Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование архитектурных шаблонов




Мы уже отмечали выше актуальность интеграции приложений и использования общих компонент информационных систем (сервисов). Отражением этого факта является существующая тенденция выделения данных аспектов в отдельные области архитектуры предприятия. Существенную роль при реализации этих областей играют стандартизованные элементы.

Подобно тому, как проект здания может включать в себя элементы ранее созданных конструкций, так и реализация поддержки бизнес-процесса в информационной системе может использовать уже известные фрагменты программного кода и/или типовые конфигурации оборудования. Это позволяет, с одной стороны, значительно сократить сроки выполнения решения, с другой – уменьшить риски за счет использования фрагментов, проверенных на практике. Фактически речь идет о выборе и использовании подходящих шаблонов (patterns). Английский термин " pattern " имеет различные варианты перевода, в том числе "образец", " шаблон " и т.п. В данном случае мы будем использовать русский термин " шаблон ", оставляя кальку " паттерн " для обозначения аналогичных объектов в области программной архитектуры. Шаблоны являются как бы проверенными способами построения какой-то части системы.

Одним из удачных определений шаблонов является следующее: " Шаблон – это общее решение некоторой повторяющейся проблемы в определенном контексте" [4.34].


Рис. 7.7. Шаблон – решение проблемы в контексте

То есть важным аспектом, связанным с шаблонами, является то, что они сопровождаются определенными обоснованиями того, почему данное решение является хорошим в условиях заданного контекста. Шаблоны являются следующим шагом в понимании и применении моделей. Шаблон показывает, что делает некоторую модель хорошим решением и как создать некоторое решение для определенной проблемы.

Осознание важности шаблонов привело к тому, что, например, методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного "слоя" архитектуры.

Использование шаблонов имеет явные корни в строительной архитектуре. Определяющий вклад в формирование исходного понятия " pattern " принадлежит известному архитектору Кристоферу Александеру. В своей фундаментальной работе 1987 года [4.35] он выделил более 250 типовых архитектурных решений, таких как лестницы, альковы, связи между офисами и др. Согласно Александеру, каждый такой прототип фактически определяет рекомендуемое решение отдельной проблемы в фиксированном контексте. В оригинале Александер выделяет контекст, воздействующие силы и особенности применения данного шаблона. В соответствии с аллегорическим комментарием Коупа, описание шаблона – это пьеса. Контекст задает место действия и определяет актеров, силы плетут заговор, найденное решение обеспечивает Катарсис.

Исходной целью этих работ Александера была не разработка каких-то новых идей, а, напротив, анализ накопленного опыта строительства – как отдельных зданий, так и целых городов – с целью выявления удачных архитектурных решений и способствовавших этому факторов. Конечно, критерии определения удачности в данной области во многом субъективны, так как зависят от общества, использующего данные постройки. В области информационных технологий такими критериями могут быть полнота выполнения требований, долговечность, эффективность реализации, а также, в соответствии с [4.36], ориентация, прежде всего, на расширение, а не на ограничение возможностей организации. Еще одним важным понятием из строительной архитектуры, которое нашло свое отражение в сфере информационных технологий, стал язык шаблонов (Pattern Language). В соответствии с определением Коупа, он является коллекцией взаимодействующих между собой шаблонов, образующих систему.

В приведенном выше определении шаблона имеется три ключевых словосочетания:

· Общее решение. Это означает, что шаблон не дает полного законченного решения. Он, скорее, определяет класс проблемы и то, как эта проблема может быть решена с использованием определенного подхода, с демонстрацией аргументов в пользу этого подхода. Сила шаблона состоит в том, что он сформулирован на достаточно высоком уровне абстракции, чтобы быть использованным в большом количестве ситуаций;

· Повторяющаяся проблема. Это означает, что шаблоны используются в тех случаях, когда проблема не является уникальной, и они наиболее полезны для решения часто встречающихся проблем;

· Определенный контекст. Это означает, что шаблон обеспечивает решение проблемы, границы которой в общих чертах определены. Понимая условия, в которых предлагаемое решение в форме шаблона является хорошим, вы далее строите свое собственное решение на основе этого шаблона.

