Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ульяновск, 2008 6 страница




КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ — психическое явление, заклю­чающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внут­реннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными пе­реживаниями. К. в. может быть конструктивным, если, напр., учи­тель в результате осознания собственного внутреннего разлада находит новые грани в профессии, снижает свою тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы профессио­нального поведения.

КОНФОРМИЗМ (конформные реакции) (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. К. зависит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоуважения, интеллекта, может усиливаться в стрессовых ситуациях. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин — силь­нее, чем у мужчин. Конформность бывает внутренней, личной, и внешней, выражающейся в демонстративном согласии с группой по разным вопросам. Противоположным понятием является са­мостоятельность, независимость человека от мнения других. Осо­бой разновидностью той же зависимости от группы является не­гативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, лю­бой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

КОНФУЦИЙ (Кун Фу-Цзы) (551—479 до н. э.) — древнекитай­ский мыслитель, основные взгляды к-рого изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих ха­рактеров, К. выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы пед. системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и предоставление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Основой вос­питания считал собственный пример учителя.

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (от лат. conceptio - понима­ние, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в раз­личных типах учебных заведений, определенный способ понима­ния целей, задач, организации образовательных программ.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМ­СТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых дей­ствий, образов и понятий (разработано П.Я.Гальпериным). В К. п. ф. у. д. выделяют шесть этапов. На первом этапе фор­мируется мотивационная основа действия (складывается отноше­ние ученика к целям и задачам предстоящего действия и к содер­жанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необхо­дим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схе­ма постоянно проверяется и уточняется. Третий этап— фор­мирование действий в материальной (материализованной) форме (ученик производит требуемые действия с опорой на внешне пред­ставленные образцы действия, в частности на схему ориентиро­вочной основы действия /схемы, памятки/). Четвертый этап— «громкая социализованная речь», когда алгоритм вы­полнения действия проговаривается вслух. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происхо­дит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «ухо­дит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каж­дом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко ис­пользуется при организации учебного процесса, особенно после­довательно она реализуется при обучении младших школьников.

КООПЕРАЦИЯ (от лат. cooperatio — сотрудничество) — объе­динение усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Включение в кооперативное вза­имодействие стимулирует развитие положительной установки чле­нов группы друг на друга (аттракция), способствует взаимопомо­щи, усиливает взаимосвязь участников. В настоящее время пед. процесс все более организуется на основах К., что стимулирует его личностно ориентированную направленность.

КОРПОРАЦИЯ (от лат. corporatio — объединение, сообще­ство) — организованная группа, характеризующаяся замкнутос­тью, максимальной централизацией и авторитарностью руковод­ства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Многие асоциальные детско-молодежные группы или объединения действуют по прин­ципу К., что затрудняет общественное воздействие на них.

КОРЧАК Януш (Генрик ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942) -польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основ­ные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». В своей пед. деятель­ности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Целью вос­питания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каж­дого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал детство самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка — полноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, К. призы­вал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое приме­нение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, к-рым К. руководил до конца своих дней.

КРЕАТИВНОСТЬ (от англ. creativity) — уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, составляющий относитель­но устойчивую характеристику личности.

КРЕТИНИЗМ — заболевание, для к-рого характерна умствен­ная отсталость (в большинстве случаев — идиотия), вялость, за­торможенность. Усвоение знаний и навыков больными К. крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения про­стейшими навыками самообслуживания и элементарными трудо­выми операциями.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей в это время становятся трудновоспи­туемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испы­тывают тяжелые переживания, у школьников снижается успе­ваемость, работоспособность, интерес к учебным занятиям. К. в. являются нормальными процессами, необходимыми для посту­пательного развития личности. Негативные проявления К. в. не могут считаться неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздей­ствий, учет происходящих с ребенком перемен могут значитель­но смягчить протекание К. в.

КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - труд­ности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, пе­рестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.

КРИТЕРИЙ — признак, на основании к-рого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера сужде­ния, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных яв­лений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стан­дартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

КРУГОЗОР — объем интересов, знаний человека.

