Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социальное воспитание в России в IX–XIX веках 1 страница




И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья., 2007. -122с.

Верхошанский Ю.В. Теория и практика физической культуры, 2007, с. 21-28.

Ратов И.П., Бальсевич В.К., Чепик В.Д. и др. Теория и практика физической культуры, 2009, 547 с.

4. Григорьев А.Н. Лучник против атлета. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-145 с.

5. Моль Ханс Семь программ здоровья: Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 2009

6 Г. Гилмор. Бег ради жизни. М,«Физкультура и спорт», 2009.

 

 

Цель: познакомить студентов с различными подходами к социальному воспитанию в России IX–XIX вв., освоить способы анализа социально-педагогических подходов.

Содержание темы

Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XVIII–XIX вв. Православие и образование в России, их социально-педагогическое значение. Социальная политика в России XIX в. Экспериментальная педагогика: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика.

До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Современная наука (археология, история, языкознание и др.) располагает немалыми материалами, позволяющими представить процесс передачи жизненного социального опыта от старшего поколения младшему.

Письменные свидетельства византийских путешественников, посетивших славянские племена в VI в., отмечают гостеприимство и доброжелательное отношение к пленникам. Славянам были присущи воинское мастерство и вера в высшее божество. Отмечались также их физическая крепость и закаленность, незлобивый характер, скромность женщин.

В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники.

Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек – к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охоты и изготовления орудий труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Инициации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений того времени.

Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, а также торжества, похороны и т. д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источником накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.

Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей и т. п.). Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим идеалом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.

Постепенно развитие экономических процессов привело к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев.

В VI–IX вв. у восточных славян появились общинники-земледельцы, ремесленники, общинная знать, языческое жречество. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного, в семейно-сословное. Оно начинает приобретать свои специфические черты и ориентироваться на свой идеал. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Высшая цель воспитания воплощалась в образах идеального героя, специфического для каждой социальной группы: одних они ориентировали на подготовку к руководству жизнью общины, других – на овладение священного знания, третьих – на приобщение к трудовой деятельности.

Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. С момента появления на свет и до 3–4-летнего возраста ребенок находился на попечении матери, которой помогали и другие члены семьи. Поощрялись игры, развивавшие у детей силу, ловкость, смекалку. Ребенка, вскармливаемого грудью, называли дитя. К молодымотносили детей 3–6-ти лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6–7-ми лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать.

С 7-ми до 12-ти лет ребенка называли чадо, а подростка 12–15-ти лет – отрок.Ребенку в древнерусской литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей.

У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество, когда ученик жил в семье мастера, помимо ремесла вводившего мальчика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в этой среде.

В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7–8-ми лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»).

Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусствомбудущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах – гридницах.Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.

Новые основания в древнерусское воспитание заложило христианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими традициями становится официальной религией Киевской Руси. Соединение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспитания человека. Отличительной особенностью древнерусской культуры, воспитания и образования стало и то, что языком богослужения, литературы, а значит, и школы оказался не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский язык.

Важно, что христианство не выделяет педагогику в особую сферу своего влияния, поскольку оно само направлено именно на воспитание человека, являет собой некую морально-религиозную школу человечества. Объект воспитания – человек – в соответствии с христианскими воззрениями состоит из двух ипостасей души и плоти. И если душа, по определению отцов церкви, – существо бессмертное, живое и разумное, то плоть является служанкой души. Только через душу возможен контакт с Богом. Цель воспитания и обучения христианинаспасение души. Отсюда и задача наставника, педагога – направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.

Особую роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме. Существовало немало житий и поучений, они служили для христианина своеобразным компасом и опорой в повседневной жизни, учили людей жить в соответствии с нормами христианской этики, предостерегали от их нарушения.

Среди наиболее распространенных поучений можно назвать «Изборник» 1076 г. – собрание текстов воспитательной, а не познавательной, как «Изборник» 1073 г., направленности. Тематика слов и поучений «Изборника» 1076 г. носит преимущественно морально-нравственное содержание и адресована детям.

Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096). Одним из важнейших средств воспитания детей Мономах считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание в «Поучении детям» уделено идее деятельности, развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей. Труд вменялся в обязанность всем. Дети должны были всё делать сами, помогать в доме. Участие в труде, поучает Мономах, предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает от лжи и блуда, говорит о необходимости вырабатывать у детей прилежание и учтивость.

