Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для реализации экологической безопасности функционирования энергетического сектора будут применяться следующие основные меры государственной энергетической политики




Создание благоприятной экономической среды, в том числе:

стимулирование и создание условий для внедрения экологически чистых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при производстве, транспортировке, хранении и использовании топливно-энергетических ресурсов;

снятие основных инфраструктурных, технологических и иных барьеров, препятствующих рациональному использованию попутного нефтяного газа и минимизации объемов его сжигания на факелах;

создание условий для расширения производства электрической и тепловой энергии на основе возобновляемых источников энергии.

Формирование системы перспективных регламентов, стандартов и норм, предусматривающих:

ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов в энергетике и текущей эксплуатации энергетических объектов;

гармонизацию норм российского и международного экологического законодательства.

Поддержка стратегических инициатив, в том числе:

развитие системы экологического аудита применительно к организациям всех форм собственности, осуществляющим хозяйственную деятельность в топливно-энергетическом комплексе;

стимулирование увеличения производства высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующего международным нормам и стандартам.

Индикаторы энергетической безопасности приведены в приложении # 2.

3. Недропользование и управление государственным фондом недр

 

Стратегической целью государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года были обеспечены:

разработка и утверждение Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, а также ряда региональных программ освоения и воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья;

широкое применение практики проведения открытых аукционов на право пользования недрами;

перераспределение основных объемов работ по геологическому изучению, поиску и разведке месторождений углеводородов между государством и недропользователями;

активное использование государством механизмов контроля и санкций в отношении недобросовестных недропользователей.

Главными тенденциями являются:

изменение структуры разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов в пользу трудноизвлекаемых и сложнокомпонентных топливно-энергетических ресурсов (увеличение доли трудноизвлекаемой и сверхвязкой нефти, "жирного" и низконапорного газа);

изменение географии добычи углеводородов в России за счет вовлечения в эксплуатацию ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, континентального шельфа арктических морей и Каспийского моря.

Основными проблемами в указанной сфере являются:

отставание ежегодных объемов прироста запасов топливно-энергетических ресурсов, осуществляемых за счет геолого-разведочных работ, от объемов добычи топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, отдельные марки угля);

низкие темпы геолого-разведочных работ при освоении месторождений топливно-энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, континентального шельфа арктических морей;

недостаточная эффективность эксплуатации действующих месторождений в части наиболее полного и комплексного извлечения топливно-энергетических ресурсов;

недостаточная эффективность механизма регулирования недропользования от поисковой стадии до завершения разработки и ликвидации месторождений.

Для достижения стратегической цели недропользования и управления государственным фондом недр необходимо решение следующих задач:

повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий;

стимулирование привлечения частных инвестиций в геолого-разведочные работы и недропользование;

стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения топливно-энергетических ресурсов из недр, увеличения коэффициента извлечения нефти;

развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования.

Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:

повышение государственного участия в освоении новых территорий и акваторий, включая континентальный шельф арктических морей, увеличение государственного финансирования геолого-разведочных работ;

совершенствование лицензионной политики, устранение избыточных административных барьеров при проведении геолого-разведочных работ, скорейший переход к стимулирующему налогообложению недропользователей на рентной основе;

разработка специального налогового режима освоения запасов континентального шельфа Российской Федерации;

обеспечение условий для достижения не менее чем 95-процентного уровня использования попутного нефтяного газа;

повышение достоверности учета запасов топливно-энергетических ресурсов и внедрение принципов сквозного управления месторождениями топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях - от поисковых работ до завершения разработки и ликвидации месторождения.

 

4. Развитие внутренних энергетических рынков

 

Стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.

Данная составляющая государственной энергетической политики является ключевой для развития энергетического сектора и экономики страны в целом.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года были обеспечены:

создание базовых институтов внутреннего энергетического рынка (биржа нефти и нефтепродуктов, экспериментальная электронная торговая площадка для торговли природным газом по не регулируемым государством ценам, система торговли электрической энергией на основе конкурентного отбора ценовых заявок участников рынка в режиме на сутки вперед и в режиме реального времени);

осуществление реформирования электроэнергетики, обеспечившего создание условий для перехода к целевой модели рынка электроэнергии;

успешное проведение реструктуризации угольной промышленности и формирование либерализованного внутреннего рынка угля;

введение системы таможенных пошлин, стимулирующей экспорт энергетических товаров высокой степени переработки (нефтепродукты), отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для нефтеперерабатывающих заводов;

отмена государственного регулирования цен на попутный нефтяной газ.

Современные тенденции в этой сфере ориентированы на развитие биржевой торговли энергоносителями, а также на усиление государственного участия и контроля в нефтегазовом комплексе.

Основными проблемами в указанной сфере являются:

несовершенство рыночной инфраструктуры (базовых рыночных институтов и механизмов биржевой торговли);

наличие регионального и технологического монополизма, а также недобросовестной конкуренции на внутренних энергетических рынках;

наличие диспропорций между внутренними ценами на основные энергоносители;

нерешенность проблемы реформирования и реструктуризации теплоснабжения и создания локальных рынков тепловой энергии;

недостаточно прозрачная система доступа к энергетической инфраструктуре;

сохранение перекрестного субсидирования в энергетике.

Для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимо решение следующих задач:

совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе;

создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов;

совершенствование системы доступа к энергетической инфраструктуре;

формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции во всех потенциально конкурентных сегментах энергетических рынков, росту энергоэффективности и энергосбережению.

Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:

законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям), ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров и технологического монополизма, создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков;

стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями, создание нормативных правовых основ для развития торговли энергетическими "деривативами" (фьючерсами, опционами и др.) за рубли и использование результатов биржевых торгов в качестве индикаторов для всей системы ценообразования на российские энергоресурсы;

ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях с сокращением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий для населения на основе соблюдения принципа ограничения предельно допустимой доли затрат социально значимых категорий граждан на свое энергообеспечение;

постепенная либерализация внутренних рынков основных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепло), стимулирование заключения долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.