В области информационных технологий первоначально шаблоны получили признание в области программной архитектуры. В широко известной работе группы авторов [4.37] (которых в англоязычной литературе по числу авторов книги часто называют "бандой четырех") описаны типовые конструкции для объектно-ориентированных языков программирования, таких как C++. Большое количество ссылок по данной тематике и примеров приведены на http://www.patterns.com. Но оказывается, что понятие шаблона оказывается весьма эффективно и в области архитектуры предприятия в целом!

В отношении информационных технологий можно сказать, что шаблоны являются логическими моделями технологий: это проектировочные идеи, которые могут быть многократно использованы в рамках предприятия в целом [4.38]. Как правило, эти решения служат, в каком-то смысле, индустриальными стандартами и обычно существуют продолжительное время. Их можно рассматривать как некоторые схемы, которые определяют компоненты решения, т.е. логический уровень проектирования (например, сервер данных или сервер приложений), и которые показывают роли, взаимодействия и связи компонент на этом уровне абстракции.

Когда мы говорим о шаблонах, то речь не идет о конкретных моделях аппаратного или программного обеспечения. Как проиллюстрировано рисунком 7.8, интерес представляет другое: как серверы взаимодействуют между собой и как они совместно обеспечивают работу с системой клиента, использующего персональный компьютер? Какие роли играет каждый компонент? Какие типы коммуникаций необходимы между ними?


Рис. 7.8. Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой

Важность шаблонов для архитектуры предприятия в целом обусловлена следующими причинами:

· если используются корректные шаблоны, то вероятность получения адекватно работающей физической реализации архитектуры возрастает;

· разработка и использование шаблонов в рамках предприятия в целом обеспечивает преимущества, связанные с их многократным использованием для решения различных проблем. Это дает архитекторам возможности по использованию опыта и стандартизации решений при создании новых систем;

· использование шаблонов отделяет логический уровень от физического уровня архитектуры. Это позволяет создать долговременно работающие решения и придает гибкость, поскольку на последующем этапе эти достаточно постоянные конструкции могут быть связаны с конкретными технологическими решениями.

Можно сказать, что архитектурные концепции (методики) и шаблоны являются двумя инструментами для успешного, быстрого, эффективного с точки зрения затрат создания моделей и реализации систем с минимальными рисками. Принято идентифицировать шаблоны, которые относятся к различным доменам архитектуры (бизнес-шаблоны, шаблоны инфраструктуры и т.д.) и различным уровням абстракции архитектуры.


Рис. 7.9. Архитектура, шаблоны и модели

В рамках предприятия целесообразно создать репозиторий шаблонов. Характерное для предприятия число различных шаблонов составляет порядка 30. Это включает шаблоны использования унаследованных и старых клиент/серверных систем, модели для будущей архитектуры (например, сервис-ориентированной) и т.д.

Описание шаблонов может выполняться с различной степенью детализации и соответствия реальным условиям. В зависимости от этого уровня можно рассматривать элементы языка шаблонов различной степени абстракции – идиомы, шаблоны дизайна (design patterns) и рамочные модели (frameworks). При этом идиомы представляют собой шаблоны самого "низкого уровня", которые зависят от конкретной технологии. Шаблоны дизайна обладают определенной независимостью, но в то же время не могут рассматриваться как система в целом. Хорошим примером являются шаблоны стандартных классов. Например, понятие "Фабрики Объектов" в объектно-ориентированных приложениях, вообще говоря, не зависит от выбора конкретного языка программирования и может быть реализовано схожим образом и на С++, и на Java. Наконец, рамочные модели представляют собой "частично законченные" системы, которые либо демонстрируют наиболее принципиальные элементы реализации, либо являются полностью работоспособными системами для определенных упрощенных, ограниченных или идеализированных внешних условий. Эти модели могут быть использованы как основа для специализированных доработок, а также для быстрого создания модели системы в целом на основе таких отдельных компонент.

