Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества педагогические и просветительские в России. 7 страница




Слабой формой Н д является упрямство Однако в отличие от Н д оно часто возникает из стремления к самоутверждению Его не следует отождествлять с настойчивостью — стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям

Н д может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь коллектива могут устранить или значительно смягчить Н д Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотива-ционной и эмоционально-волевой сферы каждого конкретного ребенка

С С Степанов

НЕЙМАН Лев Владимирович [6(19) 1 1902, Оренбург, — 4 3 1977, Москва], оториноларинголог, дер мед наук (1961), проф (1963) Окончил мед ф-т 2-го МГУ (1925) В 1941^16 организатор (1941), руководитель (до 1946) спе-циализиров госпиталя для раненых с нарушениями слуха и речи В 1949—62 — в НИИ дефектологии, с 1962 зав кафедрой дефектологии МГЗПИ Труды по проблемам иссл слуховой функции у глухих и слабослышащих и ее использования в пед процессе спец школ, по созданию аудиолого-пед классификации детей с недостатками слуха

С о ч Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, M, 1961, Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, M, 1961 (соавт), Руководство по клинич аудиологии, M, 1962 (соавт), Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, M, 19774

Лит Л В Нейман (К 70-летию со дня рождения), «Дефектология», 1972, [№] 1, Памяти профессора Л В Неймана, «Вестник оториноларингологии», 1977, № 5

Г Л Зайцева

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психич процессов и их связь с отд системами головного мозга Включает 5 самостоят направлений клиническое, экспериментальное, реабилитационное, психофизиологическое и дет возраста Развивалась в рамках неврологии и общей психологии Достижения школы H под руководством А Р Лурии значительно изменили ее роль из прикладной отрасли H превратилась в самостоят науку, способную давать ценную информацию о природе и строении высших психич функций человека Это подготовило переход H от клинич анализа нарушений отд психич процессов к анализу сложных форм поведения, связанных с понятием личности Совр H исходит из положения о том, что психич функции — это не первичные, далее неразложимые свойства психич жизни, не четко отграниченные отправления к -л отд органа, отд участка мозга, а виды приспособит деятельности, включающие в себя разл процессы в их разнообразных взаимоотношениях друг с другом Формы психич деятельности, сформировавшиеся в процессе обществ развития, не локализованы в узко ограниченных участках (центрах) коры головного мозга, а представляют сложные функциональные системы, в существовании к-рых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга Каждый участок мозга вносит специфич вклад в построение этой системы, в выполнении сложных форм психич деятельности участвует весь мозг

H имеет важное значение для понимания механизмов психич процессов Одновременно, анализируя нарушения психич деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, H помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психол квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановит обучения Изучение особенностей мозговых механизмов высших психич функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психич функций (отмеченные еще Л С Выготским)

Новые направления в H — изучение нарушений познават процессов (гл обр памяти, восприятия) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихол подхода на эмоционально-личностную сферу

Лит Л у p и я А Р Основы нейропси хологии M 1973 Нейропсихология Тексты под ред E Д Хомской M 1984 X о м с к а я E Д Нейропсихология M 1987 Цвет к о в а Л С Мозг и интеллект M, 1995, KolbB, Whishawl Q Fundamentals of human neuropsychology S F, 1980

T В Ахутина

 

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ деятель, акад РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991) Окончил Моек худож ин-т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова

(1942—62) Преподавал в Моек гор пед ин-те им В Г Потемкина (1957—60), МГПИ (1960—62), ВГИКе (с 1962, проф с 1990) Секр Союза художников СССР (1963—88), пред комиссии по эстетич воспитанию союза Автор мн живописных полотен на темы Вел Отеч войны («Земля опаленная», 1957, Третьяковская галерея, «Безымянная высота», 1961—62, и др), пейзажей («Дыхание весны», 1955, Русский музей, и др), серий портретов («Поколения» 1977- 78, и др) Инициатор создания (1991) Моек центра худож культуры и образования

