Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГИМНАЗИИ 2 страница




Лит.: Учебник шк. гигиены, под ред. Н. А. Семашко, М., 1948; Гигиена труда под-

ростков в разл. отраслях вар. х-ва, под ред. И. А. Арнольди, М., 1967; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, М., 1972; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, М., 1982е.

М. В. Антропова

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. процесса — нормирование умственных и физич. нагрузок, рациональная организация уроков (в т. ч. трудового обучения и физич. воспитания), чередование видов уч. работы в течение дня, недели, уч. года. Нарушение гигиенич. требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости разл. инфекциям.

Гигиенич. требования учитываются в рациональной организации всего дня школьников (см. Режим дня): определённая продолжительность разл. занятий (в т. ч. занятия физкультурой и спортом), сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.

Эти требования по организации уч. процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учётом анатомо-физиол. особенностей развития детей и подростков, их функциональных возможностей. Для учащихся мл., ср. и ст. классов устанавливается разл. продолжительность уч. года, уч. дня и урока. Нормируется и длительность перемен. Длительность уч. дня определяется с учётом недельной нагрузки в макс, числе обязательных уч. часов в неделю. Специально отводится время на проведение факультативных и доп. занятий.

В общем объёме уч. времени особо планируются занятия по общественно полезному труду и трудовая практика (для учащихся ср. и ст. ступени общеобразоват. школы).

Работоспособность учащихся в течение разл. временных интервалов подвержена большим изменениям. Так, в течение года наиб, высокие показатели работоспособности отмечаются во 2-й пол. первой и в начале второй четверти, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и конце уч. года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. Недельная кривая изменения работоспособности детей имеет свои особенности: наиб, низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний день уч. недели. Снижение работоспособности в начале года, недели объясняется тем, что для включения организма в работу необходимо нек-рое время. Отмечаемое повышение работоспособности учащихся в последний день уч. недели объясняется меньшей (специально задаваемой) уч. нагрузкой, а также феноменом т. н. конечного прорыва.

Работоспособность ребёнка неодинакова и в течение дня: у детей мл. шк. возраста она более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей ст. и ср. возраста — с сер. 1-го и до конца 3-го уроков; это время используется для проведения контрольных работ или для занятий, требующих от учащихся особо напряжённого внимания. Чередование разл. предметов в режиме уч. занятий, благодаря чему обеспечивается переключение внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой, создаёт благоприятные условия для восстановления работоспособности

i

головного мозга. Так, для улучшения умственной деятельности необходимо правильно организовать уроки физкультуры и ручного труда. Поэтому с гигиенич. позиций целесообразно отводить этим предметам третьи часы занятий в нач. школе и третьи-четвёртые уроки в 5—8-х кл.

Письмо и чтение — осн. виды работы первоклассников, требующие большого напряжения ЦНС, и прежде всего зрительных и двигат. анализаторов. Длит, выполнение письменных работ, когда уроки рус. яз. и математики следуют друг за другом, способствует быстрому сильному утомлению детей. Поэтому для первоклассников наиб, рациональной является такая последовательность уроков: рус. яз., чтение, математика либо математика, чтение, рус. язык. Для снижения, томления школьников 6—9 лет важно чередовать виды работы в течение одного урока.

Гигиенич. требования предусматривают нормирование длительности разл. видов уч. работы. Так, у мл. школьников, особенно у детей 1—2-х к л., из-за недостаточного развития мышц кисти рук, несовершенной координации движений затруднён процесс письма. Оптимальная продолжительность письменной работы, составляющая в начале урока 2 мин 40 с, к концу урока снижается до 1 мин. Общую продолжительность письменных работ как на уроке, так и дома следует ограничить 5—10 мин, в течение к-рых необходимо 2 раза делать гимнастику для пальцев рук. Имеются нормы непрерывной работы и для разных видов деятельности на уроках труда: непрерывная работа уч-ся 1-х кл. с картоном, бумагой, тканью ограничивается 5 мин, 2—3-х кл. — 5- 7 мин, 4-х кл. — 10 мин, а работа с деревом и проволокой — 4—5 мин. Используемые в работе инструменты по массе и размерам должны соответствовать силе, размерам руки и амплитуде осн. движений ребёнка. Учащимся мл. классов удобнее работать с бумагой толщиной не более 0,5 мм, легко поддающейся резанию по прямым и закруглённым линиям, для лепки пользоваться пластилином, к-рый более податлив, чем глина. Для снижения утомляемости учащихся рационально чередовать разл. виды операций.

