Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Право регулирует общественные отношения только при условии волевой осознанной деятельности людей




Право регулирует общественные отношения только при условии волевой осознанной деятельности людей. Нет деятельности – нет и права. Это аксиоматическое для правовой теории и практики положение не учитывается в должной мере как при преподавании учебного курса общей теории государства и права, так и отраслевых учебных дисциплин. В программах учебных дисциплин изучение проблем правовой культуры обычно предусмотрено лишь фрагментарно в теме о правосознании, а вопросы юридической деятельности как правило вообще не рассматриваются. Акцент при изучении права сделан на юридическую нормативную догматику, законодательство, из поля зрения студентов ускользает основное деятельное звено правового процесса – личность с ее волей, сознанием, деятельностью. Этот пробел в профессиональном юридическом образовании в какой-то мере призвана восполнить учебная дисциплина специализации «Правовая культура и юридическая деятельность». Спецкурс включен в учебный план 02.11.00 «юриспруденция» на 1-м курсе юридического факультета ЛГУ им. А.С. Пушкина как дисциплина государственно-правовой специализации объемом 51 учебных часов (34 часов - лекционных, 17 часов семинарских занятий) с формой отчетности – зачет.

При изучении спецкурса студентам необходимо усвоить следующие основные положения:

§ выявить особенности правовой культуры и юридической деятельности как элементов правовой действительности в их соотношении с институционными правовыми образованиями – правовыми средствами и их использованием в процессе деятельности в различных типах правового регулирования;

§ изучить структуру и уровни правосознания и правовой культуры в различных сферах юридической деятельности;

§ рассмотреть особенности юридической деятельности как вида социальной деятельности с использованием данных юриспруденции, социологии, психологии;

§ определить место и роль правосознания и правовой культуры, их уровни в различных видах юридической деятельности: правотворчестве, правовой активности, правореализующей и правоприменительной деятельности.

Программа спецкурса включает восемь тем, четыре из которых выносятся на семинарские и практические занятия.

Первая тема «Правовая культура и юридическая деятельность как элементы правовой действительности» предполагает изучение основных юридических механизмов воздействия права на общественные отношения в процессе практической деятельности субъектов. При этом все элементы правовой действительности целесообразно представить студентам в виде следующих подразделений.

1. Правовые средства-регуляторы и явления правовой формы, образующие ключевые элементы права (нормы права, правоотношения, юридическая ответственность, законодательные и иные нормативно-правовые акты и иные юридические документы).

2. Юридическая деятельность, то есть система действий и операций субъектов с использованием правовых форм и установлений, направленная на выполнение поставленных задач – нормотворческая, правореализующая деятельность, правовая активность, правоприменительная деятельность.

3. Субъективные элементы правовой действительности: правовое сознание, его уровни, правовая культура в целом, все ее духовные и материализованные элементы, юридические конструкции правовой науки.

Юридическая деятельность и правовая культура с определенных методологических позиций не причисляются авторами спецкурса к разряду правовых средств. Юридическая деятельность как элемент правовой действительности – это система действий и операций по использованию правовых средств. Посредством правосознания и правовой культуры происходит практическое освоение правовых средств, формируются навыки, умение, установки и, в конечном счете, готовность к их практическому использованию.

Не являясь самостоятельным правовым средством, активные элементы правовой культуры (правовые идеи, установки, готовность к деятельности, профессиональное и научное правосознание) включаются в структуру юридической деятельности в качестве ее субъективных элементов.

Во второй теме спецкурса «Правосознание и правовая культура: понятие, структура, уровни» студентам предложено определить структурные элементы правосознания и правовой культуры, их значение и функции в процессе юридической деятельности.

Третья тема «Юридическая деятельность: особенности и виды» представляет для студентов особую сложность ввиду неразработанности в специальной и учебной литературе и авторским подходом к рассматриваемым проблемам.

