Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая направленность наблюдения




Исходное условие эффективного наблюдения педагога — нацеленность, неизменное желание, стремление своевременно и полно обнаруживать все обстоятельства, оказывающие влияние на эффективность его деятельности и достижение нужного педагоги­ческого результата. Такое наблюдение он должен вести всегда и вез­де, чем бы он как субъект педагогической деятельности ни занимал­ся. Понимание такой необходимости формирует у него внутреннюю установку на педагогическое наблюдение.

Наблюдать педагогически направленно — значит наблюдать из­бирательно, т.е. искать и находить педагогически значимые информа­тивные признаки — внешние проявления педагогической реальности. Это возможно, если педагог знает такие признаки.

Так, педагогически информативны для работы с группой ее собственные признаки: численность обучающихся, их пол, возраст, одежда, жизненный опыт, год обучения, поведенческие характери­стики — посещаемость занятий, рассаживание в учебном помещении, учебная дисциплина, внимание на занятии, интерес, усталость, скука, отсутствие контакта, легкость и качество усвоения учебного материала, вопросы к преподавателю, реплики на занятии, разговоры, взаимоот­ношения обучающихся между собой, развитость коллективизма и то­варищества, микрогруппы, неформальные лидеры, отношение к педа­гогу, конспектирование и состояние конспектов, выполнение заданий на самостоятельной работе, лидерство при совместном выполнении учебных заданий, продукты совместных действий и др.

При педагогическом интересе к отдельным людям информативны внешние и речевые особенности: лексика, словарный запас, произношение, темп, ясность, логика, глубина мысли, дока­зательность и обоснованность высказываний, задаваемые вопросы, находчивость в разговоре; поведенческие: мимика, пантомимика, по­за, походка, реакции на требования и советы педагога, этичность, воспитанность; учебные: выполнение домашних заданий, особенно­сти усвоения учебного материала, отношение к учебе, способности, интересы, изменения, происходящие в процессе учебы, и т.п.

Во всех случаях педагогический интерес имеют обстановка и ее факторы, обладающие потенциалом воспитательного и обучаю­щего воздействия. Например, в образовательном учреждении — учеб­ный класс, его оборудование, условия для наблюдения за препода­вателем, для записей, наличие помех, психологический климат в учебном коллективе, атмосфера в учебном заведении, внеколлективные влияния на обучающихся, условия в семьях, круг друзей и знакомых, способы проведения досуга и т.д.

Наблюдать надо за всеми признаками, могущими свидетельствовать о педагогически значимых обстоятельствах, имеющих значение для педагога в данное время и в перспективе, запоминать наблюдаемое, обращать внимание на повторяющиеся признаки, при­
водить разрозненные данные и их интерпретацию в систему, в
складывающуюся целостную картину; подмечать изменения в людях, обстановке и в себе, обнаруживать и оценивать, что и как меняется, в какую сторону — благоприятную или неблагоприятную.


Организация педагогического наблюдения

В окружении педагога существует много всего, наблюдать, — все движется и меняется вблизи и вдалеке, ведет к каким-либо непосредственным или отсроченным следствиям. Чтобы ничего не упустить из виду, нужна организация педагогиче­ского наблюдения.

Прежде всего, следует обеспечить личную возможность наблю­дения, а для этого надо хорошо знать и помнить учебный материал занятия, который придется излагать. Если этого не сделать, то педа­гог волей-неволей уткнется в свой конспект, боясь что-то пропустить или ошибиться, и ему будет не до наблюдения.

