Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связи архитектурных форм со скульптурностью участка




При рассмотрении скульптурного единства формируемой среды ва­жен взгляд на землю в растительность участка как целостную скульп­туру, а на архитектуру как пластический материал, способный до­полнить и развить ее закономерности.

Различные виды пластического соподчинения архитектуры с землей и растительностью определяют следующие типы архитектурных структур (рис.9):

а) «покрывающие»

6} «внедряющиеся»;

в) «вырастающие»;

г) «примыкающие»;

д) «заполняющие».

Характерным видом «ПОКРЫВАЮЩИХ» структур являются террасированные. Выполняя функции покровной «ткани» или «одежды» они способны предавать и подчеркивать закономерности своего физическо­го основания.

Проблемам строительства террасных структур посвящено большое количество публикаций, как за рубежом, так и в нашей стране. Одна­ко эти публикации не рассматривают их под интересующим нас углом зрения, то есть с точки зрения взаимодействия внутрисистемных связей с внесистемными. Попытаемся взглянуть на эти здания как на модель, которая поможет раскрыть важный принцип дополнитель­ности этих связей.

 

Как показывает практика, приспособление жилых структур к на­клонным поверхностям склонов, ослабляет степень связности между их первичными элементами – жилыми ячейками. В самом деле, сме­щаясь по отношению друг к другу в горизонтальной проекции, они уменьшают зону своих взаимных физических контактов.


 

 

д
б
б
в
г
а
Типы архитектурных форм, зависящие от способов пластического их подчинения скульптурности земли и растительного участка: а. «покрывающие» б. «внедряющиеся» в. «вырастающие» г. «примыкающие» д. «заполняющие»

Рис. 9. Типы архитектурных форм, обусловленные соподчинением с рельефом


Тем самым, уменьшается относительная автономность всей структуры, которая срастается со своим основанием как, частью большого целого – ландшафта. Другими словами уменьшение степени связности жилых ячеек между собой компенсируется усилением их связности с рель­ефом. В то же время ослабление внутрисистемных структурных свя­зей расширяет комбинаторные возможности целого.

Хорошо известны разнообразные комбинации жилых ячеек в структуры. Многоэтажные композиции, заполняющие весь склон, могут быть представлены комплексами: «Umiken» в Швейцарии, «Pasadena Heights» в Японии, в «Passan» (ФРГ), «Ljabru» в пригороде Осло (Норвегия).

Групповой композицией является комплекс «Halen» близ Берна (Швейцария).

Опираясь на опубликованные материалы, можно сковать о том, что структуры террасных домов легко приспосабливаются к склонам различной конфигурации и разнообразных уклонов. Срастаясь с рельефом как большим целым, они отражают его обшив закономерности, что содействует индивидуализации их композиций.

Комбинаторные возможности террасных комплексов зависят так­же от объемно-планировочной гибкости отдельных составляющих их ячеек. Квартиры с малым набором комнат обладают объемно-плани­ровочной жесткостью, которая ограничивает их применение в соста­ве террасных структур.

Ослабление структурных связей между жилыми ячейками террас­ных комплексов по сравнению с домами обычного типа расширяют возможности внесистемных связей типа «обмена веществ». Действи­тельно в таких ячейках можно улучшить инсоляцию, естественное освещение и визуальные контакты с внешней средой.

Вариабельная гибкость отдельных ячеек террасных комплексов, необходимая для приспособления к рельефу, также важна для расши­рения связей типа «обмена веществ». Так в курортном комплексе на берегу Фирвальдштетского озера между гг. Веггис и Фицнау (Швейцария) приспособление к очень сложному рельефу привело к отказу от прямоугольных планов. И это было использовано для со­здания почти в каждой комнате выступов, которые позволили улуч­шить освещенность и обзор озера, лежащего у подножия склона.

В жилом комплексе близ г. Люцерн (Швейцария) использование Г-образных ячеек и их смешение по отношению друг к другу в двух направлениях - перпендикулярно горизонталям и вдоль них – обеспе­чили широкое и направленное раскрытие в сторону долины, лежащей у нижнего подножия склона.

Более того, отмеченное нами изменение взаимодействия внутрен­них и внешних структурных связей расширяет состав элементов жи­лых ячеек. В них включаются различные открытые помещения, изо­лированные от наблюдения извне: озелененные террасы, лоджии, внут­ренние дворики, которые улучшают качество жилья. Согласно специ­альным исследованиям, террасы могут увеличить общую площадь квартиры на 20-45%, что в значительной мере превышает площадь открытых помещений в домах обычного типа.

