Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Ролевая игра в учебном процессе

В данной статье автор рассматривает коммуникативные игры на занятиях по иностранному языку как средство повышения эффективности учебного процесса в целях сохранения интереса обучаемых к изучаемому языку на всех этапах обучения.

Отличительной чертой коммуникативных, в числе ролевых, игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия и т.д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. С их помощью:

1) улучшаются отношения между студентом и преподавателем, поскольку он выступает в игре как партнер по общению;

2) появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса;

3) увеличивается время для речевой практики;

4) создаются большие возможности для расширения кругозора студента путем знакомства с культурой, традициями и персоналиями стран изучаемого языка [1:8].

Ролевые игры в методике обучения иностранным языкам рассматриваются уже давно. Упражнения типа «прочитайте по ролям, инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные задания можно встретить во всех учебниках иностранного языка. Секрет популярности ролевых игр прост. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в занятие по иностранному языку и, кроме всего прочего, доставляют студентам неподдельное удовольствие.

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Что касается ролевых игр, то их виды можно представить следующим образом:

· контролируемые (участники получают необходимые реплики);

· умеренно контролируемые (учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей);

· свободные (учащиеся получают обстоятельства общения);

· эпизодические (разыгрывается отдельный эпизод);

· длительные (в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов) [3: 61].

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае студенты знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с преподавателем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого студентам предлагается составить свой вариант диалога с опорой на базовый. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости преподаватель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом преподаватель может предложить одному из студентов сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим - взять у него интервью. Причем «репортеры» могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а студент, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, преподаватель может давать инструкций, помогая студентам по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальнымучастникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами студенты должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Преподаватель только называет тему ролевой игры, а затем просит студентов составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также можно разделить группу обучаемых на подгруппы и предложить каждой подгруппе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее интересен. При этом, если потребуется, преподаватель помогает в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуаций, или оказывает какую-то другую помощь.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на занятиях по иностранному языку нередко включают элементы упражнений в общении.

В процессе обучения иностранному языку применяется деловая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и в их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность студентов [2: 30].

Рассмотрим свойства ролевой игры и ее характеристики. Прежде всего, необходимо уточнить, что в данном контексте под ролевой игрой будет пониматься любое условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Как считают Р.У. Родригес и Р.Г. Вайт, «ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность» [4:34].

Ролевая игра характеризуется:

1) особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);

2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность - личность; личность -группа; личность - преподаватель);

3) социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

4) особыми условиями процесса усвоения занятий (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации) [3:64].

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

· ролевая игра как самая точная модель общения;

· ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;

· ролевая игра предполагает усилия личностной сопричастности ко всему происходящему;

· ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства;

· ролевая игра способствует расширению сферы общения;

· ролевая игра имеет образовательное значение[3:65].

 

Литература:

1. Гез Н.И. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для IX класса школ с углубленным изучением немецкого языка.- М.: Академия, 1992.

2. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.1989.- №4.- С.30-32.

3. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Fried-Booth Diana L. Project Work (in Resourse Books for Teachers). Ed. by Alan Maley. Oxford, 1988.


Красняк О.А.

г. Сувон, Республика Корея

Некоторые аспекты научно-методической работы преподавателей высшей школы в условиях информационного общества

 

В настоящее время в отечественной литературе существует немало определений термина “информационное общество”. Часто встречаются неконцептуальные употребления этого термина, повседневные или сугубо авторские, не имеющие отношения к сложившейся традиции использования термина в западной литературе, где он был сформулирован.

После выхода в свет в 1983 году книги И. Масуды [7], одного из авторов “Плана информационного общества”, разработанного в Японии еще в начале 1970-х гг., предметом внимания мировой научной общественности стали ранние трактовки информационного общества. Последнее определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более “информационно емким”, что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества.

Следует заметить, что еще раньше, в 1940-х гг., австралийский экономист А. Кларк [5] писал о перспективе общества информации и услуг, а в 1950-х гг. американский экономист Ф. Махлуп [6] говорил о наступлении информационной экономики. В 1970-е гг. идея информационного общества становится популярной в США и странах Западной Европы и приобретает черты универсалистской идеологии.

Американский социолог Д. Белл, автор знаменитой концепции постиндустарильного общества, представил вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в книге “Социальные рамки информационного общества” [4]. Выражение “информационное общество” у Белла – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития – после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры – информацию. Первостепенное значение придается информации, включенной в функционирование научного знания и получаемой благодаря такому знанию. “В наступающем столетии, – утверждает здесь Д. Белл, – решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях” [1, с. 330].

Профессор У. Мартин, под информационным обществом понимает развитое постиндустриальное общество, возникшее, прежде всего, на Западе. Он предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается “информационное сознание” при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой “ключевой элемент информационного общества”.

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

• структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

• растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

• широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

• развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

• поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

• широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру [2, с. 115-123].

При всём разнообразии акцентов, степени внимания уделяемого тем или иным технологическим, экономическим или социальным процессам, информационное общество рассматривается в рамках основных концепций как обладающее, по крайней мере, следующими характеристиками. Прежде всего, это высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры. Отсюда – такая важная черта информационного общества, как увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей. Наконец, практически все концепции и программы развития информационного общества исходят из того, что информация и знания становятся в информационную эпоху стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми.