Обязательно следует выполнять правила ориентации в поле педа­гогического наблюдения. Например, в учебной аудитории преподава­телю полезно наметить объекты наблюдения, угловые сектора, зоны дальности (рассадку обучающихся в аудитории — кто впереди, кто «на галерке», по углам, кто с кем, наметить отдельных обучающихся, которые представляют особый интерес в данное время); условия — освещенность, видимость для всех обучающихся демонстрируемых преподавателем средств наглядности, слышимость голоса преподавателя в задних рядах; поведение аудитории, усвоение слушателями учебного материала, перемены в сравнении с предыдущими занятия­ми, а также самонаблюдение за внешним видом, жестикуляцией, голосом, выразительностью речи, ее темпом, дидактичностью изло­жения содержания. Возможна на очередном занятии акцентуация наблюдения — сегодня большее внимание одному обучающемуся, на следующем — другому и т.д. Следует остерегаться сужения на­блюдения и прикованности его к чему-то одному. К примеру, часть малоопытных преподавателей смотрят только на обучающихся, си­дящих в первых рядах: лучше видны лица, да и выражения их при-ятно-вниматель-ные и заинтересованные (на первые ряды часто са­дятся наиболее добросовестные и не желающие ничего пропустить из сказанного преподавателем), и не замечают, что творится сзади.

Необходимый элемент организации — самонаблюдение педагога за собой. Хорошо использовать программу-формулу, повторяемую про себя, стимулирующую, направляющую самонаблюдение (на­пример: «поза — голос — мимика — жесты — содержание»). Объек­том самонаблюдения следует делать и свое взаимодействие с учеб­ной группой, коллективом, регулируя его особой программой-формулой или мысленными вопросами и ответами себе на них (на­пример: «слежу ли я за аудиторией?», «есть ли с ней контакт?», «за­интересованы ли слушатели?» и пр.). Полезно, зная свои слабости, понаблюдать, чтобы они не проявлялись в данный момент. Наблю­дение за аудиторией несет полезную информацию и о собственных действиях. Отсутствие интереса, внимания, пассивность слушателей служат, например, сигналами неблагополучия, серьезных недостат­ков в работе педагога. Заслуживают выводов для себя и реплики типа «не слышно!», «не видно!». Результаты самонаблюдения дают повод для саморегуляции действий.

Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.

Наблюдение эффективно, если оно ведется постоянно, произвольно регулируется, когда надо и устойчивости избирательно усиливается педагогом, намеренно что рассматривается пристальнее, к зрению подключается слух (если надо, то и обоняние, осязание, восприятие температуры, вибрации, движения воздуха и др.). Оно может быть по-настоящему эффективным и устойчивым, когда становится профессиональной привычкой.

Повышение и сохранение интенсивности может происходить естественно, как реакция на обнаруживаемое в наблюдении, но более надежно самопобуждение к интенсивному наблюдению. Тем более что увлекшись чем-то, педагог, даже знающий, что надо наблюдать случается, забывает об этом. Самопобуждение осуществимо регуляр­ными напоминаниями себе о необходимости внимательно наблюдать, мысленными самоприказами (например: «наблюдать!», «понаблюдай за группой в левом углу!»), использованием записок-«напоминалок» (типа самоприказов или напоминаний, например — «не забывай НАБЛЮДАТЬ!»), подготовленных перед занятием и положенных на стол (кафедру) на видном для себя месте, чтобы они все время по­падались на глаза.

Правилом наблюдения служит варьирование его организацией, ин­тенсивностью и устойчивостью. Наблюдать надо за многим, но сделать это одновременно невозможно. Психологами установлено, что одно­временно человек может воспринимать 7 +/— 2 точки. Выйти из по­ложения можно с помощью нескольких технических приемов:

• быстрым переключением внимания с одного на другое по за­
ранее продуманному маршруту таких переключений;

• определением до начала запланированных действий, что кон­
кретно наиболее важно в предстоящем наблюдении; отметив это, чаще
останавливать свое внимание на нем (таковыми могут быть учебная
группа, контакт с ней, ее внимательность и интерес и др.);

• акцентуацией наблюдения: сегодня главным образом наблюдать
за одним, следующий раз за другим и т.д.

Уместно усиливать наблюдение за группой или человеком, ко­гда они незнакомы или малознакомы педагогу, в первой трети вре­мени занятия и его конце (когда внимание и интерес обучающихся зачастую снижаются). На интенсивность и устойчивость наблюде­ния влияет усталость преподавателя, развивающаяся к концу учеб­ного дня, недели, года. Зная это, нужно проявить волевое напряже­ние и сознательно улучшить наблюдение в такое время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.