Опыт преподават деятельности привел H к необходимости разработки целостной программы худож воспитания, детализованной для разл ступеней образования В кон 70-х гг H предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников Цель такой программы — формирование многогранных духовных интересов личности средствами иск-ва, прежде всего изобразительного Важная особенность программы — ориентация на эмоционально-воспитат потенциал худож образов, на гуманитаризацию образования Приобщение к ценностям иск-ва, по H, происходит и при решении уч задач из курсов естеств и точных наук, в к-рых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познават и этич ценностей Формирование худож культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по иск-ву, но и с овладением «худож грамотностью», предполагавшей практич худож умения и навыки, а также с изучением истории иск— в Академич основа разл худож стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по иск-ву

Общеобразоват школе отводилась оси роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений иск-ва Худож знания в этом случае — не цель обучения, а средство приобщения учащихся к иск-ву, инструмент формирования их мировоззрения Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными худож знаниями и навыками, в т ч для дальнейшего саморазвития Новый вариант программы, получивший назв «Изобразит иск-во и худож труд», создан под руководством H в 80-х гг Он принят во мн школах Рос Федерации Творческие и эмоционально-ценностные аспекты шк подготовки по иск-ву осмыслены в нем как один из важнейших элементов перестройки образования в условиях демократизации общества

Автор книг о худож творчестве, в т ч для педагогов и для учащихся «Солдат и подснежник» (1971), «Распахни окно» (1974)и др

С о ч Тревоги большого пути Слово художника к интеллигенции, M 1967, Пути очеловечивания школы в кн Новое пед мыш ление под ред А В Петровского, M 1989, Концепция худож образования как фундамента системы эстетич развития учащихся в школе

M 1992, Культура, искусство, образование, M, 1993

Лит Дмитриева H А, Б M Йеменский [М, 1971], СимоновК М, Б М Неменскии Память сердца, М, 1980, Мелик ПашаевА, Судьба программы, СШ, 1987, № 10

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, образован 15 июля 1929 как национальный Входит в Рос Федерацию Пл 176,7 тыс км2 Нас 53,9 тыс чел (1989, перепись), в т ч ненцы (11,9%), коми (ок 9,5%), русские (65,8%) и др Центр — г. Нарьян-Мар (до 1935 центр находился в с Тельвиска)

С 18 в предпринимались попытки обучения детей коренного населения в Архангельской семинарии и др уч заведениях В 1786 была открыта школа в г. Мезень (16 учащихся — ненцев)

Во 2-й пол 19 в создавались миссионерские школы (4 — к 1913) До 1917 было открыто 10 церк -приходских школ, в основном в рус поселках (ок 200 учащихся, 15 учителей) Большинство школ было смешанным Лишь в нек-рых школах (на о-вах Новая Земля, Колгуев, Вайгач) обучались только ненецкие дети

В 1894 в Архангельске была создана переводя комиссия (руководитель епископ Никанор), подготовившая на основе рус алфавита «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии» (составлен под руководством И М Сибир-цева, изд в 1895), «Книгу для обучения ненецких детей читать и писать» И Егорова (1900) Однако школы работали эпизодически, часто закрывались из-за отсутствия учеников Не было учителей, знающих ненецкий язык (занятия проводились с помощью переводчиков)

После установления сов власти открыта (1923) первая ненецкая школа в с Тельвиска (12 учащихся) В 1927 создана культбаза в с Хоседахард, ставшая центром ликвидации неграмотности и культ -просвет работы среди кочевого населения С 1927 формировалась сеть дошк учреждений

С 1927 в обучении использовался рус букварь для школ Севера (авторы В Г Богораз-Тан и С H Стебницкий) На основе единого сев алфавита была разработана (1932) на лат графич основе ненецкая письменность (с 1937 на рус графике) В 1932—33 вышел первый ненецкий букварь «Новое слово» (ч 1- 2), составленный Г H Прокофьевым совм с А II Пыреркой

В организацию просвещения коренного нас значит вклад внесли один из первых ненецких педагогов И II Выучейский и первый ненецкий ученый, писатель, автор ев 10 учебников и уч пособий А II Пырерка

В 1929 функционировало 5 ненецких школ (ев 140 учащихся, 13% детей коренного нас), в 1934 — 10 школ (ев 500 учащихся, 57%), в 1938 — 15 школ (ев 1 тыс учащихся, 95,7%) С нач 30-х гг вводилось всеобщее нач обучение В нач классах школ первые два года обучение велось на родном языке, в 3-

4-х кл. родной язык изучался как уч. предмет.

