, М., 1991.

Лит.: Сб., поев. В. М. Бехтереву, Л., 1926; Мясищев В. Н., В. М. Бехтерев — замечательный ученый, врач, педагог, обществ, деятель, Киров, 1956; Петров с к и и А. В., История сов. психологии. Фор«мирование основ психол. науки, М., 1967! Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, M., 1975.

А. В. Петровский.

 

БЕЦКОЙ Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм, — 31.8(11.9).1795, Петербург], гос. и обществ, деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностр. дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764—94 през. Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план шк. реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утверждён в 1764), в к-ром, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитат. домов и др. соч., изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные пед. взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Б. надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т. е. «третий чин») с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского гос-ва. Условием формирования первого поколения «новых людей» Б. считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 — нач. 70-х гг. создал систему закрытых уч.-воспитат. учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 18—20 лет, в т. ч. вос- питат. дома в Москве и Петербурге, Коммерческое уч-ще, мещанские уч-ща при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало ср. жен. образованию в России. Осн. задачей новых учреждений Б. считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не проф. работника; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразоват. дисциплин, способствующих гл. обр. нравств. развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хоз. дел, ремесленно-ху-дож. специальностям в соответствии с их склонностями. Серьёзное внимание Б. уделял физич. развитию детей, приобщению к домашнему труду. Пед. программа Б. предполагала использование "гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний. Однако на практике идеи Б. оказались несостоятельными. Не-удовлетворит. состояние его уч.-воспи-тат. учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Б. системы образования и начало подготовки шк. реформы 1782—86.

Соч.: Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, т. 1—2, СПБ. 1789—91.

Лит.: Майков П. М., И. И. Бецкой. Опыт его биографии, СПБ, 1904; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII — XIX вв., СПБ, 1912; Краснобаев Б. И., Очерки истории рус. культуры XVIII в., М., 1972.

 

БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, раздел библиографии, в задачи к-рого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Такая информация направлена в два осн. адреса: взрослым (учителям, родителям, воспитателям, специалистам, профессионально связанным с изучением дет. лит-ры) и детям разных возрастных групп.

Социальная функция Б. д. л. состоит в том, чтобы представить модель книжной культуры, адаптированной к детскому восприятию. Информируя общество о лит-ре для детей и мат-лах по её изучению, Б. д. л. помогает ориентироваться в книжном потоке, содействует осмыслению, развитию дет. лит-ры, совершенствованию книгоиздания, активизации тео-ретич. исследований по дет. чтению, обобщению опыта библиотечно-библиогра-фич. деятельности.

Воздействуя (непосредственно или опосредованно) на круг чтения ребёнка, на его читательское развитие, Б. д. л. решает пед. задачи, связанные с воспитанием личности юного читателя, с его социализацией в том направлении и понимании, к-рые характерны для общества в конкретной ист. ситуации.

В процессе библиографирования дет. лит-ры могут анализироваться не только произведения печати для детей и юношества, но и информац.-библиографич. потребности читателей. В Б. д. л. используются данные педагогики, психологии, социологии, библиотековедения, информатики, книговедения, литературоведения. Специфич. направлениями исследований выступают история, теория и методика библиографирования, разработка путей и методов информац.-библиографич. обслуживания детей и взрослых.

Б. д. л. представляет собой развивающуюся систему пособий, разнообразных по форме, типам, видам, жанрам, назначению и читательскому адресу. Она включает печатные указатели, списки, обзоры лит-ры, каталоги; рукописные картотеки, планы чтения; наглядные пособия (плакаты, выставки). Библио-графич. информация может быть также выражена устно (беседы, обзоры), зафиксирована для использования с помощью разл. технич. средств. Осн. жанры библиографич. пособий: указатель, путеводитель, памятка, закладка, библиографич. справочники, библиографич. очерки, разл. методико-библиографич. мат-лы и т. п.

