Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законах»




В ходе рассмотрения политико-правовых проблем в диалоге «Политик» Платон

ссылается на миф о жизни людей еще до Зевса, при Кроносе. Согласно мифу,

части космоса были поделены между правящими богами, и божественные пастухи

(гении) спасали людей от дикости и взаимного пожирания. Жизнь людей протекала

счастливо, в согласии с природой, без войн и раздоров. «Под управлением бога

не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей...».

Однако с течением времени наступила космическая перемена, и боги лишили части

космоса (т. е. и людей) своего прямого попечения. Все это ввергло людей, еще

слабых и беспомощных, в великое затруднение. Но боги, удалившись сами, все же

даровали людям вместе с необходимыми поучениями и наставлениями также огонь,

искусство, семена и растения.

Платон использует этот миф для обоснования необходимости подражания

космически-божественным первообразцам (философски говоря, идее) правления

людьми, имевшим место до космических перемен.

Платон характеризует политику как царское искусство, для которого

определяющим является наличие истинного царского знания и умения управлять

людьми. При таких данных у правителей, считает Платон, «будет уже неважно,

правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они

или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет

правильным». Единственно правильным государством в «Политике» признается то,

во главе которого стоит истинно знающий правитель; существо этого знания

состоит, видимо, в понимании сути подражания божественным образцам правления.

Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, следует

руководствоваться писаными законами и отечественными обычаями.

В «Политике» Платон выделяет всего семь форм правления: истинное правление и

еще три других вида правления (монархия, власть немногих и власть

большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия

законности делится на два подвида: законная монархия — это царская власть,

противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия,

незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Однако

все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются

отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично

осуществляет власть, «руководствуясь знанием». Смысловое содержание учения

Платона не совпадает с современными формулами правового государства.

Платон высоко ценит политическое знание и политическое искусство. Именно

владение политическим искусством отличает истинного правителя от всех

остальных обладателей власти. Политическое искусство, согласно Платону,

отличается от военного, судебного и ораторского искусства. Так, своеобразие

судебного искусства и судебной власти видится Платону в надлежащем хранении,

защите и осуществлении законов, а также в соответствующем служении

политической власти. Существо политического искусства состоит, по Платону, в

умении разумно организовать и вести общегосударственную жизнь — плести

политическую ткань: «Царское искусство прямым плетением соединяет нравы

мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой

и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта

обвивает всех остальных людей в государствах — свободных и рабов, держит их в

своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду

ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым».

Это сравнение политики (и политического искусства) с ткацким искусством

является большой находкой Платона и может быть названо античным эквивалентом

сравнения государства с механизмом и машиной в последующей истории

политической мысли.

«Законы»

 

Последующая эволюция в политико-правовых воззрениях Платона нашла свое

выражение в «Законах». Диалог «Законы» является последним сочинением Платона.

Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в

Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего

государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству»

государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и

воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностью государства. Она делится на равные по

плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми

пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут

приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства

расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и

т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят

только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не

обладают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному

цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров

имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они

переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.

Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в

войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в

совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь

полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы

упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса).

Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам,

собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе

с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к

производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует

землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не

провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство,

как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию

положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной

власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь

проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов

осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где

совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:

демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству

голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам

и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в

деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических

принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов.

Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое

входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается верховная власть в

государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном

соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то

они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом.

Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами

писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить

верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле

божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по

своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не

нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни

было распорядок не стоят выше знания».

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации.

Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего

контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций

государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о

необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко

ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон

писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и

находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями,

а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только

могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное,

как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми

государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном

фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее,

установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.