Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая концепция Н. Макиавелли




Общая характеристика эпохи Возрождения и Реформации

 

В XIV-XVI вв. сначала в Италии, а затем в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения и реформации, ознаменовавшая ломку феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, нарастание рационалистической критики религиозного мировоззрения, утверждение принципи­ально новых форм человеческого бытия, гуманистической культуры.

Динамичные процессы той эпохи обусловили выход на новые рубежи политико-правовой мысли, привели к появлению новых идей, новых подходов к анализу общественной пробле­матики. Люди, разрабатывавшие новые идеи, называли себя гуманистами, потому что стремились заменить Традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, сочинений теологов изучением человека, его психологии и морали, его земных потребностей и интересов. При этомисполь­зовали не схоластически применяемый силлогизм, а наблюде­ние, опыт, сравнение, рационалистические оценки – вывод гуманистический настрой мыслителей Возрождения и Реформации, естественно, побуждал их обращаться к первона­чальному христианству, не знавшему иерархии и сложных рядов католической церкви, возрождать идеи античной дохри­стианской цивилизации, когда философия и наука не были слу­жителями богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. В античном наследии они искали и находили государствоведческие идеи, теоретико-пра­вовые модели, нужные для решения новых исторических задач в эпоху Возрождения и Реформации.

Центральное место в политико-правовых доктринах этой эпохи занимает идеология централизованного государства. И это не случайно, так как наступило время «пробуждения» европей­ских наций, а их образованию и консолидации могли способ­ствовать только централизованные абсолютистские государ­ства. Только они могли отстоять национальный суверенитет в борьбе против гегемонии церкви, бывшей до того единствен­ной объединяющей силой Западной и Центральной Европы.

 

Первым среди тех мыслителей, которые стали смотреть на государство человеческими глазами и выводить его зако­ны и политику не из теологии, а из разу­ма и опыта, считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Именно он ввел в научный оборот термин «госу­дарство» для определения политически организованного обще­ства и перестал отождествлять государство с обществом. Неко­торые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как госу­дарственную форму, противоположную монархии.

Главное в исследовании Макиавелли – государственная власть, анализ её завоевания, отправления, сохранения, приум­ножения и утраты. При этом он в противоположность средне­вековой схоластике исследовал не абстрактные идеи, не субъек­тивные логические конструкции, а живую социально-полити­ческую реальность. Макиавелли широко прибегал к сравнитель­ному методу, сопоставляя формы государственности, особен­ности управления, способы ведения войны в разных странах. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относи­тельно принципов государственного строительства, политичес­кого искусства властителей, условий достижения политических целей. Основной его вывод гласит: для сохранения и упроче­ния власти в государстве должны быть использованы все сред­ства.

Какими способами государи могут управлять государства­ми и удерживать власть над ними, Макиавелли подробно описал в знаменитом труде «Государь». Основой власти во всех государствах, полагал он, служат «хорошие законы и хоро­шее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хоро­шего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хоро­ши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать армия, вооруженные силы. Но зако­нодательство и право, по Макиавелли, также должны быть предметом внимания правителя. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной».

Непременным условием эффективного осуществления вла­сти Макиавелли считал согласие с ней подданных. «Презрение и ненависть подданных, – пишет он, – это то самое, чего госу­дарь должен более всего опасаться». Добиться согласия и бе­зусловного повиновения подданных государю можно, как счи­тал Макиавелли, двумя способами. Первый – любовь к госуда­рю. Второй – страх перед ним. Что эффективнее и надежнее? С точки зрения Макиавелли лучше всего, разумеется, «когда бо­ятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надеж­нее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания», которой невозможно пренебречь».

Чтобы добиться блага государства, советовал Макиавел­ли, правитель обязан использовать не только закон, силу, уме­ние, но и хитрость, обман, лицемерие, тактику лисицы и одно­временно льва. А чтобы сохранить престиж власти, следует любые действия прикрывать нравственными и религиозными добродетелями. Как видим, и догматы христианства, считал он, также следует оценивать, исходя из их земной полезности. Го­сударство должно использовать религию для руководства под­данными.

Вероломство и жестокость в управлении Макиавелли обо­сновывал асоциальной сущностью человека, исконной его по­рочностью как существа эгоистичного и злобного. О людях в целом, писал автор «Государя», «можно сказать, что они не­благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». При этом Ма­киавелли советовал все жестокости учинять разом: «ибо за ма­лое зло человек может отомстить, а за большое – не может», а благодеяния же оказывать мало-помалу, «чтобы их распробо­вали как можно лучше».

В конечном счете, исходя из того, что политику определяет не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология, Макиавелли сформулировал прин­цип политического реализма, который предполагает учет в по­литике подлинных условий действительности, подчинение по­литических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. В политике, подчер­кивал он, действуют особые правила, не тождественные, а под­час противоположные требованиям морали. Действия, конкрет­ные поступки властителя, по мнению Макиавелли, должны оце­ниваться не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. «Пусть обвиняют его поступки, – счи­тает он, – лишь бы оправдывали результаты».

Макиавелли и макиавеллизм как синоним постулата «цель оправдывает средства» по-разному оценивались в после­дующей истории. Чаще всего Макиавелли упрекали в том, что он освободил политику от морали, проповедовал и оправды­вал обман и коварство. В известной мере это так. Но не следует забывать, что его рекомендации не носят абсолютного харак­тера, а лишь выступают злом против большего зла во имя бла­га государства. Его установки были обусловлены историчес­кой ситуацией, реакцией на обстановку, сложившуюся тогда в Италии.

В этом контексте вряд ли есть основание упрекать Макиа­велли в цинизме и коварстве, в том, что гуманистический дух едва обозначился в «Государе». Он не превозносил высокое достоинство человеческой личности и не испытывал радости от предлагаемых им методов управления людьми и государ­ством, но он не мог в тех условиях предложить ничего другого для благой цели объединения своей страны, обеспечения её не­зависимости. Жизнь делала иные методы нереальными, не эф­фективными.

Во всяком случае и много позже все централизованные го­сударства (Англия, Франция, Россия) создавались именно в со­ответствии с его рекомендациями и методами, а его «Государь» до сих пор является настольной книгой многих политиков и правителей.

То же можно сказать о его идее политического республика­низма, которую он предлагал для будущих времен. Современ­ная Макиавелли итальянская действительность требовала установления единовластия, что он и доказывал в «Государе». Но его тезис о том, что демократическая республика – идеал государства, оказал глубокое влияние на развитие европейской и американской политической мысли и впоследствии был реа­лизован во многих странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.