Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: Заготовка лекарственного растительного сырья 4 страница




Предками современных покрытосеменных (цветковых) растений были древние растения, близкие к семенным папоротникам. Благодаря наличию цветка и пло­да возросли вероятность образования новых зародышей растений и их выживае­мость, появились всевозможные приспособления к их расселению. Все это повысило приспособление цветковых растений к наземному образу жизни и обес — печило широкое распространение их по всей Земле. Отдел Покрытосеменные объединяет 250 тысяч видов, которые относятся к 390 семействам и 2 классам; од­нодольным и двудольным. Однодольные и двудольные растения отличаются друг от друга по строению семени, типу корневой системы, форме и виду жилкования ли — стьев, строению цветков и по другим признакам.

Примеры представителей:

Класс Однодольные:

семейства: злаки мятлик, ежа, тростник, ковыль, бамбук, овес,

пырей

орхидные любка двулистная, венерин башмачок

лилейные ландыш, тюльпан, чеснок

Класс Двудольные:

семейства: лотосовые лотос орехоносный, лотос желтый

кувшинковые кувшинка чисто —белая, виктория Круса, кубышка желтая


сложноцветные бобовые

мать — и — мачеха, пижма, тысячелистник, календула, эдельвейс, цикорий, василек, чертополох

мимоза, фасоль, верблюжья колючка


 

 


лютиковые розоцветные пасленовые крестоцветные

купальница, адонис, ветреница, лютик едкий

миндаль, вишня, ирга, боярышник, яблоня, рябина

белена черная, дурман обыкновенный

пастушья сумка, икотник, сурепка, брюква, рапс, горчица, хрен


 

 


Контрольные вопросы:

Почему цветковые растения называются покрытосеменными?

2 Назовите два основных отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

3 Как называются мужские половые клетки покрытосеменных растений? Чем они по строению и подвижности отличаются от сперматозоидов животных и низших растений?

4. Какие клетки и в каком количестве входят в состав зрелого пыльцевого зерна покрытосеменных растений?

5. Клетки с каким набором хромосом образуются в результате двойного оплодо — творения у покрытосеменных растений? Какие составные части семени фор­мирует каждая из них?

6. Приведите пример триплоидной клетки покрытосеменных растений. Как и из каких клеток она образуется?

7. Каково биологическое значение двойного оплодотворения у покрытосеменных растений?

8. Какой набор хромосом в клетках зародыша и эндосперма семени покрытосе­менных растений? Поясните почему.

9. Назовите основные систематические группы (таксоны), начиная с само­го крупного, которые входят в состав отдела Покрытосеменные растения.

10. Назовите основные отделы растительного царства, начиная с более простых и кончая более сложными.

11. Назовите два класса цветковых растений.

12. Назовите основной признак, по которому цветковые растения делятся на од­нодольные и двудольные.

13. Какие цветковые растения называются двудольными? Приведите пример дву­дольного растения.

14. Какие цветковые растения называются однодольными? Приведите пример од­нодольного растения.

15. Какой околоцветник характерен для двудольных растений?

16. Какой околоцветник характерен для однодольных растений?

17. Назовите четыре основных признака, характерных для большинства двудоль­ных растений.

18. Назовите чегыре основных признака, характерных для большинства однодоль­ных растений.

19. Назовите пять семейств двудольных растений.

20. Назовите два семейства однодольных растений.

21. Назовите 4 — 5 особенностей строения, являющихся характерными признаками семейства крестоцветных.

22. К какому классу относятся растения семейства крестоцветных?

23. Сколько чашелистиков, лепестков, пестиков и тычинок имеют цветки растений семейства крестоцветных?

24. К какому виду относится соцветие растений семейства крестоцветных?

25. Назовите тип плодов у растений семейства крестоцветных.

26. Назовите четыре дикорастущих растения семейства крестоцветных.

