Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упаковка и тара




Реализация большинства товаров невозможна без упаковки.

Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения.

С помощью упаковки также обеспечивается процесс обращения товаров, то есть их транспортирование, хранение и реализация.

Применение упаковки позволяет:

- защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

- защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

- обеспечить сохранность количества и качества товаров;

- упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

- эффективно использовать транспортные средства при перевозке грузов;

- упростить количественный учет товаров;

- эффективно использовать площадь помещений при хранении товаров;

- донести необходимую информацию до потребителей товаров.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара.

Процесс розничной торговли заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам покупателей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

Классификация тары.

Разнообразие тары обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также использованием различных материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

· По выполняемым в процессе товарного обращения функциям, тару подразделяют на:

- транспортную,

- потребительскую и

- тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для упаковывания, транспортировки и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу. Она предназначена для упаковывания и доставки товаров потребителю. К ней относятся: флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и тд. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается покупателем.

Потребительская тара. К ней предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателей, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.

Тара - оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров. Она позволяет:

- ликвидировать ручную перекладку товара из тары в торговую мебель,

- полностью подготовить товар к продаже методом самообслуживания,

- механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы,

- сократить численность работников,

- сократить товарные потери,

- улучшить качество обслуживания,

- уменьшить потребность в таре и торговой мебели.

Тара-оборудование по назначению используется для гастрономических товаров, напитков в бутылках, для хлебопродуктов, для товаров, уложенных в кассеты.

· В зависимости от кратности использования тара делится на:

- разовую (для однократного применения),

- возвратную (предназначенная для повторного использования),

- многооборотную (для многократного применения и подлежит обязательному возврату поставщику).

· В зависимости от принадлежности различают тару:

- общего пользования,

- инвентарную (многооборотная, принадлежащая конкретному предприятию и подлежит возврату этому предприятию).

· По материалу изготовления тару подразделяют на:

- картонную,

- деревянную,

- бумажную,

- текстильную,

- металлическую,

- стеклянную,

- керамическую,

- полимерную,

- комбинированную.

Самыми быстрыми темпами в настоящее время развивается рынок гибкой полимерной упаковки. Преимущества: удобные; продукты дольше сохраняют свои вкусовые качества и внешний вид; не подвергаются воздействию влаги, пыли, бактерий.

С помощью вакуумного напыления алюминием получают металлизированную пленку. При этом она становится более прочной, светонепроницаемой, жиростойкой. Наиболее часто в такую плёнку упаковывают кондитерские изделия, мороженое, масло и тд.

Термоусадочная плёнка – это разновидность упаковочных пленок, которая способна сжиматься при нагревании и принимать форму упакованного изделия. Позволяет скреплять между собой товары, размещенные на поддоне, в картонном лотке. Термоусадочные плёнки широко применяются для упаковки продуктов питания, сыпучих продуктов, кухонные принадлежности и тд.

С этой же целью применяется, так называемая, стретч-пленка, обладающая способностью обратимо растягиваться с удлинением до 300%, что обеспечивает надежное скрепление товаров. Именно её применяют чаще всего для упаковки хлебобулочных и кондитерских изделий, а также замороженных полуфабрикатов.

Часто используются пакеты вакуумные. Они обеспечивают высокий уровень сохранности продукта: изолируют от атмосферного кислорода, который окисляет пищу и приводит к потере питательных и вкусовых качеств. Кроме того, отсутствие кислорода в вакуумном пакете защищает от опасных бактерий. Вакуумные пакеты часто используют для хранения мясных продуктов (сосиски, сардельки и тд.).

· Наиболее распространенными видами тары являются: ящики, мешки, бочки, корзины, фляги, канистры, бутылки, банки, флаконы, коробки (35-40%), тубы.

Требования, предъявляемые к таре.

Применяемая в торговле тара должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям:

- недорогая в изготовлении;

- прочная и должна служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении;

- изготавливается из материала соответствующего физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров;

- должна отвечать эстетическим потребностям человека.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Располагают тару на деревянных решетках, настилах, подтоварниках. Условия хранения тары различных видов и типов определяются соответствующими стандартами.