При составлении расписания уроков особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Известно, что длит, занятия одним и тем же видом работы утомляют учащихся, способствуют значит, снижению работоспособности на последующих уроках. В то же время в нек-рых случаях сдваивание уроков оказывается целесообразным и необходимым, напр. для выполнения лабораторных работ по физике, химии и др., отличающихся разнообразным содержанием и требующих больше времени для исполнения. Это же относится и к урокам трудового обучения детей ср. и ст. шк. возраста.

Для поддержания работоспособности учащихся большое значение имеют формы и методы преподавания. Если учитель ведёт урок эмоционально, использует ди-лактич. материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают знания. Подобные уроки менее утомительны, потому что при такой форме изложения уч. материала функционируют и слуховой, и зрительный анализаторы. Это особенно относится к урокам в 1-м кл., когда учитель должен показать детям связь

14«

не только слов, но и чисел с образом и действием. Во время урока дети устают не только от умственной работы, но и от длит, сидения за партой. Для отдыха, восстановления работоспособности между уроками используются перерывы разл. продолжительности. Для большей информативности совр. методы преподавания предусматривают широкое использование ТСО. Продолжительность уроков о использованием телевидения не должна превышать 25—30 мин при условии установки в помещении двух телевизоров и рассаживании учащихся на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана. Предельно допустимая работа с программиров. звукозаписями для учащихся нач. классов на уроках математики 15—20 мин, на уроках рус. яз. 20—24 мин. На уроках чтения применять звукозаписи рекомендуется лишь в качестве иллюстративного материала. Их целесообразно использовать не более чем на 2 уроках подряд. Не рекомендуется применять программиров. звукозаписи во 2-й пол. четвёртой четверти: они утомительны на фоне сниженной работоспособности в конце уч. года. Для гигиенич. организации трудового обучения на ср. и ст. ступенях школы каждому учащемуся отводится рабочее место с учётом его роста, обеспечивается достаточное искусств, и естеств. освещение. Перед началом занятий проводится проверка техн. состояния оборудования, инструментов, изоляции электропроводки, заземления. Уч-ся должны ознакомиться с правилами техники безопасности. Особые гигиенич. требования предъявляются к организации производит, труда. Работа учащихся на пром. произ-вах разрешается только в утреннюю смену и при отсутствии на участке вредных факторов (шум — не выше 75 дБ и др.). При наличии в воздухе токсич. веществ учащимся до 18 лет разрешается работать не более 3 ч в день. К трудовому обучению и производит, труду допускаются только учащиеся, не имеющие мед. противопоказаний.

Уроки физкультуры проводятся во всех классах ср. школы и по спец. программе в проф.-тех. и ср. спец. уч. заведениях в специально оборудованных залах или на открытом воздухе. Во время занятий более интенсивная физич. нагрузка чередуется с отдыхом или с менее интенсивной нагрузкой. К макс, физич. нагрузке, к-рая даётся во второй четверти урока (в нач. классах — подвижные игры, в ср. и ст. классах — упражнения на снарядах), организм детей готовят постепенно возрастающей нагрузкой. Заканчивается урок ходьбой, медленно выполняемыми упражнениями, успокаивающими организм. Уроки физкультуры не разрешается сдваивать (кроме занятий плаванием и лыжами). В спорт, зале поддерживается оптимальный воздушно-тепловой режим, во время занятий обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.

