Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебной дисциплины 4 страница




Лит.: Неболсин А. Г., Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ, 1897; Дьяконов М. А., И. И. Янжул, П., 1914; Бергман Е., Памяти И. И. Янжула, П., 1914; Судейкин В. Г., И. И. Янжул, ЖМНП, 1915, янв.

Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО [Мириевский (Jankoviö Mirijevski)] Фёдор Иванович [1741, по др. данным, ок. 1740, Сремска-Каменица, Сербия, - 22.5(3.6).1814, Петербург], педагог, чл. Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юрид. ф-те Венского ун-та. Принимал деятельное участие в реформе нар. образования в Австрии в 1774; в соответствии с пед. идеями И. И. Фельбигера распространял новые методы обучения в сербских школах. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении нар. уч-щ (1782- 1801), составил план шк. системы, закреплённой Уставом 1786. Гл. вопросами реформы считал устройство системы нар. уч-щ, подготовку учителей и издание хороших учебников. Первонач. план Я. де М. предполагал устройство 3 типов нар. школ (малых, средних и главных) по австр. образцу. Но после эксперимента, проведённого в 1782—86 в Петербурге и губернии, средние были упразднены. Закон 1786 утвердил шк. систему в виде главных (в каждом губернском городе) и малых нар. уч-щ. До введения реформы Я. де М. руководил подготовкой учителей в Петерб. главном нар. уч-ще (1783- 1785). Его питомцы стали педагогами в первых реформиров. школах. Для них Я. де М. совм. с рус. педагогами составил «Руководство учителям первого и второго классов нар. уч-щ Рос. империи» (1783). В организации шк. жизни придавал важное значение рациональному методу обучения, доброжелательным отношениям

между педагогом и учениками. Под наблюдением и при участии Я. де М. был издан комплект учебников для нар. уч-щ; ему принадлежат «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся» (все - 1782), «Всемирная история» (ч. 1—3, 1787—98) и др. уч. пособия, в т. ч. переработка кн. «Мир чувственных вещей в картинках» Я. А. Коменского - «Зрелище Вселен-ныя» (1788). По инициативе Я. де М. для нар. уч-щ были подготовлены геогр. и ист. карты, атласы и др. наглядные пособия; ввёл в рус. школе использование классной доски и мела.

Я. де М. руководил разработкой уч. планов сухопутного, морского, артиллерийского и ишк. кадетских корпусов и др. уч. заведений. Переиздал, значительно дополнив, «Сравнит, словарь всех языков и наречий...» (ч. 1—4, 1790—91), составленный П. С. Палласом. В 1802—04 чл. Комиссии об уч-щах Мин-ва нар. просвещения (с 1803 Гл. правление уч-щ).

Лит.: Воронов А., Федор Иванович Янкович де Мириево, СПБ, 1858; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII- XIX вв., СПБ, 1912; Додон Л. Л., Уч. лит-ра рус. нар. школы 2-й пол. XVIII в. и роль Ф. И. Янковича в ее создании, УЗ ЛГПИ им. Герцена, 1955, т. 118; Поварова Е. В., Содружество слав, народов в развитии педагогики в XVIII в. Пед. деятельность Ф. И. Янковича, в сб.: Нек-рые вопросы истории педагогики, в 13, М, 1971 И. С. Владимиров.

