КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр массового действа на 2500 чел. Проект. 1924. Перспектива. Фасад. План
архитекторов (ОСА). Инициаторами были А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург и А. М. Ган. Вокруг них сплотилась группа молодежи: М. Барщ, А. Буров, Г. Вегман, В. Владимиров, И. Леонидов, А. Пастернак, И. Милинис, Г. Орлов, И. Соболев, И. Николаев, Н. Красильников, Л. Комарова и позднее Н. Соколов, К, Афанасьев и Р. Хигер. Лидеры нового направления определяли термин «конструктивизм» не как стиль, не как определенные приемы, а как целостный синтетический метод проектирования, при котором связь всех элементов сооружения была неразрывной и органичной. А. А. Веснин отмечал, что основа всякого искусства — единство формы и содержания, в которое входят и функции идеологического порядка, что утилитарная функция содержания не должна подчинять себе композиционную целостность образа. Конструктивистские идеи целесообразности, простоты архитектурных средств и экономичности отвечали требованиям времени, заставляли искать новые методы проектирования и возведения зданий. В 1926 г. стал выходить печатный орган ОСА — журнал «Современная архитектура» (СА). Ответственными редакторами были А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург, членами редакционной коллегии журнала с самого его основания — А. К. Буров, А. А. Веснин, В, А. Веснин, Г. Г. Вегман, М. Я. Гинзбург, И. А. Голосов, А. М. Ган, А. Ф. Лолейт, Г. М. Орлов, И. Н. Соболев. А. К. Буров принимал самое деятельное участие в творческих дискуссиях, организуемых журналом, в пропаганде новых взглядов и идей. Его проектные работы, ярко отражавшие новые направления и характер современной архитектуры, печатались на страницах журнала СА. Практическая деятельность А. К. Бурова началась еще в студенческие годы. Студентом третьего курса в 1922 г. он участвовал в открытом конкурсе на проект планировки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве и получил III премию. Выставка, построенная во исполнение указаний IX съезда Советов (декабрь 1921 г.), имела огромное государственное значение, так как это был первый крупный ансамбль, осуществленный после Октябрьской революции.
Театр массового действа. 1924. Эскизы В ноябре 1922 г. В. И. Ленин писал: «Придаю очень большое значение выставке; уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха»1. Участие в конкурсе наряду с виднейшими мастерами советской архитектуры А. В. Щусевым, И. А. Голосовым, И. В. Жолтовским, И. А. Фоминым, С. Е. Чернышевым, В. А. Щуко, Н. Е. Лансере, А. А. Олем и получение за проект премии — важное событие в жизни студента Бурова. Проект Бурова, как и большинство проектов московской школы, был выполнен в живописном, свободном характере, в противоположность строго академичным, симметричным, монументальным формам проектов ленинградской школы. В дальнейшем его привлекают к строительству выставки в качестве помощника А. В. Щусева. В 1923 г. по проектам Бурова на Всероссийской выставке было построено несколько павильонов. Проекты эти не сохранились за исключением конкурсного проекта планировки, опубликованного в 1923 г. в ежемесячнике «Архитектура»2. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 298. 2 Проект Сельскохозяйственной выставки Ридмана и Бурова (III премия). «Архитектура».
В этом же году Буровым была осуществлена планировка сквера у здания Арсенала в Московском Кремле и оформлены интерьеры теплоходов, курсирующих по линии Петроград — Лондон. На IV курсе в 1924 г. Буров разрабатывает проект «Театра массового действа» на 2500 чел. и дает к нему развернутое обоснование, выдвигая максималистские требования. В своей пояснительной записке он пишет: «Революция выдвинула проблему создания театра, отвечающего эпохе. Жизнь и кино дали темп... Со стороны плановой и технической для решения поставленной мною задачи мне представлялось необходимым дать постановщику наиболее широкие возможности развить действие в плане кинематографического темпа и массового действия (подчеркнуто Буровым), для этого мною были введены следующие технические приспособления...» (далее перечисляются элементы оборудования — несколько платформ, на которых при помощи специальных электрических кранов заранее устанавливаются декорации, выезжающие на сцену по рельсам; поворотная арена, дающая неограниченные возможности комбинаций декораций в наикратчайший срок; специальные лифты для подачи костюмов в артистические уборные и др.). «Уничтожена рампа и сцена превращена в арену, которая может быть использована для театральных постановок, для цирковых и спортивных праздников. Арена может опускаться и наполняться водой. Театр может быть также использован как место для собраний...» [45].