Для поддержания работоспособности учащихся, снижения утомления большое значение имеет правильная организация отдыха и работы дома. Начинать приготовление домашнего задания рекомендуется после приёма пищи и отдыха (лучше на свежем воздухе). К вечеру утомляемость детей резко возрастает. Учащимся 1-х кл. задания на дом не задаются. Макс, продолжительность приготовления уроков составляет для учащихся 2-х кл. 30 мин, 3—4-х — до 1 ч, 5—6-х — до 1,5 ч, 7—8-х. — до 2 ч, 9—11-х кл. до 2,5 ч.

После определённого периода непрерывных занятий (уч-ся 7—9 лет через 35 мин, а уч-ся ср. и ст. шк. возраста через 45 мин) делают перерыв в 5—10 мин| а в середине каждого уч. часа — физкультурную разминку с офтальмотренингом. Чрезмерно длит, занятия сокращают время сна и прогулки на свежем воздухе.

Общие гигиенич. рекомендации по режиму уч. занятий не подходят для детей, страдающих отклонениями в состоянии здоровья, напр. перенёсших тяжёлые нервные заболевания, страдающих ревматизмом. Для таких детей рекомендуется сокращённая продолжительность дневных уч. занятий и доп. день отдыха среди недели. Индивидуального подхода требуют также уч-ся, перенёсшие инфекц. заболевания. Работоспособность остаётся пониженной после выздоровления в течение 10—14 дней. Необходимо организовывать индивидуальные консультации по каждому предмету, освобождать от занятий физкультурой (на 2 нед) и от работ в мастерских (на 7—15 дней в зависимости от заболевания).

Лит.: Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, под ред. М. В. Антроповой, М., 1974; Гигиенич. оценка обучения учащихся в совр. школе, под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха, М., 1975; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982; Физиолого-гигиенич. аспекты уч. нагрузки старшеклассеиков, под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой, М., 1986; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986. Л. А. Леонова.

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол (7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, — 11.12.1976, Нью-Йорк), амер. психолог. Проф. Южно-Калифорнийского ун-та (с 1940). Один из лидеров психометрич. направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич. модели «структуры интеллекта» («куб Г.»), согласно к-рой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. По Г., разл. компоненты мыслительной деятельности (оригинальность, гибкость интеллекта и др., всего до 120) могут быть выявлены методами факторного анализа, с помощью к-рого определяется уровень мыслительных способностей. Опираясь на свою модель и связанные с ней матем. методы, Г. выступил инициатором разработки систем психол. тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей. С 50-х гг. методы Г. широко используются в США для диагностики творческого потенциала. Однако им свойствен общий недостаток факторного анализа интеллекта — выявление лишь сложившейся системы знаний и действий, а не непосредственно творческих мысли-гельных способностей.

С о ч.: Psychometric methods, N. V., 19542; Personality, N. Y., 1959; The nature of human intelligence, N. Y., 1967; в рус. пер.-Три стороны интеллекта, в сб.: Психология мышле" ния, М., 1965.

Лит.: Анастаэй А.; Психол«тести» рование, пер. с англ., кн. 2, М., 1982.

ГИМНАЗИИ, средние общеобразоват. уч. заведения (обычно гуманитарно-фи-лол. направления). Термин «Г.» заимствован из Др. Греции (гимнасий, см. Античность). Становление европ. Г. нового времени связано с возникновением в 15—16 вв. латинских школ, готовивших к поступлению в ун-т и занимавших более высокое положение в сравнении со школами родного языка, дававшими элементарное образование. В 16—18 вв. на основе лат. школ создавались Г., в к-рых на первый план вышло изучение древних языков (греч. и лат.) и антич. лит-ры (см. Классическое образование). С распространением идей Реформации в Зап. Европе приоритет находившегося под влиянием католич. церкви классич. образования был подорван, однако Лютер выступал за сохранение и развитие латинских (учёных) школ. В послереформац. Г., созданной Ф. Меланхтоном (первая открыта в 1526), сочетались идеалы протестантизма с классицизмом: осуществлялась подготовка учащихся к обществ, службе и дальнейшим науч. занятиям. Первый опыт массового обучения в ср. общеобразоват. школе осуществил И. Штурм, поставивший осн. целью деятельности Г. достижение воспитанниками «мудрого благочестия».