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939) — совет­ский политический деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Жен­щина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне раз­витого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик по­литехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше ба­рабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятель­ности вожатых с пионерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самооб­разования школьников интересны и полезны и в настоящее вре­мя. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не мог­ло отрываться от семьи.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, раз­витие, почитание) — исторически определенный уровень разви­тия общества, творческих сил и способностей человека, выра­женный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях. Культура в образовании высту­пает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-воле­вого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Культура интеллектуальная — культура умственного труда, оп­ределяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различны­ми способами, работать с источниками и оргтехникой. Культура личности — 1) уровень развития и реализации сущно­стных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокуп­ность компетенций: политических и социальных, связанных со спо­собностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; ком­петенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (пони­мание различий между представителями различных культур, язы­ков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обу­чения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоян­ном развитии и совершенствовании.

Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы обще­ния с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способ­ность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информаци­онных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование К. л. и. осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учеб­но-воспитательный процесс.

Культура массовая — культура, доступная и понятная всем сло­ям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популяр­ностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название М. к., китч — ее разновидность.

Культура мышления — степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.

Культура народная (синоним — фольклор) — культура, созда­ваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Включает в себя мифы, легенды, эпос, сказания, пес­ни, танцы, сказки и т. п. К. н. связана с традициями данной мест­ности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Ее особенности, тенденции необходимо учитывать при отборе содержания образования.

Культура общения — система знаний, умений и навыков адек­ватного поведения в различных ситуациях общения. Культура поведения — соблюдение основных требований и пра­вил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Культура речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выра­зительности, лексическим богатством, манерой вежливого обра­щения к собеседникам и умением уважительно отвечать им. Культура самообразования (самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов са­мообразования. Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенство­вание.

Культура физическая — уровень сформированное™ правиль­ного отношения человека к своему здоровью и физическому со­стоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физиче­ских сил.

Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, вклю­чающий осознанный выбор тематики, систематичность и после­довательность чтения, а также умение находить нужную литерату­ру с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональ­ные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать про­читанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, ре­цензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Культура школы — система отношений, используемая для регу­лирования поведения пед. коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. К. ш. оп­ределяет стандартные пути решения проблем, способствует сни­жению количества трудностей в новых ситуациях, м.б. ориентиро­вана на роли, задачи, на человека, на власть (силу).

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА - среда обучения и жизне­деятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собствен­ной активной учебной и самообразовательной деятельности; муль-тикультурным пространством учебного заведения; культурой об­щения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛО­ВЕКА — концепция психического развития человека, разрабо­танная в 20—30-е годы Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Эта теория утверждает примат в пси­хическом развитии человека соц. начала над началом натурально-биологическим. По Выготскому, детерминация онтогенетического развития человека имеет следующие этапы: коллективная деятель­ность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида.

ЛЕВОРУКОСТЬ (левшество) — функциональное преоблада­ние левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, с детства приученный пользоваться правой рукой, в непривыч­ных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амби-декстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, тре­бующее обязательного исправления. Однако леворукие (левши) в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисова­ние), нормально проходят все стадии физического и психическо­го развития и являются абсолютно полноценными личностями. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно, это приводит к психическим травмам и неврозам, а также нарушениям речи, в частности заиканию.

ЛЕКЦИЯ — метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ — продолжительное устное изложение (45—50 мин) учебного материала в сочетании с приемами акти­визации познавательной деятельности учащихся (запись основ­ной мысли, конспектирование, составление схематической мо­дели излагаемого материала и др.).

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семей­ное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию фи­зического воспитания, принципом к-рой является единство фи­зического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подго­товки кадров по физическому образованию. Внес вклад в разви­тие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типоло­гию детей.

ЛЖИВОСТЬ — сознательное искажение действительности ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружающих или стремления избежать нежелательных последствий. Став привычной формой поведения, Л. закрепляется и превращается в качество личности. Дифференциация детской Л. и оценка ее конк­ретных проявлений возможны при условии правильного понима­ния мотивов и причин этого явления.

ЛИБИДО (от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремле­ние) — одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или — в более общем плане — вле­чение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К.Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудно­стей в жизни человека.