Усиление связности террасных комплексов с рельефом по сравне­нию с домами повышенной этажности упрощает их материально-тех­ническую структуру, конструкции и методы возведения

 

Как показывает опыт, использование непрерывных структур, спо­собных выполнить функции «одежды», эффективно для застройки мно­гих индивидуальных форм рельефа. В самом деле, относительная ав­тономность каждой ячейки в составе целого, ее способность изменять свои физические контакты, как с соседними объемами, так и с рельефом, наделяет целое свойствами пластического материала, обладающего возможностями развить скульптурность основания и выразить его в своем силуэте.

Примером такой непрерывной структуры является горная туристи­ческая станция Лаване в Италии. В основе объемно –планировочного и конструктивного решения одноквартирных жилых домов лежит здесь унифицированная модульная сетка. Она определяет гибкость реакции каждого дома на условия рельефа в рамках однородности всего ан­самбля. В опосредованном выражении рельефа значение приобрели скаты крыш. Они определили различные типы домов: следующие рель­ефу, противопоставленные ему, комбинированные.

«ВНЕДРЯЮЩИЕСЯ* структуры характерны тем, что значительная часть их полезного пространства создана за счет внедрения в рель­еф. Характерной разновидностью таких структур являются постройки, выполняющие функции подпорных стен. Внутреннее пространство по­добных сооружений создается за счет выемок в природном выступе, а функции внешней оболочки - преимущественно лишь одна из стен, повторяющая конфигурацию уступа.

С противоположной стороны — внутренней, возникает лишь «ткань», изолирующая интерьер от массы.

Пример внедрения в рельеф рельеф сооруже­ния сложной пространственной структуры с двумя функциональными центрами – здание городского театра в Хельсинки (архитек­тор Тимо Пентиля (рис.10). Размещенное в парке у залива Тееле, оно за­нимает уступ между слабо выраженными террасами. Фокусы функцио­нальной организации этой постройки — большой и малый залы вместе с их сценами - подчиняются лишь внутренним «силам». Поэтому они обладают автономностью и симметричны. Приспособление к рельефу осуществлено с помощью индивидуализации общего комплекса сценических помещений, частично врезанных в грунт, и цепочки зритель­ских помещений (кассовый зал, гардеробы и фойе большого и мало­го залов) развивающих плоскость верхней террасы и конфигурацию бровки.

Приспособление к рельефу настолько понизило уровень ком­пактности и относительной целостности этой постройки, что ее невозможно рассматривать отдельно вне структуры ее естественного основания.

Заслуживает внимания также структура одного из корпусов го­стиницы «До Мар» близ Лиссабона. Она в полной мере выполняет функции подпорной стены довольно крутого уступа. В то же время своеобразна пространственная организация корпуса. Его внутренние коммуникации и общественные помещения (обеденный зал, кухня, холлы) созданы за счет глубокого внедрения в рельеф.

 

«ВЫРАСТАЮЩИЕ» структуры развивают скульптурность ребер, выступов и поднятий природного рельефа, К таким структурам мож­но отнести здания некоторых туристических гостиниц в Финляндии.


 

 

Рис. 10. Городской театр в Хельсинки. Арх. Т. Пентиля


Одна из них — Рантасипи Лааявуори в районе города Ювяскюля (архитекторы Ниило Хартикайнен и Эркку Кантонен). Размещенная на краю скального уступа, она удачно развивает некоторые его пластические закономерности. Этого удалось достичь компоновкой жилой части из двух линейных блоков, один из которых - высотный имеет изгиб. Приспособление к скале способствовало также подчи­няющееся рельефу очертание ресторанных залов, охватывающих блок кухни и связанных с общественными помещениями гостиницы.

Этот пример также показывает, что сплачивание зданий со своим скульптурным основанием усложняет их формы, но вместе с тем наделяет их ярким своеобразием.

«ПРИМЫКАЮЩИЕ» структуры способны выполнять роль пласти­ческого дополнения природной «скульптуры». Яркий пример примыка­ния к холму, покрытому растительностью — «Зеленая школа» в Эланкуре. Связь с холмом усиливается здесь смягчением контуров соо­ружения зеленью садов при классах и на плоской эксплуатируемой крыше. Аналогичный пример — проект «Заселенного холма» в окрест­ностях Вильдье.