ЯНОВСКИЙ Кирилл Петрович [18(30).3.1822 - 12(25).7.1902], учёный и педагог, поч. ч. Петерб. АН (1891) и Академии художеств России, чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Пед. деятельность начал ещё в студенч. годы в частном пансионе Гедуэна. После окончания физ.-мат. ф-та Киевского ун-та преподавал математику в ровенской гимназии (1843—51). С 1851 учитель математики 2-й одесской гимназии, а затем учитель математики и физики в кишинёвской гимназии, с 1856 инспектор, с 1862 директор этой гимназии и директор нар. уч-щ Бессарабской обл. С 1871 помощник попечителя С.-Петерб. уч. округа. В 1878—1900 попечитель Кавказского уч. округа. Под руководством Я. подготовлен «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (в. 1—21, 1884—96) - науч. исследование по географии, естествознанию, этнографии, археологии и лингвистике. Способствовал расширению сети школ в Кавказском уч. округе и правильной организации уч.-воспитат. процесса. Был противником классич. образования. Основным в уч.-воспитат. работе считал разностороннее развитие личности и связь школы с семьёй. Большое внимание уделял улучшению методов преподавания, организации примерных уроков, оснащению школ наглядными пособиями. Активно сотрудничал в журн. «Русская школа».

С о ч.: Мысли о воспитании и обучении, СПБ, 1900; Обмен и постоянное движение материи, как условие мировой жизни вообще, в частности - жизни органической, СПБ, 1900.

Лит.: Р. С. Т., К. П. Яновский, попечитель Кавказского уч. округа, «Вестник воспитания», 1895, № 1; К. П. Яновский [Некролог], там же, 1902, №6; ПасхаловЯ., Попечитель-педагог, «Рус. школа», 1901, № 9; Гуревич Я., К. П. Яновский [Некролог], там же, 1902, № 7—8; Джемарджидзе Н., Воспоминания о К. П. Яновском, там же, 1904, № 7—8. 3. Г. Полуяктова.

ЯПОНИЯ (Ниппон, Нихон), гос-во в Вост. Азии, расположенное на островах Тихого океана Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю и др. (всего ок. 4 тыс.). Пл. ок. 372,2 тыс. км2. Нас. св. 125 млн. чел. (1994), св. 99% японцы. Гос. яз. - японский. Осн. религии: синтоизм (до 1945 была офиц. религией), буддизм. Столица - Токио.

Первые школы появились в нач. 7 в. при буддийских монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. В нач. 8 в. был принят первый «Закон о гос. школах», на основе к-рого велась подготовка чиновников для центр, и провинциального аппарата. Юноши из высш. сословий изучали кит. классич. лит-ру, философию, законы, историю, математику. С 13 в. крупные землевладельцы при своих поместьях стали создавать клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классич. лит-ру, этикет. Обучение крестьян, рыбаков сводилось к передаче традиц. трудовых навыков, воспитание - к заучиванию синтоистских молитв. Развитие крупных поселений привело к созданию в сер. 17 в. храмовых школ (тэ-ракоя) для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, где обучали письму, чтению, счёту и ручному труду. Для мальчиков из знатных сословий существовали частные школы повышенного типа. В одних изучали конфуцианство, кит. лит-ру и историю, в других - япон. лит-ру и историю; девочки получали образование дома или в спец. жен. школах, где обучались шитью, музыке, танцам, иск-ву составления букетов, правилам чайной церемонии. На формирование воспитат. установок гл. влияние имела буддийская и конфуцианская этика.

После реформ эпохи Мэйдзи (1867- 1868) был принят закон (1872), определивший создание единой централизов. системы образования. Были открыты гос. школы вместо храмовых и частных. В 1890 опубликован «Императорский эдикт о воспитании и образовании», определявший их осн. направления до сер. 20 в. Были открыты ср. школы разных типов: мужские и женские, обще-образоват. и профессиональные (тупиковые и готовившие к продолжению образования). Помимо общеобразовательных в них изучались спец. предметы по отд. отраслям деятельности: пром. и с.-х. произ-ву, коммерции, морскому делу и др.

После 2-й мировой войны система образования подверглась существенной перестройке. В 1947 принят «Основной закон об образовании», к-рый провозгласил равный доступ к образованию для

всех граждан, 9-летнее обязательное обучение (бесплатное), совместное обучение мальчиков и девочек, ликвидацию тупиковых школ.

