Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировое потребление электроэнергии по базовому сценарию МЭА




(млрд. кВт/ч)

  2000 г. 2006 г. 2015 г. 2030 г.
Мир всего        
В том числе: Промышленно развитые страны ОЭСР        
Из них: США        
ЕС        
Страны с переходной экономикой        
Из них: Россия        
Китай        
Индия        
Страны Африки        
Страны Латинской Америки        
Из них: Бразилия        

 

Источник: IEA, World Energy Outlook, 2008, Paris, 2008, p. 140.

 

За годы рассматриваемой перспективы произойдут важные сдвиги как в географии, так и в структуре потребления электроэнергии. Главным событием этого периода станет выход Китая на первое место в мире по ее потреблению, что произойдет после 2015 г. Оно вырастет в этой стране в три раза, а в соседней Индии – в четыре раза. Потребление электроэнергии в России, по оценкам МЭА, будет увеличиваться большим темпом, чем среднемировой (1,9% против 2,5% и 4,5% в Китае и Индии).

По данным Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, потребление электроэнергии с 2007 г. по 2015 г. будет расти в среднем на 3,8-4% в год со снижением до 3,6-3,7% в 2016-2020 гг. за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемкого производства и активизации мер по энергосбережению

Производство электроэнергии в предстоящие годы возрастет с 18921 млрд кВт.ч в 2006 г. до 24975 млрд в 2015 г. и до 33265 млрд, или на 76%. Наибольший прирост производства будет характерен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в результате чего производство в этой группе стран к 2030 г. будет превышать показатель для стран ОЭСР на 50%.

В России в 2007-2020 гг., как это зафиксировано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития, ожидается ввод электрических мощностей в объеме 120-200 млн кВт.[71].

Уголь, как ожидают, останется главным топливом для тепловых станций и его удельный вес в производстве электроэнергии возрастет с 41 до 44% при крайне небольшом снижении доли природного газа и нефти. Снизится и удельный вес атомной энергии. Газ в 2006 г. обеспечивал до 20% выработки электрической энергии, а нефть в виде нефтепродуктов – 6%. К 2030 г., как ожидают, доля нефти снизится до 2%.

Доля атомной энергии в общем производстве электроэнергии сократится с 15% в 2006 г. до 13% в 2015 г. и до 10% в 2030 г., а само производство атомной энергии в абсолютных величинах увеличится за весь период с 2793 млрд до 3460 млрд кВт.ч, или на 25%.

Анализ данных о новых атомных станциях показывает, что лидерами в их строительстве по состоянию на август 2008 г. были Китай (17% строящихся мощностей), Россия (15%), Индия (9,5%) и Южная Корея (7%).

Концепция долгосрочного развития России предусматривает достижение установленной мощности объектов атомной энергетики в 28-36 млн кВт в 2012-2015 гг. т в 50-53 млн кВт в 2020 г.

При особо длительном снижении цены нефти, к которой привязано ценообразование природного газа, или при радиальном изменении отношения к атомной энергетике прогнозируемые пропорции источников тепла и энергии на электростанциях могут измениться.

Важными источниками энергии станут в рассматриваемый период возобновляемые источники, потребление которых стимулируется ростом цен на нефть и природный газ и всемерной правительственной поддержкой в связи с желанием облегчить растущую импортную зависимость от стран-производителей. Тем не менее их доля остается весьма незначительной, что говорит о том, что эта группа источников энергии способна лишь облегчить проблему снабжения, но не решить ее. Достаточно отметить, что доля возобновляемых источников энергии в мировом балансе потребления энергоресурсов увеличится в обозримой перспективе лишь с 7% в 2006 г. до 10% в 2030 г. Однако в области производства электроэнергии удельный вес возобновляемых источников, как ожидают, будет намного выше: 18% в 2006 г. и 23% в 2030 г. При этом использование гидроэнергии и энергии ветра более чем удвоится. В ЕС энергия ветра обеспечит, как прогнозируют, до 60% увеличения в потреблении электроэнергии за 2006-2030 гг.