По содержанию библиографич. пособие может быть универсальным, тематическим, отраслевым, страноведческим, краеведческим, персональным. По обществ, назначению Б. д. л. можно подразделить на научно-вспомогательную (содействие науч. и проф. деятельности) и рекомендательную. Если в основу классификации положить признак хронологии охвата материала, то пособие может быть отнесено к ретроспективным, текущим или перспективным.

На основе регистрации всех вышедших на территории страны произведений печати, что является функцией национальной (государственной) библиографии, создаются универсальные источники библиографич. информации. Запросам исследователей и специалистов в области лит-ры для детей и юношества призваны отвечать научно-вспомогат. библиографич. пособия. На информац.-библиографич. запросы юных читателей, связанные с удовлетворением познават. потребностей, с выполнением уч. заданий, с самообразовательной и досуговой деятельностью, с этич. поисками в ситуации нравств. выбора, отвечают рекомендательные библиографич. пособия.

Отечественная Б. д. л. В России до 60-х гг. 19 в. книги для дет. чтения включались в общие указатели, часто даже в один раздел с пед. и др. литературой. Первым самостоят, изданием по Б. д. л. считается указатель Ф. Г. Толля «Наша дет. лит-ра. Опыт библиографии совр. отеч. лит-ры, преимущественно в воспи-тат. отношении» (СПБ, 1862). Издания, вышедшие до 1917, представлены в указателях М. В. Соболева «Справочная книжка по чтению для детей всех возрастов» (СПБ, 19072), В. И. Водовозова «Обзор руководств и книг для общего образования», опубл. в журн. «Отечественные записки» с 1868 по 1870, А. И. Лебедева «Дет. и нар. лит-ра» (Н. Новгород, 1901—04, 1912—1 5е), И. В. Влади-славлева «Что читать? Указатель систе-матич. домашнего чтения для учащихся» в четырёх выпусках (М., 1911—17, 1918—194) и др. Текущие библиографич. списки публиковали также журналы «Что и как читать детям» (1911—17) и «Новости дет. лит-ры» (1911—16).

С нач. 20 в. развивалась издательско-книготорговая библиография. «Каталог изданий б-ки И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества» (M., 19122) и каталог изд-ва И. Д. Сытина «Книги для детей» (М., 1915) могут рассматриваться и как реклама дет. книги.

Уже в дорев. период определилась одна из главных особенностей отеч. Б. д. л. — её пед. направленность. Особенностью Б. д. л. сов. периода стало преимущественное развитие рекомендат. библиографии. Причём широкое развитие получило создание рекомендательных

библиографич. пособий, адресованных детям и подросткам.

В определении направлений библиогр. работы разл. орг-ций и библиотек с дет. и юношеской книгой принимали участие А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Горький, В. Д. Бонч-Бруевич.

Для практики создания отеч. библиографич. пособий значительными были труды, адресованные учителям, библиотекарям, родителям (в помощь организации дет. чтения) А. К. Покровской «О работе в дет. и шк. б-ках. Осн. положения и практич. приёмы. С прил. систематич. списка книг» (1918), М. X. Свентицкой «Каталог шк. б-к с краткими рецензиями» (1919); указатели: «Сто книг твоему ребёнку» (1931) и «Каталог дет. б-ки» (в. 1—4), подготовленный Гос. б-кой СССР им. В. И. Ленина (1958—59). Заметную роль сыграли пособия, составленные непосредственно для детей: И. В. Влади-славлев и др., «Избр. лит-ра для юных читателей по темам» (1918); Е. Привалова и И. Халтурина, «Что мне читать?» (1928). Сформировалась традиция публиковать рекомендации по чтению книг на страницах дет. журналов «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Дружные ребята» (1927—53), «Костёр» (с 1936), «Юный натуралист» (с 1928) и др.