Наиболее влиятельные концепции, выдвинутые в начальный период формирования идеологии информационного общества, подчеркивали ценность научного, теоретического знания и/или достоверной информации, прогнозировали возрастание их роли в обществе с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых и преподавателей. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих обществу осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

В настоящее время Интернет стал повседневностью для миллионов людей. Использовать на благо людей возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями – основное направление официальных стратегий и программ развития информационного общества, принимаемых правительствами разных стран, межгосударственными объединениями, органами управления в регионах.

Что же касается некоторых практических направлений, касающихся коррекции научно-методической работы преподавателей высшей школы, то, во-первых, представляется важным овладение преподавателями и студентами иностранных языков, в частности, английского. Это естественное условие для реализации и поддержания научного потенциала у преподавателей высшей школы. Данное требование принципиально для преподавателей точных наук, т.к. именно за границей, в развитых странах мира совершается большинство научных открытий и достижений. В эпоху информационного общества, с развитием телекоммуникационных систем, получить информацию уже не представляет большой проблемы. Проблема же наших большинства преподавателей – понять информацию, учитывая, что большая часть последней - на английском языке.

Подобное овладение и понимание информации важным представляется и для преподавателей гуманитарных дисциплин, в частности, исторических. В настоящее время, например, публикуются различные архивные документы, становятся доступны фонды ведущих мировых библиотек. Уже нет острой необходимости перемещаться, например, в изучаемую страну, можно лишь ввести в поисковую систему запрашиваемую информацию и в течение нескольких секунд исследователь может воспользоваться сокровищами мировых библиотечных фондов. Например, открыта для доступа Мировая цифровая библиотека (WDL), которая обеспечивает бесплатный доступ в сети Интернет в многоязычном формате к большому количеству материалов, представляющих культуры разных стран мира. Основные цели Мировой цифровой библиотеки состоят в том, чтобы содействовать международному и межкультурному взаимопониманию, расширять объем и разнообразие культурного содержания в Интернете, предоставлять ресурсы для педагогов, ученых и всех заинтересованных лиц, а также расширять возможности учреждений-партнеров для сокращения разрыва в развитии цифровых технологиях внутри стран и между странами мира.

Также доступна общеевропейская цифровая библиотека Europeana, которая обеспечивает посетителям доступ к оцифрованным архивам европейских библиотек: к картам, фотографиям, аудиозаписям, партитурам, рукописям, газетам и книгам. На поддержание панъевропейской библиотеки странами европейского сообщества предполагается тратить 2,5 миллиона евро в год. В перспективе Europeana будет работать на 21 европейском языке, но на первом этапе она ограничится тремя – английским, французским и немецким.

Еще пример – Британская библиотека запустила на своем сайте проект – интерактивный путеводитель по британской истории – с начала XIII века до наших дней с подборкой разнообразных документов и богатейшим иллюстративным материалом. Проект был разработан специалистами Британской библиотеки совместно с несколькими историками и писателями.

Что касается отечественных электронных ресурсов, следует упомянуть портал Президентской библиотеки, который представляет собой многофункциональное учреждение, выполняющее функции публичной библиотеки, информационного и просветительского центра, функционального центра по вопросам информационной поддержки государственной политики, центра поддержки профильного образования и научных исследований, архива публичных документов, относящихся к истории и современному состоянию Российской государственности, мемориального персонального архива Президента Российской Федерации. На сайте можно найти достаточно большое количество интересных документов. Основными источниками поступления материалов в фонды Президентской библиотеки являются ведущие архивы и библиотеки России: Российский государственный исторический архив, Российская Государственная Библиотека, Российская Национальная Библиотека, Государственный архив Российской Федерации и другие. Для наполнения фондов Президентской библиотеки создан уникальный центр оцифровки и обработки особо ценных и раритетных материалов, управляемый специально разработанным программным комплексом. На сегодня фонды Президентской библиотеки содержат более 38 тысяч единиц хранения. В электронном хранилище Президентской Библиотеки находится более 43 миллионов файлов-образов. Дополнительно, в оперативном хранилище, обрабатывается более 2,5 миллионов файлов. Материалы библиотеки доступны в электронном виде на портале.

Приведенные примеры лишь подтверждают реализацию концепции функционирования информационного общества. Подобных примеров – сотни, если не тысячи. Преподавателям высшей школы просто необходимо уметь ориентироваться в потоке имеющейся информации, выявлять и систематизировать для себя главное, применять это в процессе преподавания. Ведь не вызывает сомнения факт, что именно молодое поколение более предприимчиво, более мобильно, в том числе быстрее “добывает” нужную информацию. Преподавтели Высшей школы просто обязаны не отставать в подобном “деле” от студентов, иначе рискуют остаться на обочине современного информационного общества.

Очевидно, что и в нашей стране сейчас активно развиваются телекоммуникационные системы. Более того, следует упомянуть государственную “Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации”, которая провозглашает целью формирования и развития информационного общества “повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий” [3].

