Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.). Храмы отличаются друг от друга размерами (как правило, небольшие), пропорциями, декорацией фасадов, то есть своим внешним обликом




Храм на 4-х колоннах:

Храмы отличаются друг от друга размерами (как правило, небольшие), пропорциями, декорацией фасадов, то есть своим внешним обликом, но отнюдь не принципами конструкции организации внутреннего пространства. Тяжелые подкупольные опоры и какие-либо стены внутри наоса исчезают, их заменяют четыре изящные колонны, поддерживающие купол как балдахин.

Колонна превращается в основной конструктивный и композиционный элемент. Благодаря этому интерьер делается прозрачным и легким. Его зальный характер стали несовместимы с хорами, так как их уровень пересек бы колонны. Поэтому обычно хоры в таком храме либо исчезают, либо остаются только над нартексом, а на северной и южной сторонах превращаются в маленькие угловые капеллы, размещенные высоко, на уровне сводов.

Цельность внутреннего пространства сочетается с отчетливостью его построения; основные его уровни отмечены тремя резными мраморными карнизами, опоясывающими все здание.

Благодаря множеству больших окон, расположенных на всех стенах и во всех ярусах, интерьер залит обильным и ровным светом.

В основе такой архитектурной композиции лежит гармония, симметрия, спокойное чувство классики. В нижних уровнях здания нет никаких весомых материальных форм (лишь четыре гладкие полированные колонны), которые могли бы приковать взгляд. Все ритмическое чередование очертаний арок и сводов находятся вверху.

Наряду с большим зальным подкупольным центром, которым по существу становится почти весь храм, в нем существуют и маленькие пространственные ячейки, компактные и замкнутые (апсиды, угловые приделы второго яруса, нартекс и галерея над ним). Все они связаны через крутые арки, тройные аркады, высокие двери, узкие ниши.

В наружном облике здания вместе с ясностью и стройностью форм присутствует декоративная цветная кладка (розовая и белая) из кирпича на растворе, иногда чередующегося с рядами камня, - простая и ровная, идет ритмичными рядами. Вместе с тем стена расчленена столь разнообразными элементами (окна, ниши, колонки, граненые апсиды, мраморная ажурная резьба), что кажется утоньшенной и легкой. Огромные трехчастные окна усиливают - традиция еще юстиниановской архитектуры - усиливают это впечатление, делают стену как бы совсем бестелесной.

Наряду с ощущением цельного пространства и объема зданий в этой архитектуре возросло значение малых форм (глухие ниши на наружных стенах, мелкое гранение апсид), предназначенных только не только для декоративного эффекта, но и для снижения грузности материи.

Греческие храмы этого типа имеют еще более пеструю нарядную кладку – красно-желто-белую, также в них преобладает архитектурный декор.

 

 
 

Церковь Богородицы монастыря Осиос Лукас в Фокиде, середина X в.

 

· лучше всего сохранившийся образец типа храмов на четырех колоннах

· несомненно - участие в его создании константинопольских мастеров

· храм построен на месте погребения святого

· компактность, симметрия, пластическая определенность, граненность объемов, цельность композиции - вот главные черты

· нет апсидиолей (помещение или ряд помещений, полукруглых или многогранных в плане, примыкающих к апсиде)

· выделение рукавов креста на боковых фасадах (можно вспомнить храм в Скрипу, в XII в. такая форма известна в храме Иоанна Крестителя в Константинополе)

· в арках - стремление к дробному, ажурному узору; узор наложен на ровные поверхности стен, поребрик - образуется двумя горизонтальными рядами плинфы, легкая подковообразность арок

· рукава креста перекрыты на два ската

· клуазоне - камень заключен в оправу из кирпича (похоже на технику перегородчатой эмали) – декорация элладской школы; это художественная обработка стены, а не архитектурная

· на этих кирпичах есть рисунки, похожие на арабский шрифт - пуфи

· узкие тройные, преимущественно двойные окна – характерно для провинции

· есть виммы, сложный большой нартекс (предшественник 14 в.) двухъярусная входная открытая галерея

· в барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов.

