Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феодосий Щедрин




Андреян Захаров.

АНДРЕЯН ЗАХАРОВ

(1761 — 1811)

Андреян Дмитриевич Захаров ро­дился в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника. В 1782 г. он закончил Академию художеств с большой золотой медалью и был направлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург Захаров начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 г. по­лучил звание академика. Вершиной в творчестве Захарова стало здание Адмиралтейства в Петербурге, пере­строенное им в 1806—1823 гг.

*Б России, которая только в XVIII в. стала приобщаться к европейским традициям, неоклассицизм чаще называ­ют классицизмом.

 

Адмиралтейство. 1806—1823 гг. Санкт-Петербург.

 

Нимфы, несущие небесную сферу. 1812—1813 гг. Адмиралтейство, Санкт-Петербург.

Адмиралтейство (верфи, мастер­ские, склады — всё необходимое для строительства кораблей) было по­строено в Петербурге по собствен­норучному чертежу Петра I в 1704 г. В 1728—1738 гг. оно подверглось первой реконструкции, которую проводил архитектор Иван Кузь­мич Коробов. Именно тогда появи­лась стройная башня, увенчанная высоким золочёным шпилем с ко­рабликом на вершине. В таком виде здание простояло до начала XIX в.

Так же как и Коробов, Захаров по­вторил первоначальный план соору­жения: П-образный, обращённый внутренним двором к реке. Архите­ктор сохранил и наиболее удачную часть строения Коробова — башню. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделённых водным каналом, по которому в верфь захо­дили суда. Наружный корпус пред­назначался для центральных учреж­дений морского министерства, его фасады выходили к Зимнему дворцу и главным петербургским проспек­там. Внутренний корпус до I860 г. оставался местом строительства ко­раблей, его скрывал глубокий внут­ренний двор.

Главный фасад Адмиралтейства колоссален: его протяжённость бо­лее четырёхсот метров. В центре здания находится башня. Её первый ярус — монолитный куб, второй ярус лёгок и изыскан благодаря ко­лоннаде, над которой возвышается купол и взмывает в небо золотая «ад­миралтейская игла».

Крылья главного фасада оформ­лены трёхчастными композициями: в центре сильно выступающий пор­тик с треугольным фронтоном, по бокам также портики, но более узкие и без фронтонов. Этот же рисунок, но в других пропорциях, архитектор повторил на боковых корпусах.

Захаров сам разработал и план скульптурного убранства Адмирал­тейства. Со стен, располагаясь над окнами, спокойно взирают мор­ские божества: наяды и тритоны, владыка морей Посейдон (Нептун) и его супруга Амфитрита. С двух сторон арки главного входа стоят морские нимфы — нереиды; их те­ла могучи и далеки от античного идеала. Они несут на плечах огром­ные небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания. Вверху парят Славы — крылатые женские божества, обычно сопровождаю­щие богиню Победы и венчающие победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками, восхва­ляя могущество российского флота.

Первый ярус башни украшает об­ширный рельеф «Заведение флота в России». Бог морей вручает Петру I свой трезубец, признавая его влады­кой Балтики, тритоны строят кораб­ли на фоне панорамы Петербурга. Россия в образе прекрасной девы располагается в центре компози­ции, под сенью лаврового дерева; в руках она держит палицу и рог изо­билия. Завершают убранство перво­го яруса скульптуры четырёх геро­ев Древней Греции: легендарных участников Троянской войны -Ахилла, его сына Неоптолема и Аякса — и знаменитого полководца Александра Македонского.

Колоннаду второго яруса венчают двадцать восемь скульптур, продол­жающих вертикальный рисунок ко-

лонн. Это олицетворение четырёх времён года, четырёх ветров, четы­рёх стихий, а также древнегреческая муза Урания (покровительница ас­трономии) и египетская богиня Исида (защитница мореплавателей). Каждый скульптурный образ повторён дважды, но зритель этого не за­мечает, так как взгляд воспринима­ет всегда только две стороны башни. Всё декоративное убранство выпол­нила в 1812—1813 гг. группа россий­ских скульпторов во главе с Феодосием Фёдоровичем Щедриным.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ БИРЖА

Первая российская биржа — госу­дарственное учреждение, где совер­шались всевозможные торговые и финансовые сделки, — была заве­дена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сдел­ки заключались прямо на торговой площади у стрелки Васильевского острова.

Во второй половине XVIII столе­тия, в эпоху правления Екатерины II, экономические связи государства расширились, его политический ав­торитет возрос. Вести торговые пе­реговоры под открытым небом было уже несолидно, городу потребова­лось здание биржи. На стрелке Ва­сильевского острова заложили фун­дамент сооружения по проекту Джакомо Кваренги. Но строительст­во его затянулось до начала XIX в.

В 1800 г. проект достройки Бир­жи заказали архитектору из Швей­царии Жану Франсуа Тома де Томону (1760—1813). Он закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его прекло­нение перед античностью и стрем­ление создавать гармоничные город­ские ансамбли воплотились в проекте Биржи.

Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительст­во. И вот над рекой выросло вели­чественное здание. Оно стоит в глу­бине площади на высоком цоколе, окружённое сорока четырьмя ко­лоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчёркивающие монумен­тальность постройки.

Если взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная

идея архитектора: стрелка Василь­евского острова находится в цент­ре столицы, и ансамбль города, раскинувшийся вокруг Невы, требо­вал в этом месте яркого и запоми­нающегося здания.

Особую роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении соору­жения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчит­ся на колеснице, запряжённой мор­скими конями. Стихия воды пред­ставлена скульптурными образами двух российских рек — Невы и Вол­хова. На противоположном фасаде величаво сидит женщина в ан­тичных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались неизвестными.

Тома де Томон полностью пре­образовал весь участок стрелки Ва­сильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточ­ной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными ка­менными шарами, застывшими у самой воды. Композицию заверша­ют две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой пара­пета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей ко­раблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые бо­ги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему за­мыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и рат­ных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в еди­ный ансамбль.

Здание Биржи — самая значи­тельная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.

Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг.

Рисунок Тома де Томона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.