Деятельность субъектов в правовой сфере рассматривается с позиций поведенческой и психологической специальных правовых теорий. Но главное внимание в спецкурсе уделяется ее изучению в практическом аспекте с точки зрения инструментальной теории права. Акцент здесь делается на определении места и роли правовых средств, правовой культуры в структуре деятельности, возможностям и правилам их использования при практическом решении разнообразных социальных задач. Исходным пунктом при таком подходе служат отправные положения праксеологии, предметом которой является общая теория эффективной организации любой человеческой деятельности. При этом анализ правовых средств и методов деятельности ведется с точки зрения выяснения значимости их для реализации целей и задач деятельности, учета факторов, детерминирующих средства (Котарбинский Т., Зеленевский Я., Цацковский Л.). Применительно к деятельности в правовой сфере это означает, что зная и понимая закономерности функционирования правовых средств в различных типах правового регулирования с помощью специализированного и научного правосознания, правовой культуры, можно предвидеть какие нежелательные последствия могут возникнуть, в какой мере предотвратить их, ослабить или ограничить их воздействие.

Изложенный подход позволил предложить студентам следующее определение юридической деятельности преимущественно в сфере реализации права. Юридическая деятельность – это активное воздействие субъекта на объект (предмет) правового регулирования, осуществляемое в социальных условиях его жизнедеятельности с помощью правовых средств, интериоризированных в правосознании для достижения стоящих перед субъектом целей и решения конкретных социальных задач.

При таком подходе содержание и состав юридической деятельности не исчерпывается ее профессиональными формами: правотворчеством и правоприменением государственно-властных субъектов, а включает в свой состав деятельность граждан (невластных субъектов) по активному использованию правовых средств при реализации права.

Деятельность по использованию и соблюдению права, не требующая активных правовых форм, представлена в виде фактического правомерного поведения, которое с субъективной стороны включает в свой состав преимущественно психологические элементы правосознания. При этом фактическое правомерное поведение в большей степени обеспечивается нравственностью, нравственной культурой.

Правовая активность выражается в правильном выборе юридических средств, их искусном, умелом использовании, преодолении возможных противоречий, коллизий между правовыми средствами в процессе осуществления правомочий в сфере диспозитивного регулирования. специальные юридические действия в составе правовой активности выражаются нередко в институционных правовых формах и установлениях (договоры и специальные протоколы, соглашения по их реализации, письменные формы с условиями сделок, юридически оформленные кредитные отношения, жалобы и заявления, акцепты платежных требований и т.п.), которые являются средствами автономного, индивидуального регулирования. Все это предопределяет включение в состав правовой активности специализированное правосознание и правовую культуру.

Студентам следует показать особый характер и содержание правореализующей деятельности в составе разрешительного регулирования. Особенности правореализующей деятельности заключается в том, что субъекты в процессе реализации права непосредственно используют правовые формы, типовые программы поведения, установления и предписания в юридических нормах обязывающего содержания. Эта деятельность по своему содержанию является организационным выражением реализации права, при которой типовые модели, программы поведения в виде правовых предписаний и конкретных дозволений переносятся с помощью активных действий субъектов в фактические отношения.

Значительными особенностями и своеобразием отличается деятельность субъектов по применению права. Это преимущественно профессиональная правоприменительная деятельность, которая отличается государственно-властным характером, осуществляется в специальных процессуально-процедурных формах и с субъективной стороны включает в свой состав развитые элементы профессионального правосознания и правовую культуру правоприменителей. Результатом правоприменительной деятельности является, как правило, разработка и принятие правоприменительного акта – документа, направленного на разрешение конкретного юридического дела, определяющего меру и объем субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц.

Последующие темы спецкурса (с четвертой по седьмую) определяют место и роль правовой культуры, ее особенности и функции в различных видах юридической деятельности: правовой активности и правореализующей деятельности, правоприменении. Практические занятия по этим темам предусматривают отработку техники юридического письма при составлении разнообразных юридических документов, овладении приемами юридической техники.

Завершающая, восьмая тема, посвящена изучению некоторых вопросов правового воспитания как средства формирования правосознания и правовой культуры: общего и специального. При этом предлагаются специальные средства и приемы преодоления правового нигилизма в процессе правового воспитания. Особое внимание уделяется формированию профессионального правосознания и правовой культуры юристов в учебных заведениях юридического профиля. Студенты знакомятся с государственным стандартом высшего юридического образования и моделью юриста. В заключении обращается внимание на необходимость и пути реформирования юридического образования в современной России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.