Проблемы применения биотоплива для замены автомобильных видов топлива рассматриваются подробно в следующей главе, поскольку исследование различных подходов к этой проблеме тесно связано с решением ряда смежных проблем, в частности, борьбы с голодом. Здесь же мы ограничимся лишь кратким изложением применяемых в разных странах мер для внедрения нового вида энергоносителя.

Удельный вес биотоплива в общем снабжении моторным топливом в мировом масштабе возрастет с 1,5% в 2006 г. до 5% в 2030 г. Наибольший спрос на биотопливо ожидается в США, ЕС, Китае и Бразилии.

Принятая в 2007 г. в ЕС развернутая программа в области защиты климата, развития энергоснабжения и развития альтернативных источников энергии, получившая название «План 20-20-20», предусматривает сокращение до 2020 г. выбросов парниковых газов на 20% до уровня 1999 г. На столько же процентов должна вырасти в энергобалансе доля биотоплива и возобновляемых источников энергии, а энергопотребление, наоборот, на 20% сократится. ЕС рассматривает этот проект как своего рода образец для всего мира.

Новый президент США Барак Обама не раз заявлял, что развитие возобновляемых источников энергии и меры по борьбе с глобальным потеплением будут в числе приоритетов его администрации. Президент обещал в течение ближайших десяти лет вложить 150 млрд долл. в выработку чистой энергии и добиться того, чтобы к 2012 г. 10% энергии в США вырабатывали возобновляемые источники[72].

Россия с ее уникальными потенциальными возможностями, особенно в области производства биотоплива второго поколения на базе отходов лесобумажной промышленности, сельского хозяйства и, возможно, торфа, имеет реальные возможности занять лидирующие позиции в экспорте биотоплива.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предусматривает расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС с 8 млрд кВтч в 2007 г. до 80 млрд кВтч в 2020 г., прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 млн кВт к 2020 г. без учета гидроэлектростанций установленной мощности более 25 млн кВт[73].

Важнейшей частью любого долгосрочного прогноза развития экономики, особенно для стран с сильной степенью вписанности в международное разделение труда, как Россия, являются прогнозы цен на основные товары международной торговли и, в первую очередь, на товары топливно-энергетической группы. Особенный интерес представляет для нас прогноз МЭА, опубликованный в ноябре 2008 г., что позволило его авторам хотя бы частично учесть влияние финансово-экономического кризиса, охватывающего мировую экономику, на цены.

Важной особенностью прогноза цен МЭА является его главная посылка, предусматривающая сохранение повышательной тенденции в динамике цен на энергоносители в течение всего прогнозируемогопериода, рассматривая провал цен в 2008-2009 г. как временное конъюнктурное явление (см. табл. 21).

Таблица 21

 

Прогноз цен на нефть, природный газ и уголь в реальном и номинальном выражении по базовому сценарию МЭА (в долл. за единицу измерения)

  Единица измерения 2000 г. 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Цены в реальном выражении (в ценах 2007 г.) Нефть Средняя цена на импортируемую нефть по оценке МЭА Баррель 33,33 69,33 100,0 100,0 110,0 116,0 122,0
Природный газ Импорт в США Млн. БТУ 4,61 6,75 12,78 13,20 14,57 15,35 16,13
Импорт в страны Европы Млн. БТУ 3,35 7,03 11,15 11,50 12,71 13,45 14,19
Импорт в Японию (СПГ) Млн. БТУ 5,63 7,80 12,70 13,16 14,52 15,28 16,05
Уголь паровичный Импорт в страны ОЭСР Тонна 40,06 72,84 120,0 120,0 116,67 113,33 110,0
Цены в номинальном выражении Нефть Средняя цена на импортируемую нефть по оценке МЭА Баррель 28,0 69,33 107,34 120,27 148,23 175,13 206,37
Природный газ Импорт в США Млн. БТУ 3,87 6,75 13,72 15,88 19,64 23,18 27,28
Импорт в страны Европы Млн. БТУ 2,82 7,03 11,97 13,83 17,13 20,31 24,0
Импорт в Японию (СПГ) Млн. БТУ 4,73 7,80 13,63 15,83 19,56 23,08 27,16
Уголь паровичный Импорт в страны ОЭСР тонна 33,65 72,84 128,81 144,32 157,21 171,11 186,07

