Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие костных рыб




Класс Костных рыб включает более 20 тыс. современных видов. Они обитают в самых разных водоёмах: морях, океанах, реках, озёрах, прудах, ручьях.

Рыбы приспособлены к разным условиям водной среды. Живут в водоёмах с разной степенью солёности, избегая лишь пересыщения солью. Населяют воды с разным температурным режимом: рыбы–холоднокровки (ледяная, сабля) обитают в водах с температурой около 0оС. Некоторые пресноводные виды (караси) способны выживать при зимнем промерзании водоёмов. Встречаются рыбы в горячих источниках (из сем. Карпозубообразных). Они по-разному требовательны к содержанию в воде кислорода. Костные рыбы освоили разные глубины мирового океана и водяные потоки с разной скоростью перемещения воды.

Представители этого класса чрезвычайно разнообразны по своему внешнему облику и образу жизни. По характеру связей со средой обитания среди рыб выделяют различные экологические группы (жизненные формы). Различают морских и пресноводных рыб. В морях мирового океана живёт большинство сельдей, тресковых (пикша, минтай, навага, треска), тунцы, скумбрии, саргановые рыбы, камбалы, парусники, иглобрюхи и многие другие. Пресные водоёмы умеренного климата населены представителями карпообразных (краснопёрка, сазан, толстолобик, пескарь, карась, сом, вьюн и др.). Здесь также живут окуневые (окунь, судак, ёрш), колюшковые. В тропических водах разных континентов живут многопёры, пираньи, панцирники и пр. Есть виды, занимающие промежуточное положение – это проходные рыбы. Они обитают то в пресной, то в солёной воде в зависимости от биологических потребностей: например, осетровые и лососевые рыбы идут на нерест из морей в реки, совершая анадромные миграции, а речные угри для нереста плывут из рек в океаны, их миграции называют катадромными.

Внутри водоёма одни рыбы держатся в толще воды (нектонные, пелагические), другие – близ дна (придонные, бентосные). Место обитания накладывает отпечаток на внешний облик рыбы. Поэтому выделяют разные экологические типы рыб. Нектонные (пелагические) рыбы отличаются быстроходностью и хорошей плавучестью. Их удлинённое тело имеет торпедообразную форму (парусники, скумбрии, тунцы) или сильно сплюснуто с боков (сельдеобразные). Рыбы быстро плавают благодаря частым боковым колебательным движениям задней части тела, хвоста и хорошо развитому хвостовому плавнику. Некоторые лососевые рыбы преодолевают стремительные встречные потоки воды и успешно продвигаются вперёд. Скорость движения охотящегося парусника превышает 100 км/ч, лосося – выше 20 км/ч.

Есть среди пелагических рыб виды не способные развивать большую скорость самостоятельно. Они «пристраиваются» к телу быстро плывущей рыбы (лоцманы) или прилипают к ней (рыбы-прилипалы).

Быстрому движению у некоторых рыб помогают удлинённые парные плавники. Их используют сарганообразные летучие рыбы. Спасаясь от хищников они выскакивают из воды и планирующим полётом преодолевают более 200м.

Многие нектонные рыбы ведут стайный образ жизни, обладают согласованным поведением и хорошо маневрируют в воде.

Придонные (бентосные) рыбы медлительны, чаще ведут одиночный образ жизни. Их тело или сильно уплощено, как у камбалообразных, или удлиненно и ближе к хвосту сжато с боков, как у сомов, вьюнов, мурен. У них разрастаются спинной и анальный плавники, их волнообразные движения участвуют в медлительных перемещениях этих рыб близ дна. У некоторых придонных рыб видоизменённые грудные плавники позволяют быстро перемещаться («ползать») по дну (морские петухи, скорпены, бычки).

Специфическими приспособлениями обладают и глубоководные (абиссальные) виды рыб. По характеру питания выделяют: 1) активных хищников (крупные осетровые, парусники, тунцы и др.), 2) планктоноедов (сельди, анчоусы, луна-рыба), 3) придонных бентосоедов (камбалы, угри, удильщики). В пресных водоёмах активными хищниками являются судаки, щуки, окуни; поедают планктон – плотва, краснопёрка, а другие карповые извлекают пищу, копаясь в грунте дна, есть среди них и растительноядные виды.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите ведущие морфологические особенности, определившие прогрессивное развитие надкласса Рыбы.