Владимир Мономах в «Поучении детям» особо отмечает необходимость военно-физического воспитания, основу которого должны составлять тренировки и охота. Именно они обеспечивают развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, отваги, бесстрашия. Большое место в «Поучении детям» отведено воспитательному воздействию на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, творить добро и т. п.

Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.

Ключевым понятием в христианском воспитании является «Страх Господень». В Священном Писании неоднократно утверждается, что «Страх Божий есть начало добродетели». Страх Божий – это страх за спасение своей бессмертной души, который побуждает к совершению богоугодных деяний, вызывает трепет и раскаяние за неблаговидные поступки. Он очищает и преображает человека, помогает отрешиться от страстей и порочных желаний.

Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. В наказаниях проявлялось отношение к греховной плоти, укрощение и истязание которой приводит к исцелению души.

Однако телесные наказания не были главным методом воспитания. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10-ти, а девочек – с 8-ми лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков. Ребенок должен был знать: всякий поступок известен Богу, а исповедь давала возможность раскаяния и получения прощения.

Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Без нее не начиналось и не заканчивалось на Руси никакое дело. Молитва произносилась как перед началом учения, так и после его окончания.

Важное значение в формировании человека имели посты, ккоторым приучались с детского возраста. Вместе с наказанием, исповедью, молитвой пост способствовал усмирению своих плотских желаний.

Важным средством педагогического воздействия на человека становилось чтение христианских текстов. Учитывая, что в Древней Руси большинство людей были неграмотными, церковно-учительская литература была рассчитана в основном на слушателей. В существовавших специальных наставлениях о чтении книг отмечалось, что этот процесс должен «быть разумным, вдумчивым и сопровождаться добрыми делами». Перед началом чтения полагалась молитва, настраивающая на контакт с текстом.

С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Именно поэтому первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X–XIII вв. школы возникли и в других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т. д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Этому способствовала учебная литература и другие памятники древнерусской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют o силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высоких идеалах воспитания.

Тем не менее, в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени – «Русской правде».

Важно и то, что после крещения ребенок обретал ангела-хранителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителями помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребенка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обращались за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.

В целом христианская педагогика оказывала сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и практической деятельности и в отношениях с людьми.

Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. В этом процессе участвовала семья и ближайшее сословное окружение.

Народная педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предупреждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, былины, песни, притчи и т. д. Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

В XIV–XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей (И. Пересветов, И. Федоров, П. Мстиславец). Отсюда делался вывод о недопустимости угнетения человека человеком, о том, что только свободный человек может быть защитником Отечества. Подобные идеи способствовали воспитанию свободолюбия.

Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения. Об этом говорит, например, содержание популярной на Руси книги для домашнего нравственно-наставительного чтения «Пчела», в которой в сжатой форме изречений выражалась суть педагогических заповедей и понятий.

Педагогическая мысль в это время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорскийв своих руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предание» и «Устав о скитской жизни» (XV в.) – обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Среди них можно выделить чтение и осмысление книг Священного Писания, чтение и переписывание наставлений отцов церкви, переплетное, плотницкое и кузнецкое дело, пение, использование христианских заповедей, молитвы, подражание житиям святых и т. д. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.

К распространенным жанрам книг того времени относятся жития святых («Житие Стефана Премудрого», «Житие Сергия Радонежского» и др.).

Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы (15, 16, 17) непосредственно посвящены воспитанию. В «Домострое» содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть,не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т. д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей, заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.

В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («воспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегати по вине смотря»).

За период с XIII до середины XV в. Киевская Русь выдержала более 160-ти войн с монголо-татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами. В этой многовековой упорной борьбе особое значение придавалось традиции патриотического воспитания. Об этом свидетельствует содержание таких фольклорных и литературных произведений, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Их содержание воспитывало у молодежи горячую любовь к родине. Повлияли на характер воспитания и объединение русских земель вокруг Москвы, и становление Московского государства.

Немалый вклад в развитие воспитания педагогической мысли внесли выдающиеся деятели русской культуры И. Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкий, С. Медведев, К. Истомин и др. Однако к концу XVI в. образование было достоянием только знати и духовенства, а также зажиточных городских слоев. Основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.

Во второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Медведев, С. Яворский выступали за развитие в России западно-европейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.