“Стратегия” предусматривает целый ряд контрольных значений показателей развития информационного общества, которые должны быть достигнуты до 2015 года. В этом ряду – уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий (100%), уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения (15 линий к 2010 году и 35 – к 2015 году), число домашних хозяйств, где имеются персональные компьютеры (не менее 70%от общего числа домашних хозяйств), доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек (не менее 50%), доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий (более 50%); poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике (не менее чем в 2,5 раза по сравнению с 2007 г.). Очевидно, такие показатели позволяют судить, прежде всего, об успехах в создании современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и соответствующем уровне доступности для населения информации и технологий.

Не менее важным представляется создание преподавателями контента персональных сайтов. В частности, существуют многие фонды, которые на конкурсной основе принимают заявки от преподавателей вузов. Цели подобных конкурсов – поддержка индивидуальных инициатив преподавателей вузов, направленных на применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий и, в частности, использование для обучения возможностей Интернета. У преподавателей появляется дополнительная возможность улучшить качество обучения с помощью современных компьютерных технологий, которые могут использоваться в учебном процессе. Уже сейчас наиболее прогрессивные преподаватели часто “общаются” со своими студентами он-лайн со страниц собственных сайтов, блогов. Это экономит время как одних, так и других, позволяя преподавателям наиболее эффективно консультировать, обеспечивать направление самостоятельной работы студентов, а часто и контролировать степень усвоения учебного материала. Безусловно, подобная работа не отменяет традиционных лекций, семинаров и практических занятий, однако является необходимым дополнением на пути к успешным результатам обоюдной деятельности в процессе преподавания.

Наличие персональных сайтов позволяет самим преподавателям делиться опытом научных разработок, оперативно публиковать собственные исследования. При этом учитывается фактор цитирования научных работ, который является одним из ключевых показателей, широко использующимся во всём мире для оценки работы исследователей и научных коллективов. К сожалению, работы российских ученых имеют один из самых низких индексов цитирования, чему “способствует” зачастую незнание английского языка. Напомним, что индекс цитирования – это принятая в научном мире мера значимости трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию) в других источниках. Однако для действительно точного определения значимости научных трудов важно не только количество ссылок на них, но и качество этих ссылок. Так, на работу может ссылаться авторитетное академическое издание, популярная брошюра или развлекательный журнал. Значимость у таких ссылок разная.

Говоря о российском научном сообществе, следует заметить, что, к большому сожалению, это всего лишь относительно небольшой процент публикаций, представленных авторитетным американским Science Citation Index (SCI). Данное обстоятельство объясняется не только уровнем научных публикаций и журналов или общим уровнем развития науки в России, но и целым рядом других объективных и субъективных причин, среди которых можно упомянуть следующие:

- языковый барьер;

- низкое качество самих публикаций и журналов, их несоответствие мировым стандартам;

- особенности научного развития в разных областях. Существуют, например, целые направления науки, которые развиваются относительно локализовано и в определенной степени замкнуты в рамках страны или региона. Особенно это ярко проявляется в некоторых областях общественных и гуманитарных наук.

Таким образом, для объективной оценки научной деятельности необходимо было создать систему, позволяющую учитывать все эти потоки публикаций и определяющую суммарный индекс цитирования российских авторов и организаций по публикациям как в ведущих российских, так и зарубежных научных журналах. При этом для анализа публикаций российских ученых в зарубежных и переводных российских журналах можно использовать данные SCI, а для основной массы российских журналов такую информацию можно получить, только создав аналогичный механизм индексирования научных статей и пристатейной библиографии в России – российский индекс научного цитирования.

В настоящее время Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека приступили к реализации проекта “Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)”. РИНЦ – это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.

К сожалению, для большинства российских преподавателей высшей школы эта информация неизвестна или недоступна в силу тех или иных причин. Очевидно, что Интернет позволяет достаточно легко и довольно быстро адаптироваться и учитывать мировые тенденции развития информационного общества в указанном направлении. Репрезентативность публикаций ученых зависит зачастую только от них самих, следовательно, необходимо придерживаться вышеназванных тенденций.

Итак, нами были обозначены некоторые векторы коррекции научно-методической работы преподавателей высшей школы, необходимость следования которым – насущная потребность в условиях информационного общества. В частности, активное использование доступных электронных ресурсов, создание персональных сайтов, выкладывание в открытый доступ собственных публикаций, методик. Все это позволит российским ученым не только увеличивать индекс цитирования российских публикаций, поднимая свой научный уровень, но и позволит не отставать от мировой научной практики, благо, что все возможности для этого в нашей стране уже созданы.

 

Литература:

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю.В. Никуличева // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. - М., 1988. С. 330.

2. Мартин У.Дж. Информационное общество // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В.А. (гл. ред.) и др. - М., 1990. № 3. С. 115-123.

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск № 4591 от 16 февраля 2008 г.

4. Bell D. The Social Framework of the Information Society. - Oxford, 1980.

5. Clark C. The Conditions of Economic Progress. - L., 1957.

6. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton, 1962.

7. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. - Wash.: World Future Soc., 1983.

 

Короткова Л.А.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.