Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К Энергетической хартии 4 страница




Оценивая в целом итоги санкт-петербургского саммита, следует отметить, что он прошел успешно, результативно и конструктивно в той мере и формате, в какой это возможно для такого рода форумов, каким является Совещание членов G-8.

Главным результатом является успех в согласовании подходов в решении ключевых проблем энергетики, несмотря на порой диаметрально противоположное отношение к тем или иным проблемам у отдельных участников совещания. Принятый итоговый документ «Глобальная энергетическая безопасность» с его развернутыми 55 пунктами мог бы стать основой для составления маршрутной карты мирового сообщества на пути к энергетическому, экологическому и, в конечном счете, экономическому благополучию мирового сообщества на длительную перспективу. Иными словами, зафиксированные в Плане действий новые подходы могли быть использованы для разработки единого плана действий мирового сообщества по глобальной энергетической безопасности и сопутствующих документов к нему, включая реформированный под новые требования эпохи ДЭХ.

Во-вторых, России, предложившей и реализовавшей как председатель Совещание членов G-8, удалось на саммите серьезно улучшить свой имидж не только как одной из ведущих энергетических держав мира, но и как страны, чутко реагирующей на необходимость коллективного решения глобальных проблем, оправдав тем самым свое место в мировой лиге чемпионов. Да и сама «восьмерка», принявшая решения по актуальным вопросам, еще больше укрепила свой престиж в глазах международного общественного мнения.

При этом важно подчеркнуть, что ждать большего от совещания – разработки определенных судьбоносных конкретных рецептов, мгновенно решающих мировые проблемы, было бы несерьезно. Роль Совещания скорее сравнима с настройкой инструментов в оркестре или сверкой часов у участников похода из разных точек к единой цели.

В-третьих, из конкретных достижений России на санкт-петербургском саммите следует отметить, что ею впервые на столь высоких форумах перед лицом крупнейших стран-потребителей была сформулирована новая формула поведения на рынках энергоносителей – формула, предусматривающая равную ответственность и равное деление рисков между странами – производителями и странами – потребителями, базирующуюся на реальном изменении конъюнктуры мировых рынков, переходом от конъюнктуры рынка покупателей, господствующей многие десятилетия из-за избыточного предложения, к конъюнктуре рынка продавцов, желающих гарантировать свои доходы от вложенных крупных инвестиций. И хотя необходимость деления ответственности между двумя группами участников операций на рынке в итогом документе G-8 выражена весьма туманно, в виде рекомендации по возможному снижению рисков в виде диверсификации типов контрактов – долгосрочных и спотовых, тем не менее конструктивную позицию производителей России удалось четко довести до сведения мировой общественности.

По нашему мнению, понятие энергобезопасность должно включать и гарантию спроса на поставляемые энергоресурсы на зарубежных рынках как через систему долгосрочных контрактов, так и на принципах, основанных на свободе конкуренции, устанавливая между ними «золотую середину». И производители, и потребители должны помнить, что «действие равно противодействию». Так чрезмерное увлечение либерализацией энергорынков, наносящее ущерб интересам производителей, может вызвать у производителей стремление к созданию групповых организаций, координирующих торговую стратегию производителей на рынках сбыта, и тем самым защищающим свои торговые интересы, что, бесспорно, ухудшит условия покупки для потребителей. Именно это, по мнению автора, и случилось в виде активизации сближения стран – экспортеров газа с перспективой оформиться в новый ГАЗОПЕК.

Чрезмерная диверсификация по источникам доставки ресурсов потребителям в свою очередь неизменно оборачивается диверсификацией по направлениям поставки со стороны производителей. Так и происходит на самом деле. В ответ на чрезмерные попытки направить поток центральноазиатских и кавказских энергоресурсов, минуя территорию России, ускорилось строительство нефтепроводов на Дальний Восток, к Китаю и Тихому океану. Этим, очевидно, объясняется нейтральное отношение к прямой экспансии Китая в страны Средней Азии в целях обеспечения доступа к нефти и газу, расположенных на территориях бывших республик СССР.

Дискриминационный отказ от продажи российским организациям активов в нефтегазовом секторе в отдельных странах ЕС содействовал, по мнению автора, принятию федерального закона о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и включению под юрисдикцию этого закона геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых.