2. Какие черты характеризуют надотряд Двоякодышащих?

3. Охарактеризуйте роль кистепёрых рыб в последующем выходе позвоночных на сушу.

4. Приведите примеры рыб разных экологических групп.

 

 

Занятие 15

Тема: Внешнее и внутреннее строение земноводных. Многообразие амфибий в связи с условиями жизни

 

Надкласс четвероногие, или наземные позвоночные

(tetrapoda)

Четвероногие, или наземные – это позвоночные, которые освоили наземную среду обитания – земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. В строении этих животных прослеживаются изменения, отражающие приспособленность к наземной, воздушно-сухой среде.

 

 

Рис. 17. Схема строения лёгких у позвоночных:

а, б – хвостатые амфибии, в – бесхвостые амфибии, г – чешуйчатые рептилии, д – крокодил и черепаха, е – птицы, ж – млекопитающие, 1 – бронхи, 2, 3 – брюшные и спинные ветви бронха, 4 – легочные альвеолы, 5 – легочные трубочки, 6 – сообщение лёгких с воздушными мешками.

В отличие от рыб земноводные имеют:

1) легочное дыхание (рис. 17),

2) формируются хоаны – сквозные ноздри,

3) парные конечности – пятипалые (утрата конечностей имеет вторичный характер – змеи, некоторые ящерицы),

4) тело стало более дифференцированным, например, выделился шейный отдел,

5) два круга кровообращения.

 

Класс земноводные (amfibia)

Класс амфибий объединяет первых наиболее примитивных наземных позвоночных – это позвоночные не имеющие зародышевых оболочек – Anamnia. В этом классе хорошо заметны черты перехода от водного образа жизни к наземному:

1) развитие яиц (икры) происходит только в воде,

2) личинки имеют жабры,

3) после метаморфоза взрослые особи, как правило, живут на суше, взрослые особи обычно имеют лёгкие (некоторые используют только кожное дыхание и не имеют лёгких – когтистый тритон, исполинская саламандра, а аксолотль – жабры),

4) кожа у современных видов без чешуи, участвует в дыхании,

5) не защищена от высыхания,

6) имеют трёхкамерное сердце, частично разделяющее кровь на венозную и артериальную,

7) два круга кровообращения,

8) передвигаются с помощью пятипалой конечности,

9) живут недалеко от водоёмов и зимуют в воде.

 

Представитель лягушка (rana)

Задания:

1. Изучить и записать в рабочую тетрадь систематику земноводных.

2. Рассмотреть: внешнее строение – расчленённость тела на голову и туловище, передние и задние конечности, голую слизистую кожу, отверстие клоаки, внешние и внутренние ноздри (хоаны), глаза с тремя подвижными веками, барабанную перепонку, резонаторы (у зелёных лягушек), височное пятно (у бурых лягушек), ротовое отверстие, язык, евстахиевы трубы. Внутреннее строениепищеварительную систему – ротоглоточную полость, зубы, пищевод, желудок, двенадцатипёрстную, тонкую и прямую кишки, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу. Органы дыхания – гортанную щель, гортань, бронхи, лёгкие. Кровеносную систему – трёхкамерное сердце (два предсердия и желудочек), брюшную аорту, две системные дуги аорты, передние полые вены, заднюю полую вену, два круга кровообращения. По рисунку проследите схему циркуляции крови. Органы выделения – почки, мочеточники, мочевой пузырь. Органы размножения – семенники, семяпроводы, семенные пузырьки, яичники, яйцеводы, жировые тела. Центральную нервную систему – головной мозг (большие полушария переднего мозга с обонятельной долей, промежуточный мозг, зрительные доли среднего мозга, мозжечок, продолговатый мозг), спинной мозг.

3. Зарисовать: схему кровеносной системы личинки земноводных и взрослых животных, головной мозг, общее расположение внутренних органов самки лягушки.

4. Выполнить в рабочих тетрадях задание 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.