Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Космо-психо-логос как целостность рефлективного представления бытия в культурно-типическом сознании

 

Понятие «космо-психо-логос» впервые вводится Георгием Гачевым. В настоящее время явление космо-психо-логоса является предметом исследования в работах А.А. Гагаева и П.А. Гагаева. Семантическое толкование термина представлено на анализе его составляющих.

Космос (греч. Kosmos – строй, порядок, мир, вселенная) – Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. Термин «космос» перешел в современную науку как синоним Вселенной; космос включает межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем объектами.

Психо – (от греч. Psyche – душа) – часть сложного слова, указывающая на отношение к психике [6, с. 1074] В древне-греческой мифологии под словом психея понималось олицетворение человеческой души. Под словом же психика (от греч. Psychikos – душевный) понимается свойство высокоорганизованной материи, которая является особой формой отражения субъектом объективной реальности [6, с. 1074].

Логос (греч. Logos), термин древне-греческой философии, означающий одновременно «слово» (или предложение, высказывание, речь) и «смысл» (или понятие, суждение, основание). При этом «слово» берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и потому «словесное». Логос – это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен отдавать отчет, и сама эта «отчитывающая» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания. Это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке [3, с. 69].

Связывая и комбинируя эти три части сложного слова «космо-психо-логос», мы получаем конечное значение, как логическое отражение пространства, четко сформированное ощущение и представление окружающей действительности, понятийное отображение пространственной реальности.

В целостности рефлексивного представления бытия «Космос» обозначает бытие, «Логос» – представление, «Психея» – рефлексия. Все три понятия, связываясь между собой, дают нам некую целостность, некое единство. «Единство космоса (материальной системы, природы), психеи (души, национального характера) и логоса (склада мышления, типа логики)»[1, с. 6].

Таким образом, искомая целостность каждого национального бытия трактуется как космо-психо-логос. «При этом Космос и Логос более дискретны, а Психея (связь между ними) – «структура», «мировая душа» (как ее именовали древние) – скорее непрерывна».

«Соответственно, и о Едином – материальной системе (Космос) или духе (Логос) - у каждого народа складывается свой образ», свое видение, свое представление. «Инвариант бытия видится каждым народом в особой проекции, как единое небо – сквозь атмосферу, определяемую разнообразием поверхности Земли. Национальные образы мира – это как бы сны народов о Едином. Сопоставление и взаимная критика разных «снов» есть надежда продираться к объективно-истинной реальности и ее воспроизводить» [1, с. 6].

Различия в климатических условиях создают базу различий в языке. Например, мексиканец, проживая в условиях теплого климата, пользуется соломенной шляпой «сомбреро», легкими сандалиями и короткими шортами, в то время как русскому в условиях холодной зимы нужны валенки, шапка-ушанка, телогрейка, тулуп и пр.

В Англии климат не такой суровый, как в России, поэтому в английском языке нет такого слова как «наст» (ледяная корочка, которая уже не снег, но ещё и не лёд). А в Якутии, в частности в якутском языке существует ещё больше определений и пониманий снега, чем в русском (огромный пласт снега толщиной в 1 – 1,5 метра, который уже замерзает, но ещё не превратился в лёд).

Различия в языке создаются также различиями географического положения. Например, голландец, проживая у моря, пользуется морскими терминами как «гак» (голл. Haak) – железный или стальной крюк, употребляемый на судах для подъема тяжестей, «капер» (голл. Kaper) – захват неприятельских судов, «галс» (голл. Hals) – курс судна относительно ветра. Тюрок же, проживающий в Средней Азии, пользуется терминами, применимыми к пустыне: «карагач» – лиственное дерево, «каракал» – хищное млекопитающее[5].

Различия же в самих языках создают различия в понимании времени, пространства, а также типах логик. Например, англичанин, имея в своем языке 16 временных форм активного залога, отличает для себя из двух прошедших времен последовательность действий, в то время как для русского прошедшее время существует одно и последовательность для него не важна. Также англичанин способен выделять одномоментность и длительность действия, в то время как русский человек в своём языке этого не выделяет [7, с. 336].

Тюркское пространство, которое включает в себя и поле, и степь, и простор, и космос намного шире, чем английское, включающее в себя только космос, а английское, в свою очередь, шире, чем немецкое. Греческая логика, присущая древнегреческому языку, отличается от немецкой логики, которая считается дедуктивной. Английская же логика – индуктивная и отличается от логики французской, феноменологической.

Все эти различия в терминах, временах, пространствах, логиках, ценностях, культуре и т. д. задают параметры космо-психо-логоса.

Причем и внутри каждой группы, например, романо-германской или любого космо-психо-логоса можно найти различия. Например, немецкая наука в математике и физике развертывает квантово-механические подходы, а французская наука создает волновые теории света.

Все сказанное позволяет сделать вывод что, космо-психо-логос, имея в основе естественно-географические факторы и основу определенной языковой семьи, соответствует понятию культурно-исторического типа (романо-германского, индийского, китайского, иранского, русского и т. д.), а национальные образы бытия и науки являются его модификациями. Поэтому в этих образах есть сходства и существенные различия, которые взаимодополнительны, но не заместимы.

Явление и понимание космо-психо-логоса прослеживается через эзотерические (Блаватская), метафизичечские (Страхов), эмпирические (Вернадский), физико-географические (Савицкий), лингвистические (Ф. Де Соссюр, Э. Бенвенист, Э. Сепир, Б. Уорф, Ю.С.Степанов) подходы.

В русском понимании космо-психо-логос с одной стороны определяется как интеллект, с другой стороны космо-психо-логос выступает как компонент культуры. В западном же понимании космо-психо-логос определяется с одной стороны как менталитет (параметр рациональности, присущий космо-психо-логосу), а с другой стороны как ментальность (поведение).

Космо-психо-логосы существенно различаются отношениями к моделируемым в них системам форм и видов общего и интерпретируемым на них мыслительным рефлексиям.

Любой язык, содержащий в себе лексику, грамматику может влиять и влияет на культуру нации, на методы познания, на онтологию, на логику. Другими словами, по утверждению Б. Уорфа, какова грамматика такова и жизнь народа. Однако, космо-психо-логос это не только моделирование культуры при помощи языка. Космо-психо-логос – параметрическая модель, включающая в себя следующие параметры:

1. Гносеологический параметр (теория познания).

2. Онтологический параметр (бытие, пространство, время).

3. Формально-логический (4 закона формальной логики).

4. ОТС-параметр (общая теория систем).

5. Ценностный параметр (этика, аксиология).

6. Эстетический параметр (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое).

7. Мессианский параметр.

8. Мотивационный параметр.

9. Антропологический параметр.

10. Тектологический параметр (взаимодействие систем).

11. Субъэтнический параметр.

Таким образом, в глобальном значении под космо-психо-логосом следует понимать «целостность рефлексивного представления бытия в культурно-типическом сознании и концептуализации единства тела, души, духа и модели эволюции Вселенной».

 

Литература:

1. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-на-Дону, 1993.

2. Космос //БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 13.

3. Логос //БСЭ. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 14.

4. Психея //БСЭ. – 3-е изд. – М., 1975. – Т. 21.

5. Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз. –1989.

6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1985.

7. Беляева М.А. Грамматика английского языка. Изд. 5-е, М., - 1971.

 

КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

Бутылов Н.В.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.