Охват обучением детей кочевников составил в 1930 — 21%, в 1932 — 52%; детей оседлого населения соответственно 63% и 99%.

В кон. 30-х гг. действовало св. 40 школ, в т. ч. 2 средние и 12 неполных средних; обучалось 4,3 тыс. учащихся. Начался переход к 7-летнему всеобучу. В 1960—63 введено всеобщее 8-летнее обучение. Росло число неполных средних и средних школ, среди них (в сер. 60-х гг.) — 24 национальных (ок. 3,5 тыс. учащихся). Реализация всеобщего ср. образования молодёжи (с 70-х гг.) была затруднена нестабильностью пед. кадров, слабой увязкой уч.-воспитат. процесса с хоз. потребностями населения.

В 1996 в 55 дошк. учреждениях (в т. ч.

13 ненецких и коми) воспитывалось 4,1 тыс. чел. Функционировало 17 начальных, 13 основных, 18 ср. школ, в т. ч.

14 ненецких и коми (5 нач., 6 неполных средних, 4 средние). Имеются санаторно-лесная, а также вспомогательная школы. Обучалось 8,3 тыс. учащихся. Работало св. 700 учителей. Св. 96% учителей ср. и ст. классов имеют высшее педагогическое образование.

Обучение ведётся на рус. языке, родной язык изучается с 1-го по 6-й кл. как самостоят, уч. предмет. Работу по совершенствованию преподавания родного языка, лит-ры и др. уч. предметов проводит лаборатория НИИ нац. проблем образования.

Подготовка пед. кадров осуществляется в Нарьян-Марском пед. уч-ще (осн. в 1931 как комплексный техникум), вузах С.-Петербурга. Имеется Дом дет. творчества, муз. школа. Действуют зоовет-техникум, ПТУ.

Лит.: Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Кузаков К. Г., Нац. округа Крайнего Севера СССР, М., 1964; Просвещение на Сов. Крайнем Севере, Л., 1958; ХомичЛ. В., Ненцы. Историко-этнографич. очерки, М. — Л., 1966. Я. И. Меляков.

 

НЕОГУМАНИЗМ, пед. течение, зародившееся в Германии в сер. 18 в. и выдвинувшее в качестве воспитат. идеала антич. образ совершенного человека (см. в ст. Античность). Термин «Н». введён нем. историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители этого течения — И. М. Геснер (1691—1761), И. А. Эрнести (1707—81), К. Г. Хейне (1729—1812) и др., отводя в гимназич. преподавании осн. место изучению древних языков, стремились к тому, чтобы учащиеся усваивали в совершенстве не только языки, но и образ мыслей человека антич. культуры. Неогуманисты расширяли содержание традиц. ср. образования. В уч. планы неогуманистич. гимназий включалась (наряду с древними языками) математика; значит, место уделялось родному языку. Изменились цели изучения древних языков: осн. внимание отводилось чтению текстов антич. авторов, грамматика стала рассматриваться

как средство, способствующее лучшему пониманию текстов. Овладение культурным наследием Др. Греции и Др. Рима должно было, по мнению неогуманистов, способствовать развитию у гимназистов самостоят, мышления, формированию их мировоззрения и эстетич. вкусов.

Осн. задачу гимназии неогуманисты видели в подготовке учащихся к продолжению образования в ун-тах. Под влиянием неогуманистов классич. образование стало осн. видом ср. образования.