 

Примечание: Номинальные цены учитывают с 2008 г. инфляцию в 2,3% в год

Источник: IEA, World Energy Outlook, 2008, Paris, 2008, p. 68.

 

Так, согласно прогнозу, цена на нефть в номинальном выражении повысится к 2015 г. по сравнению с уровнем 2007 г. почти на 75%, к 2020 г. – более чем вдвое и к 2030 г. – в три раза, достигнув 206 долл. Реальнаяцена, выраженная в ценах 2007 г. за тот же период возрастет с 2015 г. на 45%, к 2020 г. почти на 60% и к 2030 г. более чем на 75%. Та же тенденция будет характерна для всего периода и в отношении цен на природный газ и на уголь. Важно отметить, что прогнозы МЭА учитывают также и инфляцию, определяя ее в размере 2,3% в год. В прогнозе делается оговорка о том, что в расчеты прогноза закладывается неизменный курс доллара (1 доллар равен 0,64 евро или 106 иен). В прогнозе подчеркивается возможность сохранения крайне неустойчивого уровня цен в 2009 г. и даже в 2010 г. Вместе с тем, в прогнозе подчеркивается, что ослабление позиций доллара будет способствовать повышению цен на энергоносители. Такое же воздействие будет оказывать на более позднем этапе замедление процесса инвестирования в ТЭК в связи с кризисом в кредитной и финансовой сфере.

Таким образом, рассмотрев прогноз МЭА, важно сделать вывод о том, что в течение грядущей перспективы мировой рынок энергоносителей сохранит тенденцию рынка продавца, и цены всех энерготопливных товаров будут расти и в относительном, и реальном исчислении.

Проанализированные прогнозы других международных организаций не намного отличаются от прогнозов МЭА, отражая те же долгосрочные тенденции. Это, прежде всего, относится к прогнозу министерстваэнергетики США на период до 2030 года, опубликованному в сентябре 2008 г.[74] Американский прогноз исходит из более высоких темпов роста мировой экономики, чем прогноз МЭА (4% против 3,3%), из одинаковых темпов прироста спроса на первичные энергоресурсы (1,6%), из более высокого темпа прироста добычи нефти (1,2% против 1%). И газа (1,8% против 1,7), одинаковых темпов прироста добычи угля (2%). Ненамного отличаются от оценок МЭА оценки американских экспертов в отношении будущего мирового энергобаланса. По их мнению, доля нефти в нем в 2030 г. составит 33% (30% по прогнозу МЭА), 24% по газу (22% у МЭА), 29% по углю (также как и в прогнозе МЭА). Практически совпадают прогнозы и в отношении доли атомной энергии и сокращения ее удельного веса в энергобалансе 2030 г. (до 5,7% в американском прогнозе и 5,3% в прогнозе МЭА).

Имеются существенные различия между прогнозами американских экспертов и их коллег из МЭА в отношении прогноза цен на нефть. Эксперты из США ожидают в будущем намного более низкие цены, чем прогнозисты из МЭА. В своем базовом сценарии они предполагают, что в 2030 г. цена за баррель нефти в номинальном исчислении составит лишь 113 долл. за баррель (по так называемому сценарию высоких цен – 186 дол.), тогда как специалисты МЭА ожидают цены на уровне 206 долл.[75] Также высок разрыв и в отношении реальных цен, учитывающих поправку на инфляционный рост. Американский прогноз считает, что реальная цена на нефть в 2030 г. будет составлять лишь 70 долл. за барр., тогда как оценка МЭА называет цену в 122 долл. Объясняя необходимость составления трех сценариев прогнозирования цены на нефть (базовый, высоких и низких цен), американские эксперты отмечали, что базовый сценарий предусматривает неизменность доли нефти ОПЕК на мировом рынке, сценарий высоких цен допускает возможность снижения доли нефти на рынке, импортируемой из источников вне стран ОПЕК, а сценарий низких цен – наличие острой конкурентной борьбы ОПЕК за сохранение и увеличение своей доли на мировом рынке в условиях более широкого доступа к источникам нефти вне контроля ОПЕК.