С кон. 17 — нач. 18 вв. в программы Г. постепенно проникали элементы науч. естествознания, повышался удельный вес новых языков, что определило долговременную тенденцию к постоянному обновлению классич. гимназич. образования.

В 19 в. Г., как правило, назывались ср. школы с относительно установившимся курсом, гл. место отводилось изучению памятников классич. лит-ры. Назв. Г. имели соответствующие уч. заведения в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Греции, Дании, Нидерландах, России, Сербии и нем. кантонах Швейцарии; во Франции, Португалии и Финляндии аналогичные уч. заведения наз. лицеями, в Великобритании — грамматич. школами, в Бельгии и Люксембурге — атенея-ми и т. д. Уч. заведения гимназич. типа с неполным курсом получили назв. прогимназий. Образцом классич. Г. была прусская Г., круг предметов в к-рой сформировался в 1-й пол. 19 в. под влиянием идей неогуманизма. В основе её программы-ориентация на др.-греч. воспитат. идеал всесторонне развитого человека. На протяжении 19 в. Г. оставалась наиб, распространённым типом ср. школы, ориентированной гл. обр. на широкое интеллектуальное образование.

Во 2-й пол. 19 — 1-й пол. 20 вв. гимназич. образование дифференцируется. Появляются разновидности Г.: реальные, новых языков, естеств.-математические (иногда существовали как соответствующие отделения Г.). В 50—70-х гг. 20 в. возникли экон., техн., муз. и др. Г., осуществляющие подготовку в отраслевые высш. уч. заведения. Развивалась вариативность в организации уч. процесса: в ст. классах классно-урочная система частично заменялась курсовой, росло число предметов, изучаемых по выбору, распространялись сокращённые, вечерние и др. формы прохождения курса Г. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназич. образования: наряду с введением новых предметов (напр., психологии, экономики, вычислит, техники) определяется круг обязат. циклов — ху-дож.-языковый, полит., естеств.-матем., религ., спортивный. Обычно школьники поступают в Г. после 4—5-го (иногда — после 7-го) кл. осн. школы. В ряде стран значителен отсев из Г., в т. ч. в иные типы уч. заведений, аттестат зрелости нередко получают лишь 4/4- */з от поступивших. Во мн. странах Г. сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в ун-т звена ср. образования (часто

без экзаменов — по конкурсу гимназич. аттестатов).

В дореволюционной Рос-си и в нач. 18 в. нек-рое время существовала школа Э. Глюка с гимназич. программой. Первые Г. были созданы в Петербурге- академическая гимназия (1726), в Москве при ун-те (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого уч. плана. По «Уставу уч. заведений, подведомственных ун-там» (1804) Г. предусматривались в каждом губернском городе. В них принимались юноши по окончании уездных уч-щ независимо от сословия и национальности. Г. предназначались для подготовки не только в ун-т, но и к гражд. службе. 4-летний курс обучения отличался много-предметностью. В него входили лат., франц. и нем. языки, история, география, нач. курс философии и «изящных наук», словесность, полит, экономия, чистая и прикладная математика, физика, естеств. история, нач. курс коммерч. наук и технологии, рисование. В каждом классе было 32 обязательных уч. часа в нед (с включением 2 ч на рисование). В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. уч-ся. По плану С. С. Уварова (1811) Г. должны были служить гл. обр. для подготовки учащихся к ун-ту и приобрести т. о. характер классич. уч. заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828: определён 7-летний курс обучения, из уч. плана исключены философия, полит, экономия, право, коммерч. науки, эстетика; введены закон Божий, рус. яз. и греч. яз. (к-рый по настоянию дворянских обществ мог не изучаться в четырёх ст. классах и преподавался, по преимуществу, в университетских Г.), увеличено кол-во часов на лат. язык. Одновременно были введены сословные ограничения (Г. предназначались для детей дворян и чиновников), установлена жёсткая дисциплина, распространились телесные наказания, усилилось наблюдение за поведением учащихся и педагогов. При этом было улучшено материальное обеспечение Г., начали формироваться пед. советы. В 40-х гг. в правительств, кругах изучение в Г. классич. древностей стало рассматриваться как нежелательный источник свободомыслия. В 50-х гг. классицизм ограничивался: начиная с 4-го кл. в Г. выделились лат. и юрид. отделения. В 4—7-х кл. дополнительно к общему курсу для готовившихся в ун-т преподавались лат. (по 4 ч в нед) и греч. (для желающих по 2 ч) языки; для готовившихся к службе вместо древних языков введены законоведение (в 5—7-х кл. по 4 ч), добавочные часы рус. яз. и математики. В 1852 утверждены 3 типа Г.: с естеств. историей и законоведением для поступающих в ун-т или для готовящихся к службе, с добавлением для первых лат. яз.; с законоведением для готовящихся к службе; с лат. и греч. языками для поступающих в ун-т (латинский со 2-го кл., греческий с 4-го кл.). В Г. с древними языками вместо произведений классич. лит-ры стали читать творения отцов церкви. Управление Г. осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и пед. советом, материальной частью ведали попечительские советы.

