Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовосознание и правовая культура

ПЛАН:

1. Понятие, признаки и функции правового сознания.

2. Структура правового сознания.

3. Правовой нигилизм и пути борьбы с ним.

4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

5. Правовая культура

 

Прежде чем стать социальным регулятором право должно пройти через сознание субъекта. Реализация нормативных правовых актов немыслима вне сознания человека. Поэтому одно из ключевых мест в механизме правового регулирования занимает правовое сознание. Это субъективная сфера жизни общества, близкая к праву. Еще с Древнего Рима правосознание – отличительная черта общественного сознания. Как бы ни было велико значение материального фактора, но без сознания, духовности человека существовать нельзя. Для того, чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор.

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того как относится к нему, знает он об этом или не знает.

Еще И.А. Ильин справедливо подчеркивал, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участвует так или иначе во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступление, притесняет соседей, предает свою родину и т.д.».

Это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Оно – необходимая форма жизнедеятельности человека и общества.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему взглядов, идей, оценок, убеждений, представлений, настроений, чувств индивидов, социальных групп, всего общества, выражающих их отношении к функционирующему и желаемому праву, правовым явлениям, к юридической практике.

Формы общественного сознания:

· философское;

· политическое;

· нравственное;

· правовое;

· религиозное;

· эстетическое и др.

Это особое соединение, сплав права и сознания. Правосознание отражает правовую действительность в виде юридических знаний и оценочных отношений к праву и государству. Это осознание права, государства, того, что законно и противозаконно, правомерно и неправомерно, справедливо и несправедливо.

Правосознание – это совокупность идей, понятий, теорий, взглядов, представлений, эмоций о праве и государстве, их роли в обществе.

В отличии от других форм сознания правосознанию в большей степени присущи:

· нормативность;

· формализованность;

· определенность;

· категоричность;

· государственность.

Правосознание воздействует на поведение людей вместе с нормами права, а иногда и вопреки им.

Правосознание регулирует общественные отношения через их одобрительную или негативную правовую оценку.

Для основной массы населения именно правосознание выступает в качестве основного правового регулятора, т.к. большинство населения не знает нормативных правовых актов. Часто мы голосуем на выборах, референдумах исходя из нашего правосознания.

Законодатель чаще всего влияет на правосознание косвенно – через решение юридических дел в судах, публикациях в средствах массовой информации. Правосознание – это отражение государства и права, оно определяется правотворчеством, правоприменением, судебной, правоохранительной системой и т.д., тем как государство и право заботятся о человеке.

В конечном счете содержание правосознания определяется экономическим строем и культурой. Однако, правосознание не является зеркальным отражением экономики. Данная позиция не в состоянии объяснить тенденцию роста преступности в экономически благополучных странах, где имеется высокий уровень жизни. (в ФРГ, Англии, США – за последних 30 лет рост более чем в 2,5 раза).

Правосознание включает в себя: знание права, отношение к праву, правовую убежденность и навыки правомерного поведения. Оно также включает правовые ориентации, правовые ценности.

Исследования показали, что знание права у законопослушных граждан и правонарушителей почти одинаково. Положительное отношение к праву у законопослушных граждан в 1,5 раза выше, а навыки правомерного поведения – в 3 раза превосходят правонарушителей. Поэтому важная задача – формирование правовой убежденности и навыков правомерного, законопослушного поведения, которые бы превратились в правовую привычку (привычка – вторая натура). Очень важна роль в правосознании ценностных правовых ориентаций.

Признаки правосознания:

· является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осознаются как правовые;

· содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства, настроения, эмоции, концепции, на основе которых выражается отношение людей к государству и праву;

· включает в себя отношение к прошлому, действующему и желаемому государству и праву;

· правосознание является духовным источником права, составляя систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

· носителями правосознания выступают субъекты права;

· правосознание является непосредственным внутренним мотивом правового поведения, определяющим намерения людей, их отношение к объектам и институтам правовой действительности.

Уровень правосознания измерить достаточно сложно. О нем можно судить по косвенным показателям: уровню преступности, правовой активности, правового нигилизма и т.д.

Функции правосознания:

· познавательная – отражает и познает правовые явления в форме юридических знаний. Эти знания затем оформляются в понятия, принципы, определения;

· оценочная (положительная или негативная) – предполагает определенное эмоциональное отношение к явлениям правовой жизни, критику, пожелания в правовой сфере;

· регулятивная – регулирует поведение людей;

· информационная;

· воспитательная;

· прогностическая – формирование определенных моделей поведения;

· коммуникативная.