Далее концепция шаблонов была расширена и в область инфраструктуры, так что теперь можно вести речь о соответствующих комплексных программно-аппаратных решениях. Для нашего рассмотрения наибольший интерес представляют шаблоны достаточно высокого уровня. Применение таких решений значительно облегчает задачу реализации новых элементов информационных систем. Каждый такой шаблон может объединять конкретное прикладное ПО, операционную систему, сервер СУБД, аппаратную платформу или несколько распределенных платформ, интерфейсы, метаданные и т.п. Типичными примерами являются шаблон B2B (Business-to-Business) для взаимодействия с Клиентами/Поставщиками или B2E (Business-to-Employee), описывающий взаимодействие между информационной системой и сотрудниками.

Инфраструктурные шаблоны можно определить как стандартизированный набор требований, компонент и сервисов, которые в совокупности формируют необходимую адекватную инфраструктуру для данной прикладной системы и реализации логики бизнес-процессов [4.39]. Рисунок 7.10 иллюстрирует общее определение инфраструктурного шаблона в форме многоуровневой классификации функций и примерного списка технологических компонент на каждом уровне.


Рис. 7.10. Пример инфраструктурного шаблона

Организация инфраструктуры с помощью набора шаблонов позволяет единообразно определять компоненты и функциональные возможности, в результате чего эта часть ИТ-инфраструктуры может многократно использоваться для различных типов прикладных систем, имеющих общие требования к инфраструктуре. Это соответствует тому принципу, который мы сформулировали в "Архитектура приложений", когда говорили о том, что различные стили и типы прикладных систем и бизнес-процессов предъявляют различные требования к инфраструктуре. Таким образом, вместо того, чтобы строить инфраструктуру для каждого приложения, ее разрабатывают как набор нескольких шаблонов, каждый из которых оптимально предназначен для определенной группы прикладных систем так, как показано на рис. 7.11.


Рис. 7.11. От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны

Большой интерес при создании бизнес-архитектуры предприятия представляют бизнес-шаблоны. В соответствии с [4.34] описание бизнес-шаблона включает:

· описание поддерживаемой бизнес-функции;

· данные, которые требуются для выполнения описанной бизнес-функции;

· бизнес-компоненты, которые являются представлением данных и функций бизнеса на языке информационных технологий;

· возможно, описание инфраструктуры, которая необходима для поддержки функций, данных и компонент.

Заинтересованным в этом вопросе читателям мы рекомендуем статью [4.34], которая опубликована в журнале Microsoft, посвященном вопросам архитектуры; в электронном виде публикацию можно найти по адресуhttp://msdn.microsoft.com/architecture/journ/.

В качестве другого примера рассмотрим возможности предложенных компанией IBM "шаблонов для электронного бизнеса" [4.40].

Так как практически все приложения для электронного бизнеса сталкиваются с необходимостью решения таких вопросов, как масштабируемость, надежность, доступность, безопасность, то представляется, что использование относительно небольшого числа стандартизованных решений может оказаться полезным. Эти решения можно, в свою очередь, подразделить в зависимости от уровня абстракции – соответственно на бизнес-шаблоны, архитектурные шаблоны, шаблоны уровня приложений и т.п. При этом:

· бизнес-шаблоны (Business pattern) предназначены для описания взаимодействия между участниками процесса;

· шаблоны дизайна (Design pattern) отражают внутреннюю компонентную структуру системы;

· шаблоны уровня приложений (Application pattern) определяют различные варианты взаимодействия между пользователями, приложениями и данными в системе, а также соответствующий прототип уровня выполнения;

· шаблоны уровня выполнения (Runtime pattern) описывают привязку компонент системы к физическим узлам и определяют конкретные возможные продукты и их комбинации.

В соответствии с предлагаемой схемой выделяются 4 основных бизнес-шаблона (см. табл. 7.1).