27. Назовите семейство, к которому относятся редька дикая, сурепка обыкновен­ная, пастушья сумка.

28. Назовите четыре культурных растения семейства крестоцветных.

29. Назовите основные признаки, по которым пастушья сумка относится к семей­ству крестоцветных.

30. Назовите четыре особенности строения цветка растений семейства кресто­цветных.

31. Назовите два дикорастущих растения семейства розоцветных.

32. Назовите четыре древовидных плодовых растения семейства розоцветных.

33. Назовите кустарниковое и травянистое растения, относящиеся к семейству розоцветных.

34. Сколько чашелистиков и лепестков имеют цветки большинства растений се­мейства розоцветных.

35. Какова функция острых шипов, покрывающих многие части шиповника?

36. Назовите три участка (органа) шиповника, на которых расположены острые шипы.

37. Назовите основные признаки, по которым шиповник относится к семейству розоцветных.

38. Назовите четыре культурных растения семейства бобовых.

39. Назовите дикорастущее растение семейства бобовых.

40. Назовите семейство, к которому относятся горох, фасоль и соя.

41. Назовите семейство, к которому относятся клевер, донник, чина.

42. Сколько чашелистиков, лепестков, пестиков и тычинок имеют цветки растений семейства бобовых?

43. Назовите 3 — 4 особенности строения, являющиеся характерными признаками семейства бобовых.

44. Назовите тип плодов у растений семейства бобовых.

45. Назовите особенность строения корней бобовых растений. С чем связано по­явление этой особенности строения?

46. Что представляют собой "клубеньки" на корнях бобовых растений? Каково их происхождение? Какие факторы вызывают их образование?

47. На каких органах бобовых растений расположены бактерии, поглощающие и усваивающие свободный азот воздуха? Какие структуры появляются на этих органах?

48. Каким образом происходит образование клубеньков на корнях бобовых растений?

Какое значение имеют клубеньковые бактерии для бобовых растений? Назовите два вида соцветий, характерных для большинства растений семейст­ва бобовых.

L Назовите основные признаки,по которым горох посевной относится к семей­ству бобовых.

3£ В чем хозяйственная ценность пищевых и кормовых бобовых растений?

мЖ Назовите лекарственное растение семейства пасленовых.

т{Ж. Назовите лекарственное растение семейства розоцветных, корневище которо­го используется для приготовления лекарств.

^SS Какую часть (орган) тела лапчатки прямостоячей используют для приготовления лекарств?

Ш Сколько чашелистиков и лепестков имеют цветки растений семейства бобо­вых? Назовите особенности строения чашелистиков и лепестков растений этого семейства.

57 Назовит е 5 — 6 особенностей строения цветка растений семейства пасленовых.

£. Назовите 5 — 6 особенностей строения цветка растений семейства бобовых.

з® Назовите 3 — 4 особенности строения цветка растений семейства розоцветных.

SO. Сколько чашелистиков, лепестков, пестиков и тычинок имеют цветки растений семейства пасленовых?

61. Сколько чашелистиков и лепестков имеют цветки растений семейства паслено­вых? Назовите особенности строения чашелистиков и лепестков этих цветков.

62. Назовите два вида плодов, характерных для растений семейства пасленовых.

63. Назовите три культурных растения семейства пасленовых.

64. Назовите семейство, к которому относя тся картофель, томаты, баклажаны.

65. Назовите семейство, к которому относятся душистый табак, красавка — белла— донна, белена черная.

66. Назовите два ядовитых растения семейства пасленовых. Назовите 5 — 6 признаков отравления человека беленой черной.

63. Как сказывается отравление человека беленой черной на частоту сокращений сердца, дыхание и диаметр зрачков?

69. Назовите семейство цветковых растений, включающее в себя самое большое количество видов.

70. Назовите пять дикорастущих растений семейства сложноцветных.

71. Назовите семейство, к которому относятся подсолнечник, астры, ромашки?