В этой пояснительной записке излагается ряд четких концепций, определяющих функциональную структуру и архитектурную композицию в соответствии с социальными задачами театра нового типа: «Архитектурная композиция — функция от основных предпосылок (эпоха, время, назначение сооружения, место). План решен несимметрично. Фасад стоит в прямой зависимости от плана» [45]. Динамичный силуэт, разнообразные объемы, богатая игра светотени придают этому конструктивистскому по существу зданию черты живописности и пластичности. Новый образ театра, его подчеркнуто демократичный характер, лаконичные архитектурные средства и одновременно богатство формы и выразительность отвечали представлениям о здании нового типа, намечали пути решения новых социальных и художественно-эстетических задач. Оригинальное решение театра привлекает к проекту Бурова всеобщее внимание. Проект был выставлен на Парижской выставке 1925 г. и опубликован в ряде отечественных и зарубежных изданий1. Архитектура здания театра отражала его новое содержание, подчеркивала идеологическую значимость сооружения как центра новой культуры. Приемы формообразования, композиционная целостность, отличавшие этот проект, выразительный художественный язык отразили только еще формировавшиеся эстетические концепции новой архитектуры. Проект театра массового действа Бурова с необычным характером свободной композиции, с новыми формами сооружения оказал большое влияние на формирование образа массового театра и послужил прототипом многих проектов театров в 20-е годы.
1 Гинзбург М. Я. «Стиль и эпоха». М., 1924, рис. XXXII. «\^азти1п Мопа1зЬег1:е гйг Ваи-кипвь 1925, № 8 (нем.), «ЗиуЬа», 1926, № 3 (чешек.).
Весной 1925 г. в залах ВХУТЕМАСа экспонировались лучшие дипломные проекты. Широкую известность получил дипломный проект Центрального железнодорожного вокзала в Москве, выполненный Буровым. В этой работе проявились характерные черты творческой индивидуальности Бурова — поиск новых путей решения архитектурных задач, смелость и острота творческой мысли, научное обоснование сложных технических задач и конструктивных расчетов. В основу планировки железнодорожного вокзала положен четкий график раздельного движения прибывающих и отбывающих пассажиров. Багаж грузится со специальных платформ. Операции с грузами производятся во дворе, расположенном ниже уровня улицы. Маршруты движения пассажиров, транспортные развязки, обслуживание крупного столичного вокзала были сделаны в соответствии с последними достижениями в этой области. Железнодорожный вокзал решен в виде комплекса зданий, состоящего из сводчатого сооружения, перекрывающего дебаркадеры и подъездные пути, тридцатиэтажной башни — отеля на 300 номеров, и низких, распластанных зданий с двухэтажными залами ожидания, удобно связанными с платформами. Архитектурная композиция построена на контрастном сочетании основных элементов ансамбля, различных по форме и величине, но в целом создающих впечатление единства и уравновешенности. Особый интерес представляли объемно-пространственное решение и архитектурный образ ансамбля, где четко выявленное назначение сооружения было органически увязано с формой, крупным масштабом и общим характером комплекса. Проект выделялся не только яркостью художественного замысла, но и принципиальным, бескомпромиссным отказом от использования традиционных архитектурных форм, привычных планировочных и конструктивно-технических приемов. Дипломная работа А. К. Бурова вызвала большой интерес и получила высокую оценку архитектурной общественности. Работа и отзывы о ней были опубликованы в журналах нашей страны и за рубежом !.
За дипломный проект А. К. Буров получил право на заграничную поездку и был оставлен во ВХУТЕМАСе в качестве ассистента (аспирантуры в те годы не было). Из-за недостатка средств А. К. Буров не смог воспользоваться правом на поездку за границу. Однако по ходатайству факультета и командировке Наркомпроса в связи с проводившимися им работами по проектированию архитектурной части теплоходов для линии Ленинград — Лондон Буров был зачислен на теплоход «Герцен» в качестве практиканта. Во время поездки ему удалось ознакомиться с памятниками архитектуры Германии и Англии. Во второй половине 20-х годов в огромных масштабах начинает развиваться строительство в промышленных городах. Буров не мог остаться в стороне от важнейшей задачи страны. В проектировании и застройке таких индустриальных центров, как Челябинск, Свердловск, Иваново-Воз-несенск, он принимает участие наряду с ведущими архитекторами — бра- 1 «Современная архитектура», 1925, № 1. «Новости», 1925, № 8. «ЗиуЬа», 1926, № 3 (чешек.). «Баз пеие КивзкпсЬ. 1927, № 7—8 (нем.).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |