Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детская мебель




Эргономика безопасной и комфортной среды для детей

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Детская комната в квартире — это особое место, в котором предполагается учет целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма.

Комната ребенка, вышедшего из грудного возраста, представляет собой мир с особыми размерами и масштабом, обусловленными детской антропометрией {табл. 24).

Обстановка комнаты ребенка в возрасте от 2 до 7 лет в дальнейшем трансформируется с учетом требований подростка, которые уже приближаются к запросам взрослого человека. Предпочтительна ориентация детской комнаты окнами на юг или юго-восток.

Комната маленького ребенка представляет собой целую Вселенную, в которой ребенок получает первые навыки ее освоения. Вселенную, являющуюся источником получения тактильных навыков, развития мелкой моторики, расширения круга знаний, получаемых в безопасных и удобных условиях.

 

Детская комната предназначена для осуществления в ней самых разнообразных функций — это и пространство для сна, игр, развития интеллекта, хранения необходимых вещей, а также одежды, игрушек, книг и прочего материала для развития и образования малыша, установки спортивных или игровых комплексов.

Двигательная активность ребенка по продолжительности в течении дня занимает не менее 50 % времени бодрствования.

 

Таблица 24. Зависимость роста и веса детей от их возраста

Возраст, лет Вес, кг, мальчики Вес, кг, девочки Рост, см, мальчики Рост, см, девочки
  12,4—13,7 11,7—14,1 85—92 82—90
  13,7—15,3 13,1—16,7 92—99 9>-99
  15,3—18,9 14,4—17,9 99—107 96—106
  17,4—22,1 16,5—20,4 105—116 104—114
  19,7—24,1 19,0—23,6 111—121 111—120
  21,6—27,9 21,5—27,5 118—129 118—129

 

 

Мебель, находящаяся в комнате ребенка, должна соответствовать его анатомической структуре и антропометрическим данным.

На рис. 71 представлены основные параметры детей дошкольного возраста, а соответствующие им размерные характеристики приведены в табл. 25 в соответствии с различными ростовыми группами.

При проектировании отдельных зон в детской комнате — пространства для занятий, игр, хранения вещей и игрушек и т.п. — можно использовать универсальные основы эрго-дизайнерского проектирования, изложенные в разделе проектирования рабочих пространств.

При определении компоновочных и габаритных размеров пространств в комнате ребенка особенно важно сохранить для него ощущение доступности всех элементов в комнате, удобства подхода к мебели, открывания дверок, выдвигания ящиков, чувство его равноправного существования наряду со взрослым человеком и т.д. (рис. 72).

 

Ширина спинки стула, толщина крышки стола и т.п. должны учитывать возможность свободного их обхвата рукой ребенка.

Детская мебель должна соответствовать всем требованиям безопасности, быть экологически чистой, не должна иметь острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.д.). Поверхности мебели должны быть гладкими, хорошо отшлифованными, без ворсистости, легкими и доступными для проведения уборки.

При использовании мебели с трансформируемыми элементами в шарнирных соединениях должны быть предусмотрены фиксирующие устройства.

 

 

Рис. 71 (А). Основные параметры тела ребенка дошкольного возраста в положении стоя и сидя

 

 

 

Таблица 25. Антропометрические данные детей

(пробел означает отсутствие конкретного значения)