В-четвертых, важным «прорывным» достижением саммита было для России признание за энергетическими компаниями права на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах. «Надеюсь, это положение в итоговом документе будет играть позитивную роль, в том числе для российских компаний, которые давно приобрели необходимую самостоятельность, для того чтобы участвовать в активах других компаний», - прокомментировал новое положение министр промышленности и энергетики В. Христенко[170].

Реализация положения Плана действий открывает дорогу и к осуществлению на практике принципа «взаимодополняемости» экономик, идущего на смену принципу «взаимозависимости».

В-пятых, важным следствием проведенного саммита является подключение к его работе Китая, Индии, Бразилии, Мексики и Южной Африки, что обеспечило более полную представительность принятых решений. Однако представляется важным при любом решении организационного вопроса о будущем G-8 и возможном его расширении включение в него большего числа представителей стран-производителей, уравнивающих представительство двух категорий участников глобального энергетического рынка. В этой связи имело бы смысл рассмотреть возможность приглашения Саудовской Аравии как крупнейшего производителя, одновременно делегировав ей право выступать от имени ОПЕК, если, конечно, это будет принято ОПЕК. Вполне обосновано также и возможное включение в число приглашаемых и Норвегии.

В-шестых, важным для России оказались и предложения Плана действий в отношении атомных проблем. Во-первых, США, наконец, выразили готовность, что зафиксировано в документе, пойти на подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атома. Во-вторых, как достижение рассматривается отмеченная в документе формулировка – «Признавая преимущества в гражданской атомной области». Все вместе это означает, что США готовы снять существующие уже 15 лет ограничения поставок российского ядерного топлива на свой рынок. Это, полагает глава Росатома С. Кириенко, «качественное продвижение вперед». «Российские атомщики не требуют преференций, но они не приемлют и никаких ограничений, - говорит он[171].

Анализируя План действий, нельзя не отметить и отдельные недочеты и упущения этого документа. Нам представляется чрезмерной фетишизация рыночной модели развития экономики и рынков, игнорирование того факта, что специфика России с ее необычными географическими, климатическими, экономическими и историческими особенностями не только оправдывает, но и делает объективно необходимым более активное участие государства во всей цепочке, связанной с энергетикой и внешней торговлей ее продукцией.

Удивляет индифферентность документа по вопросу об ускоренном принятии главнейших производителей энергоресурсов в ВТО, с тем чтобы сделать правила ВТО единственным и всеобщим кодексом поведения на мировом рынке энергоресурсов для всех стран мира и в первую очередь для стран – производителей нефти, газа и угля. До сих пор парадоксом является, что вне стен ВТО остаются важнейшие экспортеры нефти в мире, как Россия, Иран, Ирак и др.

По нашему мнению, более конструктивным и четким мог бы быть и раздел Плана действий, посвященный борьбе с энергетической бедностью. А это позволило бы ускорить обеспечение топливом 2,4 млрд человек и электричеством 1,6 млрд человек в развивающихся странах, до сих пор лишенных этих плодов цивилизации.

То же относится и к разделу об изменении климата. Чрезмерная потенциальная опасность дальнейшего ухудшения климатических условий требует более развернутых и энергичных предложений в ходе любой международной встречи, на любом уровне.

И, наконец, План действий практически не затрагивал вопрос о ценах на энергоресурсы. Это неудивительно, поскольку нужно четко сказать, является ли складывающийся уровень цен на мировых рынках энергоресурсов чрезмерным или до сих пор цены низки и не отражают реальной стоимости невозобновляемых энергоресурсов.

При обсуждении вопроса о ценах и о их якобы гигантском пагубном влиянии на экономический рост следует, по мнению автора, учитывать приводимые факты, а также иметь в виду, что практически у всех стран-импортеров фискальная нагрузка на внутренние цены ведущих энергоносителей достигает 70%, и это лишний раз свидетельствует о заниженности на мировых рынках цены нефти.

Санкт-Петербургский План действий явственно обозначил точку, с которой надо начинать строить совместный дом, называемый глобальная энергетическая безопасность – дом, в котором комфортно жить и производителям, и потребителям, и транзитерам.

 


Глава VIII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.