Современная система образования. Действующая система образования определена законом (1947) (с многочисл. последующими изменениями и дополнениями) и охватывает дошк. учреждения для детей 3—5 лет, 6-летнюю начальную, младшую (3 года) и старшую (3 года) ср. школы, проф. и высшие уч. заведения. Шк. обучение начинается с 6 лет. Нач. и младшая ср. школы составляют систему обязат. образования, к-рую к сер. 90-х гг. посещали 99% детей данного возраста. Существуют гос., муниципальные, частные образоват. учреждения, часть принадлежит религ. орг-циям. Особенно много частных дет. садов (св. 58%) и вузов.

Управление системой уч. заведений осуществляют Мин-во образования и местные (префектурные и муниципальные) к-ты. Мин-во разрабатывает основы гос. политики в образовании, содержание шк. образования, определяет уч. планы и программы для школ всех типов. При Мин-ве имеется ряд консультативных органов, в т. ч. Центр, совет по образованию, Совет по уч. программам, Совет по частным ун-там и др. В функции к-тов (св. 3 тыс.) входят организация, финансирование и контроль за деятельностью местных школ, издание инструктивных материалов с учётом конкретных условий, наём и увольнение учителей. Члены префектурных к-тов назначаются губернатором, а муниципальных - местной администрацией.

На финансирование образования в нач. 90-х гг. выделялось св. 7% нац. дохода (св. 11% гос. бюджета страны); доля гос-ва в общих расходах составляет 25%, остальная часть покрывается из местных средств. Гос. школы финансируются непосредственно Мин-вом образования, а префектурные и муниципальные - из местных бюджетов, поэтому материальное положение школ зависит от степени экон. благосостояния префектуры или муниципалитета, что создаёт далеко не одинаковые возможности для получения образования учащимися. Местные органы образования расходовали на обязат. школы в нач. 90-х гг. св. 51% средств, на старшие ср. школы - 16%, на высшую школу—11,7%.

Дошкольное воспитание. Первые дошк. учреждения появились в Я. после 1872. Их деятельность строилась по образцу дет. садов в Зап. Европе и Америке. Во 2-й пол. 20 в. воспитание детей в возрасте от 3 до 5 лет осуществляется сетью дет. садов. В связи с попытками перехода на более ранние сроки начала шк. образования (с 4 лет) наметилась тенденция к полному охвату детей

4—5 лет с целью постепенного создания школы для малышей. К сер. 90-х гг. охват детей дет. садами составил св. 60% (св. 2 млн. детей). 77% детей воспитывалось в частных дет. садах.

Общее образование. Нач. школа - 6-летняя, обязательна для детей с 6 до 12 лет. Уч. план включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру и начиная с

5-го кл. домоводство для девочек и мальчиков. Недельная нагрузка от 24 до 29 ч в зависимости от года обучения. При обучении письму учащиеся осваивают нац. фонематическую азбуку (кана), изучают ок. 1 тыс. иероглифов (для чтения газеты необходимо знать ок. 2,5 тыс.). На уроках обществоведения учащиеся получают сведения по географии, истории, по правилам поведения в обществ, местах; на уроках естествознания - элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке; на занятиях по математике изучают арифметич. действия, элементарные сведения по геометрии. В 1995 в 24,8 тыс. школ насчитывалось 9,6 млн. учащихся.

Совр. ср. школа состоит из 2 ступеней. Младшая ср. школа - 3-летняя, обязательна для детей 12—15 лет. Уч. план состоит из обязат. предметов - родной язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразит, иск-во, физкультура, основы производства (для мальчиков), домоводство (для девочек) и предметов по выбору - иностр. яз., технология, домоводство, дополнит, курсы музыки, физкультуры, иск-ва. Недельная нагрузка 30 ч. На уроках родного языка учащиеся совершенствуют грамотность, практикуются в составлении деловых документов, кол-во изучаемых иероглифов не лимитируется, но достигает только 2 тыс. Изучаются синтетич. курсы естествознания и обществоведения, что иногда приводит к схематизму и фрагментарности знаний по химии, физике, биологии, истории и др. В 1995 в 11 тыс. младших школ обучалось 5,6 млн. чел.