№ п.п. Наименование Ростовые группы (размер, см)
70—79 80—89 90—99 100—115 115—130 130—145
  Рост без обуви 75,3 83,8 93,1 106,6 120,6  
  Высота от пола до линии плеч 57,5 63,8 71,1   97,4 ИЗ
  Поперечный размер тела на уровне   23,1 24,5 25,8 28,3 31,9
  плеч            
  Окружность головы 50,4 51,7 52,6
  Высота от пола до вытянутой вверх   88,5 101,6 123,2 142,3 178,2
  руки            
  Длина руки   30,2 34,4 45,1 55,5 65,2
  Длина предплечья с кистью   20,5 22,8 26,8 31,1 36,3
  Длина плеча   9,7 11,6 18,5 24,6 28,9
  Длина ноги     57,9 66,7 137,9
  Ширина стопы 6,6 6,8 7,2
  Длина стопы   17,9 19,2
  Передне-задний размер грудной     15,9 15,9   18,5
  клетки            
  Высота от пола до локтя стоя   50,4 56,7 65,3 74,3 84,5
  Высота от пола до линии глаз 66,6 74,4 82,9 96,1 110,9  
  Высота от сидения до линии глаз   41,6 44,3 48,8 54,5 61,9
  Длина голени со стопой до колена   25,2 29,6 33,6 38,9 45,3
  Длина бедра до подколенной ямки   20,1 23,1 27,3 31,5 35,8
  Длина бедра до колена   25,8 28,3 28,3 33,1  
  Высота гребня подвздошной кости   11,6 12,6 14,1   18,3
  от сиденья            
  Высота поясничного изгиба   14,3 15,5   19,2 21,3
  Высота угла лопаток от сиденья   24,5 25,7 27,2 30,6 33,9
  Рост сидя     54,5 59,4 64,2 71,9
  Высота от сиденья до линии плеч     33,1 36,3   46,9
  Высота от сиденья до локтя.   15,4     16,4 18,4
  прижатого к телу            
  Расстояние между расставленными   33,1 33,6 43,5 49,4 53,6
  локтями            
  Ширина таза   18,5 20,4 21,9   27,5

 

 

 

Таблица 26. Зависимость высоты письменного стола и стула от роста ребенка

Рост ребенка Высота сиденья стула Ширина сиденья стула Высота стула Высота верхнего края спинки
90—99 24,0 25,0 43,5 17,5
100—109 27,0 28,5 47,3 18,5
110—119 30,5 30,0 52,0 20,0
120—129 33,5 33,0 56,5 21,0

 

При размещении настенной визуальной информации в детской комнате нужно учитывать особенности восприятия ребенка.

Оптимальный угол восприятия в вертикальной плоскости лежит в пределах 0—30°, допустимый угол — 30° вверх и 40° вниз от линии взора.

Наилучшее восприятие обеспечивается в условиях, когда изображение перпендикулярно лучу зрения в пределах 30°.

В связи с этим вся визуальная информация должна располагаться в пределах оптимальной зоны видения {рис. 73, табл. 27).

В пределах угла 50—60° (зона неясного различения формы) информация воспринимается периферийным зрением, для точного ее рассмотрения необходимо перевести взгляд.

 

Ребенок

Взрослый человек

Рис. 73. Основные визуальные данные:

а — основные визуальные данные; б — оптимальные зоны видения в вертикальной плоскости; 1 — верхний предел зрительного поля; 2 — оптимальное движение глаз; 3 — усредненная линия зрения; 4— нормальная линия взгляда стоя; 5 — оптимальное движение глаз; б — нижний предел зрительного поля

Таблица 27. Основные визуальные данные

№ п.п. Наименование Зоны видения, см
детей дошкольного возраста (по росто-возрастным группам) взрослого человека
80—115, 2—3 года 80—115; 3—4 года 90—130; 4—5 лет 90—145; 5—6 лет 100—145; 6—7 лет
  Оптимальная зона видения в верти­кальной плоскости            
  Верхний уровень максимальной зоны            
  Максимальная зона видения в вер­тикальной плоскости            
  Верхний уровень максимальной зоны видения            
  Нижний уровень максимальной зоны видения            
  Верхний уровень досягаемости руки 85,5 101,6 123,2 142,3 178,2 198,2

 

В детской комнате, помимо общего освещения, следует предусмотреть т.н. «дежурный свет» в виде настольной лампы или бра.

Светильники-ночники создают минимальный уровень освещенности и помогают ориентироваться ребенку в случае его внезапного пробуждения.

Выключатель света следует размещать на высоте 114 см от чистого пола,

что позволяет ребенку самому включать и выключать свет по своему желанию.

При выборе цветового решения, акцентов и деталей необходимо помнить, что в возрасте 5—9 лет красный (у девочек — пурпурный и розовый) — самый предпочтительный цвет; от 9 до 11 предпочтение отдается оранжевому, желтому и зеленому, а по мере развития абстрактного мышления к 12 годам предпочтение отдается синему цвету.

При этом надо помнить об общем спокойном цветовом климате в детской комнате и обширные поверхности оформлять в светлых тонах, а цветовые акценты использовать в элементах меньшей площади. Рабочие поверхности столов для занятий и игр также должны быть нейтральными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.