Роль правосознания:

1. духовный источник права, как отражение объективных потребностей развития общества. Именно через правосознание законодатель улавливает дух своей эпохи и отражает ее в правовых актах, - говорил Г. Гегель;

2. один из обязательных механизмов претворения права в жизнь. Правовые нормы в процессе правореализации осуществляются сознательно, в силу правового убеждения;

3. средство оценки норм права, соответствующего поведения. Оценка результатов деятельности тоже осуществляется с помощью правосознания как правомерного, так и неправомерного.

Право и государство нуждаются в правосознании для того, чтобы действовать, стать жизненной силой, реализоваться, а правосознанию государство и право необходимо для того, чтобы приобрести предметную оценку и социальную справедливость, материальное покрепление.

Истории известно несколько типов правового сознания классового общества. В рабовладельческом обществе господствовало правосознание рабовладельцев, в феодальном – феодалов, в буржуазном – буржуазии. В правовом обществе формируется и господствует народно-демократическое правосознание большинства народа.

И так, правосознание – это совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, эмоций индивидов, групп, общества относительно права и государства и их роли. Уровень правосознания определяет уровень правовой активности граждан и государства. Развитое государство и право – предполагает развитое правосознание и наоборот. (Вместе с тем, правосознание имеет собственно законы развития и преемственность.)

Нормативной базой формирования правосознания являются: Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный Кодекс, Гражданско-процессуальный Кодекс и другие нормативные правовые акты, правовые принципы, правовые обычаи, нормативные правовые договоры.°

 

 

Существуют различные подходы в классификации структуры правосознания. Рассмотрим наиболее признаваемую:

1. по субъектам: индивидуальное, групповое и общественное (массовое);

2. по уровням: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное (юридическое);

3. по содержанию: правовая идеология и правовая психология.

Все элементы структуры, являясь диалектическим отражением структуры государства и права, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, дополняют друг друга, но в то же время имеют существенные особенности и различия.

Деление по субъектам на индивидуальное, групповое и общественное - условно. Индивидуальное и групповое правосознание носит общественный характер, общественное и групповое не существуют вне индивидуального.

Индивидуальное – это правовой мир личности, оно специфично, неповторимо, формируется на фоне общественного и группового, которые в содержательном плане шире индивидуального, последнее – в эмоциональном, психологическом плане богаче общественного.

Групповое правосознание присуще определенным группам людей, это сплав индивидуальных сознаний, оно корпоративно, на него накладывает отпечаток среда, традиции, профессия, культура (правосознание сельских, городских жителей, юристов, заключенных, учащихся, студентов, врачей, учителей и т.д.).

Общественное правосознание принадлежит обществу, массам, оно анонимно, диалектически противоречиво, многопланово, разносторонне. Формируется под воздействием потребностей и интересов различных социальных групп. Это сплав группового и индивидуального.

Обыденное (эмпирическое) правосознание – складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта, конкретных фактов. Оно выражает субъективное отношение к действующему праву, его оценку, своим правам и обязанностям, справедливости и несправедливости, оно эмоционально и изменчиво. Часто существует на уровне слухов, стереотипов, предлагает быстрые и простые решения (вор должен сидеть в тюрьме, за воровство рубить руки, расстреливать на месте, законы нужно ужесточить и т.д.).

Научное (теоретическое) правосознание – формируется на базе глубоких исследований социальной действительности и широких правовых обобщений, знаний закономерностей и специальных исследований государственно-правовой жизни. Его содержание – правовая идеология и теоретические знания о праве, а формы выражения – нормативные правовые акты (само право), юридическая наука, обобщения юридической практики.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов. Это, прежде всего, научные, теоретические, идеологические знания. Для них определяющее значение имеет правовая подготовка, объем, глубина знаний, принципов, норм права, умение их применять на практике. Для них характерно положительное отношение к праву, понимание полезности его применения, привычка соблюдать закон. Результатом профессионального правосознания наряду с квалифицированными научно обоснованными суждениями и выводами являются конкретные решения юридических дел.

