Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная архитектура 2 страница




Милет, заглохший во время персидского владычества, снова расцвел в эллинистическую эпоху. В этот период в городе строится ряд общественных зданий. В некоторых из них мы находим характерные для зодчества рассматриваемого периода открытые дворы, обнесенные галереями колоннад. Таков был обширный – 50×60 м – двор при святилище Аполлона Дельфиния, служившем вместе с тем городским архивом.

Из всех построек Милета наибольшего внимания заслуживает булевтерий, сооруженный между 75-м и 64 г. Это здание, построенное на средства царя Сирии Антиоха IV, состояло из портика, украшенного снаружи четырьмя колоннами коринфского ордера, большого двора, с трех сторон обрамленного дорической колоннадой, и, наконец, украшенной снаружи полуколоннами продолговатой постройки, заключавшей в себе зал заседаний городского совета. Зал, вмещавший более 500 человек, отличался тем, что места в нем шли не по трем сторонам, а располагались полукругом, подобно тому, как это было в греческом театре.

Наконец, следует упомянуть начатый в эллинистическую эпоху, но законченный уже в римское время театр в Милете, представлявший собой самый большой из театров в Малой Азии. Он был сооружен из мрамора. Вместимость театра составляла 25 000 зрителей.

Пергам – столица небольшого, но довольно богатого, могущественного и культурного эллинистического государства, дает нам представление о планировке эллинистического акрополя. Этот город, сильно разросшийся в эпоху эллинизма, первоначально был сосредоточен на довольно высоком холме. Уже с середины III в. Пергам начал расти, примерно через столетие он уже раскинулся по склонам холма, очистив его вершину для общественных зданий акрополя и дворца царя.

Планировка пергамского акрополя строится на других принципах, чем планировка афинского Акрополя второй половины V в. Здесь нет той свободной расстановки зданий, которую мы наблюдали в эпоху классики, но вместе с тем он не строится по системе пересекающихся под прямым углом линий, как улицы Приены. Здания пергамского акрополя располагаются веером, обступая котловину театра.

Стоявший над этой котловиной, построенный еще в IV в., храм Афины Полиады был обрамлен двухъярусной колоннадой. В нижнем ряду стояли дорические колонны, поддерживавшие дорический антаблемент. Высота колонн составляла 5 м. В верхнем ярусе колонны были ионические (3 м высотой). Поддерживаемый этими колоннами антаблемент был смешанных ордеров.

Но наиболее интересен располагавшийся на юг от храма Афины Полиады алтарь Зевса в Пергаме, он представлял собой самую грандиозную из построек подобного рода и был воздвигнут около 80 г. Четыре ступени служили постаментом сооружения, почти квадратного в плане (34×36 м). Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный [11] фриз, представлявший битву богов с гигантами (длина фриза достигала 30 м, высота – 2,3 м). Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионического ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю.

Обрамленные колоннадами галереи находили самое широкое применение в Пергаме. Такими галереями была обнесена расположенная к югу от алтаря Зевса рыночная площадь. Сооружены они были, по-видимому, во времена Евмена II. Это широкое распространение окруженных колоннадами дворов и площадей знаменует новые устремления в эллинистической архитектуре.

Архитектура архаического и классического периодов фиксировала внимание на разрешении проблемы объемного построения здания в значительно большей степени, чем на организации пространства внутри него. Дальнейшей разработкой проблемы внутреннего пространства стал эллинистический перистильный дворик. Часто отделенный глухой стеной от наружного пространства, он всецело сосредотачивает внимание зрителя на пространстве внутреннем, тем самым как бы производя переоценку художественных ценностей, перенося акцент с объемов и масс на пространство.

С этой особенностью эллинистического искусства, вероятно, связано широкое распространение в эту эпоху садов и парков, с которыми компоновались в единый художественный ансамбль виллы и другие архитектурные сооружения. Судя по сделанным при раскопках находкам, благоустройство Пергама, а также и других эллинистических городов стояло на значительной высоте. Улицы были прекрасно вымощены, для водоснабжения города служили не только цистерны, но и водопроводы; через свинцовые трубы вода доставлялась на значительные расстояния; существовала и канализация.

