Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Телевидение как одно из важнейшеих диалогических средств коммуникации в современном мире

 

Коммуникативный, диалогический аспект языка, включая, разумеется, и телевизионный язык, синтез аудио и визуального высказывания и шире – текстов, ныне исследуется в комплексе с семантическими проблемами. С позиции современной теории коммуникации риторическая доктрина античности – инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (языковое выражение) – представляют собой интегральную программу трансформации идеи в слово.

В теории массовой коммуникации разработаны модели реализации коммуникации с массовой аудиторией, которые содержат в качестве обязательных слагаемых компоненты, представленные в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948 году американским политологом Г. Лассуэллом: Кто сообщает – Что – По какому каналу – Кому – С каким эффектом. То есть, в текстах сообщений обязательными являются социальные компоненты, информационный, технический и психологический. Текст журналистского произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, и модель срабатывает лишь в том случае, если высказывание доходит до аудитории неискажённым, понятным образом. Поэтому информацией считается лишь то, что принято и, в соответствии с замыслом коммуникатора, освоено аудиторией, находит у нее отклик. В связи с этим постоянной заботой журналиста становится повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. Практические правила формируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса:

а) отображение действительности;

б) создание текста произведения;

в) освоение текста аудиторией;

Прагматический аспект в системе массовой коммуникации определяет компонент, играющий основную роль в функции воздействия. Опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или реального события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор, составляющий авторский текст. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определённый канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией. Такое взаимодействие с аудиторией на телевидении обеспечивает телевизионный журналист или модератор, как сейчас принято называть авторов и ведущих в передачах разговорного жанра (англ. moderator, – посредник, арбитр, регулятор). В связи с этим, тележурналисту приходится внимательно разбираться во всех тонкостях составных частей того, что влияет на создание удачного журналистского произведения, знать элементы содержания и формы, умело использовать различные избирательно-выразительные средства для того, чтобы эффективно воздействовать на потенциальную аудиторию.

Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского диалога с аудиторией или его литературной основой, основой этого компонента журналистского диалога является сама жизнь во всех её проявлениях – люди, события, идеи, явления, факты. Главное – четко определиться с вопросами: «О чём писать и говорить?» – то есть обозначить тему, и «Зачем писать и говорить?» – обозначить идею. Наряду с этими вопросами на острие творческих поисков выдвигается еще одна проблема. Это проблема формы подачи материала, то есть, как осветить ту или иную проблемную тематику, вследствие чего образуется триада вопросов: «Что? Зачем? Как?», которые лежат в основе творческого успеха журналистского диалога и в целом телевизионной коммуникации.

В современных условиях конкуренции, необходимости приспосабливаться к динамично меняющейся картине мира достоянием телевизионного коммуникатора, автора, ведущего, модератора, участника диалога, становится гибкость мышления, умение общаться, развитие и совершенствование новых, в духе времени и его технологий, коммуникативных навыков. Интерес аудитории к телепрограммам поддерживается благодаря качеству и тематике материалов, известности и популярности ведущих. В жёсткой конкурентной борьбе между традиционными средствами массовой коммуникации победителем выходит тот, кто выбирает или создаёт наиболее эффективные способы создания смыслов, оптимальные модели психологического, социокультурного взаимодействия с аудиторией, ТВ-диалога.

По мере расширения коммуникативного пространства актуализируются социолингвистические и семантические проблемы, содержание текстов СМК, влияющих на жизненные процессы в соответствии со степенью освоения их различными категориями населения. Поэтому современная исследовательская парадигма анализа диалогического текста не может не опираться на широкий круг междисциплинарных связей и ряд научных направлений социологии, языкознания, филологии, теории информации, теории управления и теории коммуникации.

Таким образом, можно заключить, что телевидение является одним из важнейших диалогических средств коммуникации, обладающим значительным потенциалом воздействия на разные стороны жизни общества и отдельно взятого индивидуума. Это – особое средство общения с обширной аудиторией, осуществляющее идею связности, демократичности, проявления личностных творческих начал членов социума, консолидации общества.

О значении телевизионной коммуникации и информации в жизни каждого члена социума писатель и журналист Ю. Поляков в одном интервью, отвечая на замечание собеседника о том, что телевизор можно и не включать, выразился очень точно: «Можно не включать и воду в кране. Можно не есть. Не получается. Давно доказано, что потребление информации – такая же необходимость для человека, как потребление пищи. Почему заключённые тяжело переносят камеры-одиночки? Потому что люди страдают и от информационного голода».

Здесь можно добавить, что люди страдают и от отсутствия информации, и от возможности ее открытого обсуждения.

 

Литература:

1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

2. Березин В.М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия. М., 2004.

3. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки.//Собрание сочинений в семи томах. Т.5. М., 1997.

4. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998.

5. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

 

 

Резепова Н.В.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.