Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные особенности внешнего строения представителей




основных групп Crustacea..................................................................... 188

Класс Branchiopoda — жаброногие раки.............................................. 188

Отряд ЛлоуГгаса — жаброноги............................................................. 188

Пресноводные жаброноги............................................................... 188

Artemia salina — артемия......................................................................... 190

Отряд Phyllopoda(=Notostraca)—nwcTOHome раки................................... 191

Щитни........................................................................................................ 191

Класс Maxillopoda.................................................................................. 193

Подкласс Ostracoda — ракушковые раки.............................................. 193

Пресноводные остракоды.................................................................... 194

Подкласс вгалсяшга —карпоеды.................................................. 195

Argulusfoliaceus— обыкновенный карпоед (карповая вошь)... 196

Подкласс Cinipedia—усоногив раки............................................. 197

Balanusspp.— морские желуди...................................................... 198

Класс Malacostraca — высшие раки...................................................... 199

Отряд Isopoda — равноногие.................................................................. 199

Saduria (=Mesidotea) entomon — морской таракан................................ 200

Отряд Л/иря/>оаа—разноногие раки, или бокоплавы........... 201

Gammarusspp. — бокоплавы-гаммарусы...................................... ... 202

Отряд Decapoda — десятиногие раки..................................................... 203

Palaemonspp.— травяные креветки.............................................. 204

Раковинообитающие раки-отшельники...................................... 205

Carcinusterraneus— травяной краб............................................... 205

Подтип Antennata...................................................................................... 206

Надкласс Myriapoda — многоножки........................................................... 206

Класс СМорооа—губоногие.......................................................... 207

Lithobiusforfwatus— обыкновенная костянка.................................. 207

Класс Diplopoda — двупарноногие................ '....................................... 210

Julidae— настоящие кивсяки............................................................... 211

Надкласс Яехаро^а — шестиногие............................................................. 213

Класс Insecta — насекомые..................................................................... 213


Расчленение тела майского хруща (Melolontha sp.)................................ 214

Особенности строения антенн....................................................... 219

Основные типы грудных конечностей насекомых................................. 221

Основные типы крыльев насекомых, жилкование крыла....... 224

Основные функционально-морфологические типы

ротовых аппаратов насекомых...................................................... 227

Подтип Chelicerata хелицеровые... '.................................................. 237

Класс Arachnida — паукообразные........................................................ 237

Подкласс Scorpiones— скорпионы..................................................... 238

Buthuseupeus— пестрый скорпион..................................................... 239

Подкласс Solpugida (=Solifugae) — сольпуги.............................................. 242

Galeodesaraneoides— обыкновенная фаланга....................................... 242

Подкласс Pseudoscorpiones — ложноскорпионы................................... 245

Chelifer cancroides — книжный,

или обыкновенный ложноскорпион............................................. 245

Подкласс Aranei— пауки................................................................. 246

Araneus diadematus — паук-крестовик..................................................... 247

Подкласс Acari— клещи......................................................................... 250

Отряд Лсд/т/Ь/тае^—акариформные клещи.......................................... 250

Подотряд Sarcoptiformes — саркотгтформньк клещи........................... 251

Tyroglyphusfarinae — обыкновенный мучной клещ............................... 251

Подотряд Гло/пШ{/Ь/7йе5 —тромбидиформныеклещи....... 253

Tetranychidae— паутинные клещи................................................ 253

Отряд AzrastfV/o/rnes—паразитоформные клещи.................................. 257

Ixodes ricinus —собачий клещ........................................................................ 257

Тип Echinodermata — иглокожие....................................................................... 262

Класс Asteroidea — морские звезды............................................. 262

Класс Echinoidea — морские ежи........................................................... 269



От авторов

Данный практикум по зоологии беспозвоночных предназначен для сту­дентов биологических факультетов университетов. Его создание продиктовано рядом обстоятельств: прежде всего отсутствием, нехваткой или физическим из­носом ранее изданных пособий. Так, классические лабораторные практикумы Е.Н. Павловского и СВ. Аверинцева изданы соответственно в 1938 и в 1947 годах и уже давно стали библиографической редкостью. Малый практикум по зооло­гии беспозвоночных А.А. Зеликмана, второе издание которого вышло в свет в 1969 году, в настоящее время в большинстве вузов имеется в ограниченном количестве. Практикум по зоологии беспозвоночных, подготовленный Е.Н. Фро­ловой с соавторами (1985) для студентов педагогических институтов, рассчитан на меньший объем курса, в нем недостаточно полно изложены некоторые те­мы, рассмотрение которых представляется важным или обязательным при под­готовке биологов с базовым университетским образованием. Кроме того, накоп­ленный за последнее время объем зоологических представлений по организации и систематике беспозвоночных животных требует внесения в учебные пособия определенных изменений и дополнений.