Афины. На общем фоне бурной строительной деятельности в странах эллинистического Востока заметно отодвигаются на второй план старые эллинские центры экономической, политической и культурной жизни, что сказывается в том числе и на Афинах. Главнейшими постройками, возникшими в Афинах в эпоху эллинизма, если не считать заново перестроенного при Ликурге театра Диониса, являются Олимпейон, стой Евмена и Аттала II и Горологий Андроника. Около 75 г. на средства сирийского царя Антиоха IV Эпифана велась не доведенная до конца постройка храма Зевса Олимпийского в Афинах. Руководил этой работой римский архитектор Коссутий. Храм, по его плану, должен был представлять коринфский диптер, имевший по восемь колонн с фасадных сторон. Колонны достигали 7 м в высоту. Наконец, следует упомянуть Горологий, построенный в I в. до н. э. Андроником из Кирроса. Это сооружение представляет собой восьмигранную башню, гладкие стены которой украшены вверху рельефами с изображением ветров, в силу чего обычно этот памятник именуется Башней ветров. Башня была сооружена из мрамора, высота ее 3,4 м. Внутри башни были устроены водяные часы. Горологий вводит нас в круг памятников позднего эллинизма.

Итак, зодчество эпохи эллинизма характерно тем, что в нем трансформируются созданные в предшествующие эпохи типы построек и вместе с тем появляются новые. К их числу относятся Фарос в Александрии, экклесиастерий в Приене, булевтерий в Милете, стой и алтарь в Пергаме, Горологий в Афинах.

Увеличивается количество светских построек, хотя немало в это время продолжает строиться и культовых сооружений. Однако все эти постройки уже не заключают в себе тех героических масштабов, которые имели место в зодчестве V в.

В эту эпоху мифологическому миросозерцанию нанесен тяжелый удар. В человеческом сознании господствует трезвый рационализм, развиваются науки: геометрия (Эвклид), механика (Архимед), астрономия (Аристарх Самосский и Гиппарх), география (Эратосфен), естественнонаучные дисциплины (Герофил и Эрасистрат) и др.

В связи с этими новыми условиями эпохи изменяется значение архитектурных ордеров. Занимавший первенствующее положение в VII–V вв. до н. э. и начавший его утрачивать в IV в. до н. э. дорический ордер встречается теперь сравнительно редко, главным образом в нижних этажах двухъярусных колоннад. При этом пропорции его, чтобы придать колоннам большую легкость и стройность, настолько перерабатываются, что эллинистические постройки этого ордера производят впечатление, в корне отличное от того, которое производят храмы VI–V вв. до н. э., – вялость и безжизненность сменяют былую мощь и суровость. Характерное для этой эпохи явление – резко отрицательное отношение к дорическому ордеру малоазийских зодчих (Пифея, Гермогена, Аркесия). Наоборот, ионический ордер занимает теперь первенствующее положение; его легкость, изысканность и широкие возможности для декоративного убранства здания в большей мере отвечают вкусам эпохи.

Еще более нарядный и изукрашенный коринфский ордер приобретает большее, чем в IV в. до н. э., значение, появляясь и на наружных колоннадах (Олимпейон Коссутия в Афинах).

Всей сумме этих явлений, выражающих стремление сделать искусство предметом роскоши и утонченного комфорта, в полной мере соответствует широко распространившееся в эпоху эллинизма учение Эпикура, ставившее высшей целью стремление к наслаждению, к личному благу и достижению постоянного счастья в покое, следующем за удовлетворением всех потребностей.

Этрусское строительное искусство

Обитателей холмистой Этрурии греки называли тирренами, а римляне – этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до начала нашей эры. С тех пор их улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей бо5

льшая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык.

Они заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но происхождение этого народа до сих пор остается неясным. Согласно одной теории, они пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии, видимо, после Троянской войны. В соответствии с более поздней точкой зрения, этруски представляли собой древнейшее население Италии. Обе теории имеют право на существование, ибо в своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

Итак, в VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, отличная от остальных культур, существовавших на территории Италии того времени. Начиная с VII в. до н. э. там наблюдается бурное развитие: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели интенсивную торговлю со всеми областями, примыкавшими к Средиземному морю. В III в. Этрурия попадает в зависимость от Рима.

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на римскую архитектуру. В VI в. до н. э. этруски возводят ряд значительных инженерных сооружений, например, строят канализацию в Риме, укрепления вокруг Капитолия и закладывают римские оборонительные стены. Этруски были мастерами строительства сводов. Кроме дерева и обожженного кирпича они использовали камень: необработанный, прежде всего для циклопической кладки, и тщательно отесанный для сводов. Камни, составляющие свод, были отесаны так, что швы между ними направлялись точно в центр образования его кривизны.

Этрусские города имели прямоугольную планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позднее при основании римских городов.