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий) — член группы с наивыс­шим статусом, за к-рым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Л. бывает формальным (официально назначенным, узаконенным юридически) и неформальным (ре­ально признаваемым коллективом). В процессе формирования дет­ского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положе­ния, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

ЛИДЕРСТВО — система соц.-психол. явлений, связанных с выходом^человека в лидеры и его отношением с членами группы.

ЛИЦЕЙ — тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем (ликей). В настоящее время — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, обеспечи­вающего непрерывность среднего и высшего образования. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (техни­ческий, биолого-химический и т.п.), дает повышенную подго­товку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприят­ные условия для развития творческого потенциала.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕ­НИЯ — процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению ли­цензии на осуществление образовательной деятельности в соот­ветствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного само­управления с целью проведения государственной политики в об­ласти образования и регулирования условий осуществления обра­зовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функ­ционирования и развития образовательных учреждений различ­ных организационно-правовых форм.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) — индивидуальный под­ход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осо­знании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулиру­ющих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формиру­ется во взаимодействии с окружающим миром, системой обществен­ных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гума­низацией учебно-воспитательного процесса становится активно ис­пользуемой категорией и в педагогике. Существуют различные клас­сификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующий типы — типы личности, отли­чающиеся доминированием мыслительного, рационального на­чала или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М. т. л., больше доверяют тому, что продумано, логически обо­сновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедли­вости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставать­ся спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Представители Ч. т. л. отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруис­тичны, всегда ставят себя на место др., с удовольствием оказы­вают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип — тип личности, склонный устранять при­чины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохис­ты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокрити­кой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт—интроверт — типы личности, противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разно­образных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обыч­но замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адап­тируется к новым условиям.

Экстернальность — интернальность (от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — см. Локус контроля. Эктоморфный — эндоморфный типы — морфологические типы людей, особенности к-рых определяются телосложением челове­ка (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойствен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движе­ний, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытность чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойствен полным людям, к-рые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувствен­ным удовольствиям.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ - личность, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более пол­ному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в личностно ориен­тированной, гуманистической системе воспитания.

ЛОГОПЕДИЯ — отрасль психологии и педагогики, изучаю­щая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

ЛОГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

ЛОКК Джон (1632—1704) — англ. философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Счи­тал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Л., является форми­рование добропорядочного делового человека — «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место Л. отво­дил нравственному воспитанию, главной задачей к-рого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физиче­ских наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ре­бенка проявить послушание. Программу образования Л. строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: род­ной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, исто­рия и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Л. включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Л. разрабатывал и методи­ческие вопросы, призывал не превращать учение в скучную обя­занность, писал о поощрении детской любознательности и раз­витии логического мышления. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII—XIX вв.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — склонность человека приписывать от­ветственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л. к.) либо собственным способ­ностям и усилиям (интернальный Л. к.). Л. к. (понятие предложено амер. психологом Д. Роттером) является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для оп­ределения Л. к. создан вопросник, разработан также комплекс ме­тодик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и др. личностными характеристиками. Показано, что люди, обладаю­щие внутренним Л. к., уверены в себе, настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, об­щительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внеш­нему Л. к., напротив, сопутствует таким чертам, как неуверен­ность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Для пед. деятельности наиболее ценен внутренний Л. к. Воспита­тель, склонный верить в могущество своих усилий, более ориен­тирован на совместное творчество с учащимися, чем его не уве­ренный в своих способностях коллега.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руковод­ство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского наро­да», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу вос­питания видел в науке, к-рая совершенствует человека в умствен­ном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообраз­ных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский уни­верситет в Москве. Впервые в России разработал пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сто­ронником бессословной системы образования вплоть до универ­ситета. Отстаивал идею светскости образования и получения мо­лодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения вы­деляются элементы политехнического образования. Являлся сто­ронником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.. Отводил в процессе обучения значительное место практике, по­становке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности учени­ка. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебни­ков — первую грамматику на русском языке, руководство к рито­рике, первые основания горной науки и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.