На кафедре зоологии Белорусского государственного университета на­коплен большой опыт по организации и проведению практикума по зоологии беспозвоночных. Основы его разработаны при непосредственном участии про­фессора Г. Г. Винберга еще в 1950-е годы и традиционно сохранялись и разви­вались его учениками. Наличие многолетнего опыта позволило нам взяться за столь ответственный проект, как написание нового лабораторного практикума по зоологии беспозвоночных для биологических факультетов университетов по специальности Н.04.01.00 — биология и Н.06.01.00 — экология. Объем дан­ного практикума рассчитан в соответствии с учебным планом на 74-78 часов.

В пособии с учетом современного состояния материального оснащения университетских кафедр сокращен объем работ с малодоступным или дорого­стоящим материалом. Вместо этих тем предлагаются альтернативные темы и объекты для изучения. По каждой группе модельных объектов даны рекомен­дации, позволяющие обеспечить занятия необходимым зоологическим матери­алом. В случаях, когда объем приводимого в пособии материала представляется чрезмерным, выделение сведений, обязательных для усвоения студентами, мо­жет быть скорректировано преподавателями.

В настоящем практикуме отсутствует изложение материала занятий, пред­усматривающих знакомство с таксономическим и эколого-морфологическим разнообразием некоторых групп животных (коралловые полипы, моллюски и др.). Такие занятия лучше всего вести на базе зоологического музея (если таковой имеется) или на основе зоологического коллекционного материала, которым располагает кафедра.



От авторов


 


В предлагаемом учебном пособии раздел по микроскопической технике и темы от простейших до червей всех групп включительно написаны доцен­том Е.С. Шалапенок, темы по моллюскам, членистоногим и иглокожим — доцентом СВ. Бугой.

В лабораторном практикуме использована современная классифика­ция беспозвоночных животных в соответствии со 2-м, переработанным из­данием «Жизни животных» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ю.И. Полянского (т. 1,1987 г.), кандидата биологических наук Р.К. Пастер­нак (т. И, 1988 г.) и академика АН СССР М.С. Гилярова (т. III, 1984 г.)

Учтены новые представления о системе по S. Westheide, R. Rieger.

Specielle Zoologie. l.Teil.

Gustav Fischer Verlag.

Stuttgart, Jena, New Jork. 1996.

Авторы весьма признательны Т. Л. Черкас за техническую помощь при подготовке рукописи и выражают благодарность коллегам за поддержку.


Технические средства изучения микроскопических объектов

Для изучения животных могут быть использованы различные ме­тоды. Наибольшую информацию о внешнем строении и функциони­ровании организмов мы получаем, изучая животное in vivo в обста­новке естественной или максимально к ней приближенной. Это легко удается осуществить во время летней учебной практики, но не всегда возможно в течение года в учебной лаборатории. Кроме того, если достаточно легко обеспечить изучение на лабораторном практикуме небольших водных беспозвоночных, то наземные виды могут быть ис­следованы лишь после их фиксации. Многие беспозвоночные живот­ные, прежде всего простейшие, так малы, что изучение их возможно только с помощью специальной микроскопической техники. С ее по­мощью также удается ознакомиться с деталями строения тканей и ор­ганов макрообъектов на препаратах срезов соответствующих структур.

Устройство оптических приборов и основные правила работы с ними должны быть хорошо усвоены каждым студентом.

Микроскопическая техника

Любой оптический прибор, позволяющий получить увеличенное изображение объекта, включает систему линз и устройства, облегчаю­щие пользование ими.

Самым простым оптическим прибором является ручная лупа (рис. 1). Основная ее часть — двояковыпуклая линза, вставленная в оправу с руч­кой. Увеличение, которое дает ручная лупа, обычно обозначено на ручке соответствующими символами 2х, 5х, 10х.

