Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебной дисциплины 1 страница




Я

Ю

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, терр. в составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. км2. Нас. 98 тыс. чел. (1989, перепись). Центр - г. Цхинвали.

В 7—9 вв. предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. обр. с немногочисл. православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. письменности на основе церк.-слав. алфавита. Началось издание осет. книг. После включения вост. Грузии в состав Рос. гос-ва (1801) Осетинская духовная комиссия открывала православные школы на терр. Ю. О. (гл. обр. в 20-х гг.). В 1821 издан осет. букварь на груз, графич. основе, составленный советником картлийского и кахет. царя Ираклия II Иваном Ялгу-зидзе (Габараевым). В уч. практике распространился вариант письменности на рус. графич. основе, составленный в 1836 А. М. Шегреном и усовершенствованный А. Ф. Миллером. С 40-х гг. 19 в. открывались частные жен. уч-ща в сёлах Кор-ниси (1848), Дзау (1866) и др. Создание миссионерских школ продолжило Об-во восстановления христианства на Кавказе (осн. в 1860). Осн. учебником был букварь-молитвенник, составленный в 1859 архимандритом И. Чепиговским. Позже в ряде школ использовалась «Осет. азбука» А. Канукова (1890). Значит, вклад в распространение просвещения в Ю. О. внесли осет. учителя Ф. Чочиев, А. Тибилов, С. Кокиев, П. Тедеев и др. В 1881 в Цхинвали открылась первая министерская школа; к нач. 1913 их стало 8. Грамотность осет. населения (1897) составляла ок. 20%.

В 1913/14 уч. г. действовало 9 церк.-приходских, 29 министерских школ (св. 2 тыс. учащихся, в т. ч. ок. 300 девочек), 1 высшее нач. уч-ще. В 1915 усилиями осет. педагогов Б. Кочиева и Тедеева открыты осет. гимназия и муз. школа. В 1918—20 в условиях Гражд. войны, разорения сёл и геноцида осетин со стороны груз, националистов большинство школ прекратило работу.

После установления сов. власти существовала Юго-Осет. авт. область (1922- 1990). Началось восстановление сети школ (в 1924 их насчитывалось уже 107, в т. ч. 4 семилетние и 1 средняя). В 20-х гг. начала формироваться сеть дошк. учреждений (в 1924 - 2 дет. сада, 1 дет. дом). В 1923—28 подготовлены и изданы сов. учебники для осет. школ. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1924 создано св. 100 ликпунктов, позже их число увеличилось до 420, что позволило к 1936

полностью ликвидировать неграмотность населения, несмотря на трудности, связанные с переводом письменности на лат. графику и переподготовкой учительских кадров.

С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1935 им было охвачено 98% детей. Работали 308 осетинских (ок. 15,5 тыс. учащихся), 75 грузинских (3,5 тыс. учащихся) школ. Имелись также армянская, еврейская, 2 русские (2,5 тыс. учащихся) школы. В 1932 осн. пед. ин-т в Цхинвали.

В 1936/37 уч. г. начался переход к 7-летнему всеобучу. Действовало 39 неполных ср. школ (св. 5 тыс. учащихся), 18 ср. школ (ок. 1,5 тыс.), 258 нач. школ (9,5 тыс.). В школах преподавали св. 1 тыс. учителей. В кон. 30-х гг. письменность переведена на груз, графику, что потребовало переподготовки педагогов и обновления всей уч. лит-ры. В 1944 большинство школ преобразовано в грузинские; резко сократилось кол-во учащихся.

В 1955/56 уч. г. восстановлена письменность на основе рус. графики, что позволило использовать в школах учебники и метод, пособия Сев. Осетии, а также совместно с сев.-осет. педагогами разрабатывать учебники. В 1958 осуществлён переход к 8-летнему всеобучу. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодёжи.