-2. Назовите семейство, к которому относятся одуванчик лекарственный, мать — и — мачеха, василек луговой.

73. Назовите вид соцветия, характерный для растений семейства сложноцветных.

74. Какой признак является наиболее характерным признаком растений семейст­ва сложноцветных?

75. Назовите 5 — 6 особенностей строения цветка растений семейства сложно­цветных.

76. Сколько лепестков, пестиков и тычинок имеют цветки растений семейст­ва сложноцветных?

77. Назовите два видоизменения чашечки цветка растений семейства сложно­цветных.

78. Назовите два лекарственных растения семейства сложноцветных.

79. Назовите два вида декоративных растений семейства сложноцветных.

80. В зависимости от особенностей строения венчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков. Назовите два из них.

81. Назовите вид плодов, характерный для растений семейства сложноцветных.

82. Назовите лекарственое растение семейства лилейных.

83. Назовите два культурных овощных растения семейства лилейных.

84. Назовите два декоративных растения семейства лилейных.

85. Назовите семейство, к которому относятся спаржа, репчатый лук, чеснок.

86. Назовите семейство, к которому относятся лилия и тюльпан.

87. Сколько листочков околоцветника, пестиков и тычинок имеют цветки расте­ний семейства лилейных?

88. Назовите два вида плодов, характерных для растений семейства лилейных.

89. Назовите две особенности строения, характерные для стебля типа соломина.

90. Назовите два растения семейства злаков, имеющих стебель в виде соломины.

91. Как происходит рост стебля злаков? Как называется такой тип роста стебля?

92. Что представляет собой влагалище листа? Какой вид оно имеет? Какова его функция?

93. Назовите три дикорастущих растения семейства злаков.

94. Назовите четыре культурных растения семейства злаков.

95. Назовите семейство, к которому относятся тимофеевка луговая, мятник луго — вой, овсюг.

96. Назовите семейство, к которому относятся кукуруза, овес и рис.

97. К какому семейству относятся рожь, ячмень, пшеница?

98. К какому семейству относятся ковыль, пырей ползучий?

99. Назовите вид соцветия, характерный для большинства растений семейст­ва злаков.

100. Назовите тип плода, характерный для растений семейства злаков.

101. Назовите 4 — 5 особенностей, характерных для растений семейства злаков.

102. Сколько пестиков и тычинок имеют цветки растений семейства злаков?

103. Какие из перечисленных растений: рожь, пшеница, ячмень, кукуруза, овес — являются самоопыляющимися, а какие — ветроопыляющимися?

104. Назовите растение, крупу которого называют пшеном.

105. Как называют просяную крупу?

106. Зерновки какого растения используют для изготовления ячневой и перловой круп?

107. Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее строение: цветки имеют чашечку из четырех чашелистиков, венчик из четы­рех лепестков, шесть тычинок, один пестик; соцветие — кисть, плоды — стручки или стручочки.

веэовите семейство цветковых растении, для которого характерно следующее строение: цветок правильный, с широким или чашевидным цветоложем, око — лосзетник двойной, состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков, мно — ■о тычинок, один или несколько пестиков; плоды — орешки, костянки, яблоко. Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее строение: околоцветник двойной, чашечка из пяти сросшихся чашелистиков, •екчнк из пяти лепестков, два из которых срастаются, один пестик и десять тычинок, девять из которых у большинства растений срастаются. Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее строение: цветки имеют чашечку из пяти сросшихся чашелистиков, венчик из кати сросшихся лепестков, пять тычинок и один пестик; плоды — ягоды или коробочки.

Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее ггэоение: цветки имеют двойной околоцветник, но чашечка либо не развива — етея, либо представлена щетинками или волосками, венчик из пяти сросших­ся в трубку лепестков, пять сросшихся тычинок, один пестик; соцветие — корзинка, плод — семянка.

Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее строение: цветки с простыми сростнолистными или раздельнолистными око­лоцветниками из шести листочков, с шестью тычинками и с одним пестиком; плоды — коробочки или ягоды.

Назовите семейство цветковых растений, для которого характерно следующее строение: у большинства растений каждый цветок имеет две цветковые че­шуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик; соцветие — сложный колос; плод — зерновка. Что такое сорт культурных растений?

Как сказывается на сохранении признаков и свойств сорта половое размно­жение большинства овощных и полевых культур?

Назовите те части растений, которые человек обычно использует у вы­ращиваемых им гороха, яблони, моркови, капусты и конопли. Назовите те части растений, которые человек обычно использует у вы­ращиваемых им репы, сливы, томатов, бобов и роз.

Назовите те части растений, которые человек обычно использует у вы­ращиваемых им щавеля, фасоли, огурцов, груши, свеклы и астр. Что представляют собой оранжереи, теплицы и парники? Что является ис­точником тепла в них? Какие растения обычно выращивают в них? Назовите несколько преимуществ выращивания растений в теплицах. Назо­вите три абиотических фактора, регулируя интенсивность которых, влияют на рост и урожайность растений, выращиваемых в теплицах.

Как человек использует наблюдения за весенними явлениями в жизни растений для проведения сельскохозяйственных работ? Приведите пример. Назовите три абиотических фактора,регулируя которые можно улучшить рост и повысить урожайность растений. Как объяснить их влияние на рост и уро­жайность растений?

на
Q1 Г23. !24.

Как сказывается на сохранении признаков и свойств сорта половое размно­жение плодовых культур?

Каким образом размножают большинство овощных и полевых культур?

\

125. Каким образом размножают большинство плодовых культур?

126. Что означает понятие "районированные сорта"? Как их получают?

127. Назовите особенности строения и химического состава семян твердой пше­ницы по сравнению с семенами мягкой пшеницы.

128. Какая из пшениц: твердая или мягкая — менее требовательна к почве и климату?

129. Сравните озимую и яровую пшеницы по времени посева и созревания, по урожайности.

130. Сравните твердую и мягкую пшеницы по строению зерна, содержанию белка в зерне, по требовательности к почве и климату.

131. Назовите три сорта капусты.

132. Назовите сор-т капусты, у которого в пищу употребляют плотные белые со­цветия с недоразвившимися цветками.

133. Назовите сорт капусты, у которого в пищу употребляют крупные округлые листья, образующие кочан.

134. Назовите сорт капусты, у которого в пищу употребляют маленькие кочанчики, образующиеся из пазушных почек.

135. Назовите сорт капусты, у которого в пищу употребляют толстый, сочный, надземный стебель, похожий на репу.

136. Какие части (органы) человек использует в пищу у следующих сортов капу­сты: белокочанная, кольраби, цветная?

137. В каких случаях картофель размножают семенами, а в каких — клубнями?

138. Назовите три масличные сельскохозяйственные культуры.

139. С какой целью за 30 — 40 дней до посадки клубни картофеля проращивают в светлом помещении при температуре 12—16 °С?

140. Какая предпосевная процедура ускоряет развитие картофеля, увеличива­ет урожайность?

141. Какие условия необходимо создать для получения высоких урожаев капусты?

142. Какие условия необходимо создать д\я получения высоких урожаев картофеля?

143. Какие условия необходимо создать для получения высоких урожаев подсол­нечника?

144. Назовите две плодовые семечковые культуры, выращиваемые в нашей стране.

145. Назовите две плодовые косточковые культуры, выращиваемые в нашей стране.

146. Назовите по одному летнему, осеннему и зимнему сорту яблони.

147. Почему в саду должно быть не менее трех взаимно опыляемых, одновременно цветущих и вступающих в плодоношение сортов яблони?

148. Каким образом размножают яблони?

149. Почему при посадке саженца яблони необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась выше уровня почвы на 5 —8 см?