Постулаты юриста:

1. уважение Конституции;

2. священность закона и договора;

3. верховенство закона, его соблюдение;

4. равенство всех перед законом;

5. доказательность и др.;

Вместе с тем, исследования показывают, что деформация правосознания у юристов более значительная, чем у других категорий населения (упор на санкции, обвинительный уклон, замена законности целесообразностью, умаление роли и значения прав и свобод граждан, раздвоенность, внутренняя противоречивость сознания и т.д.). Работа с определенным человеческим «материалом», безусловно накладывает свой отпечаток на их правосознание.

Идеология – учение об идеях. Это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей.

Правовая идеология – это система теоретических взглядов, отражающих правовые явления общества, являющаяся опосредованным отражением коренных взглядов в области государства и права. Это ядро правосознания, основа государственной идеологии. Она представляет собой систематизированное, научное выражение правовых идей, взглядов, принципов общества, классов, социальных групп. Это научный, понятийный, рассудочный уровень. Решающим фактором для формирования идеологии являются интересы людей (политические, экономические прежде всего). В условиях классовых обществ – интересы господствующего класса, в современных условиях – большинства народа через достижение социального компромисса и мира.

Правовая идеология включает:

· идеи;

· теории;

· концепции;

· правовые принципы;

· взгляды;

· оценку перспектив развития государства и права;

· цели и задачи принятия тех или иных правовых актов.

Правовая идеология Республики Беларусь – это построение унитарного демократического социального правового государства. Государства народного, процветающего, независимого и стабильного, государства народа и для народа, с развитой рыночной, высокоэффективной социально ориентированной экономикой.

Становление и развитие правовых идей необходимо рассматривать на разных уровнях. Каждый уровень охва­тывает разные слои общества.

Первый уровень (ступень) охватывает профессионалов, специалистов, ученых (идеологов). На этом уровне правовая идея зарождается и формируется. (идеология буржуазии, пролетариата, марксистско-ленинская идеология, либеральная и т.д.).

Второй уровень - это уровень групп и слоев населения. На этом уровне идея проникает в массы и приобретает сторонников и противников. (Для того, чтобы идея стала материальной силой – она должна овладеть массами, – говорил В.И. Ленин).

Третий уровень (ступень) развития правовых идей - это уровень законодателя, практики (правоприменения). На этом этапе идея воплощается в нормы права и переходит на стадию практической реализации. Она должна стать легальной и легитимной по форме и содержанию.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований слоев, групп населения, общества. Формирова­ние правовой идеологии проходит процесс теоретичес­кого осознания интересов слоев, групп населения, обще­ства, его целей и задач. В ее разработке принимают участие теоретики права, политические деятели, юристы-практики, обрабатывающие материал, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку соци­альных сил, уровень общественного сознания, социальную психологию и другие факторы в жизни общества.

Правовая психология охватывает сово­купность правовых чувств, настроений, черт характера, стихийно возникающих у конкретной личности, социаль­ной группы или всего общества в целом. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отно­шений людей, составляющих социальные прослойки, на­родности, нации. Общность черт правовой психологии конкретной социальной группы имеет основу в общности условий жизни этих групп. В формировании правовой психологии социальной группы, общества принимают уча­стие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным сознанием, т.е. эмпи­рическим сознанием непосредственных целей и задач.

Правовая психология – это эмоциональный, оценочный уровень. Она складывается, как правило, стихийно (хотя средства массовой информации могут на нее существенно влиять).

Правовая психология включает в себя:

· общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп;

· психологический уклад – привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные социальным группам;

· представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психологического склада;

· чувства, эмоции, настроения, иллюзии, связанные с правом.

В отличие от правовой психологии, как разрозненного, несистематизированного отражения жизни общества, пра­вовая идеология есть научная система правовых взглядов, идей, требований. В своем развитии правовая психология в целом более консервативная по сравнению с идеологией. Право­вая идеология и психология, составляющие правосознание личности, групп людей, слоя населения, общества, нахо­дятся в тесном взаимодействии, диалектической взаимосвязи.

Базой, основой, количественно растущим эмпирическим материалом является правовоая психология, которая обобщается, анализируется, систематизируется на идеологическом уровне. Это способствует формированию идей, теорий, концепций определяющих сущностные, стратегические направления развития. В свою очередь правовая идеология вносит в психологию организующий элемент, дает ей строгие, точные понятия, признаки, способствует выработке научности, объективности суждений и оценок.

