Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Гроций – один из основателей доктрины естественного права




 

Одним из первых творцов нового пра­ва, «отвечающего законам разума», был голландский юрист Гуго Граций (1583-1645гг.). Всю социальную пробле­матику он исследовал с позиций есте­ственного права, сквозь призму идей и требований правовой справедливости, которые должны господствовать в. отношени­ях между индивидами, народами и государствами.

Справедливость, по Грецию, это необходимый признак пра­ва. При этом справедливость трактуется им как требование ра­зума, веление природы разумного существа. «...Право есть то, что не противоречит справедливости», – писал он. «Противо­речит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом».

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естествен­ное и волеустановленное. Естественное право, согласно Гроцию, – это «предписание здравого разума, право в собствен­ном смысле слова». Его источником является не чья-либо вы­года, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к обще­нию.

Волеустановленное право, имея своим источником волю (человеческую или божественную), соответственно делится на право человеческое и право божественное. Волеустановленное право, считает Гроций, должно соответствовать предписани­ям естественного права: «Ведь так как естественное право веч­но и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог пред­писать чего-либо, противного этому праву».

Человеческое право в свою очередь подразделяется Гроцием на внутригосударственное право и человеческое право в уз­ком и широком смыслах. Внутригосударственное право исхо­дит от гражданской власти. Это так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определя­ется как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства.

Догосударственный период жизни людей Гроций характе­ризует как «естественное состояние». Люди жили крайне не­притязательно. Отсутствовала частная собственность. Имуще­ство было общим, люди доброжелательно относились друг к другу. Но по мере развития ремесел и искусств возрастали по­требности людей, появились и развились человеческие пороки. Каждый стал считать себя собственником всего, что он произ­вел, добыл или чем успел завладеть. В результате в отношениях между людьми ослабли справедливость, доброжелательность, исчезло равенство. Возникли конфликты. Стремление же лю­дей к спокойному и руководимому собственным разумом об­щению с себе подобными, их способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам, побудили их заключить до­говор о создании государства.

Начиная с Гроция, почти все концепции XVII-XVIII вв., трактующие сущность, причины, способы создания государ­ства, исходили из этой посылки. Теория договорного проис­хождения государства резко противостояла феодальным тео­софским концепциям «богоустановленности» власти.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных на сопротивление верховной власти или подчинен­ным органам. Но его позиция в этом вопросе явно противоре­чива. С одной стороны, он признает, что «все по природе име­ют право противиться причинению им насилия», с другой – на­род, заключив соглашение об учреждении государства и граж­данской власти, добровольно передал свой суверенитет избран­ным им лицам, т.е. тем, кто юридически осуществляет верхо­венство. Поэтому государство «может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественно­го мира и государственного порядка... Ибо если сохранить та­кое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государ­ство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».

Гроция считают основоположником науки международно­го права. В своих «Трех книгах о праве войны и мира» он кри­тикует распространенное мнение, что в международных отно­шениях все решает сила, что война несовместима с правом и справедливостью. Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: «по природе каждый явля­ется защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Источниками последнего, по Гроцию, являются при­рода и соглашение народов.

Гроций различает войны справедливые и несправедливые. Справедливой причиной войны «может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым Гроций относил войны обо­ронительные, войны для сохранения целостного государства, защиты территории, населения, имущества от агрессии.

Несправедливые войны – это войны захватнические, вой­ны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она, по мнению Греция, должна вестись ради заключения мира и так, чтобы не страдало мирное население. Он подчеркивал необходимость гуманного поведения во­юющих сторон в отношении женщин, детей и стариков, плен­ных, а также лиц, сдавшихся неприятелю.

Идеи Греция способствовали формированию нового типа международного правопорядка, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимопонимания в отношениях между людьми, народами и государствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.