Представители позднего этапа Н. — В. Гумбольдт, Ф. А. Вольф сосредоточили внимание на проблеме раскрытия способностей человека, предприняв попытку возрождения идеи всестороннего развития личности. Они выступили за реформу уч. планов гимназий за счёт расширения курсов истории и естествознания, чем способствовали перестройке содержания образования в ср. школах на основе совр. науч. данных. Неогуманисты поставили проблему преемственности ср. и высш. образования. Гумбольдт был инициатором реформы Берлинского ун-та, к-рый стал образцом высш. уч. заведения, осуществившего единство преподавательской и н.-и, работы. Благодаря неогуманистич. реформе в Пруссии в нар. школах закрепилась система обучения И. Г. Песталоцци. Это способствовало повышению качества обучения в нач. школе. Неогуманисты были сторонниками фундаментальной (университетской) подготовки учителей ср. школы гл. обр. за счёт расширения общекультурных курсов. С кон. 80-х гг. нек-рые идеи Н. спонтанно возрождаются в концепциях гуманитаризации образования.

Лит.: Dokumente des Neohumanismus, В., 1931; Ballauff Th., Schaller K., Pädagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 2, Freiburg-Münch., 1970.

А. И. Пискунов.

В России восприятие Н. началось в связи с лит. рецепцией в 80—90-х гг. 18 в. нем. предромантизма. Интерес к духовной жизни Германии эпохи просвещённого абсолютизма преобладал в кружке Н. И. Новикова, к к-рому в 1784—89 принадлежал H. M. Карамзин. Для Карамзина идеи Н. связаны с И. В. Гёте и в особенности с И. Г. Гердером, с к-рым Карамзин, интересуясь его историко-филос. и эстетич. взглядами, встречался во время своего заграничного путешествия. В «Письмах рус. путешественника» (1791—92) Карамзин представил образец поэзии Гёте 1780-х гг., проникнутой эллинистич. духом. При этом он отмечал, что Гердер, Гёте и «подобные им, присвоившие себе дух древних греков», способствовали обогащению нем. языка, формированию этич. и эстетич. принципов, оказавших влияние на лит-ру и др. сферы культуры. Эти идеи в России были особенно актуальны в перспективе создания единого лит. языка, отвечающего потребностям образованной части общества и организованного по типу новых зап.-европ. языков. Обращение рус. авторов к классич. лит-ре в этот период имело определённый гражд. и нравств.-этич. смысл: антич. героизм представал как символич. воплощение идеалов Франц. революции кон. 18 в.

В контексте развернувшейся в 10-х гг. 19 в. полемики о путях языкового и культурного развития рус. культура как преемница греч. образованности противопоставлялась зап.-европ. просвещению, утвердившемуся на традициях лат. учёности. Отношение к антич. наследию как источнику обогащения родного языка и становления новой нац. культуры явилось идейной основой кружка А. Н. Оленина, гос. деятеля, директора Петерб. публичной б-ки. Участниками этого кружка были Н. И. Гнедич, к-рому принадлежит первый полный рус. перевод «Илиады» Гомера, а также С. С. Уваров, попечитель петерб. уч. округа, реформировавший рос. гимназию на принципах классического образования. Влияние идей Н. испытали видные публицисты 60-х гг. 19 в. М. Н. Катков и К. Н. Леон-тьев, отстаивавшие классич. направление в обществ, полемике по вопросам гимназич. образования. После шк. реформы 1871 в связи с негативным отношением в рус. обществе к классич. школе Н. постепенно утрачивал своё значение в сфере образования.

Идеи Н. вновь приобрели актуальность в 1890—1900-х гг. в контексте культуры т. н. серебряного века, обратившейся к антич. философии, классич. темам, сюжетам и худож. формам. Распространению идей Н. способствовала оказавшая влияние на культурную жизнь того времени концепция грядущего слав. Возрождения, обогащённого европ. опытом и несущего своё особое содержание. Один из популяризаторов этой концепции, филолог-классик, проф. Моск. ун-та Ф. Ф. Зелинский считал, что ср. и высш. школа призвана подготовить такое будущее. Проникнутая бодрым настроением «трудорадостности» и уважительной требовательности к учащемуся, школа, по его мысли, должна быть ориентирована на творческое восприятие антич. традиции не как «нормы», но как «семени». Многие учёные, педагоги, публицисты, в т. ч. Я. К. Грот, П. И. Капнист, указывали на необходимость сохранения классич. основы общего образования, однако в гимназич. практике возобладали противоположные тенденции.

Лит.: Капнист П. А., Классицизм как необходимая основа гимназич. образования, в. 1—2, М., 1891—1900; Грот Я. К., По поводу шк. реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания, СПБ, 1901; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Жирмунский В. М., Гёте в рус. лит-ре, Избр. труды, Л., 1981;

Лотман Ю. М., Успенский Б. А., «Письма рус. путешественника» Карамзина и их место в развитии рус. культуры, в кн.:

Карамзин H. M., Письма рус. путешественника, Л., 1984. А. О. Толстихина.

 

НЕОТОМИЗМ (от греч. neos — новый и имени Thomas — Фома), наиболее авторитетное течение в совр. католич. философии, базирующееся на учении Фомы Лквинского; получило статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni Patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и популяризацию Н., относятся Академия Св. Фомы в Ватикане, Като-лич. ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), Ю. М. Бохеньский, А. Демпф, М. Мюллер, К. Ранер (ФРГ), А. Дондейн (Бельгия), М. Кромпец (Польша), Б. Мондин, Ф. Ольджати (Италия) и др. Идеи Н. активно проповедует в выступлениях и книгах папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла). Ещё в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциями к сохранению в неприкосновенности основоположений Аквината наблюдались попытки её модернизации путём обращения к наследию И. Канта, новейших школ зап. философии. После 2-го Ватиканского собора (1962—65), санкционировавшего курс католич. «обновления» — «аджорнаменто», отчётливо обозначились антропоцентрич. переориентация Н., ассимиляция им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, нем. филос. антропологии, персонализма и иных направлений. Подобный «ассимилирующий Н.» ориентируется на рассмотрение и обоснование положений «вечной философии» сквозь призму человеческого существования.

Философия образования и педагогика Н. опираются на осн. положения антропологии и этики этого учения. Человек, согласно Аквинату, является неотъемлемым звеном иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Он рисуется сопричастным чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Вслед за Аквинатом представители Н. определяют человека как сложную субстанцию, состоящую из двух простых — души и тела. Душа — формообразующий по отношению к телу принцип — предстаёт основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в Н. имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Она направляема в своих деяниях «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине Н., обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологич. добродетелей, на культивирование к-рых и должна быть ориентирована обществ, жизнь. Уже в экзистенциальном варианте неотомизма Маритена формировался тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тотальности Божественного бытия и направленной на созидание мира культуры. Впоследствии эта тема становится центральной в произведениях теоретиков трансцендентального Н. (Войтыла, Корет, Мондин, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих положения, традиционные для томистской антропологии, с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике М. Хайдеггера и X. Г. Гадамера, в филос. антропологии М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена, в персонализме П. Рикера и др. Постоянное самопревосхо-ждение личности — трансценденция на пути к Абсолюту — оказывается неиссякаемым источником творения культурно-ист, мира.