Микроскоп

В составе микроскопа можно выделить три основных блока: меха­нический, осветительный и оптический (рис. 2).

Механический блок состоит из подковообразного или прямоуголь­ного основания (или ножки), колонки, рукоятки, предметного сто­лика и тубуса.


14 Технические средства изучения микроскопических объектов


Микроскоп



 


Рис. 1. Ручнаялупа: 7—двояковыпуклая линза; 2— оправа; 3— ручка

Рис. 2. Схема устройства микроскопа: / — основание; 2 — колонка; 3микровинт; 4 — макровинт; 5— окуляр; 6 — тубус; 7— ре­вольвер; 8— объективы большого и малого увеличения; 9 — зажи­мы; 10 — предметный столик; 11 — диафрагма; 12 — конденсор Аббе; 13 — зеркало; 14 — винт конденсора


Основание микроскопа придает ему устойчивость. Наколонке закреплены предметный столик, устройства, обеспечивающие регулирова­ние работы оптического и осветительного блоков, и тубус. Рукоятка по­зволяет удобно переносить микроскоп и перемещать его на рабочем месте.

Предметный столик в микроскопах разных систем либо непо­движно фиксирован на колонке, либо подвижен и положение его мо­жет регулироваться с помощью двух крайних винтов на задней стороне столика, обращенной к исследователю. Средний винт закрепляет верх­нюю часть предметного столика, в центре которой расположено отвер­стие, обеспечивающее прохождение потока световых лучей к изучаемому объекту.

На тубусе снизу привинчивается револьвер — подвижная кон­струкция с ячейками для сменных объективов, сверху — окуляр.

Осветительный блок включает зеркало, расположенное у основа­ния микроскопа, и конденсор.

Зеркало имеет плоскую и вогнутую поверхности и укреплено таким образом, что может вращаться в двух взаимно перпендикуляр­ных плоскостях. Это позволяет ориентировать зеркало на источник света, находящийся в любом месте. Поток световых лучей, отражаясь от зеркала, проходит через отверстие (прорезь) в предметном столике и направляется на объект и в оптическую систему.

Для лучшей освещенности объекта, концентрации лучей, идущих от зеркала, между ним и предметным столиком расположен конден­сор Аббе, представляющий собой дополнительную систему линз и снабженный ирисовойдиафрагмойи сменными светофильтра-ми (матовым и синим). Все эти устройства позволяют регулировать освещение поля зрения микроскопа в зависимости от характера изу­чаемого объекта, его окраски и плотности. Перемещение конденсора вверх и вниз вдоль колонки осуществляется с помощью нижнего (или переднего, расположенного ближе к зеркалу) винта.

Оптический блок состоит из окуляра и объектива, укрепленных на концах тубуса.

Окуляр вставляется в верхнюю часть тубуса. Он представляет со­бой короткую трубку с вмонтированными в нее линзами. Увеличение окуляра в рабочем учебном микроскопе чаще всего 10- или 15-крат­ное (10х, 15х).

Объективы закрепляются в гнездах револьвера и легко сменяются при микроскопировании поворотом револьвера. Установка нужного


16 Технические средства изучения микроскопических объектов


Микроскоп



 


объектива над объектом и фиксация его положения контролируется характерным щелчком. Чаще всего используются два объектива: объек­тив малого увеличения (8")и объектив большого увеличе­ния (40х). Первый — тонкий, более короткий, второй — массивный. Для получения больших увеличений применяют 90-кратный (90х) объектив.

Кратность увеличения объектов микроскопом при использова­нии разных объективов и окуляров приведена в табл. 1.

Таблица 1

Объективы

Окуляры

7х 10х 15х

8х 40х 90х (иммерсия)

 

     
     
     

Фокусировка (наведение на резкость) регулируется двумя винтами, укрепленными на колонке. Изменением расстояние между изучаемым объектом и объективом достигается наилучшая резкость изображе­ния. Для быстрого изменения этого расстояния используется боль­шой винт (макровинт), для более тонкой регулировки — малый, или микровинт. Макровинт обеспечивает движение колонки с ту­бусом и оптикой вдоль зубчатки (кремальеры). Движением винта от себя (по часовой стрелке) мы опускаем всю систему, движением на себя (против часовой стрелки) поднимаем ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.