 

Микрофлора тары и упаковочных материалов.

Тара и упаковочные материалы контактируют с пищевыми продуктами на всех этапах их продвижения к потребителю. Поэтому санитарное состояние их, степень обсемененности микробами имеют большое значение, особенно при хранении продукции.

Численный и видовой состав микрофлоры существенно изменяется в зависимости от вида тары и упаковочных материалов, структуры их поверхности, степени использования, санитарного состояния, условий содержания и других факторов. Например, чистая, новая, не бывшая в употреблении деревянная тара содержит обычно десятки спор мицелиальных грибов и сотни клеток дрожжей и бактерий на 1 см2, БГКП на ней отсутствуют. На бывшей в употреблении таре численность спор мицелиальных грибов достигает миллионов, клеток дрожжей – сотен тысяч, бактерий – десятков миллионов на 1 см2, обнаруживается большое количество БГКП. Если новая неиспользованная тара содержит значительное число микроорганизмов, это свидетельствует о нарушении правил её хранения.

На деревянной таре часто встречаются грибы родов Penicillium, Sclerotinia, Rhizopus, Alternaria, Aspergillus, многие виды дрожжей. Среди бактериальной флоры преобладают споровые формы.

Обсеменение тары микроорганизмами резко увеличивается при затаривании немытых овощей.

Особенно опасно затаривание продукции во влажную тару и упаковочные материалы. На них могут быстро развиваться мицелиальные грибы, что приводит к инфицированию затаренной продукции.

Упаковочная бумага содержит сотни и тысячи микроорганизмов на 1 см2. Обычно это споры мицелиальных грибов, бактерии и дрожжи.

На поверхности новых тканевых и полимерных материалов встречаются многочисленные виды микроорганизмов. Причем на тканевых материалах микроорганизмов в 10-100 раз больше, чем на полимерных пленках. Это дрожжи, спорообразующие и бесспоровые, слизеобразующие и кислотообразующие бактерии. Также встречаются грибы родов Penicillium, Rhizopus, Alternaria, Aspergillus, Mucor, Fusarium; среди них преобладают виды рода Penicillium.

Пленки, применяемые для упаковки пищевых продуктов, увеличивают срок их хранения в среднем в 1,5-2 раза.

В настоящее время в России и за рубежом разрабатываются и внедряются новые упаковочные материалы, так называемые «активные упаковки», содержащие функциональные добавки (поглотитель газов, адсорбенты влаги, антимикробные препараты и тд.).

Тару, бывшую в употреблении, необходимо мыть и дезинфицировать химическими веществами, горячей водой или паром, ионизирующим излучением, озоном, диоксидом азота, иодинолом и тд. Тару с шероховатой поверхностью, а также тюки, рулоны тканевых и полимерных материалов можно подвергать радиационной обработке.

Дезинфицируют тару в соответствии с действующей нормативной документацией.

 

 

Литература:

1. Микробиология, гигиена и санитария в торговле. /Автор-составитель Трушина Т. П. /. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320с.

2. Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В.П. Микробиология, санитария и гигиена: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: – ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.- 400с.: ил. – (Высшее образование).

3. Санитарные правила и нормы: продовольственная торговля. Общественное питание. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 93с.

4. Памбухчиянц О.В. Пособие для продавца продовольственных товаров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. -316 с.

5. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. 2-е изд., перер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 752 с. – (Высшее образование)

6. Черникова Л.П. Санитария и гигиена в торговле и пищевой промышленности /Л.П.Черникова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 319с.

7. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий продовольственной торговли: Учебное пособие. – 6-е изд., перер. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко, 2008. – 452 с.

8. Н.В.Косолапова. Оборудование предприятий продовольственной торговли для продажи товаров: учебное пособие /Н.В.Косолапова, И.О.Рыжова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с. – (Торговля).

 

Лекция подготовлена ассистентом кафедры микробиологии с вирусологией и иммунологией Дюпиной Н. С.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.