Таблица 7.1. Модель шаблонов электронного бизнеса IBM  
Интегрированный доступ Cамообслуживание (U2B- User-to-Business) Интеграция приложений  
Cотрудничество (U2U – User-to-User)  
Агрегированная информация (U2D – User-to-Data)  
Расширенное предприятие (B2B - Business-to-Business)  

Кроме этого, выделяют также два служебных шаблона: соответственно интеграции доступа и интеграции приложений.

Эти шаблоны предназначены для описания таких типовых областей, как:

· интерактивная – взаимодействие пользователя с предприятием (например, продажа товаров и услуг не по каталогам) – U2B;

· программное взаимодействие между приложениями различных предприятий (B2B);

· коллективная работа пользователей, включая электронную почту, обмен мгновенными сообщениями, общие форумы и т.п. – U2U;

· поиск информации в каталогах и базах данных, анализ данных, подписки – U2D;

· взаимодействие между приложениями "в рамках предприятия", в том числе и не обязательно с использованием web-интерфейсов;

· централизованный доступ к системе на уровне выбранного интерфейса (портал) или на более общем уровне (Web, речевая телефония, мобильные устройства и т.п.);

· обеспечение безопасности.

Шаблоны могут быть использованы по отдельности или в комбинации при реализации более сложных комплексных решений. Для идентификации классов этих решений общеупотребительным стали аббревиатуры, использующие сходное звучание в английском языке цифры 2 и отношения между двумя сторонами – системы типа B2B, B2C и т.д. Например, традиционный электронный магазин (B2C) может включать элементы прототипов U2D (User-to-Data – работа пользователя с каталогом товаров), U2B (User-to-Business – оформление заказа), U2U (User-to-User – консультация у продавца или обращение в службу поддержки).

Для реализации на практике единой архитектуры предприятия особое значение приобретают шаблоны интеграции приложений. Прежде всего, стоит выделить две категории, связанные с уровнем реализации взаимодействия, – интеграция на уровне процессов и интеграция на уровне данных. Первая категория используется, если данные из одного процесса непосредственно используются в другом процессе, связанном с первым. Примером может служить использование средств обмена сообщениями для гарантированной доставки данных из филиала банка в центральное отделение. Другая категория связана с синхронизацией данных между несвязанными непосредственно между собой процессами (например, загрузка агрегированных данных из системы биллинга клиентов в систему управления маркетингом).

Собственно шаблоны строятся на основе набора предварительно определяемых общих служб, которые могут входить в шаблон в необходимой комбинации. Примерами таких общих служб могут являться:

· преобразование данных (в частности, объединение/разделение, подстановки, округления, перевод c языка на язык, использование XSL для преобразования XML->XML и т п);

· маршрутизация сообщений (в том числе оптимизация маршрута, мультипликация /демультипликация для доставки один-ко-многим, динамическая маршрутизация в зависимости от содержания и т.п.);

· гарантированная доставка;

· репозиторий сообщений и метаданных;

· управление транзакциями, в том числе распределенными;

· планирование задач и активностей;

· журналирование и аудит;

· управление нагрузкой (в том числе поддержка кластеров, динамическая балансировка, горячая замена и т.п.);

· управление системами, в том числе обнаружение ошибок, мониторинг параметров;

· служба каталогов;

· безопасность, включая шифрование данных.

Аналогичные архитектурные шаблоны в терминологии Microsoft представляют собой Решения уровня предприятия [4.41]. Они группируются в виде специальной модели в соответствии с уровнем абстракции и архитектурным доменом (см. рис. 7.12).


Рис. 7.12. Категоризация архитектурных шаблонов Microsoft

При этом область шаблонов как бы "ограничена сверху" за счет включения в рассмотрение только реляционных баз данных, многоуровневой (layered) архитектуры объектно-ориентированных приложений и N-звенных систем. За счет такого ограничения (в частности, из рассмотрения исключены OLAP-системы и монолитные или исполняемые на одной платформе приложения) удается достичь существенной глубины проработки. В состав набора входят шаблоны для представления информации через Web, поддержки распределенных систем, предоставления сервисов, обеспечения производительности и надежности систем.

