Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский экономический




Российский экономический

университет им. Г.В. Плеханова

К вопросу о содержании понятий «реферат» и «аннотация» как видов учебной деятельности

 

Одной из актуальных проблем современной теории и практики обучения иностранным языкам является формирование и развитие у обучаемых умений извлекать информацию из первоисточников и фиксировать ее в виде вторичного текста, представляющего собой результат восприятия и переработки исходного или первичного текста.

Развитию умений создания вторичных текстов не уделяется должного внимания. В современных учебных пособиях присутствуют задания с написанием различных видов вторичных текстов, но обучающий компонент при этом отсутствует. Однако создание вторичных текстов основано на развитии ряда коммуникативных умений, в первую очередь – на умении читать и понимать содержание прочитанного. Даже если понимание исходного текста полное и точное, возникают трудности, связанные с незнанием специфики жанра вторичного текста. К вторичным текстам относятся библиографическое описание, аннотация, реферат, конспект, перевод, рецензия. Так как на занятиях по иностранному языку большей частью мы имеем дело с рефератом и аннотацией, остановимся на их подробной характеристике.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, который включает осмысление, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового документа – реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой [5:5].

Известны различные классификации видов рефератов. В зависимости от полноты изложения материала выделяют: реферат-конспект, который содержит в обобщенном виде все положения оригинала; реферат-резюме, который отражает только основные положения реферируемого источника. По виду операций редукции текста различают рефераты-выдержки, рефераты-обобщения, рефераты-цитаты, рефераты-перифразы, прочие классификации реферат тезисный, реферат телеграфного типа. По охвату источников реферат может быть монографическим, то есть составленным на основе одного первоисточника, сводным, то есть освещающим содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорным, то есть излагающим обзор многих публикаций по определенной тематике. Причем в обзорных рефератах содержание каждого источника не излагается по отдельности, а дается общий результат обзора всех задействованных источников.

Независимо от вида реферата его текст имеет три основные части: заголовочная, собственно реферативная и справочный аппарат. Главной в структуре реферата является собственно реферативная часть, в которой содержится основная фактологическая информация исходного текста. Эта часть включает в себя словесный текст, формулы, таблицы, иллюстрации. Заголовочная часть содержит фамилию автора, название первоисточника и его выходные данные с указанием количества страниц. Справочная часть обычно включает в себя справки о количестве иллюстраций и таблиц в оригинале, ссылки, примечания референта, его фамилию.

Для создания реферата необходимо не только понимать содержание прочитанного, но и научиться выделять основную мысль текста, кратко излагать и представлять его в логической последовательности, создавая при этом вторичный текст, т.е. текст реферата, к которому предъявляются три основных требования: объективность, полнота содержания, единство формы. Объективность заключается в объективном изложении содержания первоисточника с позиции автора. Требование полноты предусматривает соответствие реферата объему и значению реферируемого источника. Реферат содержит основные положения оригинала, описываются методика его исследования, результаты и выводы. Единство формы определяется стандартизацией формы реферата, соблюдением единства терминов и обозначений, а также объема реферата. Следует отметить, что объем реферата обусловлен объемом оригинала и в среднем составляет десять-пятнадцать процентов от объема реферируемого источника.

Перейдем к рассмотрению другого вида вторичного текста – аннотации.

Аннотация представляет собой предельно краткое изложение первоисточника, составленное в результате компрессии текста оригинала и дающее общее представление о его тематике в нескольких строчках.

Аннотация обычно содержит предметную рубрику, тему, сжатую характеристику и выходные данные первоисточника. Библиографические данные включают сведения об авторе, заглавие статьи, источник публикации, название издательства, год и место издания, количество страниц.

Реферат и аннотация принципиально отличаются друг от друга, прежде всего в степени компрессии первоисточника. В аннотации перечисляются затронутые в оригинале вопросы, содержание которых не раскрывается, в реферате же сообщается читателю о том, что изложено по каждому из затронутых вопросов. Таким образом, в отличие от аннотации в реферате информация фиксируется более полно, следовательно, содержание реферата шире, чем содержание аннотации.

Реферат и аннотация различаются также манерой подачи материала. При реферировании референт излагает материал с позиции автора, он «самоустраняется из полученной информации»[1:106]. При аннотировании содержание передается своими словами, что неизбежно ведет к личностно-субъективной окраске формулировок и использованию клише и специальной оценочно-оформительской терминологии (This text is about… This article is devoted to an important problem of… The text/article deals with…This text describes…)

Существуют различные виды аннотаций. С точки зрения объема различают краткие и подробные или развернутые аннотации. С учетом содержания текста аннотации различают справочный, описательный и рекомендательный виды. Если автор аннотации выражает/ не выражает свое отношение к первоисточнику, то речь идет о рекомендательной и справочной видах. В описательной аннотации содержится перечень вопросов, о которых говорится в данном документе и предлагается оценка его теоретической и практической ценности. В зависимости от целевого назначения выделяют общие, предназначенные для широкого круга читателей, и специализированные – для узкого круга читателей, т.е. для специалистов.

Объем текста аннотации зависит от ее вида и в среднем составляет 30-40 слов, в процентном соотношении это приблизительно 5% от реферируемого источника. В описательной аннотации количество слов может колебаться в пределах 60-100 слов. Аннотация может быть предельно краткой и состоять из одного или двух предложений.

К языку реферата или аннотации предъявляются те же требования, что и к языку научной литературы. Это точность, ясность, краткость и доступность. Реферату и аннотации, как жанрам научного стиля, присущи объективность, логичность изложения, однозначность, безличная манера повествования, номинативность, использование научных терминов, абстрактной лексики. Помимо этого данный жанр имеет и свой стиль, которому характерны фактографичность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, предельная краткость и стандартизация языкового выражения.

В целом язык и стиль реферата или аннотации отличаются синтаксической компрессией и специфическим употреблением лексических и грамматических форм, что выражается в предпочтении простых предложений сложным; преобладании неопределенно-личных и безличных предложений; употреблении причастных оборотов и однородных членов предложений; использовании ограниченного количества видовременных форм глагола; широком применении страдательного залога и пассивных конструкций; насыщенности терминологической лексикой, наличии большого количества перечислений, используемых для всякого рода классификаций; отсутствии субъективно-оценочных элементов в тексте реферата и наличии рекомендательно-оценочного фактора в тексте аннотации.

Итак, для того чтобы качественно составить реферат или аннотацию необходимо знать:

• специфику жанра научного текста;

• предъявляемые требования к тексту реферата или аннотации;

• структуру и особенности данных видов вторичных текстов.

 

Литература:

1. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учеб пособие. – М.: Высш.шк.,1985. – С.106

2. Ковальчук Т.И. Реферирование как средство контроля прочитанного // Чтение и работа с иноязычным текстом. – Свердловск: УрГУ, 1985. – С.33-40.

3. Литвиничева Л.Н. Научная информация: структура, язык и способы обработки. – Малаховка: МГАФК, 2002.

4. Татаринов В.А. Учебное реферирование и аннотирование в процессе обучения иностранному языку на неспециальных факультетах // Чтение и работа с иноязычным текстом. – Свердловск: УрГУ, 1985. – С.15-22.

5. Фролова Н.А. Реферирование и аннотирование текстов по специальности (на материале немецкого языка). – Волгоград: ВолгГТУ, 2006. – С.5

6. Шпетный К.И. Пособие по обучению реферированию и аннотированию текстов английской научно-технической литературы / Шпетный К.И., Введенская Э.И., Казанчян К.Н., Трибунская Е.Н. – Москва: МГАПИ, 1997.

 

 

Солодовник К.Б.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.