В 60-х гг. возникли также жен. гимназии (см. Женское образование). В 1863- 1882 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразоват. курсом. В 1864 по «Уставу гимназий и прогимназий Мин-ва нар. просвещения» были установлены след, типы

мужских Г.: классич. Г. с двумя древними языками (58 ч; латинский 34 ч и греческий 24 ч в нед), с незначит. количеством часов на естествознание и физику (по 6 ч); классич. Г. с лат. яз. (39 ч); реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме (23 ч) и физикой (9 ч). Предполагалось, что классич. Г. с двумя древними языками будет учреждено 25% от общего числа Г., столько же должно было открыться реальных Г.; половина всего числа Г. приходилась на классич. Г. с лат. языком. Однако из 61 Г. лишь 16 стали реальными. Полноценным образованием считалось только даваемое классич. Г., т. к. по её окончании можно было поступить в ун-т и др. высш. уч. заведение, а после реальной — только в высш. техн. уч. заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоящие из первых 4 кл. Г. Устав 1864 отличался либерализмом: в рамках классич. и реального направлений не регламентировался выбор программ, методики преподавания, учебников и уч. пособий, широкие права предоставлялись пед. советам Г.

В условиях подъёма обществ.-пед. движения борьба вокруг Г. приняла острый характер. Особенно резко выступали против формального характера гимназич. образования обществ, деятели — демократы, хотя ими и признавалось положит, значение подлинного гуманизма и классицизма. Они высказывались за то, чтобы Г. давала знания, имеющие прак-тич. значение и необходимые для развития культуры. К. Д. Ушинский считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в российских Г., далёк от совр. жизни, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории культуры и в развитии мышления учашихся. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма (Д. А. Толстой, M. H. Катков, П. М. Леонтьев и др.), считавших его одной из причин охватившего юношество «материализма» и «нигилизма». Под руководством министра нар. просвещения Толстого был разработан новый гимназич. устав (1871), признававший только 7-классную классич. Г. с 8-летним курсом обучения (7-й кл. делился на 2 года). В ней на лат. и греч. языки отводилось 85 ч (41% уч. времени). В курсе древних языков осн. внимание уделялось заучиванию форм лат. и греч. грамматики, письменным переводам с рус. яз. на древние языки (экстемпоралии) без понимания глубины содержания, худож. выразительности языка произведений. Остальные предметы (рус. яз., лит-ра, история, география) изучались в незначит. объёме, несоразмерном их значению; физика, математика и естествознание занимали 18% уч. времени. Были усилены гос. регламентация уч. процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, проводивших воспитат. работу и в т. ч. наблюдавших за благонадёжностью учащихся.

В деятельности Г. получила отражение общая политика Мин-ва нар. просвещения 80—90-х гг. Министр нар. просвещения И. Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений: были ликвидированы приготовит, классы, издано (1887) распоряжение, известное под назв. «циркуляр о кухаркиных детях», в к-ром предлагалось воз-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.