После провозглашения независимости Грузии (1991) произошли межнац. столкновения, в ходе к-рых сожжено ок. 70 школ. В сер. 90-х гг. работали св. 20 дошк. учреждений (гл. обр. в Цхинвали), св. 120 общеобразоват. школ (св. 20 тыс. учащихся), в т. ч. ок. 80 осетинских, с преподаванием в ст. классах на рус. яз и углублённым изучением родного яз. и культуры. На базе пед. ин-та образован (1993) ун-т того же профиля с осет. гимназией. Открылся лицей осет. иск-ва. Появились негосударств, общеобразоват. школы. Среди дет.'досуговых учреждений муз., худож. и спорт, школы, дом дет. творчества. В Цхинвали 4 ПТУ, муз. и мед. уч-ща, с.-х. техникум. Учебники для школ готовят специалисты Юго-Осет. НИИ (осн. в 1925), ун-та, ИПК работников образования и культуры (осн. в 1967) в сотрудничестве с педагогами Сев. Осетии.

Лит.: Гадиев П. Ю., История нар. образования в Юго-Осетии до установления сов. власти, «Изв. Юго-Осет. НИИ АН Груз. ССР», 1958, в. 9; Цховребова О. Д., Развитие школы в Сов. Юж. Осетии (1921- 1941), Цхинвали, 1974. О. Д. Цховребова.

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, (ЮАР) (Republik of South Africa), гос-во на Ю. Африки. Пл. 1,2 млн. км2. Население св. 41 млн. чел. (1995): африканцы (св. 76%); выходцы из Европы (13%, гл. обр. англичане и буры) и Азии (св. 1%), метисы (св. 8%). Офиц. языки - английский и африкаанс. Столица - Претория.

Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колони-

стами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. создавалась сеть миссионерских церк. школ для африканцев. Воен. методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. на большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ. яз. (с 1828 официальный). В 30-х гг. 19 в. власти провинций начали выделять дотации на цели образования; позже организованы средние уч. заведения для европейцев, в т. ч. университетские колледжи в Блумфонтейне (1855), Бюр-герсдорпе (1869), Греймстауне (1904) и др. Деятельность миссионерских школ (среди них появились и колледжи) способствовала распространению просвещения среди африканцев. Для ряда афр. языков разработана письменность на основе лат. алфавита, к-рая стала использоваться в шк. деле и в периодич. изданиях. Начала формироваться афр. интеллигенция.

В Южно-Африканском Союзе (1910- 1961) организация ср. уч. заведений отнесена к компетенции гос-ва, нач. и неполное ср. образование - к ведению про-винц. администрации. Обязательное образование (возраст 7—14 лет) было провозглашено только для детей белой расы. С 1914 африкаанс введён как язык обучения в школах нек-рых провинций, а в 1925 - признан вторым офиц. языком гос-ва. С 1926 действовал закон о «цивилизованном труде», по к-рому африканцы лишены права занимать проф. должности, требовавшие квалификац. подготовки.

С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит, часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения. В сфере образования фактически сложились 4 отд. системы. По закону 1953 о просвещении банту обу- • чение афр. детей распределялось на 8-летнее начальное (2 г. низшей и 6 лет высшей), 3-летнее промежуточное (мл. ср. школа) и годичное среднее. Школы управлялись местными к-тами из африканцев, но направленность обучения диктовалась адм. органами по делам банту (с 1958 действовал и соотв. общегос. департамент). С 1959 создавались бантустаны, территориальные афр. этнич. резервации, адм. органы к-рых формально осуществляли самоуправление, в т. ч. и в

сфере образования. Тогда же в ряде бандустанов открыты колледжи, в т. ч. т. н. племенные для народностей зулу (в Нгойе), коса (в Умтату), сото, тон-га и венда (в Турфлопе). Закон об университетском образовании (1959) запретил совм. обучение студентов разл. рас.

Нач. образование для неафриканских народов также было различным. В то время как срок обязат. обучения белых увеличивался, для др. групп населения этот вопрос долгое время вообще не поднимался и лишь в кон. 40-х гг. установлен (в нек-рых провинциях) для метисов и индийцев (7—14 лет). Программы обучения для «небелого» населения, приближавшиеся к уровню брит, школьных, реально не давали равенства шансов для продолжения образования. Это положение усугублялось различием финансирования образоват. учреждений (для белых - гл. обр. из гос. бюджета и частных фондов, для других - на пожертвования, для афр. детей - из налогов с племён).