Сервис-ориентированная архитектура (SOA) и архитектура, управляемая моделями (MDA)

В последнее время необходимость интеграции и взаимодействия приложений в рамках совокупности большого количества информационных систем предприятия или нескольких предприятий, объединенных в целую партнерскую цепочку, оказывают существенное влияние на используемые программные архитектуры. Детальное рассмотрение этих аспектов выходит за рамки данного курса, но мы посчитали целесообразным привести краткую информацию о новых подходах к проектированию архитектуры информационных систем, так как они имеют непосредственное влияние на принципы формирования архитектуры предприятия в целом.

Речь идет, прежде всего, о сервисной модели взаимодействия между приложениями общей системы в рамках так называемой сервис-ориентированной архитектуры (Service -oriented architecture SOA) и о реализации архитектуры, "управляемой моделями" (модельная архитектура. Model-driven architecture MDA).

Что такое сервис-ориентированная архитектура и как она связана с вопросами бизнес-архитектуры и архитектуры информационных технологий предприятия?

Хотя концепция сервис-ориентированной архитектуры была сформулирована специалистами в области ИТ, но в действительности это был прямой ответ на потребности сегодняшнего дня, когда становится уже не совсем понятно, где заканчиваются бизнес-функции организации и начинаются информационные технологии, их обеспечивающие, и наоборот. Ведущие поставщики информационных технологий, такие как Microsoft [4.42] и IBM [4.43], развивают эту концепцию в рекомендациях по проектированию информационных систем на своих программных платформах. А такие компании, как Gartner, считают, что сервис-ориентированная архитектура будет ведущим принципом проектирования новых критически-важных прикладных систем и бизнес-процессов в ближайшем будущем.

Мы уже говорили о том, что в основе бизнес-архитектуры должна быть процессно-ориентированная модель функций предприятия. Комбинация этого подхода с концепцией сервис-ориентированной архитектуры информационных технологий позволяет лучше увязать процесс разработки компонент информационных систем с миссией, основными задачами и функциями организаций.

С помощью SOA организации имеют потенциальную возможность разрабатывать набор реализаций различных бизнес-процессов, которые могут быть многократно использованы предприятием как готовые сервисы.

Под сервис-ориентированной архитектурой понимается подход к проектированию прикладных информационных систем, который руководствуется следующими принципами [4.44]:

· явное отделение бизнес-логики прикладной системы от логики презентации информации;

· реализация бизнес-логики прикладной системы в виде некоторого количества программных модулей (сервисов), которые доступны извне (пользователям и другим модулям), чаще всего в режиме "запрос-ответ", через четко определенные формальные интерфейсы доступа;

· при этом "потребитель услуги", который может быть прикладной системой или другим сервисом, имеет возможность вызвать сервис через интерфейсы, используя соответствующие коммуникационные механизмы.

В целом, SOA представляет собой модель взаимодействия компонент, которая связывает различные функциональные модули приложений (сервисы) между собой с помощью четко определяемых интерфейсов. Заметим, что одним из известных интеграционных шаблонов как раз и является "Сервис". Интерфейсы сами по себе не зависят от используемых аппаратных платформ, операционных систем или языков программирования, используемых для разработки этих приложений. Это позволяет отдельным сервисам взаимодействовать между собой одним и тем же стандартным, но в то же время универсальным способом. Такая особенность использования интерфейса, независимого от окружения и платформы, получила название модели "слабой связи". Ее очевидным преимуществом является повышенная гибкость и адаптируемость, поскольку замена или модернизация одной из компонент системы не сказывается на остальных. Достаточно интересное введение в эту проблематику и обсуждение связи терминов SOА и web -cервисов можно найти, например, в [4.45].