· нет не первого карниза, не второго

· в капителях колонн раскрашены некоторые элементы

· роспись этого времени не сохранилась

 

 

 
 

Церковь Богородицы Халкеон в Фессалониках 1028 г.

 

· близок столичным образцам и подчеркнутой пластикой фасадов, и сложностью, многосоставностью внешнего облика

· нет апсидиолей

· двускатная кровля (высокие 2-х угольные щипцы) + позакомарное покрытие

· граненые и полукруглые апсиды

· двойные и большие одиночные окна

· на фасаде есть колонны

· храм выглядит двухэтажным: из-за двухъярусности декорации верхняя часть получает облик самостоятельного объема, нижний ярус превращается в нижний этаж

· членение фасадов (как Мирелейоне) создается нишами, при этом число профилей сильно варьируются

· двухъярусная форма барабана явно обусловлена желанием согласовать ее с композицией основного объема

· от константинопольских построек храм отличает большая массивность стен, некоторая граненность

· над нартексом имеются довольно высокие хоры, они поднимаются до верха рукавов креста, над хорами поставлены две световые главы

· храм украшен лопатками и полуколоннами

· форма алтаря здесь сложная - перед апсидами существуют специальные алтарные ячейки - но снаружи они не выявлены; стены между апсидами разделены проходами так, что образовались Т-образные опоры

· на фасадах отсутствует узорная кладка, но возможно, раз есть вынос карниза и поребрика - изначально существовала дополнительная декоративная отделка стен

· храм не имеет галереи

· внутри – нет второго карниза (обычно на уровне капителей первый карниз, потом идут малые подпружные арки, потом второй карниз, а под барабаном третий – правило Муцопулоса)

· плохо сохранившиеся росписи

 

 

Церковь св. Апостолов на Агоре в Афинах начала XI в.

· церковь Святых Апостолов была построена на руинах древнеримского храма 2 века, посвященного нимфам (нимфейон), однако в основе восточной части храма лежит фундамент обычного жилого дома

· храм на 4 колонках, с другой стороны афонский триконх (храм на 4 колонках, где к рукавам креста приставлены полукруглые ниши)

· церковь имеет два притвора, достроенные несколько позже, приближающие форму церкви к П-образной, придавая ей еще большей уравновешенности, северный притвор церкви был расширен, чтобы обустроить здесь саркофаг, в котором, вероятно, был похоронен меценат прихода

· в 20 в. храм реставрировался

· клуазоне - кирпич в камне (что схоже с техникой перегородчатой эмали) – художественная обработка стены, а не архитектурная

· плитка на внешних стенах украшена декоративными куфическими узорами.

· сочетание двойных и тройных окон (например, на граненой апсиде)

· 8-ми гранный купол поддерживается четырьмя коринфскими колонами

· нартекс перекрыт двускатной кровлей – характерно для провинции

· пол с пересекающимися кругами

· частично сохранилась мраморная алтарная преграда

· обозримость внутреннего пространства

· интерьер храма украшен поствизантийскими фресками (которые были принесены из разрушенной церкви Святого Спиридона)

 

 

Капникарея (Панагия) в Афинах 1060-1070-е гг.

· построен на руинах древнего храма, который был посвящен богине Афине или Деметре

· храм состоит из трёх соединенных между собой частей. Первая и наибольшая часть относится к 1050 году и посвящена введению Богородицы в храм. Куполообразная часовня была пристроена позже и посвящена Святой Варваре. Внешний притвор изначально был сооружен как открытый портик, но потом переделан в небольшое крыльцо с двумя колоннами

· угловые ячейки перекрыты уже не крестовым сводом, а цилиндрическим

· храм маленький

· вместо клуазоне рельефные плиты в верхней части – кресты, сцены терзания, крылатые существа (возможно, содрали с алтарной преграды)

· 3 граненые апсиды, центральная выделяется

· внутри есть мраморный декор

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.