Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая история ботаники




Всесторонним изучением всего разнообразия растительного мира Земли занимается большая многоотраслевая наука о растениях — ботаника.

Термин «ботаника» происходит от греческого слова бокале —трава, рас­тение. Эта наука изучает закономерности и особенности внешнего и внутрен­него строения растений, их жизнедеятельность, распространение, взаимосвязь друг с другом и окружающей средой.

Со времен появления человека шло его знакомство с окружающими растениями, сначала преимущественно с теми, которые давали съедобные пло­ды, семена, побеги и корневища.

 

Начало искусственного разведения полезных растений относится к VI — V тысячелетиям до н. э. Позже человек научился распознавать и использовать растения для лечения, изготовления тканей, постройки жилищ. За тысячелет­нюю историю человечества были накоплены определенные знания о растени­ях и их свойствах. Суммирование таких первоначально разрозненных знаний привело к зарождению ботаники.

Первые записанные данные о растениях дошли до наших дней в сочине­ниях греческих классиков III — IV вв. до н. э. — Аристотеля и его ученика Теофраста, которого считают отцом ботаники. Он создал первую в истории науки попытку классифицировать растения, разделив их на деревья, кустарни­ки, полукустарники и травы, а травы — на многолетники, двулетники и одно­летники.

Дальнейшее развитие ботаники в античной Греции и Риме шло под вли­янием потребностей земледелия и медицины. В связи с этими потребностями важно было научиться различать полезные и вредные растения по внешним признакам, что определило раннее развитие морфологии.

В научном труде «Естественная история», созданном Плинием Старшим (23 — 79 гг. до н. э.), содержатся сведения о 1000 растений с полезными свойствами. До конца XVII в. этот труд был для ботаников основным источни­ком сведений.

XV — XVIII вв. в развитии ботаники называют периодом «первоначальной инвентаризации» растений. В это время были сформированы основные понятия ботанической морфологии, появилась научная терминология, были разработаны принципы и методы классификации растений и созданы первые системы расти­тельного мира, которые искусственно строились по одному или нескольким произвольно взятым признакам морфологического строения. Так, итальянский ученый XVI в. Андреа Чезальпино в основу своей классификации положил осо­бенности строения плодов. Роберт Гук усовершенствовал микроскоп, ввел тер­мин «клетка». Мальпиги и Грю положили начало анатомии растений.

Вершиной искусственной классификации растений явилась система швед­ского натуралиста Карла Линнея (1707 — 1778). Ученый уточнил технику опи­сания растений, а также понятие вида как основной систематической единицы и для названия растений ввел бинарную номенклатуру, согласно которой на­звание каждого растения состоит из двух латинских слов: первое обозначает род, второе — вид.

С накоплением сведений о развитии мира, в XIX в., появилось обоснован­ное учение Ж. Б. Ламарка об эволюции (развитии) организмов. Однако идея эволюционного развития органического мира Ж. Ламарка не получила широ­кого признания.

В дальнейшем морфология растений начала оформляться в самостоя­тельную науку. В начале XIX в. Вольф и Гете создали учение о метаморфозе органов. В 1831 г. Броун открывает ядро и выясняет, что именно ядро и протоплазма являются носителями жизни.

В середине XIX в. немецкими учеными Шванном и Шлейденом была со­здана клеточная теория, согласно которой клетка является основной структур­ной единицей и растений и животных; несмотря на различия в размерах и форме, клетки всех организмов имеют сходство во внутреннем строении и жизнь каждого отдельного организма начинается с одной клетки.

В 1859 г. Ч. Дарвин изложил свою эволюционную теорию и опроверг метафизические и религиозные воззрения на сотворение мира и неизменность видов. Эволюционная теория Дарвина повлекла за собой перестройку всей биологии.

На огромном фактическом материале он доказал, что живая природа постоянно развивается и в основе эволюции всего живого лежат изменчи­вость, наследственность и естественный отбор. Движущей силой естественного отбора является борьба за существование.

В XX в. наука претерпевает глубокие изменения, происходит бурное раз­витие биологии. Огромные научные достижения в этой области связаны с раз­работкой и широким применением новых методов и средств исследования, ба­зирующихся на достижениях физики, химии, математики, техники: электронной микроскопии, методе меченых атомов, культуре клеток и тканей и т. д.

В середине XX в. были сделаны открытия огромного значения: выявлены структура и функции молекул ДНК — того генетического материала клетки, где хранится информация о наследственных признаках организма.

В XX в. продолжают интенсивно развиваться морфология и систематика растений, которые занимаются исследованием морфогенеза, разнообразия жиз­ненных форм у растений.

Достижения ботаники начинают все активнее практически использовать­ся в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.

Разделы ботаники

Ботаника включает в себя ряд исторически сложившихся разделов, каж­дый из которых решает свои задачи и использует свои собственные методы исследования.

Морфология изучает внешние формы и внутренние структуры. Этот раз­дел часто называют структурной ботаникой. Это первоначальная и совершен­но необходимая основа для всех других ботанических дисциплин. Морфоло­гия в свою очередь включает в себя ряд разделов: цитологию, гистологию, анатомию, гистохимию, эмбриологию. Морфология главными своими ме­тодами считает наблюдение и описание.

Физиология исследует жизненные процессы, присущие растениям.

Систематика ставит своей задачей восстановить пути эволюционного развития растительного мира. Кроме того, цель систематики состоит в описа­нии существующих видов и распределение их по таксонам.

Разделом ботаники является палеоботаника.

Фитоценология изучает растительные сообщества — фитоценозы.

Экология исследует взаимосвязь растений со средой, влияние среды на структуру растений и их жизнедеятельность.

 

География растений изучает распределение видов растений и фитоценозов на поверхности Земли в зависимости от климата, почв и геологической истории.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.