Само понятие SOA не является чем-то принципиально новым, так как сходные возможности реализовывались и ранее, например, с помощью технологий обмена сообщениями. Принципиальным фактором является то, что современные подходы к реализации SOA охватывают не только технологический уровень обмена данными, но и уровень бизнес-операций. В частности, одним из важных результатов стала разработка специализированного языка BPEL (Business Process Executable Language for Web Services) для описания аспектов взаимодействия различных сервисов с точки зрения реализации бизнес-правил. Вообще говоря, принятие SOA как целевой архитектуры будет подразумевать и соответствующий подход к разработке приложений (SODA – service -oriented development architecture).

Для задач электронного бизнеса соответствующая функциональность SOA реализуется на уровне web -сервисов (служб). Под web -сервисами понимаются программные системы, которые используют XML в качестве формата данных, стандарты Web Services Description Language (WSDL) для описания своих интерфейсов, Simple Object Access Protocol (SOAP) для описания формата принимаемых и посылаемых сообщений и стандарт Universal Description, Discovery and Integration (UDDI) для создания каталогов доступных сервисов. И хотя принципы сервис-ориентированной архитектуры создания информационных систем не обязательно предполагают использование технологий web -сервисов, связь между этими двумя направлениями в развитии информационных технологий является достаточно тесной. При этом web-сервисы являются технологическими спецификациями, в то время как сервис-ориентированная архитектура (SOA) является принципом проектирования архитектуры программных систем.

С учетом отмеченных выше существующих тенденций перехода к бизнесу "реального времени" и создания систем так называемого "расширенного предприятия", объединяющих само предприятие, его поставщиков, партнеров и клиентов в единую систему, становится очевидно, что технологии web -cервисов найдут свое применение на всех уровнях корпоративных информационных систем. Предполагается, что в будущем практически все взаимодействие приложений как в рамках одной информационной системы, так и между системами отдельных участников бизнес-процесса, будет осуществляться с использованием такого механизма, так что достаточно критическими становятся вопросы согласованной работы этих сервисов. Для описания такой работы были предложены даже специальные термины – "хореография" и "оркестровка" (очевидно, по аналогии с управлением оркестром из различных инструментов или ансамблем разных исполнителей). При этом, если хореография определяет взаимодействие различных участников с использованием сервисов, то оркестровка описывает взаимодействие сервисов в рамках одного бизнес-процесса, в частности, с использованием языка типа BPEL.

Более того, даже интеграцию унаследованных приложений целесообразно проводить с применением данной технологии, когда определенная, наиболее важная часть существующей функциональности как бы "инкапсулируется" и представляется стандартизированным интерфейсом. При наличии существующей инфраструктуры web -сервисов на предприятии можно ожидать существенного сокращения сроков и затрат на интеграцию.

Таким образом, влияние сервис-ориентированных подходов на изменения в архитектуре можно охарактеризовать как сбалансированный переход от централизованной инфраструктуры информационных технологий и замкнутого на себе функционала прикладных систем в сторону архитектуры, обеспечивающей возможности быстрого создания новых систем из набора доступных сервисов, т.е. более гибкой, динамичной и способной к взаимодействию.

Ориентация на сервисную архитектуру позволяет построить комплексную ссылочную модель архитектуры предприятия, которая в единой манере описывает как бизнес, так и ИТ [4.46]:

Эта модель состоит из следующих основных компонент:

· презентационный уровень описывает интерфейсные сервисы для взаимодействия пользователей с информационной системой, включая корпоративные и публичные порталы, доступ с мобильных устройств, а также различные преобразования информации при взаимодействии с внешними системами и устройствами;

· на уровне бизнес-сервисов формируются модели и осуществляется управление выполнением бизнес-процессов предприятия с использованием специализированных средств (типа BPEL), а также координация автоматизированных и "ручных" операций;

· интеграционные сервисы обеспечивают взаимодействие между приложениями, которое может быть реализовано, в частности, с использованием средств обмена сообщениями или в рамках единой среды исполнения, такой как сервер приложений J2EE;

· cервисы уровня данных реализуют средства извлечения и повторного использования данных из СУБД и приложений. Явное выделение такого уровня позволяет изолировать вышестоящие компоненты архитектуры от изменений в технологиях (например, смены вендора или версии продукта), а также обеспечить единый унифицированный подход к выполнению операций с данными;

· уровень инфраструктуры, приложений и СУБД является как бы основой для всей структуры, и именно здесь концентрируются основные инвестиции в ИТ.