После создания ЮАР (1961) курс нач. образования для афр. детей реформирован (4 г. младшей, 4 г. старшей школы) и вёлся гл. обр. на родном языке. Власти выдвигали на первый план приоритет этнич. традиций в обучении, что создавало доп. барьеры в получении совр. образования. Для африканцев был открыт только заочный ун-т. Для др. групп «небелого» населения создавались сегре-гированные группы в ун-тах и проф. колледжах.

В 70-х гг. в условиях антирасистского движения «небелого» населения и между-нар. критики политики апартеида пр-во вынуждено было расширить возможности проф. и высшего образования африканцев и др. В 1976 введено обязат. обучение афр. детей (возраст 7—11 лет), т.е. фактически закреплена сложившаяся практика нач. шк. образования, когда большинство афр. детей учились не более 4 лет. В кон. 70-х гг. ок. 50% афр. детей не посещали школу. Для «небелого» населения нач. школа была 5-летней с обучением на нач. ступени на родном языке с последующим переходом на англ, или на африкаанс. На базе курса мл. средней школы можно было получить учит, подготовку, нач. коммерч. образование.

Ср. школа для неафриканского населения состояла из 3-летней младшей (унифицированной) и 4-годичной старшей (дифференцированной). Обязат. предметами признавались 2 офиц. языка, общая математика, общее естествознание, цикл обществоведч. предметов и др. Предметы по выбору: иностр. яз., музыка, нек-рые виды ручного труда, делопроизводство и др. Курсы ср. школы различны по набору предметов в отд. провинциях.

В ср. школах для афр. детей гл. внимание уделялось офиц. языкам, культуре и иск-ву коренных народов Юж. Африки,

гл обр. банту. Ср. школу оканчивали ок. 4% афр. учащихся, прошедших нач. обучение. В П. Лапчинская.

В соответствии с Конституцией 1983 (введена в 1984) принят закон о нац. политике в области всеобщего образования и создано мин-во образования (его возглавил Ф. де Клерк). Для каждой группы населения были созданы соотв. департаменты образования. В сер. 80-х гг. грамотность белых составляла св. 93%, выходцев из Азии - ок.70%, метисов - ок. 60%, африканцев - ок. 40%. К нач. 90-х гг. ок. 1,8 млн. детей (большинство - африканцы) не посещали школу.

С приходом к власти пр-ва президента Ф. де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990—91 отменены все дис-криминац. законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным. Обучение с 1995 в гос. школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. фонд финансирует разработку и совершенствование шк. и вузовских программ, гл. обр. предназначенных для афр. учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. базы шк. обучения.

В реформировании образования поддержку гос-ва получает и частный сектор; создаются и альтернативные уч. заведения для выпускников неполных средних и ср. школ, испытывающих трудности в продолжении образования.

Современная система образования представлена дошкольными учреждениями (с нач. 90-х гг. впервые открытая для детей всех рас) - одногодичные дет. сады и т. п. для детей в возрасте 5 лет. В них организована предшкольная подготовка. В сер. 90-х гг. ок. 1,5 тыс. дошк. учреждений охватывали св. 286 тыс. детей (28% населения соотв. возраста).

Обучение в нач. и неполной ср. школе считается обязательным. Нач. школа - 7-летняя. В 1995 действовали св. 20,5 тыс. нач. школ (ок. 8 млн. уч-ся; св. 215 тыс. учителей). Нач обучением охвачено св. 96% детей.

Средняя общеобразоват. школа - 5-летняя, подразделяется на ступени неполной средней (3 г.) и полной средней (2 г.). Среднее образование в 1995 получили св. 3,5 млн. учащихся; в школах занято св. НО тыс. учителей. В полной ср. школе обучение дифференцировано с учетом индивид, возможностей и наклонностей учащихся.

Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы. В 1995 проф.-

техн. подготовку получали св. 47,8 тыс. чел.