Перспективы образования теоретики Н. связывают с возрождением религ.-нравств. ценностей в контексте совр. культуры. Популярность приобрела концепция интегрального гуманизма Маритена. Он полагал необходимым преображение духовных основ находящейся в состоянии кризиса гуманистам, культуры на принципах персоналистич. демократии, коммунитарного стремления к общему благу, плюрализма и христ. теизма, связанного с экуменич. диалогом представителей разл. конфессий. Критикуя тоталитаризм, Маритен одновременно порицал демократию зап. типа как лишённую духовных оснований, поражённую культом наживы и либеральным прогрессизмом. Внедрению ре лиг. мировоззрения во все сферы культуры призвано служить, по Маритену, тщательное воспитание личности, наделённой интеллектуальными, нравств. и теологич. добродетелями, способной преобразовать совр. общество и культуру на основе высш. ценностей Истины, Красоты и Блага. Единение разума и веры, науки и религ.-теологич. мудрости обнаруживает ограниченность сциентистско-технократич. взгляда на мир, не принижая знания. Без религ. образования, согласно Маритену, нельзя гармонично освоить и традицию гуманитарной культуры, понять значение Данте, Сервантеса, Ш. Бодлера и даже К. Маркса. Хотя в финале 20 в. социокультурный идеал Маритена неск. утратил былую популярность на фоне общего критич. отношения к конструированию глобальных моделей будущего, сам пафос христ. -гуманистич. подхода к реалиям современности сохранил свою значимость и в сочинениях сторонников трансцендентального Н. Философия образования, педагогика, согласно его сторонникам, должны в первую очередь исходить из понимания антропология, «неспециализированное™» личности как основы для освоения знания, её предрасположенности к диалогу, а также из присутствия высш. жизненной цели. Философии образования и педагогике надлежит синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. социально-гуманитарных дисциплин в свете нравств. ценностей. Одновременно декларируется отличие философии образования от педагогики, обладающей собственными критериями и методами. Мондин говорит о свершившейся в 20 в. «коперниканской

революции» в образовании, приведшей к осознанию, что именно обучающийся, а не преподаватель, является гл. героем в процессе научения. Само по себе постоянство потребности учиться вытекает из непрерывной самореализации личности в её открытости будущему. Образование, по Мондину, обладает тремя аспектами: личностным, социальным и культурным. Обучение личности, радикально отличной невещностью её бытия, идёт в социальной среде и связано с освоением культурных ценностей. Постигая мир самостоятельно и при помощи творческих, постоянно обновляющихся средств, найденных педагогом, совр. человек призван низвергнуть идеология, фантомы и строить собств. жизнь в универсальной ценностной перспективе.

Б. Л. Губман.

Пед. секции и группы, функционирующие при исследоват. и университетских центрах Н., претендуют на осмысление и решение проблем образования молодёжи от имени всего христианства. Их установками руководствуются десятки тысяч конфессиональных школ во мн. регионах мира. Влияние Н. испытывают и педагоги, не связанные с клерикальными кругами. Н. выступает против гос. монополии на организацию системы образования. Согласно доктрине Н., гос-ва носят преходящий характер, тогда как задачи воспитания определяются вечными требованиями, поэтому его направление может дать только церковь как наиб, устойчивый социальный институт. Только опираясь на христ. этику, можно воспитать в ребёнке добродетели, такие как честность, великодушие, терпимость, способность к самопожертвованию. Теоретики Н. отвергают индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, пропагандируя т. н. солидаризм, осн. на христ. принципах любви к ближнему. Неотомисты критикуют «светские» лед. теории за неспособность определить высшие цели воспитания. Н. развивает идеи гармонич. сочетания в шк. образовании науч. знаний и религ. веры при разграничении «истин разума» и «истин веры», непротиворечащих друг другу.

Самой теологии придаётся сходство с науч. системами, в к-рых роль исходных аксиом выполняют догматы веры. Вместе с тем неотомисты не отрицают необходимости основат. изучения естеств.-науч. и гуманитарного циклов, объявляют себя сторонниками широкого общего образования и противниками ранней проф. специализации, подчёркивают руководящую роль учителя в уч.-воспитат. процессе. Пед. теория Н. своеобразно отражает требования общеяело-веч. морали и стремится противостоять нравств. нигилизму и антикультурным тенденциям, получившим распространение в среде молодёжи. Б. Л. Вульфсон.