Бактерии. Грибы. Лишайники_____________________

Систематическое положение этих живых существ за последнее время существенно

изменилось: ученые выделяют эти организмы в отдельные царства живой приро­ды. Но по сложившейся традиции общее знакомство с этими группами живых су—


дается в курсе ботаники, более же подробно их изучают специальные науки, ЯВе как микробиология, микология и лихнология.

При изучении этого раздела необходимо обратить внимание на распростра — ЯОве в природе, условия существования, особенности строения, способы питания а размножения этих организмов. Среди них имеются как болезнетворные, так и йкызные для человека виды.

Бактерии

Ь > пи являются наиболее древними из ныне живущих организмов. Они отно — к прокариотам (доядерным) и не имеют ни четко оформленного ядра, ни нства органоидов, характерных для эукариотических (ядерных) организмов, которым относятся растения, животные и грибы. Бактерии состоят из наружной цитоплазматической мембраны, цитоплазмы с омами и включениями. Наследственный материал бактерий представлен од — кольцевой ДНК. У синезеленых, или цианобаыперий, есть кроме того мемб — ные структуры, содержащие хролофилл. Среди бактерий есть и антотрофы тосингетики, хемосинтетики), и гетеротрофы (сапрофиты, паразиты). Клеточ — оболочка бактерий состоит из азотсодержащих веществ; некоторые бактерии т жгутики, которые но своему строению существенно отличаются от жгути — эукариот.

Бактерии имеют огромное значение в природе, используются в хозяйствен- ■ой деятельности человека, многие из них являются возбудителями опасных забо­леваний человека и животных. Они являются классическим объектом для решения общих вопросов генетики, биохимии и других наук о жизни. Они широко исполь­зуются в современной биотехнологии.

Контрольные вопросы:

1 К какой систематической группе организмов — прокариотам или эукариотам — относятся бактерии? Обоснуйте свой ответ.

2. Назовите 3—4 особенности бактерий как прокариогических организмов.

3. Назовите 3-4 формы клеток, характерных для различных бактерий.

4. Каково значение образования спор для бактерий?

5. Каким образом происходит образование новой оболочки в момент образования спор?

6. Назовите группу бактерий, способных создавать органические вещества из неорганических.

7. К какой систематической группе организмов (прокариотам или эукариотам) относятся цианобактерии?

8. Назовите основной признак, по которому некоторые бактерии называют­ся сапрофитами.

9. Назовите основной признак, по которому некоторые бактерии называют­ся паразитами.

10. К какой группе бактерий: сапрофитам или паразитам — относятся бактерии гниения и почему?

11. Приведите 3 — 4 примера, иллюстрирующих значение бактерий в природе.

12. Приведите 3 — 4 примера, иллюстрирующих использование бактерий для нужд человека.

13. Назовите г руппу бактерий, которые превращают сливки в сметану.

14. Каким образом молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, участвуют в квашении овощей и силосовании кормов?

15. Какое вещество, выделяемое бактериями, обеспечивает превращение молока в простоквашу, сливок — в сметану?

16. Какое вещество, выделяемое бактериями, предохраняет овощи при квашении и корма при силосовании от разложения?

17. Назовите 3—4 заболевания человека, вызываемых бактериями.

18. Приведите три примера бактерий —сапрофитов.

19. Приведите три примера бактерий —паразитов.

Грибы

Грибы — это низшие эукариотические бесхлорофильные организмы с гетеро­трофным способом питания. Своеобразие грибов определяется сочетанием при­знаков как растений, так и животных. Признаки растений: наличие твердой клеточной оболочки, неподвижность, неограниченный верхушечный рост, поступ­ление веществ путем всасывания. Признаки животных: гетеротрофный тип пита­ния, наличие хитина в клеточных оболочках, запасание углеводов в виде гликогена, образование мочевины.