Старшая ср. школа - 3-летняя, для юношей и девушек 15—18 лет, платная, дифференцированная, делится на обще-образоват. и проф. отделения. 29% школ имеют отделения 2 профилей, 48% - только общеобразовательные, 33% - только профессиональные. Для поступления необходимо сдать вступит, экзамен, его выдерживают св. 90% выпускников обязат. школы. Широкое распространение полного ср. образования объясняется высоким престижем образования в япон. обществе, потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства лиц,

имеющих подготовку только на уровне обязат. школы.

Общеобразоват. отделения имеют разл. потоки, в т. ч. ориентированные на подготовку к поступлению в высшую школу. В их рамках возможны варианты уч. планов с гуманитарным или естест-венно-науч. уклоном. Среди уч. предметов: япон. яз., классич. лит-ра, граждано-ведение, экономика, нац. и всемирная история, география, математика, физика, химия, биология, физкультура, изобразит, иск-во, музыка, иностр. яз., основы произ-ва (для юношей), домоводство (для девушек). Недельная нагрузка 34—36 ч. Проф. отделения имеют 5 потоков: технол., с.-х., морского промысла, коммерч., домоводства. Все потоки (кроме коммерческого) имеют узкую специализацию (более 90 разл. программ): на с.-х. потоке - земледелие, животноводство, садоводство и т. д.; на технологическом - электротехника, металлообработка, обработка дерева и т. д. Выбор программ в каждой школе ограничен (2—3). 40% времени отводится на спец. предметы, а общеобразовательные даются по упрощённым программам. Окончание проф. отделения не фиксируется присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получения работы. Всё это привело к падению престижа проф. отделений. Кол-во учащихся на этих отделениях сокращается. При распределении по потокам и отделениям учитываются результаты тестов.

Существует небольшое кол-во вечерних и заочных школ, в к-рых число учащихся составляет только 6% всех учащихся старших ср. школ. В 1995 св.

5.5 тыс. старших ср. школ охватывали

5.6 млн. чел.

Профессионально - техническое образование осуществляется школами разл. типов (сроки обучения от неск. месяцев до 1—2 лет на базе обязат. школы. 50% учащихся составляют девушки), 97% таких школ - частные, платные, имеют узкую специализацию. В 1995 в 3,5 тыс. таких школ обучалось 442 тыс. чел. С 1962 существуют 5-летние (в большинстве своём государственные) техн. колледжи на базе обязат. школы, к-рые дают подготовку по специальностям инж. профиля. В 1995 в 62 колледжах обучалась 51 тыс. студентов. С 1976 работают школы проф. спец. подготовки 2 типов: 1—3-годичные на базе обязат. школы и 1—2-годичные на базе старшей ср. школы. 87% этих школ принадлежит частным фирмам и корпорациям, что в значит, мере влияет на будущее трудоустройство выпускников. По технол. специальностям обучалось 16% учащихся, коммерческим - 11%, сельскохозяйственным - менее 1%, домоводства - 18%, общей культуры - 14% и др. В 1995 насчитывалось 3,2 тыс. школ (740 тыс. студентов). Квалифициров. рабочих готовят в уч. центрах на фирмах для определённого рабочего места или

операции путём интенсивного индивидуально-группового обучения на основе общеобразовательной школьной подготовки. Фирмы берут на себя подготовку кадров.

