Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семестр. Тема: «Особенности организации головохордовых»




Модуль ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Занятие 1

Тема: «Особенности организации головохордовых»

Оборудование и материалы

1. Микропрепараты: а) тотальный препарат ланцетника; б) поперечный срез ланцетника в области жаберной глотки

2. Микроскопы и бинокуляры.

3. Таблицы: 1) внешний вид ланцетника; 2) поперечный срез ланцетника в области глотки

Тип Chordata - Хордовые

П/тип Acrania - Бесчерепные

Кл.Cephalochordata – Головохордовые

Branchiostoma lanceolatum – Ланцетник

ЗАДАНИЕ: Зарисовать: общий вид ланцетника и его поперечный срез в области глотки.

Обозначить: на общем виде: камеры спинного плавника, миомеры, миосепты, хорду, глазки Гессе, глотку, кишку, атриопор, анальное отверстие, околоротовые щупальца, протоцеркальный хвостовой плавник;

на поперечном срезе: камеру спинного плавника, нервную трубку, хорду, атриальную полость, глотку, эндостиль, спинную борозду, печеночный вырост, метаплевральные складки, миомеры.

Занятие 2

Тема: «Особенности организации оболочников»

Оборудование и материалы

1. Фиксированные асцидии, огнетелки.

2. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты.

3. Таблицы: 1) внешний вид асцидии; 2) внутреннее строение асцидии; 3) строение зооидов пирозом.

П/тип Tunicata - Оболочники

Кл. Ascidiae - Асцидии

Halocynthia aurantium - Халоцинтия пурпурная (золотистая)

ЗАДАНИЕ: Зарисовать: а) общий вид халоцинтии, обозначить: тунику, ротовой и клоакальный сифоны, подошву;

б) вскрытую халоцинтию (с таблицы, внеся соответствующие коррективы), обозначить: мантию (кожно-мускульный мешок), почки накопления, глотку, эндостиль, спинную борозду, околоротовое мерцательное кольцо, гонады, печень, желудок, кишку, атриальную полость.

Pyrosoma sp. – Пирозома, или огнетелка

ЗАДАНИЕ: Зарисовать: а) общий вид пирозомы, обозначить: общее отверстие колонии, отдельные зооиды;

б) строение зооида пирозомы (с таблицы) и сделать соответствующие обозначения.

Занятие 3

Коллоквиум по теме «Организация низших хордовых»

ВОПРОСЫ

  1. Общая характеристика и система типа хордовых.
  2. Какие животные относятся к бесчерепным? Видовое разнообразие, образ жизни, распространение.
  3. Особенности покровов ланцетника.
  4. Опорно-двигательная система бесчерепных.
  5. Особенности нервной системы и органов чувств ланцетника.
  6. Особенности дыхательной и кровеносной систем ланцетника.
  7. Размножение и развитие ланцетника.
  8. Какие животные относятся к оболочникам? Почему их относят к хордовым.
  9. Особенности пищеварительной системы оболочников.
  10. Нервная система и органы чувств оболочников.
  11. Особенности строения и биологии сальп.
  12. Особенности строения и биологии аппендикулярий.
  13. Происхождение хордовых.

Занятие 4

Тема: «Особенности организации круглоротых»

Оборудование и материалы

1. Микропрепарат среза кожи миноги.

2. Фиксированные миноги, поперечный и сагиттальный срезы миноги.

3. Муляж мозга миноги.

4. Микроскопы.

5. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты.

6. Таблицы: 1) внешний вид миноги; 2) поперечный срез миноги.

П /тип Vertebrata – Позвоночные

Раздел Agnatha - Бесчелюстные

Класс Cyclostomata - Круглоротые

П/класс Petromyzones - Миноги

Lampetra sp

ЗАДАНИЕ: Зарисовать внешний вид миноги, поперечный срез в области жаберных мешков, поперечный срез кожи, головной мозг сверху (с муляжа).

Обозначить на внешнем виде: отделы тела, плавники, предротовую воронку, глаза, теменной орган, ноздрю, мочеполовой сосочек;

на поперечном срезе в области жаберных мешков: мышцы, спинной

мозг, хорду, спинную аорту, передние кардинальные вены, жаберные мешки;

на поперечном срезе кожи: эпидермис, дерму, пигментный слой, подкожную клетчатку;

на рисунке головного мозга: передний мозг, промежуточный мозг, пинеальный и париетальный органы, средний мозг, продолговатый мозг.

