Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики полиструктуры отдельных «кадров» ландшафта




Скульптурность участка

Как мы уже отмечали, на уровне участка главное значение при­обретают характеристики его пластической структуры:

а) скульп­турность рельефа;

б) скульптурность зеленых насаж­дений.

Известный ландшафтный архитектор Бренда Кольвин обратила внимание проектировщиков на то, что на совершенно плоских участках деревья плохо связываются с рельефом. Ровные поверхности монотонны, возможно, потому, что мы не воспринимаем эффект соедине­ния форм земли и растений [29].

Плохо связываются с плоским рельефом и архитектурные формы. Именно поэтому для установления таких связей необходимо исполь­зовать малейшие неровности. Для этого всегда есть некоторые воз­можности: поверхность земли редко бывает абсолютно ровной. В то же время, важен взгляд на рельеф как природную скульптуру. Толь­ко в этом случае можно правильно дополнить его.

Однако нельзя рассматривать рельеф в полном отрыве от расти­тельного покрова. Наряду с существенными отличиями они обладают связывающей их общностью: они выступают в скульптурном единст­ве. Завершая небольшие поднятия рельефа, деревья могут усилить пластику участка; охватывая поляну, они нередко хорошо подчерки­вают изменения уровней земли; располагаясь на берегах озер или рек, они усиливают скульптурность рельефа, делают его более раз­нообразным и выразительным.

Таким образом, связь архитектурных форм только с пластикой рельефа или только с пластикой насаждений не всегда достаточна.

Очень часто необходимо взаимодействие всех объемных форм: земли, растений и построек.

Вместе с тем есть участки, своеобразие которых определяется рельефом. И тогда земля становится главным пластическим партнером архитектуры. И есть участки, своеобразие которых, наоборот, определяется растительностью. И тогда, главный партнер архитектур­ных форм – зеленые насаждения. Но во всех случаях остается неиз­менной необходимость оценки скульптурности участка, дополнение и развитие которых – одна из задач проектировщика сооружений.

 

Пейзаж, как картина, детализирующая представление о ландшафте, может быть охарактеризован свойствами нескольких своих структур (рис. 4):

1) объемно-пространственной;

2) пластической;

3) гра­фической;

4) цветовой;

5) текстурной;

6) фактурной.

В свою очередь объемно-пространственная структура картины ха­рактеризуется (рис. 5):

а) масштабом;

б) конфигурацией зритель­ных барьеров;

в) глубиной;

г) замкнутостью;

д) зри­тельными фокусами.

Эти указанные характеристики идентичны качествам объемно- пространственной структуры визуальных единиц ландшафта. И это за­кономерно. Каждая картина – фрагмент определенной пространственной ячейки ландшафта. И вместе с тем, многие характеристики пейза­жа обладают своей спецификой.

Масштаб в пейзаже – важнейшее свойство, сохранение которого, одна из существенных проблем охраны красоты и своеобразия природного ландшафта. Нельзя согласиться с Г. Джеллико, который считает, что нетронутый человеком пейзаж не имеет масштаба [39]. Человек хорошо знаком с природными формами и легко оценивает истинную величину многих из них. Прекрасным определителем мас­штаба являются деревья, ибо они обладают постоянным лимитом вы­соты.


 

Рис. 4. Система визуальных характеристик пейзажа, лежащего в регулируемой плоскости взаимодействия с архитектурными формами («дерево свойств»)


 

Рис. 5. Объёмно-пространственная структура пейзажа


Проблема возникает при вторжении в пейзаж искусственных форм чрезмерных по величине, не соответствующих ни масштабу самого человека, ни размерам природных форм. Большая высота сооружений нередко деформирует восприятие истинных размеров соору­жения. Эстетические ценности природы заключены не только в удивительном разнообразии и красоте ее форм, но и в соотношениях их величин. Именно поэтому архитектурные формы должны чутко реаги­ровать на размеры своего окружения.