Лит.: Maritain J., Education at the Crossroads, New Haven-L., 1943; M a r i t a i n J., Humanismeintegral, P., 1968; MondinB., Introduzione alla filosofia, Mil., 1990; M o n d i n B., Una nuova cultura per una nuova societa,

Mil, 1981, W o j t у 1 a K Tymieniecka A — T, Personne et acte, P, 1983

НЕПАЛ, Королевство Непал, гос-во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица — Катманду

До сер 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к-рые содержались на пожертвования прихожан (см Буддистские школы, Ламаистские школы) Обучение велось на санскрите В 1853 в Катманду открылась первая гос школа («Дарбар скул»), в 1890 — вторая («Санскритский колледж»), доступные гл обр детям высш чиновников и родовой знати В 1919 оси «Три чандра колледж», ставший филиалом ун-та Патны (Индия) После 1918 стали основываться индийские, т и трудовые, школы в духе идей M Ганди, где наряду с общеобразоват предметами обучали также ремеслам, основам с -х труда и др

После установления конституц монархии (1951) в стране оформилась следующая система образования низшая нач школа (2 года), нач школа (2 года), высшая нач (3 года), неполная средняя (3 года), средняя школа (2 года) Школы подразделялись на 3 типа английские, санскритские и буддистские В англ школы принимались дети независимо от пола, религии, касты и имуществ положения Обучение было совместное В течение 10 лет учащимся давали общие знания по оси общеобразоват предметам В санскритские школы принимались сторонники индуизма, гл обр члены высш каст, осн время посвящалось изучению санскрита и санскритской лит-ры Буддистские школы распространены преим на С страны В 1965—66 введено обязательное 5-летнее обучение (с 6 до 11 лет), однако до кон 80-х гг охват детей нач обучением не превышал 80% В 1982—83 введена новая система образования 5-летние нач, 5-летние ср школы, проф и высш уч заведения В системе дошк воспитания имеется небольшое число дет садов, часть к-рых дает пред-школьную подготовку

Руководство образованием осуществляет Мин-во образования В 1988 на нужды образования было выделено ок 3% всех гос расходов Св 60% нас в 1990 считалось неграмотным

5-летнюю нач школу посещают дети с 6 лет В ее программу входят санскрит, арифметика, география, история, гра-ждановедение, труд, физкультура В англ и санскритских школах обучение идет на непальском яз, англ яз изучается с 3-го кл В буддистских школах обучение ведется на родном языке, значит внимание уделяется также изучению санскрита В 1991 в нач школах обучалось ев 2,8 млн чел

На базе нач школы работают неполные средние и средние общеобразоват учреждения Срок обучения — 5 лет (неполная ср школа — 2 года, полная — 3 года) Гл предметы математика, химия,

география, история, языки (непали, невари, санскрит, английский), предметы по иск-ву, худож деятельности, для девочек — домоводство Имеются повышенные ср уч заведения (т и промежуточные колледжи) со сроком обучения 7 лет, к-рые дают образование на уровне базового курса высшего Основные из них — «Три чандра колледж», «Дарбар колледж», «Падма Канья колледж» (все в Катманду) Нач проф образование дают ремесл, с -х и др школы (2 г. после нач обучения) В 1991 в ср и проф уч заведениях насчитывалось ев 700 тыс учащихся

В 1959 в Катманду открыт Ун-т им Трибхувана на базе «Три чандра колледжа» (5 ф-тов, 4 ин-та) В 1986 осн санскритский ун-т им Махендры Имеется колледж права в Катманду Учителей нач и неполных ср школ готовит пед колледж в Катманду (осн в 1956), учителей ср школ — ун-т

Для подготовки специалистов пр-во широко использует помощь междунар орг-ций и отд стран, предоставляющих стипендии непальским студентам (ок 1 тыс в нач 90-х гг) для обучения за границей

Лит Совр Непал Справочник, M, 1967, Непал история, этнография, экономика, M 1974 А А Парфенова.

 

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА, тип общеобразоват уч заведения В преемственных шк системах — промежуточное звено между начальной и полной ср школой

В дорев России к типу Н с III относились прогимназии (с 1864, имели 4—6 кл), реальные училища (в 1864- 88), высшие начальные училища (с 1912)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.