Отличаются прогнозы и в определении будущего положения на рынке стран-членов ОПЕК. Если МЭА определяет долю ОПЕК в снабжении мира нефтью в 2030 г. в 50%, то прогноз Министерства энергетики США в 44%. Расходятся данные прогнозов и в определении будущего положения России на рынке нефти (12% мировой добычи в американском прогнозе (675 млн т) и 9% в прогнозе МЭА (485 млн т) в 2030 г. Долю Китая в 2030 г. в мировом потреблении нефти США оценивают в 14% против 16% у МЭА. Для России, выступающей лидером добычи и экспорта природного газа, важно учитывать, что прогноз США оценивает российскую долю в мировой добыче в 2030 г. в 21%, тогда как прогноз МЭА намного меньше (18%). Добыча газа в России в 2030 г. оценивается американскими экспертами в 924 млрд куб. м (794 млрд куб. м в прогнозе МЭА).

Важным документом, отражающим точку зрения ОПЕК на дальнейшие судьбы мирового рынка нефти, является прогноз этой организации, регулярно выполняемый по специальной прогностической модели, закладывающий ряд специально заданных предпосылок в интересах осуществления стратегической линии ОПЕК.

Разработанный ОПЕК прогноз развития конъюнктуры рынка нефти охватывает период до 2030 г. Он представлен отдельным изданием и его данные были проанализированы на восьмой встрече экспертов высокого уровня из ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, в Вене 16 октября 2008 г.[76]

Прогноз ОПЕК исходит из посылки, что мировая экономика в период 2008-2030 гг. будет развиваться темпами 3,5%, потребление первичных энергоресурсов – темпами 1,7% и нефти 1,2%. За годы перспективы мировая добыча нефти по базовому сценарию ОПЕК увеличится с 4,2 млрд т до 5,6 млрд т (до 5,2 млрд т в прогнозе МЭА).

Доля промышленно развитых стран ОЭСР в потреблении нефти за период 2006-2030 гг. существенно понизится с 58% до 45%, а развивающихся стран возрастет с 36% до 50%. На потребление в развивающихся странах придется до 90% прироста потребления за 2006-2030 гг. Транспорт сохранит свои позиции ключевого потребителя нефти (49% мирового потребления нефти).

Доля нефти в мировом энергетическом балансе за 2006-2030 гг. уменьшится с 37% до 33%, газа и угля увеличится с 22% до 24% и 27,6% до 28% соответственно. Доля атомной энергетики снизится с 6,8% до 6,2%, биомассы возрастет с 3,2% до 4,1% и других альтернативных источников увеличится с 0,6% до 1,6%.

ОПЕК прогнозирует добычу в странах-членах этой организации в 2030 г. на уровне 2,7 млрд т, в том числе 0,5 млрд т нефти, добытой из нетрадиционных источников, против 1,8млрд т в 2006 г. Доля ОПЕК в мировой добыче за период 2006-2030 гг. увеличится с 42% до 47%. По оценке ОПЕК, за тот же период доля России в мировой добыче снизится с 11,4% в 2006 г. до 10,3% в 2030 г., а других стран СНГ с 2,8% до 4,3%. Добыча нефти в России и в 2020 г., и в 2030 г. составит 585 млн т.

К 2020 г. страны ОПЕК намерены вложить в добычу 320 млрд долл. новых инвестиций.