Занятие 5

Тема: Внешнее и внутреннее строение хрящевых рыб

Оборудование и материалы

1. Фиксированные акулята; жабры акул.

2. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты.

3. Муляж мозга акулы.

4. Таблицы: 1) внешний вид катрана; 2) головной мозг акулы

5. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учебное пособие для вузов /[В. М. Константинов, С. П. Шаталова, В. Г. Бабенко и др.]; под ред. В. М. Константинова. - М.: Академия, 2001. - 272с.

Раздел Gnathostomata

Н/кл. Pisces

Кл. Chondrichthyes

П/кл. Elasmobranchii

Отр.Squaliformes

Squalus acanthias

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: а) внешний вид. Обозначить: отделы тела, ноздри, глаза, брызгальца, грудные, брюшные, спинные, хвостовой (гетероцеркальный) плавники.

б) внутреннее строение, пользуясь таблицей, сделать соответствующие обозначения.

в) жабру, обозначить жаберные лепестки, жаберные тычинки, межжаберную перегородку, жаберную дугу.

г) головной мозг сверху, сделать соответствующие обозначения, пользуясь таблицей или методичкой.

Занятие 6

Тема: «Скелет хрящевых рыб»

Письменный опрос

1. Что такое брызгальце?

2. Тип чешуи у хрящевых рыб. Что для нее характерно?

3. Что такое фонтанель?

4. Что такое птеригоподии?

5. Что такое гиостилия?

6. Что такое аутостилия? Встречается ли она у хрящевых рыб7

7. Тип позвонков у хрящевых рыб, что него характерно?

Оборудование и материалы

1. Фиксированные череп, плавники, позвонки: туловищные и хвостовые.

2. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты.

3. Таблицы: 1) череп акулы; 2) пояса плавников акул.

4. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учебное пособие для вузов /[В. М. Константинов, С. П. Шаталова, В. Г. Бабенко и др.]; под ред. В. М. Константинова. - М.: Академия, 2001. - 272с.

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: а) череп акулы, обозначить: ростральные хрящи, мозговую коробку, обонятельные капсулы, глазницы, слуховые капсулы, фонтанель, меккелев хрящ, зубы, небно-квадратный хрящ, гиомандибуляре, гиоид, жаберные дуги;

б) туловищный и хвостовой позвонки, обозначить: тело позвонка, верхнюю и нижнюю дуги, позвоночный канал, гемальный канал, поперечные отростки, остатки хорды;

в) грудной и брюшной плавники, обозначить: тазовый и плечевой (коракоидальный и лопаточный отделы) пояса, плавниковые лучи.

Занятие 7

Коллоквиум «Особенности организации круглоротых и хрящевых рыб»

ВОПРОСЫ

1. Особенности покровов позвоночных животных. Покровы круглоротых и рыб. Чешуи, их назначение, тип чешуи у хрящевых рыб, ее особенности.

2. Опорно-двигательная система круглоротых и хрящевых рыб.

а) череп круглоротых и хрящевых рыб;

б) осевой скелет круглоротых и хрящевых рыб; типы позвонков рыб;

в) назначение парных плавников хрящевых рыб, их фиксация в туловище;

г) особенности мышечной системы.

3. Особенности пищеварительной системы

а) круглоротых;

б) хрящевых рыб.

4. Особенности дыхательной системы

а) круглоротых;

б) хрящевых рыб.

5. Особенности кровеносной системы

а) круглоротых

б) хрящевых рыб.

6. Выделительная система первичноводных позвоночных.

7. Особенности размножения и развития круглоротых и рыб.

8. Система класса круглоротых. Особенности экологии представителей данного класса.

9. Система класса Хрящевые рыбы, представители, образ жизни, распространение.

Занятие 8

Тема «Внешнее и внутреннее строение костистой рыбы»

Оборудование и материалы

1. Свежая красноперка.

2. Кюветы, ножницы, препаровальные иглы, пинцеты.

3. Терентьев В.П. Малый практикум по зоологии позвоночных. Учебное пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов./В.П. Терентьев. М.: Изд-во Совет. Наука, 1956. – С. 75.