Следователь­но, правосознание представляет собой сложный комплекс эмоциональных, волевых и идеологических элементов. Правосознание находит выражение в практической дея­тельности граждан, должностных лиц, в политических и юридических документах, в праве, в комментариях госу­дарственно-правовых актов, в литературных произведени­ях и т.д.


Существуют различные виды деформации правосознания (инфантилизм, нигилизм, перерождение, дилетантизм, фетишизм, демагогия).

Нигилизм в переводе с латинского означает ничто.

Правовой нигилизм – это направление общественно-политической мысли и юридической практики, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее эффективным способом регулирования. Это отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения, миропонимания и социального поведения.

Виды нигилизма:

· нравственный;

· правовой;

· политический;

· идеологический;

· религиозный и др.

Дореволюционный общественный деятель К.С. Аксаков писал:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал…»

Формы правового нигилизма:

1. преступления; прямые умышленные нарушения действующих нормативных правовых актов;

2. проступки – массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3. принятие несовершенных (неработающих) правовых актов; нарушение их иерархии;

4. подмена законности целесообразностью;

5. экстремизм:

· использование насильственных и незаконных средств для достижения политических и иных целей;

· приверженность к крайним взглядам.

6. несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на разных уровнях;

7. подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности. ·

Формы экстремизма, как правового нигилизма:

· политический;

· экономический;

· религиозный;

· национальный;

· психологический;

· военный;

· потребительский.

Формы молодежного экстремизма:

· вандализм;

· спортивный фанатизм;

· телефонный экстремизм;

· хакерство.

Экстремизм в современных условиях становится катастрофогенным фактором.

Основными причинами, способствовавшими появлению и разви­тию правового нигилизма в обществе, считаются:

· особенности исторического развития, геополитическое положение Беларуси;

· самодержавный, деспотический характер власти до революции;

· отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

· распространенность неправовых способов решения споров;

· репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;

· теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность на практике рамками права), сталинские репрессии;

· распространенность в советскую эпоху административно-командных методов в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

· трудности современного переходного периода; несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

· несовершенство правовой системы, бюрократизм, волокита и т.д.

 

Признаками современного правового нигилизма являются:

· широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных
классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранитель­ных органов и др.);

· многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

· высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

· соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста;

· усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиоз­ным, нравственным и др.);

· эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кино­фильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего права на существование явления).

Пути преодоления правового нигилизма:

· построение правового государства;

· формирование гражданского общества;

· рост материального и культурного уровня жизни народа;

· обеспечение должного качества принимаемых нормативных правовых актов (особенно местного, локального уровня);

· укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции Республики Беларусь, законов и подзаконных актов);

· реальное обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и законов;

· гарантированность прав и свобод человека;

· совершенствование правовой системы;

· повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придания им большей эффективности;

· обеспечение в стране правопорядка;

· правовое воспитание.

В Республике Беларусь сложилась благоприятная социально-экономическая и политическая обстановка для реализации права, построения социального правового государства, преодоления правового нигилизма и идеализма.·

 

Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов.

Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

· формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

· формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства;

· формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

· формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

· формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Особенности правовоспитательного процесса:

· его исходной базой выступает система правовых норм;

· до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты;

· он опирается на возможность государственного принуждения;

· его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей;

· осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов;

· осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

Элементы системы правового воспитания:

1. Субъекты (воспитатели);

2. Объекты (воспитуемые);

3. Правовоспитательные мероприятия (формы, средства, методы).

Основными направлениями правового воспитания являются:

· формирование правосознания и правовой культуры в семье;

· обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;

· профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;

· самовоспитание;

· распространение правовых знаний средствами массовой информации;

· выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юри­дической литературы;

· осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

· создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Правовые знания включают в себя:

· знание норм Конституции Республики Беларусь;

· знание содержания наиболее важных законов (в том числе основных поло­жений отраслевых кодексов);

· понимание сущности правовых учений, доктрин;

· ориентация в иерархии нормативных правовых актов;

· знание деятельности законодательных органов и учет новейших нормативных правовых актов;

· иную информацию.

Виды правовоспитательных средств:

· материальные (нормативные правовые акты, акты применения права, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение, Интернет и т.п.)

· устные (лекции, беседы, семинары, «круглые столы» и пр.)

Основными методами правового воспитания являются:

· убеждение;

· предупреждение;

· поощрение;

· принуждение;

· наказание.