Прогноз цен на перспективу эксперты ОПЕК свели к констатации уровня цен в 70-90 долл. за баррель в номинальном исчислении для корзины нефти ОПЕК на весь период до 2030 г. При этом они оговорили, что, по их мнению, себестоимость получения нефти из альтернативных источников или нетрадиционным путем оценивается в настоящее время выше 70 долл. за баррель, а цена нефти подвержена изменениям в связи с неустойчивостью доллара как валюты платежа (1 долл. равен 1,3 евро в августе 2007 г. и 1,6 евро в июне 2008 г.), а также в связи с небывалым размахом спекулятивных операций на нефтяных биржах. В этой связи отмечалось, что если в 2007 г. на один баррель реального товара на бирже NYMEX приходилось 6 так называемых «бумажных баррелей», то в 2008 г. уже 18 «бумажных баррелей».

Отмечаемый в прогнозе ОПЕК уровень цены на нефть в 70-90 долл. за баррель выглядит вполне обоснованным. В этой связи необходимо отметить, что король Саудовской Аравии, крупнейшего производителя нефти в мире, назвал 75 долл. благоприятной ценой. В свою очередь вице-президент «Лукойл» Л. Федун отметил, что цена ниже 75 долл. является экономически неоправданной для нефтегазовой промышленности. Поэтому цель ОПЕК в 75 долл. за баррель в 2009 г. объективна[77].

Прогноз ОПЕК устанавливает не только определенные контуры будущей нефтедобычи, но и определяет возможные параметры других показателей развития нефтегазовой промышленности стран, входящих в организацию. Следует отметить, что ОПЕК за почти 50-летнюю историю своего существования уже превратилась в мощнейшую международную картельную организацию, объединившую наиболее крупных производителей нефти из числа развивающихся стран, поставившая своей задачей регулирование мирового рынка нефти с поддержанием на нем с помощью квотирования добычи определенного уровня цен на нефть.

За годы существования ОПЕК страны, входящие в организацию, сумели создать мощный государственный сектор за счет проведенной национализации и осуществить важные проекты по развитию нефтегазовых комплексов, других отраслей промышленности, транспорта и сельского хозяйства как в своих странах, так и за их пределами.

Контроль за нефтяными рынками базируется у стран-членов ОПЕК на их сильных позициях в мировой добыче, экспорте и во владении запасами нефти. В 2007 г. на страны-члены ОПЕК приходилось 78% достоверных мировых запасов нефти и 50% природного газа. Страны-члены ОПЕК обеспечивают 45% мировой добычи нефти и 18% газа. Членам ОПЕК принадлежит 10,7% мировых мощностей НПЗ[78]. Страны-члены ОПЕК также владеют около 6,4% мирового танкерного флота и 20% флота газовозов. Страны-члены ОПЕК контролируют частично розничную и оптовую сеть в странах-потребителях. В 2007 г. на страны-членов ОПЕК пришлось 54% мирового экспорта нефти, почти 21% нефтепродуктов на сумму 730 млрд долл. Одновременно страны-члены ОПЕК обеспечивали 22,5% мирового экспорта газа.

Обзор прогнозов будущего развития мировой энергетики и конъюнктуры рынков энергоносителей был бы не полон, если не упомянуть весьма значительную прогностическую работу, осуществляемую Секретариатом Комиссии европейских сообществ (КЕС). В настоящее время КЕС готовит на смену концептуальной стратегической работы «Навстречу европейской стратегии безопасности энергетического снабжения», известной также как Green paper, новую стратегию, охватывающую пакет документов под общим название «План действий ЕС в сфере энергетической безопасности и солидарности: второй энергетический стратегический обзор». Документы этого пакета не только пространно расписывают важнейшие стратегические направления новой комплексной энергетической политики ЕС, но и сопровождают их прогнозными расчетами на период до 2020 г., оговаривая ближайшие намерения рассмотреть перспективу до 2050 г.