Высшее образование представлено 2 категориями уч. заведений: ун-тами и уч. заведениями политехнического (техниконы) или пед. (колледжи) профиля. В большинстве ун-тов обучение на англ, яз., в трех - на африкаанс. 4 ун-та предлагают свои курсы на 2 языках. В сер. 90-х гг. в вузах училось св. 617 тыс. студентов, в т. ч. в ун-тах св. 350 тыс. Среди 19 ун-тов преобладают государственные или автономные, субсидируемые гос-вом. Крупнейший вуз - ун-т Юж. Африки в Претории (осн. в 1873; статус ун-та с 1877; 6 ф-тов и неск. НИИ; св. 120 тыс. студентов; часть получает образование по заочной системе). Старейший вуз - Ун-т Кейптауна (осн. в 1829 как колледж Юж. Африки; статус ун-та с 1918; 10 ф-тов, св. 14 тыс. студентов). Среди новых вузов - Ун-т «Виста» в Претории (осн. в 1982; 5 ф-тов и филиалы в разл городах ЮАР; 28 тыс. студентов). Большинство ун-тов имеет пед. ф-ты. Науч.-пед. исследования ведутся в ун-тах.

В 15 техниконах училось св. 165 тыс. чел. В пед. колледжах св. 97 тыс. студентов. Они получают подготовку для работы учителями в нач. школах и воспитателями в дошк. учреждениях.

В. 3. Клепиков.

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кес-виль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. психолог. В 1900 закончил мед. ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902—03 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрич. клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905—09 гл. врач); здесь в 1904 он организовал эксперим. лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. диагностики. В 1905—13 приват-доцент мед. ф-та Цюрихского ун-та.

В нач. 1900-х гг. известность Ю. принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.

Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практич. психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т. п. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда.

В 1907 в Вене состоялась встреча Ю. с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Ю. занял одно из ведущих мест в психоаналитич. движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совм. с Фрейдом посетил США, где читал лекции в ун-те Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Междунар. психоаналитич. об-ва; редактор психоаналитич. журн. «Jahrbuch».

В 1911 проявились серьёзные теоре-тич. разногласия Ю. с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Ю. «Метаморфозы и символы либидо», к-рую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошёл личный разрыв Ю. с Фрейдом. Ю. покинул психоаналитич. движение, утвердив собств. направление, к-рое назвал анали-тич. психологией.

Центр, пунктом разногласий выступил отказ Ю. от пансексуализма Фрейда. Под либидо Ю. понимал не половое влечение, а психич. энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую ме-тафизич. силу, в то же время наполняя это понятие собственно психол. содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивацион-ной ценности к.-л. предмета для личности.

Ю. исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центр, роль, по Ю., принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) - потенциальному ядру личности, в отличие от «Эго» как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, худож. творчества. В традиц. культурах равновесие разл. уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Ю. стремился найти в собственных эмпирич. исследованиях, проводившихся в 1921 в Сев Африке, в 1925—26 в США и др.) В условиях совр. цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление - задача аналитич. терапии. Согласно Ю., становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.

Концепция коллективного бессознательного была воспринята в науч. среде неоднозначно. Однако характерологич.

типология Ю быстро завоевала признание В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психич функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция) Развитие этой концепции принадлежит Г Ю Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность

Влияние идей Ю испытали писатели Т Манн и Г Гессе, культурологи К Кереньи и M Элиаде, физики В Паули и Э Шредингер

В 1948 в Цюрихе основан Ин-т Юнга, в 1958 - Междунар об-во аналитич психологии

С о ч Gesammelte Werke, Bd 1—17, Z - Stuttg, 1958—76, Man and bis simbols, № V, 1964, в р»с пер - Психоз и его содержание, СПБ, 1909, Психол типы, M 1924, 19952, Избр труды по аналитич психологии, т 1—4 Цюрих 1929—39, Архетип и символ [Сб], M 1991 Феномен духа в иск-ве и науке, Собр соч т 15, M 1992 Проблемы души нашего време ни, M, 1993, Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994, Воспоминания, сновидения, размышления, К, 1994, Конфликты дет души, M, 1995 Ответ Иову, M, 1995

Лит Леибин В М, Психоанализ, Юнг, Россия, «Рос психоаналитич вестник», 1993, №2, ФейдименДж Фреигер P, Личность и личностный рост в l M 1994—95, гл 2, Progoff I, Jung's psy chology and its social meanmg, № V, 1953, D r у A, The psychology of Jung, № V, 1961, Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones [N V] 1964, J а с o b i J Die Psychologie von С G Jung Z -Stuttg, 19675 M e i e r С A Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С G Jungs Z 1975, Fordham F, An introduttion to Jung s psycholog), Har-mondsworth, 19783, Wehr G, С G Jung Leben, Werk, Wirkung, Munch, 1985