Рис. 7.13. Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия

Взаимодействие между этими уровнями, однако, осуществляется не напрямую, а через сервисы, выделенные на уровень обработки событий. Сервисы этой компоненты архитектуры обеспечивают сбор данных о событиях в масштабе всего предприятия, необходимое преобразование и маршрутизацию этих данных между разными уровнями, а также "обратную связь " между сервисами каждого отдельного уровня.

В предложенной модели, наряду с рассмотренными уровнями, отвечающими за взаимодействие различных групп сервисов "как бы в процессе деятельности предприятия", выделяется отдельная компонента архитектуры, которая описывает аспекты, связанные с жизненным циклом сервисов – то есть их созданием, эксплуатацией и оптимизацией.

MDA является еще одной важной архитектурной концепцией создания информационных систем. Концепция MDA была предложена консорциумом OMG (Object Management Group, http://www.omg.org/), в который сегодня входит более 800 известных производителей программного и аппаратного обеспечения. MDA является определенным обобщением идей SOA, с одной стороны, и повторно используемых программных компонент (шаблонов, паттернов) с другой, предназначенным прежде всего для повышения гибкости разрабатываемых приложений масштаба предприятия, чтобы обеспечить простоту обеспечения соответствия требованиям бизнеса в условиях изменения используемых инфраструктурных платформ.

MDA по определению является открытой и "нейтральной" по отношению к используемым технологиям интеграции. Она основана на следующих принципах [3.18]:

· основой для разработки приложений масштаба предприятия являются детальные модели с общепринятой нотацией;

· построение систем может быть организовано в соответствии с рамочной системой моделей, которые позволяют отделить бизнес-логику приложений от конкретной реализации. Исходной является так называемая независимая модель вычислений (Computational Independent Model), которая путем последовательных трансформаций через платформо-независимые (PIM) и платформо-специфичные модели (PSM) автоматически или с минимальным участием программиста приводится к исполняемому коду и соответствующим структурам данных;

· существует формальное описание используемых моделей на основе системы метамоделей (в частности, для таких областей как распределенные вычисления и транзакции, операции в реальном времени и т.п.);

· принятие и широкое использование этого подхода основано на открытости промышленных стандартов и на поддержке со стороны производителей соответствующих средств разработки.

В рамках такого подхода сначала создается архитектура, которая описывает модель бизнес-функциональности и поведения прикладной системы независимо от технических деталей реализации. Эта разработка должна вестись в контексте всей корпоративной архитектуры организации. На основе этой модели, не зависящей от платформы реализации, может быть разработана одна или несколько специфических для конкретной платформы моделей, в зависимости от того, какая платформа используется и поддерживается организацией. Уже на основе этих специфических для конкретной платформы моделей разрабатывается код конкретной прикладной системы, как показано на рис. 7.14.


увеличить изображение
Рис. 7.14. Создание прикладных систем в соответствии с подходом MDA

Этот подход не определяет, какие языки разработки, операционные системы или программное обеспечение промежуточного слоя будут использоваться на практике. Наоборот, упор делается на описание того, как прикладные системы организованы с точки зрения процессов и как они интегрированы между собой. После того как эти высокоуровневые связи определены, могут использоваться соответствующие средства для разработки приложения с использованием конкретных языков и ПО промежуточного слоя. Таким образом, процесс позволяет сократить цикл разработки ИТ-систем и в то же время дает гибкость и возможность быстрого внесения изменений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.