Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки соответствия




Согласно Закону знаки соответствия применяются только для маркировки объектов технического регулирования, прошедших добровольную сертификацию на соответствие требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Порядок применения знака устанавливается в правилах системы добровольной сертификации или в документах национального органа по стандартизации. Оба указанных порядка обязательны для заявителей как условия договора о добровольной сертификации. В случае применения знака соответствия без проведения добровольной сертификации в установленном Законом порядке и без разрешения органа по сертификации виновное лицо может быть привлечено к гражданско–правовой ответственности за причинение вреда имущественным интересам на основании ст. 1064 ГК РФ. Незаконное применение знака соответствия при реализации товаров, работ и услуг является, по существу, способом обмана приобретателей и нарушением их прав на получение достоверной информации о реализуемом товаре, работе, услуге. Указанные действия могут повлечь административную ответственность индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц на основании ст. 14.7 (обман потребителей) или 14.8 (нарушение иных прав потребителей) Кодекс об административных правонарушениях РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Обман потребителей (населения) в значительном или

крупном размере влечет уголовную ответственность виновных лиц на основании ст. 200 Уголовного кодекса РФ.

Закон вступил в силу в отношении работ и услуг в полном объеме с 1 июля 2003 г. С этой даты требования к работам и услугам могут устанавливаться только на добровольной основе.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» утратил силу, обязательное подтверждение соответствия работ и услуг прекращается, они исключаются из объектов госконтроля. Положения нормативных актов

РФ, документы федеральных органов исполнительной власти о создании систем обязательной сертификации и их деятельности фактически теряют силу, поскольку их создание Законом не предусмотрено.

Ограничиваться действующими государственными стандартами не представляется возможным, поскольку за последние 10 лет не было разработано ни одного стандарта по туристским услугам, за исключением новой редакции ГОСТ Р 50690–2000. Поэтому так называемая «добровольная сертификация» по крайне слабым требованиям указанного государственного стандарта практически не дает ничего ни туристу в смысле выбора подходящей турфирмы, ни фирме в смысле повышения

конкурентоспособности своего продукта. Как уже было сказано выше, фактически отсутствует в российской практике классификационный стандарт средств размещения. Разработанный еще в 1994 г. государственный стандарт ГОСТ Р 50645–94 «Туристско–экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» Госстандартом отменен. Введенная же Министерством экономического развития и торговли «Государственная система классификации гостиниц» ни к стандартам, ни к системам добровольной сертификации не относится, что формально не позволяет считать указанную систему основанием для добровольной сертификации средств размещения1. 1 Терещенко А. Стандарты общественных организаций // Турбизнес. – 2004. – №7. – С.10—11.

В настоящее время существенно возросла роль общественных организаций, поэтому разработкой новых стандартов туристского обслуживания уже занялись работники общественных туристских организаций. Московским центром содействия развитию туризма (МЦСРТ) Российской ассоциации социального туризма (РАСТ) разработано два стандарта: «Порядок и правила предоставления туристских услуг. Общие требования» и «Гостиничный стандарт РАСТ. Общие положения». Поскольку закона о саморегулируемых организациях пока нет (законопроект находится на рассмотрении в Государственной думе), нормативные документы оформлены как Стандарты общественных организаций.

Проекты стандартов рассмотрены советами РАСТ, одобрены, приняты и введены в действие в качестве нормативных документов Ассоциации. Туристский стандарт РАСТ принят, кроме того, Национальной туристской ассоциацией в качестве нормативного документа НТА. Одним из пунктов решений советов РАСТ была рекомендация туристским организациям и предприятиям – членам РАСТ проводить добровольную сертификацию по требованиям стандартов.

В разработке стандарта приняли участие ведущие российские специалисты в сфере туризма, члены Национальной академии туризма – доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, практики туризма: М.Биржаков, Ю. Пономарев, В. Сенин, А. Чудновский.

В чем же новизна предлагаемого подхода к решению проблемы современной стандартизации? Об этом пишет в своей статье Ю. Путрик – директор Московского центра содействия развитию туризма, вице–

президент РАСТ: «При разработке стандарта мы основывались на европейском опыте регулирования туристской деятельности. Он изложен в трех директивах Европейского экономического сообщества: №

90/314/ЕЕС от 13 июня 1990 г. «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах», № 85/557/ЕЕС от 20 декабря 1985 г. «О защите потребителя в отношении контрактов, заключенных вне деловых помещений» и № 93/13/ЕЕС от 5 апреля 1993 г. «О недобросовестных условиях контрактов с потребителями». Россия обязана использовать положения указанных директив в связи с требованием привести свои законодательные и нормативные акты в соответствие с общеевропейскими. Это необходимое условие приема России во Всемирную торговую организацию. Стандарт по определению предназначен для членов РАСТ и НТА. Но он уже применяется нами в целях добровольной сертификации всех предприятий туриндустрии, признающих положения стандарта и организующих свою деятельность в соответствии с его принципами»1. 1 Лабзина О. Нестандартный разговор о стандартах // Туризм: практика, проблемы, перспективы. –2004. – № 3. – С.34—35.