С С Степанов

 

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organi-zation), специальное учреждение ООН, крупнейшая в мире межправительств орг-ция по проблемам междунар сотрудничества в областях образования, есгеств и социальных наук, культуры и информации

В соответствии со ст 1 Устава ЮНЕСКО «ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также оси свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религий» Учреждена в нояб 1945 в Лондоне на конференции министров образования 44 стран (Устав действует с 4 нояб 1946) Членами ЮНЕСКО являются 184 гос-ва, 3 имеют статус ассоциированного члена (октябрь 1995) СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 С дек 1991 место СССР в ЮНЕСКО занимает Россия Представители России прини-

мают участие практически во всех оси мероприятиях орг-ции ЮНЕСКО имеет региональные отделения, бюро и ин-ты в странах Европы, Азиатско-Тихо-океанского региона, Африки, Лат Америки, в араб гос-вах Штаб-квартира - в Париже Бюро ЮНЕСКО имеется и в Москве Общее кол-во сотрудников 2,1 тыс чел

ЮНЕСКО тесно сотрудничает с ООН, Советом Европы, Европ Союзом, междунар банками, Орг-цией афр единства, Орг-цией амер гос-в и др

587 междунар неправительств орг-ций имеют статус при ЮНЕСКО В их числе Междунар совет науч союзов, Междунар совет социальных наук, Междунар ассоциация ун-тов и др

Гл руководящий орган ЮНЕСКО - Генеральная конференция (ГК) Состоит из представителей государств-членов ГК решает вопрос о членстве в ЮНЕСКО, изменениях в Уставе, определяет общую линию и осн направления деятельности орг-ции, принимает среднесрочные (шестилетние) планы и двухгодичные программы и бюджеты орг-ции, разрабатывает международно-правовые акты в виде конвенций, деклараций и рекомендаций и рассматривает доклады об их выполнении гос-вами, утверждает бюджет орг-ции и его распределение, избирает руководящие органы и Ген директора В период между сессиями осн руководящий орган - Исполнительный Совет, состоящий из представителей 51 гос-ва (в т ч России) и собирающийся на свои сессии, как правило 2 раза в год Постоянно действующий рабочий орган ЮНЕСКО - Секретариат, возглавляемый Ген директором (с 1993 Федерико Майор Сарагоса, Испания)

Бюджет ЮНЕСКО состоит из регулярного бюджета, складывающегося из взносов государств-членов (502,7 млн долларов на 1996—97) и внебюджетных ассигнований (290,4 млн долларов на 1996—97)

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в государствах-членах пр-вами создаются нац (общегос) комиссии по делам ЮНЕСКО Комиссия Рос Федерации по делам ЮНЕСКО - межведомственный орган, призванный обеспечивать взаимодействие и координацию сотрудничества с ЮНЕСКО рос гос учреждений, обществ объединений, а также лиц, имеющих признанный авторитет в области компетенции этой орг-ции Св 150 гос-в (в т ч Россия) учредили Постоянные представительства при ЮНЕСКО, к-рые имеют статус посольств В Рос Федерации отделения Комиссии по делам ЮНЕСКО созданы во Владивостоке, Краснодаре, Новосибирске и др городах, в РАН и ряде вузов образованы 10 междунар кафедр ЮНЕСКО, работает ев 60 ассоциированные школ ЮНЕСКО (1995)

Ежегодно проводится ок 200 конференций (3—4 в Рос Федерации) как на уровне министров (образования, науки,

культуры, информации), так и на уровне небольших встреч экспертов Выпускается ок 200 изданий, науч исследований, брошюр, справочников, статистич и др публикаций, документов междунар конференций и встреч, ряд журналов, в к-рых аккумулируется мировой опыт в сфере образования и подготовки кадров, естеств и социальных наук, культуры и информации

Ген конференцией ЮНЕСКО приняты и действуют более 60 междунар конвенций, деклараций и рекомендаций, среди к-рых Конвенция и Рекомендация по борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия, конвенции о взаимном признании у ч курсов, дипломов и ученых степеней в области высш образования и мн др, со стороны ЮНЕСКО осуществляется контроль за их выполнением Документы ЮНЕСКО - важный инструмент междунар правопорядка, источник нац законодательства в гуманитарной сфере