Прогнозная часть нового Плана действий не охватывает анализом положение в мировой энергетике, а посвящается полностью перспективам энергетики и конъюнктуре рынка Евросоюза. В этой связи следует отметить, что главным документом на сегодня является «Послание Комиссии Европейскому парламенту, Совету Европейскому экономическому и социальному комитету регионов», состоящего из собственно послания и сопутствующего документа «Настоящее и будущее европейской энергетики – спрос, ресурсы, инвестиции», опубликованные пока в неофициальной редакции[79].

В новом Плане действий ЕС исходит из посылки, что намечаемые меры приведут к снижению потребления энергии в странах ЕС в 2020 г. на 15% и снижению импорта на 26% по сравнению с намечаемыми до принятия этого плана. В качестве первоочередных задач План действий предусматривает шесть приоритетов в деятельности по его осуществлению:

· создание южного коридора по снабжению газом ЕС из регионов Каспийского моря и стран Ближнего и Среднего Востока с созданием специальной закупочной корпорации по газу каспийского региона (Caspian Development Corporation) со строительством газопроводов через территорию Турции;

· обеспечение снабжения ЕС сжиженным природным газом (СПГ) с созданием соответствующей приемной и транспортной инфраструктуры и мощностей по сжижению, хранению и транспортировки газа в ЕС и в странах-производителях;

· соединение отдельных изолированных регионов ЕС с основной территорией для обеспечения снабжения газом и электроэнергией, а также создание сети хранилищ. Это касается в основном стран прибалтийского региона. Предполагается, что будет разработан специальный Балтийский внутри соединительный план;

· создание средиземноморского энергетического кольца электроэнергетических и газовых магистралей с широким использованием солнечной и ветровой энергии;

· осуществление проекта Североморской энергосистемы, соединяющей национальные энергосети северо-запада Европы и включающей сеть запланированных морских ветровых станций;

· соединительная система газовых и электроэнергетических передающих систем Север – Юг.

Новый План действий ЕС исходит из необходимости осуществления энергетической политики в пяти направлениях:

· развитие инфраструктуры и диверсификации источников энергоснабжения;

· улучшение внешней энергополитики;

· совершенствование механизмов создания и поддержания запасов нефти и газа;

· повышение энергоэффективности;

· максимальное использование местных энергоресурсов.

В планах осуществления внешней энергетической политики ЕС предусматривает, что Россия надолго останется главным партнером по энергетическому сотрудничеству. При этом подчеркивается необходимость ускорения заключения нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, применение принципов обеспечения большего доверия в отношениях.

К настоящему времени Россия обеспечивает треть импортных потребностей ЕС по нефти, более 40% по газу, четверть по углю и обогащенному урану.

План действий предусматривает расширение масштабов так называемого Энергетического Сообщества, интегрирующего рынки электроэнергии и газа стран юго-восточной Европы, за счет включения в него Украины, Молдавии и Турции.

Украина рассчитывает получить от этого акта многократное увеличение экспортного потенциала в электроэнергетике и возможность модернизировать газотранспортную систему без участия России.

В планы ЕС входит развитие отношений и с другой важнейшей страной российского транзита – Белорусью.

Особое значение придает ЕС развитию отношений со странами прикаспийского региона, рассчитывая превратить их в крупнейший форпост по снабжению нефтью и газом, транспортируемых в ЕС вне территории России.

Особые надежды План возлагает на развитие отношений со странами Африки, в первую очередь северной ее части и Нигерии, из которой в ЕС должен придти Транссахарский газопровод. Выделяются в Плане, как приоритетные, страны ОПЕК, обеспечивающие 38% импортных потребностей в нефти, Норвегия (16% по нефти и 24% по газу), Австралия и Канада (до половины импортных потребностей по топливу для АЭС).

Новый План действий ЕС предусматривает два сценария развития энергетики: один при мировых ценах на нефть в 61 долл. за баррель и другой – при цене нефти в 100 долл. за баррель (см. табл. 22).

Таблица 22

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.