В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен. Для строительства городов выбирались места, удобные для обороны от неприятеля. Дополнительно они обносились стенами. Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые имеют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит отпечаток внешних влияний, и прежде всего Востока. Ранние надгробия часто перекрывались сводами, конструкция которых известна по микенским купольным гробницам. Большой интерес представляет гробница в виде круглого каменного цоколя, в котором имеются входы в отдельные погребальные помещения. На цоколе насыпан земляной холм конусообразной формы – тумулус. Гробницы Средней Италии подобны гробницам на тумулусовых полях в Анатолии (Малая Азия), у городов Гордион и Сарды – древних столиц Фригии и Лидии. Хотя сотни этих надгробных сооружений в Италии были уничтожены, но и сейчас встречается немало тумулусов у Кортоны вблизи Тарквиний, недалеко от Кастелина в Чианти, рядом с Вульчи и у Вей.

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого представляла собой лестницу. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части – святилища трех богов. В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период Ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер.

Колонны своей формой говорят о родстве с дорическим ордером. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии, Ветерес и др.).

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую – в сюжетных рельефах, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV–III вв. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги.

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами [12]. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища с выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли и культовую задачу апотропеев, т. е. оберегали храмы от злых сил. К тому же они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе.

Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций I тыс. до н. э.

Архитектура Рима

Первые крупные постройки в Риме возводились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами. Поэтому римская архитектура при самом своем зарождении усвоила важнейшую форму этрусского зодчества – циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою.

Употребление этой архитектурной формы и происходящих от нее коробового и крестового сводов и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие своим сооружениям, воздвигать огромные здания, делать внутренние помещения большего размера и строить здания в несколько этажей. Однако в целом римская архитектура, безусловно, испытала сильное влияние греческой.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие, подавляющие человека. Для римских городов характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Римскую архитектуру отличает широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинциях. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, воинственному духу и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности.

Коробовый и крестовый своды

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – все то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне первыми стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы – кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Композиция характерного римского городского ансамбля – форума – несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно дом размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции – ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками, и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т. д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм.

Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов.

Практический склад римской культуры сказывался во всем – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах, покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромное количество людей.

Во всем Древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Ордерная система. Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно легких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-то более солидным, способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти не используют колонны для указанной цели, их место занимают массивные стены и пилястры. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и стенных поверхностей (хотя иногда, например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает использоваться так же, как и в Греции). Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего нового: они взяли уже готовые греческие стили и видоизменили их в соответствии со своим вкусом. Таким образом, образовалось пять ордеров: римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский, композитный, тосканский.

Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:, а как 7:), а все ее элементы стали более сухими, жесткими.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остается без каннелюр [13], а если они и покрывают ее, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску.

Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, любившим пышность и блеск, слишком простыми и бедными: поэтому они использовали предпочтительно коринфский ордер, переделав его на свой лад и придав ему больше роскоши. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности они добавляли к ним листья лавра и других растений, причем иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперед полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи римского искусства доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали еще более пышный ордер, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей. Таким образом появился стиль, которому присвоено название римского, или композитного.

Произвольно перерабатывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись при строительстве одного здания использовать различные стили, причем дорический стиль обычно являлся в нижнем этаже, ионический – во втором, коринфский или композит – в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определенных промежутков между колоннами и группировали их по две, по три, одна возле другой. Если колонна казалась слишком длинной для данного места, ее укорачивали и помещали под ее базой пьедестал, выступающий из стены; а находили ее слишком короткой – делали над ее антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого аттика, в котором выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Сохранив треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и использовали так же, как и декорирование колоннами, – не только снаружи, но и внутри здания.

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

1. Первый период охватывает время от основания Рима (датой основания города считается 2 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда) до середины II в. до н. э.

2. Второй период продолжается с середины II в. до н. э. до падения республиканского правления (то есть до 3 г. до н. э.).

3. Третий период, самый блестящий этап истории римского зодчества, начинается со времени захвата Августом власти над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, т. е. до 38 г.

4. Четвертый, последний период истории римской архитектуры, длится до окончательной победы христианства над язычеством в 300-х годах.

Первый период. 753 г. до н. э. – середина II в. до н. э. Это время еще небогато постройками, да и те, которые возникали, носили чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальный период существования римского государства возводилось для общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города (с главным туннелем – Большой Клоакой, отводившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр), прекрасные дороги, например, Аппиева дорога, вымощенная большими, плотно пригнанными камнями; акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.