Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дашев. 1950. Фрагменты фасада




 

 

из неопубликованных статей 1936 г. А. К. Буров пишетИ «Вполне понятна острота вопроса о классическом наследии, об исполь-И зовании классических форм. В чем смысл и причина глубокого влияния,! которое оказывает на нас классическая форма? Да в том, что классике сумела достичь в архитектуре ощущения необходимости, которое зави-1 сит почти исключительно от гармонии, пропорций и овладения материа-1 лом. Еще одна черта, которая роднит нас с классикой,— ощущение объ-1 ективного бытия архитектурного организма, вне зависимости от освеще-1 ния, от живописности восприятия, от декоративности и иллюзорного не-1 материального отношения к форме» [8].

Изучив классику как определенную систему художественного мыш-Я ления, он в дальнейшем не стремится к подражанию академически/Л «классическим формам», а ищет новые образы, созвучные своему в рев мени.

Буров постоянно думает о будущем, о путях развития советской ар­хитектуры и намечает эти пути в своих проектах, теоретических рабо­тах— всегда острых, умных, содержательных. Буров отмечал, что посла преодоления негативных сторон конструктивизма, осваивая мировое! классическое наследие, многие архитекторы пошли не по пути создания новых пластических форм, новых композиционных приемов, а по пути! формального, эпигонского использования отживших старых архитектур-И ных форм, не соответствующих социальным потребностям эпохи, новым! материалам, конструкциям, методам производства. Это явление в раз-! витии советской архитектуры он назвал «академизмом». Об «академиз-Я ме» и, в частности, об ордере Буров писал много, принципиально отри-Я цая подобный метод проектирования.

Его выступления, статьи, теоретические работы сыграли свою роль вН формировании правильной исторической и философской оценки этогоИ явления советской архитектуры и имеют большое воспитательное зна-Н чение. Это было тем более важно, что к относительно небольшой группе! талантливых, эрудированных, опытных архитекторов, обладающих высо-И кой культурой и знаниями, мастеров архитектуры, которые и определя-И ли направление использования закономерностей и форм классическойИ архитектуры в произведениях современного строительства, примыкала! масса архитекторов, недостаточно владеющих профессиональным ма-1 стерством, не обладающих необходимыми знаниями и способностями.! Нужно было повлиять на их творчество, заинтересовать их процессом] размышлений над основными проблемами архитектуры.

Отойдя от конструктивизма, освоив принципы мировой классической культуры, Буров рассматривал этот этап лишь как средство для дальней-1 шего развития, для следующего шага. Поэтому теоретические разногла-1 сия с «академистами» вылились в принципиальную борьбу с направлени­ем, которое тормозило развитие современной архитектуры.

Признавая огромное влияние личности И. В. Жолтовского на архитек­торов, ценя его исключительные знания, феноменальную эрудицию, опыт, принципиальность, метод познания закономерностей архитектуры, Буров все же полемизирует с ним.

В дневнике 1943 г. Буров пишет: «Все, хоть что-нибудь понимающие в архитектуре, в огромной степени обязаны этим Ивану Владиславовичу,

 

и тем больше, чем лучше они умеют работать. Включая и тех, которыЛ работают по-новому и по-другому» [42, с. 115].

В своем выступлении в 1947 г. он говорил: «Я являюсь принципиальИ ным противником школы Жолтовского, но, вместе с тем, я высоко ценкзЯ академика Жолтовского и благодарен ему за те знания, которые мнеЯ посчастливилось почерпнуть из его уст. Я ценю его как большого мастеЯ ра и своеобразного ученого» и далее: «Для изучения проблемы архив тектурной композиции большую ценность представляют работы акадеЯ мика И. В. Жолтовского, которому автор обязан рядом указаний в облаЯ сти теории композиции и анализа архитектурной формы» [16].

Буров доказывал, что создавая новое, необходимо исходить из конЯ кретных исторических условий, а не копировать старое, что подражание является стилизацией и ведет к принципиальному отрыву формы от текЯ тоники сооружений и еще раз подчеркивал, что «Архитектура — искуси ство не изобразительное, а созидательное. Она не изображает предмеЯ ты, а создает их. Изображать можно что угодно из любого материала Л любыми методами. Строить же можно только то, что оправдывает себЯ на практике, т. е. наилучшее для своего времени, из тех материалов и щ тех технических, художественно осознанных формах и теми методамиИ которые заняли свое место в процессе развития архитектуры или в реЯ зультате технического прогресса» [39, с. 39].

Многочисленные проекты и постройки Бурова 1936—1939 гг. охваты-1 вают широкий круг тем. Он разрабатывает проекты жилых домов, обЯ щественных зданий, театров, выполняет дизайнерские работы, многИ выступает в печати, преподает. Среди его проектов есть и яркие творчеЯ ские удачи и поисковые работы, для которых характерен намечающими ся пересмотр только что освоенной «классики», постепенный «отход» сШ классических канонов, поиск нового облика архитектурного сооружеЯ ния, связанный с переосмыслением народных традиций, синтезом архив тектуры и монументального изобразительного искусства. Влияние ренесЯ сансных композиций еще прослеживается в симметричной композиция в членении и рисунке поверхности стены, в развитом венчающем карни-Я зе и горизонтальных тягах, подчеркивающих этажи в проекте универмаЯ га на Комсомольской площади в Москве, разработанном в 1936 г.

В 1937 г. Буров участвует в проектировании зданий типовых театров в мастерской Министерства просвещения. Он разрабатывает проект типсЯ вого театра на 1200 мест. Стремление найти новый образ театрального здания заставило его отказаться от «непременного» атрибута театральЯ ных зданий XVIII—XIX вв.— традиционной колоннады и портика. ОтталЯ киваясь от структуры великолепного фасада театра в Оранже и отказьЯ ваясь вместе с тем от римской тяжести и утрированной материальностЯ стен Оранжа, Буров приходит к легкой и светлой новой архитектуре! Здесь чувствуется присутствие таких свойственных Бурову черт, как ироЯ ния, остроумие в подходе к серьезным вопросам, подлинное новаторЯ ство. Он решает фасад своего театра с тонко, мастерски прорисованныЯ ми арочными проемами, со стеной, заполненной живописным изображеЯ нием апельсиновых деревьев.

В фасаде театра в г. Орджоникидзе, проект которого А. К. Буров разрабатывал в 1940 г. совместно с М. Н. Кругловым, он дает еще одну

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.