Существ, значение имела разработка и реализация организац. основ Б. д. л. в РСФСР. В 20-е гг. был учреждён и активно работал Ин-т дет. чтения, переименованный позднее в Ин-т методов внешк. работы. Под-х»товленные его сотрудниками библиографич. труды заметно продвинули развитие Б. д. л. Важными событиями стали организация в 1933 первого в стране специализиров. изд-ва дет. лит-ры, а затем в 1950 домов детской книги (в Москве и Ленинграде), вокруг к-рых формировались коллективы специалистов в области Б. д. л. В 1940 Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина была утверждена центром рекомендательной Б. д. л. С 1950 в составление библиографич. пособий для школьников включилась гос. Публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина, а также респ. и областные дет. б-ки. Создаётся система краеведческих библиографич. пособий. С 70-х гг. подготовка рекомендат. пособий Б. д. л. для юных читателей на рус. яз. сосредоточилась в Гос. респ. детской б-ке РСФСР (ныне Гос. рос. дет. б-ка). Вопросами педагогики дет. чтения и созданием библиографич. пособий для учителей занимаются пед. н.-и, ин-ты.

Лит-ра для детей и юношества, а также исследоват. материалы отражаются в текущих гос. библиографич. указателях, выпускаемых Всесоюзной книжной палатой: «Книжная летопись», «Ежегодник книги», «Летопись изоизданий» (включает книжки-игрушки, книжки-картинки, для самых маленьких читателей), «Нотная летопись», «Картографич. летопись», «Летопись периодич. и продолжающихся изданий», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий» (не расписываются статьи из журналов, альманахов, газет, адресованных детям и подросткам).

Среди науч.-вспомогат. пособий выделяются ретроспективные указатели: Алексеева О. В., «Библиография рус. дет. книги (1717—1854)», в кн.: «Мат-лы по истории рус. дет. лит-ры», в. 2, М., 1929 (Ин-т методов внешк. работы. Отд. дет. чтения); Старцев И. И. и др., «Дет. лит-ра. Библиография...», 1918—84M., 1933- 1989 Завьялова В. П., Каминская Т. Б., Латышева В. И., «Дет. лит-ра. Библиография, указатель», М. (с 1984). Значит, традицию в разработке таких пособий создали труды 3. С. Живовой, О. И. Левиной, Н. Б. Медведевой.

Интерес для исследователей и для прак-тич. работников представляют пособия по укр., латыш., литов., эст., кирг., молд., туркменской дет. книге. Св. 4 тыс. книг отражает указатель «Книги для детей. Произв. заруб, писателей в пер. на рус. яз., 1918—1978». Сост. И. П. Кухтерина и др., М., 1979.

Информация по важнейшим проблемам лит-ры для детей, Б. д. л., педагогики дет. чтения содержится в специализиров. указателях: Старцев И. И., «Вопросы дет. лит-ры и дет. чтения, 1918—1961. Биб-лиографич. указатель книг и статей по истории, теории и критике», М., 1962; М., 1967; Живова 3. С., Медведева Н. Б., «Вопросы дет. лит-ры и дет. чтения, 1966- 1970. Библиографич. указатель книг и статей по истории, теории и критике», М., 1977.

Лит-ра, посвящённая творчеству писателей, произведения к-рых вошли в круг дет. чтения, отражена в биобиблиографич. пособиях: Длугач Р. В., «Источи, для словаря рус. дет. писателей. 1760—1854», в кн.: Мат-лы по истории рус. дет. лит-ры (1750—1855), в. 2, М., 1929; Витман А. М., Оськина Л. Г., «Сов. дет. писатели. Биобиблиографич. словарь (1917—1957)», М., 1961, и др.

Выпускаются также персональные науч.-вспомогат. биобиблиографич. пособия: Берман Д. А., «Корней Чуковский. Биобиблиографич. указатель», Л., 1984; «Ханс Кристиан Андерсен. Биобиблиографич. указатель». Сост. Э. В. Переслегина, М., 1979. «Сергей Владимирович Михалков. Биобиблиографич. указатель». Сост. И. В. Алексахина, Д. А. Берман и Н. И. Кузнецова, М., 1976.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.