В соответствии с решением 28-й сессии Ген конференции программой и бюджетом ЮНЕСКО на 1996—97 предусмотрены след гл направления, носящие название Крупных программ 1 На пути к непрерывному образованию для всех 2 Наука на службе развития 3 Развитие культуры наследие и прошлое 4 Коммуникация и информация

Периодические издания: «Суре» (о повседневной деятельности ЮНЕСКО), «Природа и ресурсы», «Перспективы», «Музеум», «Бюллетень по авторскому праву», «Международный журнал социальных наук», «Курьер ЮНЕСКО» H M Канаев

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) (UNICEF, United Nations Children's Fund), специализиров учреждение ООН по координации программ помощи для детей Создан в 1946 как междунар орг-ция чрезвычайной помощи детям в разоренных 2-й мировой войной странах Европы Совр назв с 1953 Основное внимание орг-ция стала уделять улучшению положения детей в развивающихся странах Источник финансирования программ ЮНИСЕФ - добровольные взносы пр-в, пожертвования орг-ций и частных лиц

Штаб-квартира - в Нью-Йорке (США) Руководящий орган - Исполнит Совет (ев 40 членов) На его заседаниях (обычно проводятся 1 раз в год) рассматривается политика фонда, обсуждаются программы и утверждается бюджет Отделения фонда действуют во мн странах и регионах В первую очередь помощь предоставляется гос-вам, где высок уровень дет смертности и заболеваемости, низок уровень душевого дохода Во мн странах созданы нац советы содействия ЮНИСЕФ

В 1994 общие расходы на программы ЮНИСЕФ составили ев 800 млн долла-

ров США. Этими программами охвачены св. 140 гос-в (в т. ч. Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан). С янв. 1995 ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям и женщинам, пострадавшим в результате чеченского конфликта.

ЮНИСЕФ готовит ежегодные доклады (в т. ч. на рус. яз.) о положении детей в мире (распространяются через информац. центры ООН). ЮНИСЕФ участвовал в разработке проекта Конвенции ООН о правах ребёнка (принята Ген. ассамблеей ООН 20 нояб. 1989), в подготовке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, сент. 1990; на ней приняты Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению до 2000 г.). ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской пр. мира (1965).

Рос. Федерацию представляет в ЮНИСЕФ Мин-во социальной защиты населения. E. M. Рыбинский. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» (полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник пед. мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из зап.-европ. памятников подобного типа. Их значит, переработка на рус. яз. не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано соч. Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под назв. «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И. В. Пауса; курировал издание Я. В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.

В большинстве изданий руководство предварялось традиц. материалом для нач. обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и гос. службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.

«Юности честное зерцало» не имеет чёткой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в неск. местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и

стиль поведения в разл. ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.

Заключит, часть посвящена нормам поведения девушек, к-рые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церк. моралью, здесь наставления близки традиц. др.-рус. поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.

В целом в памятнике нашли отражение как общеэтич. нормы поведения, так и специфич. черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия рус. традиц. культурой элементов образа жизни стран Зап. Европы.

Изд.: Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное от разных авторов. Факсимильное издание, М., 1976.

Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 2, 1862; Перетц В. Н., Историко-лит. исследования и материалы, т. 3, ч 1, СПБ, 1902; Описание изданий,напечатанных кириллицей,1689 - янв. 1725. Сост. Т. А Быкова и М. М. Гуревич, М.-Л, 1958. О. Е. Кошелева

 

ЮНОСТЬ школьная, ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14- 15 до 17—18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого возрастного периода весьма условны, его часто называют (как и предшествующий период) подростковым. Содержание его также сложно и неоднозначно. Биологически в юношеском возрасте завершается физич. созревание; хотя большинство девушек и значит, часть юношей вступают в него в основном половозрелыми, на долю этого возраста приходится устранение ранее сложившихся диспропорций в физич. развитии. В социальном плане Ю. - завершающий этап первичной социализации. К концу этого периода завершается проф. самоопределение молодого человека, происходит вступление в самостоят, трудовую и гражданскую жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.