Высшее образование дают ун-ты, техн. и мл. колледжи. Первые ун-ты были открыты после 1866. После 2-й мировой войны была проведена модернизация ун-тов, сокращён до 4 лет срок обучения (в медицинском - 6 лет). Совр. ун-ты 2 типов: состоящие из произвольной комбинации разл. ф-тов и специализированные (технол., мед., пед. и др.). В 1995 в 499 ун-тах обучалось 2 млн. студентов. 71% ун-тов - частные, с высокой платой за обучение (в 2 раза выше, чем в государственных). 65 ун-тов имеют вечерние отделения. Крупнейшие гос. ун-ты: Токийский (осн. в 1877; 11 ф-тов, 18 тыс. студентов), в Киото (1897; 10 ф-тов, 15 тыс. студентов), в Осаке (1931; 10 ф-тов, 12 тыс. студентов), Хоккайдо ун-т в Саппоро (1876; 11 ф-тов, 11 тыс. студентов), Тохоку ун-т в Сендае (1907; 4 ф-та, 12 тыс. студентов). Крупнейшие частные ун-ты: Нихон (осн. в 1889; 13 ф-тов, 94 тыс. студентов), Васэда (1882; 7 ф-тов, 41 тыс. студентов), Тюо (1885; 5 ф-тов, 35 тыс. студентов), Мэйдзи (1923; 8 ф-тов, 33 тыс. студентов), Токай (1946; 9 ф-тов, 27 тыс. студентов) - все в Токио; Канский ун-т в Осаке (1886; 6 ф-тов, 23 тыс. студентов). Имеется значит, кол-во ун-тов с 1—2 ф-тами (200—300 студентов).

С 1950 в системе образования функционируют мл. колледжи (2—3-летний срок обучения) на базе ср. школы. Юридически они относятся к высш. образованию, но короткие сроки обучения и фактич. подготовка не соответствуют общепринятому уровню высш. школы. Ок. 84% мл. колледжей - частные, св. 90% студентов составляют девушки. Половина студентов (50,6%) учится на отделениях домоводства, общей культуры, ухода за детьми, 23,6% - на отделениях подготовки воспитателей дет. садов и учителей нач. школы. В Японии мл. колледжи рассматривают как особый канал жен. высш. образования. В 1994 в 584 мл. колледжах обучалось 460 тыс. студентов.

Образование взрослых осуществляется системой т. н. социального воспитания путём организации разл. краткосрочных курсов, лекториев, семинаров, консультаций при префектурных и муниципальных «нар. домах» по общей культуре, эстетич. воспитанию, домоводству и семейным отношениям, с. х-ву и др. В 1994 в Я. работало 17 тыс. «нар. домов».

Педагогическое образование. После 1872 в Токио, Осаке, Хиросиме, Нагасаки и др. городах были открыты учительские школы. Традиционно подготовка учителей осуществляется на пед. ф-тах ун-тов и пед. отделениях мл. колледжей. Диплом учителя могут получить также студенты др. ф-тов ун-тов при условии нек-рой пед.

подготовки. Из 76 гос. ун-тов в 54 есть ф-ты по подготовке учителей, в частных ун-тах - незначит. число. Пед. образование в ун-тах получает сравнительно небольшое кол-во студентов (7%). В мл. колледжах на пед. отделениях, готовящих учителей нач. школы и воспитателей дет. сада, обучается 23,6% студентов. Уч. план подготовки учителя состоит из общеобразоват., психолого-пед. и спец. циклов. Спец. цикл включает в себя предметы, к-рые учитель будет преподавать в школе; общеобразоват. цикл - лит-ру, географию, япон. и иностр. языки, физику, химию, математику, биологию. Студенту предлагается широкий выбор не только самих предметов, но и варианты программ по сложности и с уклоном в углублённое изучение отд. разделов. Пед. цикл представлен как обязат. предметами по педагогике и психологии (принципы и методы обучения, нравств. воспитание, история пед. мысли, пед. социология, психология, возрастная психология, психол. диагностика и т. д.), так и предметами по выбору. Пропорцию между ними определяют сами уч. заведения, но с учётом нормативов в зачётных единицах, устанавливаемых Мин-вом просвещения. Пед. практика проводится в базовых школах под руководством преподавателей этих школ и длится 4—8 нед, сроки практики определяет каждый ун-т самостоятельно.