Конфигурация зрительных барьеров (лесов и выпук­лостей рельефа) основной определитель пространственного своеобра­зия пейзажа. Их нарушения, как правило, изменяют рисунок пространства, а создание новых барьеров уже архитектурных, не согласованных с природными, приводит к созданию новой пространствен­ной структуры пейзажа. Таким образом, сохранение и развитие прост­ранства пейзажа во многих случаях обусловлено согласованием ар­хитектурных форм с рисунком зрительных барьеров.

Глубина – специфическая особенность пейзажа как центральной проекции. Его пространство всегда ограничено передним планом и может развиваться от него вдаль. Тогда глубина пространства не­редко обозначается ритмом природных форм, которые воспринимают­ся оправой или «рамой» картины. Человеку трудно оценить глубину пейзажа, расстояние до удаленных от него форм или их размеры, если в поле зрения нет элементов, способных выполнять роль опре­делителей масштаба. Такую роль могут выполнить объемы первого плана. Человек легко воспринимает их в отношении самого себя, яс­но оценивает их размеры. Перенесение этих размеров в глубину да­ет возможность расшифровать размеры обозреваемого пространства и величину определяющих его объемных форм.

В этом отношении также велика роль промежуточных планов, именно они позволяют осуществить «перенос» масштаба с переднего плана в глубину. Последний план образует завершение картины. Архитектурные формы, введенные в пейзаж, должны поддержать сложив­шийся глубинный ритм.

Замкнутость определяет масштабы раскрытий пейзажа к дальним планам. Такие раскрытия, как правило, придают пейзажу особое своеобразие. В связи с этим, их охрана и использование приобрета­ют весьма важное значение. Мера замкнутости от переднего плана в глубину определяет следующие типы пейзажа:

а) открытый;

б) закрытый;

в) полузакрытый с односторонним и двусторонним обрамлением вида.

Зрительные фокусы, как мы уже отмечали – точки повышенного интереса. Они самым тесным образом связаны со структу­рой обрамления пространства или перспективными раскрытиями. Поч­ти всякое изменение пространственной структуры пейзажа, ослабляющее или исключающее роль фокусов, можно считать нежелательным.

Пластическая структура пейзажа обусловливается скульптурностью рельефа и зеленых насаждений. В связи с этим, как мы уже отмечали, важен взгляд на них как на природную скульп­туру, и слепые насаждения, как правило, выступают в скульптурном единстве (рис. 6).

 

Графическая структура пейзажа определяется конфигурацией доминирующих линий и их сочетаниями. Структурные линии можно разбить на две группы.

Первая группа, формирующая абрис неба, включает линии:

а) созданные формами земли;

б) образованные формами объемов, близких к переднему плану;

в) определенные отдельными объемами, видимыми через передний план.

 

Вторая группа, членящая совокупность объемных форм, не участвует в формировании контуров неба. Так, например, это может быть силуэт холмов или гор, не достигающих неба.

Доминирование тех или иных, по своей конфигурации, линий и их сочетания обусловливают графические структуры разных типов. Сре­ди них можно выделять: горизонтальные, вертикальные, диагональные, комбинированные (рис. 6).

Схожесть некоторых структурных линий объекта и пейзажа мо­жет приобрести большое значение. Она дает возможность установить связи, которые позволяют архитектуре внедриться в пейзаж, не де­формируя его.


 

Рис. 6. Графическая и пластическая структура пейзажа


Для вписывания объекта в пейзаж приобретает также значение его цветовая, текстурная и фактурная структуры. Их свойства не только корректируют восприятие объемно-пространственной структу­ры вида, но и вступают в непосредственное взаимодействие с архи­тектурной формой. Однако эти свойства природных картин для мно­гих зон нашей страны изменчивы. И то, что может быть рассчитано, к примеру, на летний период, может оказаться неподходящим для осе­ни и зимы. Поэтому, характеристики отмеченных нами структур мы не можем считать безусловно влияющими на архитектуру.

Совокупность всех свойств, лежащих в регулируемой плоскости взаимодействия архитектурных форм и пейзажа, может быть представ­лена «деревом» свойств. Однако совокупность свойств пейзажа явля­ется лишь частью всей системы визуальных характеристик ландшаф­та, выявленных в результате научного подхода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.