Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ульяновск, 2008 14 страница




ФЛЕГМАТИК — см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец Павел) (1882— 1937) — религиозный мыслитель и ученый. Основные работы: «Философия культа», «Иконостас», «Детям моим. Воспомина­ния прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценнос­ти православия. Деятельность человека, не ограниченная выс­шими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. За­ложил основы философии генеалогии, к-рая была для Ф. свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравствен­ные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к вла­сти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к лю­дям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

ФОРМА (в пед.) — способ существования учебно-воспитатель­ного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Ф. прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Формы организации воспитательного процесса — формы, в рам­ках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целе­сообразной организации коллективной и индивидуальной деятель­ности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспи­тания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные). * Формы организации обучения — внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, до­полнительные занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

ФРОНДЕРСТВО — одно из проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по су­щественным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние нарастающего внут­реннего напряжения, возникает при наличии реальных или мни­мых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разо­чарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради к-рых возник и существует организованный и целе­направленный пед. процесс. Ф. п. п. подразделяются на образова­тельные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических про­цессов и свойств личности, логических приемов, операций, суж­дений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой обществен­ных отношений и соц. приемлемого поведения).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — 1) законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздей­ствий; 2) операции, действия субъекта управления, соответству­ющие стадиям управленческого цикла. Ф. у. учебно-воспитатель­ной системой по организационно-пед. содержанию разделяются на целевые, социально-педагогические, организационно-педагогиче­ские, инструктивно-методические, административно-хозяйственные. ФУРКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимуще­ственным вниманием к определенной группе учебных предметов.

ХАРАКТЕР (от греч. charakter - печать, чеканка) - совокуп­ность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, др. людям, самому сеое, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляю­щаяся в стиле деятельности и общении. Зная X. человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его на­правления.

ХАРИЗМА (от греч. charis — подарок) — наделение лично­сти свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безо­говорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персони­фицировать свои идеалы в процессе сплочения. X. чаще возни­кает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизма­тическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи становятся поводом к его прославлению (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения— как непости­жимая мудрость). Определенной харизматичностью наделяются авторитетные учителя, к-рым дети приписывают не всегда при­сущие им свойства. Это явление носит еще название иррадиация авторитета.

ХОЛЕРИК — см. Темперамент.

ХОЛИСТСКИЙ ПРИНЦИП (от греч. holos - целый, весь) -методологический принцип целостности: целое больше суммы со­ставляющих его частей. Этот принцип начинает широко использо­ваться в трактовке пед. явлений и раскрытии их сущности: целост­ный пед. процесс, целостное формирование личности в пед. взаимодействии и т. п.

ЦЕЛЬ — 1) один из элементов поведения, сознательной дея­тельности, к-рый характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее дости­жения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выяв­ления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформиро­вать общественные цели в цели совместной деятельности с вос­питанниками.

Целесообразность педагогическая — мера пед. вмешательства, разумная достаточность. Предоставление самостоятельности и воз­можностей для самовыражения самому воспитаннику. Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение по­требностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и каче­ствам, умственному, физическому, нравственному, эстетическо­му развитию и отношению к жизни.

Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накоп­ленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная мо­дель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и уча­щегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отби­раются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разра­ботка на их основе теорий и методик.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ — общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; соц. одоб­ряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. с. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направ­лен пед. процесс.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ -один из основных показателей сплоченности группы, фиксирую­щий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отноше­нию к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1) избирательное отноше­ние человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

ЦЕРЕМОНИЯ — последовательность действий, имеющих сим­волическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий или дат. Ц. в учебно-воспитательных учреждениях необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А.С.Макаренко.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — относительно устойчивое качество лич­ности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсияинтроверсия, тревожность, ригидность и др.

ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - при­знание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессиональ­ного долга.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пере­ходе к следующему шагу.

ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

Школа демократическая — школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффек­тивно действующим общественным управлением. Ш. д. предостав­ляет учащимся возможности для их индивидуального самосовер­шенствования при условии соблюдения правил коллективной

жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являют­ся строгое соблюдение Устава школы, основанного на демокра­тических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор уча­щимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоя­тельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

Школа как культурно-образовательное пространство — об­разовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей. Школа как развивающаяся система — школа, в к-рой сохраня­ется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрож­дается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как функционирующая система — школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устой­чивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но но­сят эпизодический характер.

Школа русская национальная — направление в русской педаго­гике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было пред­ставлено К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, осо­бенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбужда­ли у современников интерес и формировали национальную пози­цию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Со-рока-Росинский (1882—1960) при организации русской нацио­нальной школы предлагал руководствоваться двумял принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направ­ления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литера­тура, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.