Сторонниками грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкий, Ф. Ртищев, К. Истомин и др. Епифаний Славинецкий считается переводчиком на русский язык сочинения известного западно-европейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: вопросы 4–68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69–78 относились ко всему, связанному с одеждой; 79–81 рекомендуют детям, как вести себя в церкви; 82–125 – о поведении за столом и во время еды; 126–142 учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т. д.; 143–145 – о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146–158 посвящены играм; 159–164 – о поведении и гигиене ребенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была рассчитана на детей. Следует отметить также, что в начале книги говорится о необходимости в первую очередь религиозно-нравственного воспитания. Таким образом, в ней впервые было определено содержание воспитания детей: овладение нормами христианской морали, обучение свободным мудростям и овладение нормами культурного поведения.

«Гражданство обычаев детских» – не только первый западно-европейский памятник педагогического характера, но и первый в русской культуре памятник, посвященный светскому воспитанию детей. Важно отметить его значение для процесса социализации детей того времени.

Решительными противниками всех новшеств в воспитании и обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом.

В целом в конце рассматриваемого периода в противоречивых условиях складывались предпосылки развития просветительских реформ в России.

В начале XIX в. правительство Александра I пыталось осуществить реформы системы образования в духе идей Просвещения. О заинтересованности государства в этом процессе говорил уже факт создания в 1802 г. Министерства народного просвещения (МНП). Первые документы, определявшие реорганизацию национальной системы образования, подтверждали идеи светского образования, преемственность ступеней обучения, гуманистические задачи воспитания. Несмотря на определенный консерватизм политики МНП, система образования постепенно развивалась: росло число студентов в университетах и учащихся в школах. Одновременно с государственной системой образования существовали частные пансионы и домашнее воспитание дворянских детей. Действовали также дарственные закрытые учебные заведения для дворянства.

Новые школьные реформы 60-х гг. XIX в. изменили систему женского образования. Появились государственные женские училища I и II разрядов, дававшие среднее образование. В 1870 г. было издано «Положение о женских гимназиях», в соответствии с которым в них создавались дополнительные восьмые педагогические классы.

Была проведена также реформа системы начального и среднего образования, которой предшествовало активное обсуждение общественностью идей преобразования. Важнейшими вопросами дискуссии являлись роль и функции образования, обязательность и светский характер обучения, создание общественных учебных заведений и др.

Многие видные философы и педагоги XIX в. указывали на возрастающую социальную функцию школы, выступали за государственный характер школьного образования, затрагивали проблему социальной цели воспитания.

В рассматриваемый период довольно острой считалась проблема несовершеннолетних правонарушителей. До середины 60-х гг. XIX в. к данной социальной категории детей относились как к взрослым преступникам. И хотя несовершеннолетие считалось смягчающим вину обстоятельством, подростки содержались вместе со взрослыми и в условиях предварительного заключения, и в арестных домах, и в тюрьмах и в этом смысле были не защищены.

После отмены крепостного права Судебный устав 1864 г. отмечал, что применительно к детям наказание должно быть не столько возмездием, сколько преимущественно средством воспитания добрых качеств и исправления дурных зачатков. К концу века в соответствии с законом от 2 июня 1897 г. предусматривалась передача осужденных детей под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Одновременно для них сокращались сроки заключения, а отбывать наказания они отправлялись в приюты и колонии. Кроме того, гуманный подход к этой социальной группе населения проявился в том, что судебное разбирательство становилось закрытым и проходило с обязательным участием родителей или опекунов.

В XIX в. получает дальнейшее развитие общественное воспитание. Воспитательные дома, появившиеся в XVIII в., находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Для их содержания были установлены специальные источники доходов, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна.

Помимо внебрачных детей в воспитательные дома начинают принимать сирот, а также (за некоторую плату) детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19–21-го года. Причем их учили не только чтению, письму, счету, но и ремеслу.

В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский). Выпускников готовили к поступлению в Медико-хирургическую академию и в университет на медицинское отделение. Для наиболее способных воспитанниц были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов. Кроме латинских и французских классов создавались немецкиес целью подготовки нянь и акушерок, а также музыкальные – для подготовки учительниц музыки.

В первой половине XIX в. возникают сиротские институты: Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге). При воспитательных домах создавались сиротские отделения.