Задача примыкания легче всего разрешима при использовании зда­ний, ячейки которых связаны системой блокировки. Особенной гиб­костью в этом отношении обладает малоэтажная блокированная заст­ройка, которая может быть применена дли посемейного отдыха.

 


Примером гармоничного сочетания такой застройки с зеленой сре­дой может служить комплекс отдыха и туризма близ оз. Тахо в гористой местности штате Калифорния в США. Здесь на участке площадью около 1000 га, покрытого лесом, разместили около 3 тысяч 2-3-этажных жилых ячеек, сблокированных в небольшие корпуса.


Модульность и унификация элементов этих ячеек, рассчитанная на вариабельность их сочетания, и в то же время их функциональная автономность позволяли найти необходимую меру уменьшения их связанности, необходимую для гибкого приспособления к сущест­вующим деревьям. В результате здания воспринимаются скульптур­ным дополнением зеленых форм.

Аналогичная задача разрешима и при использовании многоэтаж­ных зданий квартирного типа, которые также могут служить жильем для посемейного отдыха. Объемно-планировочная гибкость таких зда­ний обеспечивается вариабельностью квартирных ячеек и их секци­онной группировкой.

Моделью таких домов и их пластических сношений с окружением может служить жилой комплекс «Сувикумпу» в городе Тапнола (ар­хитекторы Рейма и Райли Пиетиля (рис.11) Его корпуса, раз­мешенные вокруг холма в окружении живописных рощ, отражают их расположение уступчатостью своих форм.

Интересным примером приспособления к скульптурным качествам среды, основанным на изменении конфигурации внутренних пространств и усложнения их материальной оболочки, не оправданным с точки зрения узко понимаемой рационалистичности, может служить флигель концертно-конгрессного зала «Финляндия» в Хельсинки (автор выдающийся финский архитектор Алвар Аалто – рис.12). Не главный фасад, представляющий чередование впадин, — опреде­ленный ответ ритму зеленых объемов, подступающих к ней, «Силовое поле» каждого дерева, внедряясь в тело постройки» оставляет в ней заметный след.

Такая конфигурация оболочки, обусловленная композицией среды, не противоречит в данном случае технологии эксплуатационного про­цесса залов заседаний и фойе. Она лишь усложнила конструктивное решение стены. Но это окупаете и своеобразием архитектуры и ее интеграцией со средой.

 

«ЗАПОЛНЯЮЩИЕ* структуры повторяют конфигурацию пространст­венных промежутков между группами деревьев или лесными массива­ми. В этом отношении примечательны многие гостиницы Финляндии, размещаемые в зонах отдыха.

Одна из них - «Рантасипи» в зоне отдыха города Вааса (архитекторы Анна Майя и Мартти Яатинен). Задача, которую поставили пе­ред собой авторы, заключалась в том, чтобы разместить довольно значительное здание на небольшом полуострове, и оставить при этом нетронутым прекрасный лес. В результате здание, состоящее из двух частей - жилой и общественной, обладает изломанной формой, которая входит в промежутки между деревьями. Важно и то, что низкий, компактный объем общественной части» включающий кухню, ресторан» кабинеты и комнаты для собраний, раскрепован.


 

 

Рис. 11. Жилой комплекс «Сувикумпу» в Тапиоле. Финляндия.

Ар­хитекторы Рейма и Райли Пиетиля

 

 

 

Рис. 12. Флигель концертно-конгрессного зала «Финляндия»

в Хельсинки. Архитектор Алвар Аалто

 

 

Наличие впадин и выступов» выражающих пространственную структуру объема, в то же время усиливает его композиционную связь со скульптурным окру­жением, которое также обладает динамичной конфигурацией. Архитек­тура в данном случае воспринимается в качестве достаточно пластич­ного материала, заполняющего имеющуюся пустоту. Вместе с тем она четко выражает свои внутренние закономерности. Таким образом, сильные внешние связи не нарушают целостности сооружения, а лишь определенным образом ограничивают ее.

 

Как показывает анализ приведенных нами примеров, требования скульптурного единства объемных форм ландшафта и примыкающих к ним зданий определяют композиционные функции последних. Выпол­няя роль обрамления или оправы объемных форм ландшафта, они по­зволяют сохранить их ценности. Вместе с тем постройки, понижая уровень своей целостности, срастаются с окружением, при­обретают необходимое своеобразие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.