Кл.Osteichthyes - Костные рыбы

П/кл. Actinopterygii - Лучеперые

Teleostei – Костистые рыбы

Отр. Cypriniformes - Карпообразные

Tribolodon brandti – Дальневосточная красноперка

ЗАДАНИЕ: 1. Рассмотреть и зарисовать: внешний вид красноперки, обозначить: отделы тела, ноздри, глаза, жаберные крышки, грудные, брюшные, спинной, хвостовой (гомоцеркальный) плавники, боковую линию.

2. Вскрыть рыбу, следуя указаниям практикума (стр. 75), рассмотреть топографию внутренних органов, зарисовать, обозначив: печень, желчный пузырь, плавательный пузырь, почку, кишечник, селезенку, гонады.

3. Извлечь жабру и сердце, рассмотреть и зарисовать их, обозначив: а) на рисунке жабры - жаберную дугу, жаберные лепестки, жаберные тычинки;

б) на рисунке сердца – предсердие, желудочек, луковицу аорты.

Занятие 9

Тема «Скелет костистой рыбы»

Оборудование и материалы

1. Отварная красноперка.

2. Кюветы, ножницы, препаровальные иглы, пинцеты.

3. Терентьев В.П. Малый практикум по зоологии позвоночных. Учебное пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов./В.П. Терентьев. М.: Изд-во Совет. Наука, 1956. С. 62-71.

ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитав указания в практикуме (стр.62 – 71), извлечь и почистить: пояса грудных и брюшных плавников, висцеральный и осевой череп, туловищный и хвостовой позвонки, хвостовой плавник.

ДОМА: Наклеить на картон кости соответственно отделам скелета, выучить названия костей.

Занятие 10

Тема «Скелет костистой рыбы»

ЗАДАНИЕ: По макету, сделанному дома, рассказать, какие кости входят в состав осевого и висцерального отделов черепа костистой рыбы, поясов грудных и брюшных плавников.

Занятие 11

Тема «Определение костистых рыб»

Оборудование и материалы

1. Фиксированные рыбы.

2. Кюветы, препаровальные иглы, пинцеты, перчатки

3. Терентьев В.П. Малый практикум по зоологии позвоночных. Учебное пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов./В.П. Терентьев. М.: Изд-во Совет. Наука, 1956. – С.80-184.

ЗАДАНИЕ: Пользуясь определителем, определить 5 рыб, в альбоме записать название семейства по-русски и по-латински и основные признаки семейства.

Занятие 12

Коллоквиум «Особенности организации костных рыб»

ВОПРОСЫ

1. Особенности покровов костных рыб. Типы чешуй у костных рыб, их особенности.

2. Особенности пищеварительной системы костных рыб.

3. Особенности дыхательной системы костных рыб, дополнительные органы дыхания.

4. Особенности кровеносной системы костных рыб. Круги кровообращения двоякодышащих рыб.

5. Особенности размножения и развития костных рыб.

6. Система класса Костные рыбы.

а) п/кл. Лопастеперые, современные представители подкласса;

б) п/кл Лучеперые, основные отряды и представители.

Занятие 13

Тема «Особенности внешнего и внутреннего строения амфибий»

Оборудование и материалы

1. Влажные препараты «Внутреннее строение лягушки»

2. Муляж мозга земноводных.

3. Таблицы: 1) внутреннее строение лягушки; 2) головной мозг лягушки.

Н/кл Tetrapoda - четвероногие

Кл. Amphibia – земноводные

Отр. Anura - бесхвостые

Rana temporaria

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать внутреннее строение лягушки с влажных препаратов. Обозначить: отделы передних и задних конечностей, сердце (предсердия и желудочек), печень, легкие, кишечник, клоаку, мочевой пузырь, гонады.

Рассмотреть муляж мозга земноводных,

зарисовать мозг сверху, снизу и сбоку, обозначить все отделы.

Занятие 14

Тема «Скелет амфибий»

Оборудование и материалы

1. Скелет лягушки

2. Таблица: скелет лягушки.

Н/кл Tetrapoda - четвероногие

Кл. Amphibia – земноводные

Отр. Anura - бесхвостые

Rana temporaria

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть и зарисовать: череп лягушки, сверху и снизу, скелет конечностей и их пояса, сделав соответствующие обозначения, пользуясь подписями к макетам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.