Педагогические научные учреждения. Научно-исследоват. работа сосредоточена в Гос. ин-те пед. исследований - координаторе исследований в области педагогики. Значит, место занимает в его работе проблематика в рамках программы ЮНЕСКО для стран Азии. При местных органах образования в крупных городах имеются исследоват. центры, к-рые совмещают исследоват. работу с работой по повышению квалификации учителей. Мелкие исследоват. центры есть во всех префектурах, работа к-рых связана с детальной разработкой шк. программ применительно к местным условиям. Науч. работа в области педагогики ведётся также на пед. ф-тах ун-тов, в пед. колледжах и в многочисл. пед. об-вах. М. Л. Родионов. ЯРМАЧЁНКО Николай Дмитриевич (р. 6.9.1928, с. Черемошня Киевской обл.), педагог, иностр. чл. РАО (1995; акад. АПН СССР с 1982), дер пед. наук (1969), проф. (1970). По окончании дефектологич. ф-та Киевского пед. ин-та им. А. М. Горького (1951) оставлен на преподавательской работе (в 1959—70 зав. кафедрой дефектологии и сурдопедагогики, в 1968-—73 проректор). С 1973 директор НИИ педагогики УССР. С 1992 през. АПН Украины. Пред. Пед. об-ва Украины (с 1974). Труды по теории и истории педагогики, дефектологии.

Соч.: История сурдопедагогики, К., 1975 (на укр. яз.); Проблема компенсации глухоты, К., 1976; Public education in the Ukrainian SSR, Kiev, 1979; Педагогика, К., 1986; Пед. деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко, К., 1989. В. К. Майборода.

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), дер психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945—51), в пед. ин-тах Куляба, Ленин-абада, Душанбе (1951—65), в Тадж. ун-те (1963—65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937—38.

Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. творчества, науковеде-ния. Исследуя закономерности развития психол. знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа науч. деятельности, согласно к-рой помимо эмпирико-теоре-тич. знания выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщённых конкретно-науч. понятий, организующая науч. знание и определяющая логику развития науки. На основании этого подхода выдвинул концепцию науч. деятельности (рассматриваемой в единстве её предметно-логического, социального и личностного аспектов), единицей анализа к-рой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности учёных, реализуемой путём распределения науч. функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию науч. коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки. Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-науч. подходом привела к разработке ориг. системы понятий, раскрывающей психол. специфику науч. творчества. Тем самым было заложено основание ещё одного направления - ист. психологии науки. Исследования в этой области позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России. Под ред. Я. опубл. исследование «Репрессированная наука» (2 тт., 1991- 1993).

Соч.: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; И. М. Сеченов, Л., 1968; Развитие и совр. состояние заруб, психологии, М., 1974 (совм. с Л. И. Анцыферо-вой); Психология в XX столетии, M., 19742; Школы в науке, М., 1977 (ред. и соавт.); История науки и шк. обучение, М., 1978 (совм. с Л. Я. Зориной); Сеченов и мировая психол. мысль, М., 1981; История психологии, М., 19853; Психология. Словарь (ред. совм. с А. В. Петровским), М., 1990; Л. С. Выготский: в поисках новой психологии, СПБ, 1993; Введение в историю психологии, М., 1994; История психологии, М., 1994 (совм. с A. ~А. Петровским), М., 1994; Ист. психология науки, СПБ, 1995; Теория и история психологии, 2 тт., М., 1996. В. В. Умрихин.

ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович [1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог,

деятель нар. просвещения. Получил ср. духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. по физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. просвещения: директор муж. гимназий в Гродно (1834—42) и Дина-бурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. по вопросам педагогики и нар. образования.

Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь «сообразно свойству народов». Положение России оценивал в отношении к разл. классам и разным её народам; оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании.