Вегетативное тело грибов — грибница, или мицелий, — состоит из тонких бес­цветных многоклеточных нитей — гиф. Размножаются грибы вегетативным спосо­бом (частями мицелия), с помощью спор и половым путем (с образованием половых клеток и последующим оплодотворением). Среди грибов встречаются не только сапрофиты, но и паразиты.

Контрольные вопросы:

1. Как называется вегетативное тело гриба?

2. Какими структурами образован мицелий гриба?

3. Что такое гифы? Каково их строение?

4. Назовите три характерные особенности клетки грибов, по которым они отли­чаются от растительной клетки.

5. Назовите основные особенности грибов, по которым они отличаются от живо­тных.

6. Какой способ питания имеют грибы?

7. Приведите два примера грибов —сапрофитов.

8. Приведите два примера грибов —паразитов.

9. Приведите три примера шляпочных грибов.

10. Назовите две основные части шляпочных грибов.

11. Приведите два примера трубчатых шляпочных грибов.

12. Приведите два примера пластинчатых шляпочных грибов.

13. Назовите основную особенность взаимоотношений, характерных для симбиоза.

14. В чем проявляется симбиоз шляпочных грибов и деревьев?

зывается совокупность пенька и шляпки у шляпочных грибов?

два вида структур шляпочных грибов, в которых у разных грибов этся споры.

образом и с помощью каких структур шляпочные грибы помогают ям поглощать из почвы воду и растворенные минеральные вещества? гПризедите три примера ядовитых шляпочных грибов.

Гкжвелите два признака, по которым съедобные опята можно отличить от лобных.

Гсвзедите два примера плесневых грибов.

те внешний вид мукора. С чем связано изменение его окраски с белой: черную?

Назовите основное отличие грибниц пеницилла и мукора. Приведите пример широко распространенного одноклеточного гриба. Назовите способ размножения дрожжей. В чем он заключается? С какой целью в хлебопечении используют дрожжи? Каким образом дрожжи делают тесто легким и пористым? Приведите два примера грибов — паразитов хлебных злаков. Какого цвета споры головни?

В какой период жизни злаков и каким образом происходит заражение их го­ловней?

Назовите проявление одного из грибковых заболеваний крыжовника. Один из грибов —паразитов, поражая листья, молодые побеги и плоды крыжовника, образует белый мучнистый налет, который потом чернеет. С чем связано такое почернение гриба?

Назовите проявление одного из грибковых заболеваний картофеля. Приведите пример гриба, разрушающего древесину деревьев. В чем заключается вред грибов —трутовиков? Как происходит заражение деревьев грибом —трутовиком?

Назовите профилактические мероприятия, предупреждающие заражение деревьев грибами —трутовиками.

Где расположено и какую форму имеег плодовое тело гриба —трутовика?

Через какой промежуток времени после заражения дерева грибом — трутовиком появляются сто плодовые тела?

I)
накипные
имеют вид пленки и растут на камнях и коре деревьев: лецидея, леканора

Как называется та часть гриба —трутовика, которая развивается на коре дерева в виде т вердого плоского кочкообразного формирования?

Лишайники

Нлшсшншси — это симбиотические организмы, тело (слоевище) которых образовано гриба и водоросли. В зависимости от формы слоевища лишайники подразделя — I на три группы:


Что такое межклетники растений? Чем они обычно заполнены и какое это имеет значение для растения?

Как называется вид деления клеток высших растений, во время которого об­разуются две дочерние клетки — одинаковые копии материнской? Почему количество хромосом в каждой дочерней клетке такое же как в материнской?

Какой набор хромосом имеется в следующих клетках растений: споры папо­ротника, клетки эндосперма цветковых растений, клетки эпидермиса листьев цветковых растений, яйцеклетка голосеменных растений?

Почему в результате митоза дочерние клетки имеют одинаковые наборы генов и хромосом — такие же, как в материнской клетке.

