Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив и неформальные группы




Социодинамический закон

Существуют различные объяснения притягательности од­них людей и непопулярности других. Известный американ­ский психолог Д. Морено утверждает, что положение чело-

века в системе личных отношений есть величина постоян­ная, аналогичная распределению богатств в обществе и подчиняется так называемому социодинамическому закону. Суть его состоит в том, что каждый человек, в силу особого врожденного свойства «tele», либо привлекает к себе сим­патии других, либо отталкивает людей от себя. Воспитан­ные дети, родившиеся и выросшие в благополучных семьях, обладают мощным «tele» и постоянно привлекают к себе людей. Дети с неблагополучной наследственностью, плохо воспитанные, излучают «tele» очень слабо и поэтому оттал­кивают других от себя.

Подумайте, как это может повлиять на развитие отноше­ний личности и коллектива. Что вы думаете по поводу социодинамического закона?

В любом школьном коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.

В подростковом возрасте неформальные группы приоб­ретают все более устойчивый характер. Как правило, эти группы возникают на основе приятельских отношений, лич­ных симпатий. В старшем подростковом возрасте в нефор­мальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым соста­вом партнеров. Образование таких групп связано с усилива­ющимся в этом возрасте стремлением к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллек­тива, формируется общественное мнение, определяется. ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Особенно велика роль лидирующей группы, ав­торитет которой среди сверстников высок. Нередко она ста­новится эталонной. Таким образом неофициальная структу­ра коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспи­тания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится но­сителем позитивных социальных ценностей и когда она ав­торитетна для ученика, ее влияние обогащает процесс со­циального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива. Однако влияние микрогруппы часто расходится

с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социально­го развития личности затрудняется.

Определение и координация общей направленности вли­яния неформальных объединений на личность не только пе­дагогическая, но и огромной важности социальная пробле­ма, ибо нравственное здоровье подрастающих поколений — забота всего общества. Внимание к классному коллективу должно быть усилено, потому что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное, управляемым. Классный коллектив — это неред­ко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объ­единений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов средств (живого слова, наглядно­сти, личного примера) и становится той естественной сре­дой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками обществен­но полезную деятельность.

VI. Во многих классных коллективах на классных собраниях обсуждают характеристики, составленные самими школьниками. Способствует ли это воспитанию лично­сти в коллективе и формированию положительных вза­имоотношений между членами коллектива? Выскажите свою точку зрения, опираясь на предложенные для ана­лиза альтернативы.

1. Никому не может быть приятно публичное обнажение его недостатков. Указание на недостатки, выражаемое в не­лицеприятной форме, никогда не побуждает желания изба­виться от них. Чувства стыда, озлобления, негодования спо­собствуют тому, что личность сохраняет прежнюю отрица­тельную ориентацию. Поэтому составление таких характе­ристик и их публичное оглашение недопустимы.

2. Если после таких бесед в коллективе появляются недо­вольные, то это способствует не сплочению, а разложению коллектива. В то же время без критики и самокритики ус­пешно развиваться коллектив не может.

3. Характеристики нужны не именные, а усредненные, типа «группового портрета» коллектива. Срез «Какие мы се­годня» никого персонально не обижает, но обнажает все от-

рицательные качества, не одобряемые коллективом. Пусть каждый «примерит» их на себя. После этого коллективу лег­че предъявлять требования к каждому.

4. Характеристики нужны только на нарушителей коллек­тивных норм поведения, на тех учеников, к которым есть серьезные претензии. Пусть они узнают мнение о себе, по­чувствуют отношение товарищей. Претензии за необъектив­ность можно предъявить воспитателю, классному руководи­телю, коллектив в своих оценках не ошибается.

5. Составление коллективных характеристик очень важ­ное и нужное дело. Только так можно научить членов кол­лектива говорить правду в глаза, выслушивать горькую ис­тину от окружающих и считаться с ними. В процессе воспи­тания могут проявиться некоторые отрицательные последствия этой методики, но в конечном итоге регулярное со­ставление и заслушивание коллективных характеристик улучшат взаимоотношения в коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.