Необходима разработанная комплексная программа государственного правового воспитания.

 

Если правовое сознание это духовные ценности, то правовая культура – это материальные и духовные ценности в области государства и права. Она элемент общей культуры. Основополагающей культурной ценностью является само право.

Культура порождает право.

Правовая культура – это знание и понимание права, соблюдение и исполнение его предписаний, эффективная работа государственно-правовых институтов и учреждений. Правовая культура это прежде всего результат, качественный показатель состояния всей правовой жизни общества.

Правовая культура определяется уровнем совершенства правовых актов, правоприменительной деятельности, уровнем правосознания и правового развития личности, степенью свободы и ответственности государства и личности.

Для населения - это знание законов, позитивное отношение к праву (привычка) и осознание их исполнения, высокая гражданская и правовая активность.

Для государства - качественное состояние процессов правотворчества и правореализации, эффективная работа судебной системы, правоохранительных органов и т.д.

Законность и правопорядок – элементы правовой культуры.

Правовая культура включает в себя:

· право;

· правосознание;

· правовые учреждения;

· правоотношения;

· правоприменение;

· уровень законодательной деятельности;

· правовые принципы;

· реализацию права;

· законность.

По мнению С.С.Алексеева правовая культура определяется:

1. состоянием правосознания в обществе, т.е. степенью знания и понимания права, осознания законности;

2. состоянием законности и правопорядка;

3. законодательством;

4. практической работой суда, прокуратуры, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, юстиции и т.д.

Уровень правовой культуры бывает: обыденный, профессиональный, теоретический.

«Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируются законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливающих режим правопорядка в стране».[1]

Выделяют правовую культуру личности, профессиональной группы, общества.

Правовая культура характеризуется следующими уровнями:

- идеолого-психологическим;

- нормативным, включающим совокупность нормативных правовых актов;

- поведенческим;

- объективированным, закрепляющим результаты правовой деятельности.

Основными направлениями повышения уровня правовой культуры являются:

- формирование положительного чувства отношения к праву, законности и государству;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- совершенствование законодательства;

- совершение юрисдикционной и правоприменительной деятельности;

- разделение полномочий ветвей государственной власти;

- повышение профессионального уровня юристов;

- преодоление юридической безграмотности и правового нигилизма населения.

Только высокий уровень правосознания и правовой культуры, высокоразвитая экономика, реализующиеся на практике принципы правового государства создадут основу для благополучия, прогресса и процветания нашего общества.


° Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

УПК Республики Беларусь Статья 19. Оценка доказательств по внутреннему убеждению

1. Суд, орган уголовного преследования оценивают доказательства, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.

 

ГПК Республики Беларусь Статья 21. Разрешение дел на основании законодательства Республики Беларусь

В случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные отношения, суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы права суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).

 

· Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим, они несут миру погибель и станут последним его пределом – надпись на гробнице египетского фараона Аменофиса III – II тыс. до н.э.

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, дети жадно глотают пищу, не уважают родителей и изводят учителей – Сократ - древнегреческий философ V век до н.э.

Юность – это возмездие – К. Ибсен. Возмездие «отцам» за свои прегрешения.

 

· Пример правового нигилизма в свое время показал Л.Н. Толстой в знаменитом романе «Воскресенье» - в поведении служителей закона. Так, председатель суда, накануне судебного заседания получивший записку от любовницы, думает как бы побыстрее окончить процесс. Прокурор, накануне пивший всю ночь и, не успев ознакомиться с делом, садится поддерживать обвинение. Судебный пристав, хотя и честный человек с университетским дипломом, однако нигде не мог удержаться на месте, потому что пил запоем. Рене Давид (французский компаративист), с юмором писал: «Когда марксизм провозгласил отмирание права, это настолько мало шокировало русских, что полное отмирание права можно было бы осуществить уже на следующей день после революции». А.И. Герцен отмечал: «Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает законы всюду, где это можно сделать безнаказанно, так же поступает и правительство».

Л.Н. Толстой называл право «гадким обманом властей».

В.С. Соловьев писал: «Задача права не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в царство Божие, а в том, чтобы он до времени – не превратился в ад».

 

[1] Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ.ред. члена корреспондента РАН, доктора юридических наук, проф. В.С.Нерсесянца. – М.: издательская группа Норма – Инфра – М.1999, с.406-407

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод Аппельмана | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.