Важную роль в просвещении отводил изучению «натуральной истории» (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. «Московский телеграф» опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. цикл статей, к-рые должны были составить «особенный род ист. учебника» (в виде отд. книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. прежде всего относил закон изменяемости. В природе всё соединено в общее целое. Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу». И сам человек «не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно». В жизни отд. человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению: разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в «приобретении способов управления силами природы». Я. рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение

способностью не только «управлять природою, но и управляться с подобными себе». С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. образования и роль отд. уч. предметов в становлении гражданина. К уч. материалу Я. предъявлял след, требования: преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания; обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования; преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб, пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. наукам.

Соч.: Об умственном воспитании дет. возраста, М., 1831; Об органах души, М., 1832; О системе наук, приличных в наше время детям..., M., 18332 (новое сокр. изд., в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987); Исповедь, СПБ, 1841.

Лит.: Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев.

ЯХОНТОВ Александр Александрович [8(20).12.1879, Москва, - 17.11.1973, там же], энтомолог, методист по естествознанию, ч.-к. АПН РСФСР (1946). После окончания Моск. ун-та (1904) преподавал естествознание в школе. В 1919—25 работал в Наркомпросе, в 1920—29 - в НИИ методов шк. работы. Участвовал в составлении уч. программ, разработке методов обучения, создании уч. и метод, лит-ры, подготовке учительских кадров. В 1925—32, работая в Учпедгизе, организовал серию книг «В помощь школьнику». С 1932 Я. на преподавательской работе в Центр, ин-те повышения квалификации кадров нар. образования (до 1935) и в МГПИ (до 1949); в 1944—60 на науч. пед. работе в НИИ методов обучения АПН. Исследования Я. в области энтомологии (св. 30 работ) нашли отражение в метод, и уч. лит-ре; в частности, на их основе составлен определитель для юннатов «Наши дневные бабочки» (1935). Автор учебников, уч.-метод, и наглядных пособий, науч.-популярных книг, в к-рых последовательно проводил идею активизации методов обучения, обосновал значение исследовательского метода и экскурсий в преподавании естеств. дисциплин.

Соч.: Биол. экскурсии в городе по гор. саду, М.-Л., 1926; Мир животных. Уч. книга по зоологии, ч. 1, М.-Л., 19295; ч. 2, М.-Л., 192911; Происхождение домашних животных, М., 1937; Альбом картин по зоологии, М., 1938; Основы дарвинизма, M., 19473 (соавт.); Методика преподавания зоологии, М., 1955 (ред. и соавт.); Практич. занятия на шк. уч.-опытном участке, М., 1956 (ред.); Картины «Мир животных», М., 1966; Зоология для учителя. Беспозвоночные, M., 19822; Зоология для учителя. Хордовые, M., 19852.

Лит.: Райков Б. Е., Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960.

З. А. Клепинина.

 

 

+++

 

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ
полное наименование дисциплины

 

 

020400.62 - Биология
код и наименование направления подготовки (специальности)

 

 

очная
форма обучения

 

 

Череповец, 2011


Предисловие

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе ФГОС ВПО (утвержден 04.02.2010, регистрационный № 101), учебного плана по направлению подготовки (специальности) 020400.62 – Биология (утвержден ___.___.20___, регистрационный № __________)

 

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии

протокол № ______ от ___.___.20___

 

 

Разработчик:

Доцент кафедры Биологии, к.б.н. доцент   Н.Я. Поддубная
должность, кафедра подпись И.О. Фамилия

 

 

Заведующий кафедрой

Биологии   Н.Б. Афанасьева
  подпись И.О. Фамилия

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины согласована с выпускающей кафедрой по направлению подготовки и соответствует действующему учебному плану.

 

Заведующий выпускающей кафедрой

Биологии   Н.Б. Афанасьева
кафедра подпись И.О. Фамилия

 


 

Содержание

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ  
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.