Кроме того, в ходе работ над стандартом были сформулированы, обобщены и собраны воедино разбросанные по многим документам требования к туристской фирме и ее услугам, в том числе требования к информации о туристской фирме, ее персоналу, требования к обеспечению безопасности туристов и качеству обслуживания. В частности, обеспечение качества обслуживания должно достигаться организацией внутрифирменного контроля за качеством работы, ведением каждым сотрудником отчета о проделанной работе, постоянным опросом туристов о качестве оказываемых услуг с выработкой корректирующих мероприятий по устранению недостатков, а также предоставлением туристу компенсации при недостатках оказанных ему услуг и многим другим мерам. Основное содержание стандарта сосредоточено в разделе «Правила предоставления туристских услуг»: необходимая информация относительно тура и порядка заключения договора (при заключении договора вне офиса, туристу дается право в течение семи дней отказаться от тура и получить уплаченные им деньги), подробно определены права сторон (турфирмы и туриста) относительно их прав, обязанностей и ответственности. Поскольку в законе о техническом регулировании установлено, что добровольная сертификация может осуществляться не только по требованиям стандартов, но и по условиям договоров, в приложении к стандарту приведен текст типового договора между туристской фирмой и туристом, в котором учтены все рекомендуемые положения стандарта.

Гостиничный стандарт состоит из таких разделов, как область применения, нормативные ссылки, определения, общие положения, классификационные группировки средств размещения и характеристики

средств размещения для их категорирования, нормативы материально–технического обеспечения и номенклатуры услуг средств размещения, характеристики персонала и показатели его подготовки. По сравнению с бывшими стандартами в последнем рассмотрен широкий спектр средств размещения. В приложении к стандарту приведены критерии оценки характеристик и методика их оценки, а также показатели качества элементов средств размещения и перечень недостатков, снижающих оценку их

качества, а также примерный кодекс поведения сотрудников гостиниц, примерные положения по обеспечению безопасности и качеству обслуживания. Из новаций, впервые введенных в нормы стандарта, следует отметить двойную классификацию средств размещения: по категориям соответствия нормам материально–технического обеспечения, обозначаемыми звездами, и по классам качества обслуживания, обозначаемыми буквами (Т – туристский класс, С – стандартный, П – первый, В –высший, Л – люкс), что позволит проводить более четкую градацию между гостиницами.

Добровольная сертификация по положениям стандартов РАСТ осуществляется органом по сертификации Московского центра содействия развитию туризма, аккредитованном в Российской добровольной

системе сертификации, учрежденной Российской организацией испытательных и измерительных лабораторий и органов в области оценки соответствия (НП «Росиспытания») и зарегистрированной в ГосстандартеРФ за № РОСС RU.И068.04РИ00.

Необходимо отметить, что стандарты содержат большое количество норм и положений, которые могут показаться излишне жесткими представителям туристского бизнеса. Это обусловливается тем, что

Россия стоит на входе в цивилизованное экономическое сообщество, и должна придерживаться правил, уже давно сформулированных этим сообществом. Авторы и разработчики стандартов надеются, что многие из положений европейского туристского права, использованных в разработанных ими стандартах, будут реализованы в проектах нового федерального законодательства о туризме1.

Контрольные вопросы и задания к четвертой главе:

1. Перечислите систему органов государственной власти, регулирующих туристскую отрасль с 1996 г.

2. Назовите полномочия и компетенцию Федерального агентства по туризму с 2004 г.

3. Расскажите о развитие нормотворчества в сфере туризма: проблемы ответственности туристских фирм перед клиентами и пути их решения.

4. Сформулируйте методы государственного регулирования социально–культурного сервиса и туризма.

5. Проанализируйте перспективы отмены лицензирования туроператорской и турагентской деятельности и положительные стороны лицензирования отрасли.

6. Опишите сертификацию и стандартизацию в сфере туризма в контексте Федерального закона «О техническом регулировании».

7. Сформулируйте понятие добровольности стандартизации и сертификации. Органы, разрабатывающие и принимающие стандарты.1 Парций Я. О стандартизации и сертификации в туристской деятельности // Туризм: практика,проблемы, перспективы. – 2004. – № 1. – С. 22—25.

Глава 5 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.