В конце столетия в деятельности воспитательных домов начали принимать активное участие земства. В некоторых таких учреждениях открывались школы, где обучали ремеслам с целью дальнейшего трудоустройства воспитанников. Предпринимались попытки создавать воспитательные дома в провинции, но из-за большой смертности детей они были закрыты.

Часть внебрачных детей и сирот распределялись по крестьянским семьям. По достижении 17-летнего возраста мальчиков приписывали в «сельское сословие» и наделяли землей, а девочкам в 19 лет выдавали «вечноувольнительное свидетельство». В некоторых губерниях из числа совершеннолетних воспитанников были созданы земледельческие колонии, снабжавшиеся орудиями труда и освобождавшиеся от податей.

В XIX в. были созданы и такие воспитательные учреждения, как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом-горнозаводчиком А. Демидовым при доме призрения трудящихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов. Вскоре было разработано и «Положение о детских приютах» (1839), которое определяло содержание воспитания и порядок их деятельности. В частности учреждались губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Общий надзор и управление за детским приютом осуществляли попечитель (попечительница), а также их помощники – директор, почетный старшина, смотрительница приюта и ее помощница (она же педагог-воспитатель).

Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных.

По своей подчиненности большинство детских приютов относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. Однако существовали приюты, которые находились в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц, ведомств.

В конце XIX в. в детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии кроме грудных принимались также дети 3-х лет,которые оставались там до 12-летнего возраста.

Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6-ти до 16–17-ти лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремеслам или сельскохозяйственному труду.

Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло Петербургское общество попечения о бесприютных детях, содержащее приют более чем на 350 детей. Воспитательная работа здесь проводилась по возрастным группам: дети 1–4-х летнаходились на попечении нянечек; 4–7-ми лет – под руководством воспитателей учились шить и вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, игры. С 7-ми лет детей переводили в подготовительный класс, где учили грамоте, затем – по программе городского начального училища. И уже потом их переводили в приюты для старших.

Определенную известность приобрела Школа для общего образования и профессионального обучения детей, организованная братьями Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре. По сути, это было первое в России профессиональное училище. В 1830 г. оно объединяло около 1000 учащихся. Купцы братья Набилковы основали приют-училище с подготовительной школой и пансионом. В разные годы здесь воспитывалось от 50 до 200 человек.

Активнее действовали мещанские училища в Москве. В них получали приют сироты, которым давалось «приличное мещанскому сословию образование». Многие годы попечителем этих училищ был С. М. Третьяков.

Одним из самых крупных добровольных благотворительных обществ середины XIX в. был Совет детских приютов, создавший приюты во всех районах Москвы. В них были организованы уход и воспитание детей работающих родителей. После освоения общего учебного курса по программе начальных городских училищ выпускники продолжали обучение в ремесленных училищах.

Большую работу по призрению сирот и детей бедных осуществляло Общество попечения неимущих и нуждающихся в защите детях. Общество создавало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища, а также издавало журнал «Детская помощь».

В середине XIX в. существовало около полутора десятка общероссийских благотворительных организаций. В конце века только Ведомству учреждений императрицы Марии помимо двух воспитательных домов в Москве и Петербурге принадлежало более 300 приютов, яслей и школ, около 150 заведений учебного характера и четыре учебно-лечебных заведения.

Немало учебно-воспитательных учреждений появилось в России благодаря частной инициативе. Только одному из наиболее известных благотворителей этого времени принцу П. Г. Ольденбургскому были обязаны своим возникновением и развитием около 500 благотворительных заведений. Среди них большой известностью пользовался Детский приют принца П. Г. Ольденбургского в Петербурге.

Перечень примеров участия общественности и частных лиц в воспитании и образовании детей можно продолжить и далее. Важно другое: все они стремились воспитывать достойных граждан. Постепенно складывался определенный опыт организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Обучение в Детских приютах осуществлялось в соответствии с рекомендациями Министерства народного просвещения. Кроме изучения Закона Божьего, русского языка и арифметики дети обучались чистописанию, черчению, гимнастике и хоровому пению. В санкт-петербургских и московских приютах за правильностью обучения детей наблюдали инспектора по учебной части. Няни готовились в специально созданном в 1848 г. училище при Воспитательном доме в Санкт-Петербурге. В нем кроме общеобразовательных предметов преподавались и специальные (анатомия и физиология, педагогика). Подготовка смотрительниц и их помощниц проводилась непосредственно в приютах Петербурга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.