Назовите три морфологических признака, по которым старую растительную клетку легко отличить от молодой, недавно возникшей клетки.

Какой набор хромосом имеется в следующих клетках растений: зигота па­поротникообразных,споры мохообразных, клетки корня цветковых растений.

Приведите два примера клеток цветкового растения, которые выполняют свои основные функции только после того, как их живое содержимое отомрет и останутся только их оболочки.

Что такое образовательная ткань? Назовите наиболее характерную особен­ность клеток этой ткани.

К какому виду тканей относится камбий и почему?

Назовите две ткани растений, относящиеся к группе покровных.

Живыми клетками или оставшимися после их гибели оболочками образованы следующие ткани: камбий, древесина, луб, пробка?

Приведите два примера тканей, относящихся к группе проводящих.

Назовите шесть видов тканей растительного организма.

Назовите два органа цветкового растения, в которых расположена фотосин — тезирующая ткань.

Назовите все виды тканей, которые развиваются из образовательной ткани.

К прокариотам или эукариотам относятся растения? Обоснуйте свой ответ.

Назовите 4 — 5 признаков растений как эукариотических организмов.

Какие клетки цветкового растения содержат гаплоидный, а какие — диплоид - ный наборы хромосом?

Что происходит с хромосомами во время метафазы митоза?

Что происходит с хромосомами во время анафазы митоза?

Что такое полиплоидия? У животных или растений она встречается чаще? Назо­вите признаки, по которым полиплоидные организмы отличаются от обычных.

Корень

Корень — это подземный вегетативный орган цветкового растения. Он укрепляет растение в почве, всасывает почвенные растворы и подает их в стебель. В процессе эволюции растений корень возник позднее стебля и листа, но при индивидуальном развитии во время прорастания семян корень первым выходит наружу, закрепляется в почве и поглощает воду с минеральными солями, необходимыми для пробуждающейся почки будущего надземного побега.


2) листоватые представляют собой листовидную пластинку и растут

обычно на коре деревьев, особенно на осине: пармелия, пельтигера, цетрария, ксантория

3) кустистые имеют вид ветвистых кустиков, они срастаются с суб­

стратом только основанием и имеют высоту до не­скольких сантиметров: уснея, кладония.

Симбиоз гриба и водоросли в теле лишайников проявляется в том, что гифы гриба поглощают воду с минеральными солями всей своей поверхностью, а клетки водорослей в ходе фотосинтеза образуют органические вещества.

Роль лишайников в природе велика: они являются пионерами растительности, первыми обживают места и создают перегной, на котором затем поселяются дру­гие растения. Отдельные виды лишайников человек использует на корм скоту, применяет в медицине.

Контрольные вопросы:

1. Назовите систематическую группу, к которой относятся ягель, пармелия, кладония.

2. Приведите пример лишайника.

3. Каким термином называют тело лишайника?

4. Назовите 2 — 3 систематические группы организмов, входящие в состав ли­шайников и функционирующие вместе как один организм.

5. В чем заключается симбиоз грибов и зеленых водорослей, входящих в состав лишайника?

6. В каких клетках лишайника и в каких структурах ее происходит фотосинтез?

7. Какова основная функция грибов, входящих в состав лишайников?

8. Какова функция одноклеточных зеленых водорослей и цианобактерий, входя­щих в состав лишайников?

9. Какой из двух компонентов лишайника поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества?

10. В каком из двух компонентов лишайника в процессе фотосинтеза образуются органические вещества?

11. В чем заключается бесполое размножение лишайников?

12. Назовите особенность, благодаря которой лишайники разрушают горные породы.

13. Приведите два примера, иллюстрирующих значение лишайников в природе.

14. Приведите два примера, иллюстрирующих использование лишайников для нужд человека.

15. Назовите три группы лишайников, на которые их подразделяют в зависимости от формы и строения.

16. Назовите несколько особенностей, благодаря которым лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.