Школа труда — направление в педагогике, сочетающее всесто­роннее воспитание детей с выработкой у них определенного ком­плекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудо­вой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образо­вании большое значение придавали идеологи Реформации, мно­гие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). У Д.Дьюи труд составлял системообра­зующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Пред­ставители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работ­ника, способного быстро менять виды деятельности, самостоя­тельно принимать решения, заниматься самообразованием. Од­ним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Совет­ская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

Школа учебы — направление в педагогике, сложившееся в XVIII— XIX вв. Основывается на детальной регламентации учебного про­цесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию ин­теллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориен­тирована на знания, умения, навыки. Базируется на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методиче­ского обеспечения, создает условия для успешной работы массо­вого учителя.

Школа малокомплектная — школа, в к-рой из-за недостаточ­ного количества детей создаются разновозрастные, с малой на­полняемостью (по 2—3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным пла­нам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, не­полные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сель­ской местности.

Школы воскресные — общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по вос­кресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмот­ных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В насто­ящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.

Школы-коммуны — 1) учебно-воспитательные заведения, со­зданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки во­просов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах са­мообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность вос­питанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образова­тельно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонаруши­телей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с про­изводительным трудом.

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономер­ностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного разви­тия на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме пред­метного содержания образования вводится метапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. Ф. Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими уче­никами под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — со­кратическая беседа.

ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельно­сти личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым со­единяется с желанием делать добро др., с надеждой на положи­тельное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — со­средоточенность личности на собственных целях, мыслях и пере­живаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоиз­ма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и пере­живания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ - научная область, изуча­ющая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах, выступающий как информаци­онный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В. А. Извозчи-ковым.

ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, по­зволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отли­чие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — об­щенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных услови­ях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осу-ществлямый в искусственных условиях, как правило с примене­нием специальной аппаратуры, со строгим контролем всех вли­яющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживаю­щий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономер­ности, механизмы, динамику, тенденции развития, становле­ния личности, определять возможность оптимизации этого про­цесса) и др.

Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения пед. проблемы; иссле­довательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирова­ние пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизво­димость пед. явлений и процессов.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внеш­ний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятель­ности к внешней, предметной.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ направленность чувств и переживаний человека. Рассматривает­ся альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в об­щении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пуг-ническая (потребность в преодолении опасности, на базе кото­рой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стрем­ление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет харак­тер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на чело­века путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тем­бра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средст­вами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душев­ные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает лю­дей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — философская наука о знании. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. рабо­ты: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обу­чения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о при­личии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рож­дения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — не­обходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допус­кать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных зна­ний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — составная часть этики, отра­жающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нрав­ственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются законо­мерности проявления морали в сознании, поведении, отношени­ях и деятельности педагога.

ЭТН О ПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой яв­ляется народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функци­онирования в современной воспитательной системе.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до кон­ца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельно­му завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг дру­га в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реали­зации учебных целей по сравнению с заданными или возмож­ными (например, переход ученика от необученности к обучен­ное™) при условии нейтрализации остальных факторов, воз­действующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творче­ства, движения, активного восстановления после перегрузок; обучение учащихся методам саморегуляции и повышение их адапта­ции к экстремальным условиям, регуляции своего физического и морального состояния, научение ориентации в вопросах собствен­ного здоровья.

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных На­ций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы по­мощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Кон­венции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведе­нии в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.

Я — результат выделения человеком самого себя из окружаю­щей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих фи­зических и психических состояний, действий и процессов и пере­живать свою целостность и тождественность.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людь­ми и относится к себе.

Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - та часть Я-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуаль­ное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отноше­нию к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учите­ля к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (со­общение) одним человеком своего отношения к поступку др. че­ловека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе мес­та...», «Меня всегда...».

 

УДК 596 Печатается по решению

Л 52 редакционно-издательского Совета УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

 

В.А. Михеев В.А. Назаренко, Словарь терминов по зоологии

Ф.Т. Алеев, позвоночных: Учебное пособие. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2008. - 38 с.

 

 

Рецензенты:

д.б.н. профессор Е.А. Артемьева

к.б.н. доцент В.В. Золотухин

 

Пособие представляет собой словарь зоологических и экологических терминов, применяемых на лекционных и лабораторно-практических занятиях в курсе зоологии позвоночных. Словарь предназначен в помощь изучающим хордовых животных, для лучшего осмысления и усвоения материала.

Определения многих терминов модифицированы с учётом нового понимания их современной наукой.

Пособие рассчитано на студентов биологических и экологических специальностей, учителей биологии и специалистов-биологов.

 

© Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н Ульянова, 2008 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие является дополнением к курсу «Зоология позвоночных». Основная цель Словаря – облегчить понимание многих терминов, применяемых на лекционных и лабораторно-практических занятиях.

В Словаре даны определения большинству терминов курса «Зоология позвоночных», которые разбиты по разделам. Более того, в каждом разделе термины расположены по мере их изучения: внешнее строение, покровы, мускулатура, скелет, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная система и органы чувств. В самом конце Словаря мы расположили общие термины из области биологии и экологии позвоночных животных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.